После победы Октябрьской революции в стране началось массовое изменение названий городских улиц, площадей, проспектов, бульваров (в меньшей степени это касалось сельской местности). На картах появились имена большевистских героев, названия, прославляющие пятилетки, колхозы, города-побратимы и т.д и т.п. С приходом новых властей менялись и привычные слуху топонимические названия. Так топонимику поставили на службу агитации и пропаганды.
Вопросы переименований волновали людей всегда. И когда осуществлялась замена старых, дореволюционных названий, на новые, более «соответствующие» (как это в то время понимала действующая в стране власть). И сейчас, когда вновь пошла большая волна переименований улиц и площадей. Кое-кому сейчас это не нравится. Точно так же было и более 80 лет назад.
А как происходило это в Каменском-Днепродзержинске? Как назывались нынешние улицы раньше, и кто придумывал им названия?
Нижняя колония
"В конце XIX и начале XX веков, благодаря построенному металлургическому заводу и усилиям его первого управляющего Игнатия Игнатьевича Ясюковича, маленькое село Каменское Романковской волости имело вид небольшого города, - пишет известный днепродзержинский краевед Игорь Викторович Подзерко. - На стыке тех двух веков население Каменского едва достигало 50 тысяч. Но в городке было два поселка - "Нижняя колония" и "Верхняя колония" с водопроводом и электрическим освещением. Улицы этих поселков названий не имели, а домам просто присваивались порядковые номера. С той поры старожилы города называют "сороковым" дом № 2 на улице Институтской. Кстати, он построен военнопленными первой Мировой войны по проекту нашего земляка архитектора А.Я.Сокола. по-видимому, этот дом оказался последним, построенным в дореволюционное время, из чего следует, что в Верхней колонии было всего 40 строений.
Верхняя колония
Институтская, 2
В Каменском на ту пору стараниями И.И.Ясюковича были построены инженерный клуб (ныне музей истории ДМК), народная аудитория (сейчас - городской театр) с прилегающим парком, православная церковь, католический костел, заводская больница (ныне больница № 1), летнее и зимнее здания Гребного общества, заводское училище (коммерческий техникум), польский и православный детские приюты. Здание польского приюта на улице Красногвардейской стало лечебным корпусом больницы № 1, двухэтажные здания православного детского приюта и его школьного корпуса на проспекте Пелина уже в советское время были перестроены в трехэтажные и сейчас являются первым и вторым корпусами технического университета. Кроме этого, в Каменском тогда были мужская и женская гимназии (лицей № 1), земская больница (горбольница № 3), почта, телефонная станция, два кинотеатра, культовые сооружения, пивзавод, паровая мельница и ряд других заведений и магазинов. Тогда была начата застройка частными домами территории "Новые планы". Это прямоугольник между Гимназическим проспектом (пр.Пелина), улицей Новобазарной (пр.Ленина), улицей Кладбищенской (ул.Сыровца) и новообразованной улицей Коммунарной.
Женская гимназия
Кинотеатр "Слава" 1966 г.
Кладбищенская улица называлась потому, что она пролегала между двумя кладбищами: в конце Новобазарной улицы (во дворе дома со шпилем) и на территории нынешнего городского парка. Далее идут четко намченные "Новым планом" параллельные улицы Лесопильная, Павловская (Дзержинская), Елизаветградская (Шевченковская), Ивановская (Перекопская), Курская (Васильева), Александровская (Короленковская), Проводная (Красноармейская), Васильевская (Арсеничева) и Гимназический проспект (пр.Пелина). Пересекают их также прямые четыре улицы: Новобазарная (пр.Ленина), Прорезная (Пушкинская), Вторая Дачная (Московорецкая) и Первая Дачная (Спортивная). Коммунарная улица образовалась позже - в конце 1920-х годов вдоль железнодорожной ветки со станции Тритузная к растворно-бетонному узлу треста "Дзержинскстрой", которая была разобрана в начале 1960-х годов. Обращает на себя внимание планировка "Новых планов". Она напоминает планировку старого центра одессы со знаменитой улицей Дерибасовской. Только масштабы и великолепие архитектурных шедевров несравнимы с нашими одно- и двухэтажными небольшими домами. Хотя и здесь строения. достойные внимания, как величественное здание "Державний банк" постройки 1930-х годов на проспекте Ленина, "дом Сокола" на Пушкинской улице, или каменный особняк на улице Васильева,8. Следует сказать, что за последние годы некоторые особняки этого района приобрели современный респектабельный вид. В 1917 году Временным правительством Каменскому присвоен статус города, однако долгое время в Каменском существовали две власти - сельская и городская, и только в 1929 году они были объединены. Разительные отличия городской части и сельской оставались до послевоенных сороковых-пятидесятых годов. На улице Сыровца, разделенной трамвайной линией, со стороны "Новых планов" уже стояло большое здание СШ № 16 и высились четырехэтажные красавцы, а на противоположной стороне с несколькими многоэтажками и внушительным сооружением мельницы еще дореволюционной постройки ютились неприглядные домишки, а выше было много хат с соломенными крышами. Помню, что на проспекте Ленина. там, где сейчас разместился цветочный павильон, стояла крытая соломой сельская хата, и в ней жил мой товарищ по секции академической гребли.
