На минувшей неделе свой 90-летний юбилей отметил старейший краевед области Василий Сидак.
Житель села Днепровокаменка Верхнеднепровского района за полстолетия активной собирательской деятельности сумел собрать богатейшую коллекцию предметов старины, охватывающую период с древнейших времен и до наших дней, и создал домашний музей, ставший настоящей достопримечательностью района.
Многие артефакты, в том числе периодов каменного века, античной и казацкой эпох, Василий Артемович спас для потомков в зоне затопления водохранилищ в 60-е годы.
Немало экспонатов энтузиаст передал музею истории Днепродзержинска, с которым его связывают давние дружеские отношения и сотрудничество. Руководство музея вместе с активистами городской организации ВО «Свобода», которые помогали ветерану-краеведу восстанавливать древние казацкие могилы, навестили его в знаменательный день, поздравили со славным юбилеем, пожелали дальнейших успехов и долгих лет жизни.
Гости поддержали инициативу земляков ходатайствовать к Президенту Украины о награждении Василия Сидака орденом «За заслуги».
Источник: sobitie.com.ua
В Днепродзержинске, на перекрестке проспекта Аношкина и улицы Чапаева стоит необычное сооружение - в виде двух искореженных рельсов. Это памятник жертвам трамвайной трагедии, случившейся здесь 2 июня 1996 года.
Трагедия произошла в пятницу вечером. В тот день в вагон маршрута "2-А" народу набилось, как говорится, "под завязку" - люди торопились домой с работы, а попасть в центр города из Баглейского района тогда можно было, в основном, на трамвае или электричке, маршрутных такси еще было мало. На улице Чапаева, которая под большим уклоном спускается на проспект Аношкина, у трамвая отказали тормоза и он на большой скорости (более 70 км в час) понесся вниз. Если бы он ехал только по прямой, остановился бы сам, по инерции. Но при въезде на проспект был крутой поворот. Не вписавшись в него, трамвай сошел с рельсов и понеся уже по асфальту к стоящему впереди зданию школы. Но до школы он не доехал - врезался в бетонное заграждение. От сильного удара корпус вагона оторвался от платформы и перевернулся.
Погибли 29 человек, 119 получили травмы. Авария стала самой масштабной в истории независимой Украины. На следующий день, 3 июня, в Украине должны были праздновать День Конституции. Но празднование отменили - в этот день в стране был объявлен пятидневный национальный траур. Созданная, как и полагается в подобных случаях правительственная комиссия определили, что трамвай был неисправен и вообще не должен был в этот день выходить на линию. Но из-за нехватки вагонов его все же выпустили. Возможно, управляй трамваем опытный водитель, трагедии удалось бы либо избежать вовсе, либо жертв было бы меньше. Но трамваем в тот день управляла 20-летняя девушка, выпускница ускоренных курсов вагоновожатых - в городе не хватало не только вагонов, но и квалифицированных кадров.
Вагоновожатую злополучного трамвая и нескольких руководителей КП "Трамвай" отдали под суд. Тогдашний мэр города Сергей Шершнев подал в отставку. По приказу премьер-министра Украины Павла Лазаренко Днепродзержинску дали несколько новых трамвайных вагонов, изготовленных на заводе "Южмаш".
Через четыре года на месте трагедии установили памятник в память о погибших в виде изувеченной колеи, символизирующей печальный конец маршрута. Днепродзержинский скульптор Гарик Хачатрян назвал его "Разорванное сердце". Поначалу он собирался делать памятник из настоящих рельсов, но потом их решили заменить более легкими полосами из металла. На случай, если кто-то вдруг не впишется в крутой поворот и врежется в памятник, это смягчит удар.
Каждый год в день трагедии, 2 июля, сюда приходят родные и близкие погибших, те, кто выжил в той страшной аварии, проходит молебен.
Трамвайный маршрут "2-А" вскоре вообще закрыли, а потом рельсы на улице Чапаева и вовсе разобрали. За эти годы в Днепродзержинске были еще две серьезные аварии с трамваями, у которых отказали тормоза. К счастью, оба раза обошлось без жертв.
Специально для Портала "Мой Днепродзержинск" Александр Бугаев
Юні чемпіони
У Дніпропетровську проходили обласні змагання школярів по прийому і передачі радіограм. У них взяла участь команда станції юних техніків нашого міста. Юні радисти показали хороші результати. Команда у складі Люби Скакуненко, Віктора Рожка і Тані Кошеленко набрала 1.200 очок і стала чемпіоном області серед школярів.
В особистій першості серед хлопчиків перші три місця завоювали відповідно Віктор рожко, Петя Булгаков та Саша Дрон. У дівчаток перше і третє місця посіли Люба Скакуненко і Таня Кошеленко.
Юним радистам вручено ювілейний кубок. Чемпіонів нагороджено дипломами обкома ДТСААФ, грамотами обласного відділу народної освіти, жетонами.
В.Жировий, керівник радіогуртка станції юних техніків.
"Дзержинець" 07.04.1970.
Молоді гвардійці п'ятирічки
Позаду ще один трудовий день. Перш ніж попрямувати до прохідної, Петро Войтенков на хвилину затримався біля свого верстата. Фрезерувальник завжди так вчиняє в кінці зміни, щоб підсумувати зроблене, проаналізувати трудовий день. Здавалос б, йому, майстру "золоті руки", можна бути впевненим у собі. Однако Войтенков завжди закінчує роботу з бажанням попрацювати ще краще, зробити ще більше. А особливо у ці передсвяткові дні, коли вся країна стала на трудову вахту, присвячена 40-річчю Великої Перемоги.
Несе цю вахту і він, комсомолець Петро Володимирович Войтенков. Поруч, в цій же механічній майстерні і його дружина Любов Миколаївна. Обоє виготовляють різноманітні деталі для оновлення прокатного устаткування Дзержинки. Кожний з них виконує роботу на совість, добротно.
У минулому місяці колектив ЦРПО скоротив стротки ремонту устаткування прокатних станів на 51 годину, таким чином перевиконавши завдання на 6,6 процента. До успіху ремонтників причетна і сім'я Войтенкових (Петра Володимировича ви бачите на знімку). За ударну працю і активну комсомольську роботу він нагороджений знаком ЦК ВЛКСМ "Молодий гвардієць п'ятирічки" другого ступеня.
Фото М.Тупіцина
"Дзержинець" 07.04.1985.