Улица Сыровца
(Во время немецко-фашистской оккупации города улица Сыровца называлась улицей Генерала Штейгера).
Пересечение улиц Спортивная и Арсеничева
С тех пор многое в городе изменилось. Исчезла Нижняя колония, на ее месте построена аглофабрика № 2. Верхняя колония оказалась в санитарной зоне, и люди отселены в новые районы, во время строительства комплекса конвертерного производства ликвидированы все 10 переулков Заварихина, улицы Первомайская, Украинская, - вообще все жилые домишки, располагавшиеся в нижней части Днепродзержинска.
За более чем вековую жизнь улицы нашего города не только преображались, но и менялись их названия. Кроме уже упомянутых переименований улиц центра города, многие улицы названы именами тех людей, судьба которых связана с историей города, ее развитием. В брошюре Н.А.Цыганок "Дніпродзержинську - 250", выпущенной в 2000 году указано 37 этих фамилий. Лично я, рождения начала 30-х годов, знал или встречался с людьми, чьи фамилии увековечены в названиях улиц: Петром Михайловичем Бойко, Иваном Васильевичем Васильевым, Михаилом Прокофьевичем Аношкиным, Алексеем Васильевичем Коваленко, Семеном Сергеевичем Смирновым, Иваном Карловичем Шиманским, Владимиром Васильевичем Щербицким и Валентином Моисеевичем Бурханом. И я горжусь тем, что был их современником.
Но были и такие времена, когда "по указанию сверху" проводились кампании переименований. Кроме послереволюционных переименований улиц нашего города было массированное переименование улиц старой части Днепродзержинска в 1950-х годах.
Однажды, во время послеобеденной воскресной беседы, я высказал недоумение по поводу названия улицы, на которой я живу: "Почему улица названа Обуховской? Наверное, кого-то обухом по голове ударили". А мать моей жены Евдокия Петровна Яценко тихо сказала, что она дала такое имя ранее называемому Первому поселковому переулку, а также по ее предложению переименована Вторая Дачная улица в Москворецкую. В то время Екатерина Петровна работала секретарем Днепровского райисполкома, из области пришло указанте пересмотреть устаревшие названия улиц. Председатель исполкома дал своим сотрудникам "домашнее задание" - придумывать новые названия. И Евдокия Петровна вспомнила, что Днепровский район в то время соревновался с Москворецким районом Москвы, а там есть улица Обуховской обороны. Вот так были переименованы Поселковые переулки, осталаст только Главная Поселковая, называемая старожилами "Комсомольским парком". В начале 1920-х годов, когда формировались новые жилые кварталы и присваивались названия улицам, случались и казусы. так, нумерация домов в центральной части города идет с востока на запад, а на улицах Вокзальной и Губы - наоборот. На улице Пушкинской не значится ни одного строения, хотя на ней стоят 19 домов, в том числе и красивый особняк, построенный А.Я.Соколом. Или вот улица с названием Проходной тупик. Это небольшой переулок на Верхней колонии, как бы продолжение улицы Бассейной, всего с двумя трехэтажными домами. Назван он так потому, что заканчивается у западной проходной меткомбината лестничным спуском - пройти можно, а проехать - нет. Это понятно. Но почему в другом конце этого квартала небольшая улица от театральной площади в сторону ДДТЭЦ также считается Проходным тупиком, уразуметь нельзя. Странно также, что в нашем городе существуют две улицы Карла Маркса".
Проходной тупик
Пушкинская улица
Источник: книга "Мой город". Автор Игорь Подзерко. "ИМА-пресс" Днепропетровск. 2011 год. стр.59-64.
Учасники художньої самодіяльності швейної фабрики Галина Аполонська і Олена Партюжак виконують угорський танець.
Фото Д.Бремграєва.
"Дзержинець" 12.04.1951.
В октябре 2015 года общественность Днепродзержинска будет отмечать 70-летие со дня основания Баглейского района.
В юбилейный для района год своими воспоминаниями с читателями газеты «Событие» решил поделиться Почетный гражданин города Днепродзержинска, Почетный председатель городской организации ветеранов Александр Михайлович Михайлов, который с 1970 по 1989 год был директором днепродзержинского молокозавода, а после ухода на пенсию в 1989 году, 25 лет посвятил ветеранскому движению города.
«В апреле 1959 года городские власти пригласили меня в Днепродзержинск на работу, - рассказывает Александр Михайлович. - Я успел поработать на различных руководящих должностях ветеринарной медицины в качестве врача по экспертизе пищевых продуктов, был руководителем мясоперерабатывающего предприятия в Баглейском районе, пока в августе 1970 года горисполком не назначил меня на должность директора Днепродзержинского городского молочного завода.
Работал этот завод многие годы неритмично, там нарушались санитарные нормы, имела место несвоевременная доставка молочных продуктов в торговую сеть и спецпитания на заводы.
Передо мной и коллективом была поставлена задача: в кратчайшие сроки наладить работу завода, улучшить качество молочных продуктов, повысить культуру производства, довести завод до плановой мощности и вывести его в число первых в Днепропетровской области и Украине.
Предприятие в то время объединяло два завода – центральный завод по Белорусскому проезду, занимавшийся производством цельномолочной продукции (молоко питьевое, ряженка, сырково-творожная группа), и цех в Кирпичном переулке по производству сливочного масла, плавленых и деликатесных сыров.
Затем к нам присоединили Щорский молзавод (Криничанского района) на правах цеха.
Также областное управление молочной промышленности закрепило за нами заводы-поставщики сырья (молока, сливок и творогов) – это Верхнеднепровский сырзавод, Пятихатский, Петриковский и Царичанский молочные заводы.
Кроме того, мы много получали неплановое сырье из других областей, где в летнее время на заводах периодически плохо работало или не работало вовсе холодильное оборудование.
В результате проведения огромной организаторской работы и повышения технологической дисциплины, было повышено качество выпускаемых продуктов, и завод через 3 года вышел в передовики среди крупных молочных заводов области и Украины, а через 5 лет, в 1975 году – и Советского Союза.
Большим событием в жизни коллектива завода было то, что Государственная комиссия присвоила трем видам масла фасованного Государственный Знак Качества.
В это время мы освоили мощности завода и вышли на плановую, достигнув небывалых до того времени объемов производства молочных продуктов в сутки: цельномолочной продукции (свыше 25 видов) – 312 тонн; масла сливочного со Знаком качества (сладко-сливочного, любительского и крестьянского, 5 видов) - 10 тонн; сырков плавленых и деликатесных (16 видов, в том числе сыр "Янтарь", сыр с грибами и другие) – 6 тонн.
Замечу, что эта вся продукция выпускалась только из натурального молока без каких-либо консервантов и добавок.
Отдельно остановлюсь на производстве продуктов детского питания (йогурт, сметана фасованная, сырки сладкие с изюмом и другие). Это были витаминизированные продукты.
Как меня, так и весь коллектив радовало, когда в детских яслях, садиках, школах и просто на улицах мы встречали краснощеких деток, выращенных на наших молочных продуктах. А теперь чем кормим?
Мы поставляли все виды молочных продуктов нашему городу, Западной части города Днепропетровска, четырем сельским районам, в холодильники города Киева и Москвы. Масло со Знаком качества нашего завода неоднократно экспонировалось на международных выставках стран СЭВ, Югославии, Германии, Монголии и др. Положительное влияние на совершенствование технологии на предприятии оказал ХХ1 Международный Молочный Конгресс, проходивший в г. Москве в 1982 году, участником которого мне посчастливилось быть.
И, как результат напряженного труда всего коллектива в течение 6 лет, Днепродзержинский городской молочный завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а многие труженики завода - орденами и медалями.
Я горжусь тем, что в разные годы главные специалисты орденоносного предприятия, в том числе и я, выезжали в Киев, Москву и другие города на совещания, выставки, передавая свой опыт работы и перенимая лучшее у других.
Я отдал 30 лет своего труда Баглейскому району и всему Днепродзержинску, и считаю, что наш завод внес большой вклад в историю города и в здоровье горожан. Считаю, что гормолзавод достиг таких высоких производственных показателей благодаря сплоченности коллектива (700 человек) и добросовестному отношению к труду, высокому профессионализму его работников.
Завод многие годы являлся базовым по подготовке кадров. У нас постоянно проходили производственную практику студенты Киевского и Одесского технологических институтов, учащиеся Харьковского, Полтавского, Белоцерковского техникумов молочной промышленности.
На базе маслоцеха велась научная работа Киевским технологическим институтом по качеству масла.
Таким Днепродзержинский гормолзавод был до развала Советского Союза».
«В 1989 году, достигнув 60 лет, я ушел на пенсию, - продолжает вспоминать Александр Михайлов. - А после 1991 года гормолзавод "прихватил" директор фирмы "Наукова". С тех пор там производили всего 15 тонн молока (вместо 312 тонн), масло- и сырцехи закрыли, оборудование раскурочили, а с 2004 года завод был остановлен совсем. Теперь он никому не нужен и постепенно разрушается.
Считаю, что завод можно восстановить, не только для города, но и для области, взяв его в коммунальную собственность».
«Сейчас в Днепродзержинск молочные продукты завозят из других городов, областей и даже из других государств. В них много различных суррогатов, добавок и консервантов. Вот так и живем...» - с грустью говорит мой собеседник.
В конце нашей беседы Александр Михалович поздравил с 70-й годовщиной основания Баглейского района всех тружеников гормолзавода, а также всех жителей района и аппарат Баглейского райсовета.
Вагоностроителей Днепродзержинска часто называют пионерами новой техники. И не безосновательно. При решении многих технических и технологических вопросов они шли неизведанными, а часто и довольно тернистыми путями.
Так было и с внедрением электросварки.
До 1923 года вагоны выпускались только цеольноклепаной конструкции. Но клепка уже отживала свой век. В конце 1929 года завод приобрел сварочную машину, которая была установлена в механическом цехе. Первым сварщиком стал Михаил Николаевич Савенков. Вскоре у него появились надежные помощники: А.Д.Судак, И.А.Анилин, П.П.Гурцев и многие другие. Они быстро овладели новой техникой, творчески решали многие технологические вопросы.
Интересное предложение внесли мастер И.И.Крупицкий и сварщик М.Н.Савенков. Сварочную машину они оборудовали четырьмя стабилизаторами, водяными реостатами, а в качестве ионизатора применили раствор соляной кислоты, изготовив из пластины оцинкованого железа "ножи". Машину перенесли в сварочное отделение (деревянная пристройка возле прессового цеха) и приспособили ее для обслуживания четырех сварочных постов. Производительность агрегата повысилась в несколько раз. На машине освоили сварку триангелей, рессорных державок, упорных угольников тягового аппарата, подушек тягового устройства, буферных стаканови многих других деталей и узлов.
А через год голубой огонек электросварки появился непосредственно в вагоносборочном цехе. С ее помощью изготовляли лбовые и боковые стенки хоппера грузоподъемностью 25 тонн и другие узлы различных вагонов.
В 1932 году вагоносборочный цех пополнился четырьмя новыми сварочными машинами марки СМГ-1. Наладили изготовление электродов. Новаторы производства успешно освоили сварку электродами. Многих молодых электросварщиков для повышения квалификации послали на передовые предприятия страны, где в этом деле был накоплен большой опыт.
Заметно расширилось и электросварочное хозяйство завода. Появилось несколько новых сварочных аппаратов типа СТ-2.
Внедрение электросварки позволило значительно улучшить технологию, оздоровить условия труда, намного увеличить выпуск вагонов. В 1931 году на заводе изготовили 275 платформ грузоподъемностью 25 тонн. Они предназначались для перевозки углей, однако были пригодны и для других сыпучих грузов.
В тридцатых годах перевозки на железных дорогах страны заметно увеличились. С каждым днем вводились в строй новые предприятия. Развивалось сельское хозяйство.
15 июня 1931 года ЦК ВКП(б) принял специальное решение об очередных задачах железнодорожного транспорта. ЦК указал Народному Комиссариату Путей Сообщения на необходимость реконструкции железнодорожного транспорта и, в частности, на введение большегрузного подвижного состава, 50-60-тонных вагонов, применения автосцепки, автотормозов и т.д.
Вагоностроительным заводам нужно было перестраиваться. В это время и началась реконструкция Каменского вагоностроительного. На первых порах возникли трудности в материально-техническом снабжении и те, которые всегда бывают при освоении новой продукции. Годовое плановое заданиеосталось не выполненным.
Не справился коллектив завода и с производственным планом в 1932 году. В основном это объяснялось отсутствием металла. В первом квартале завод недополучил 14 тысяч тонн проката. Особенно плохо выполнял наряды соседний Днепровский металлургический завод имени Дзержинского, который поставил только 23 процента предусмотренного металла. На 28 процентов выполнил заказ Краматорский металлургический . Однако было бы ошибкой объяснить отставание только плохим материально-техническим снабжением. Были и другие очень веские причины. Ведь в тот период завод реконструировался. Строились новые цехи, вводились в строй новые мощности, совершенствовалась технология.
3 сентября 1932 года вопрос о реконструкции завода имени газеты "Правда")обсуждался на заседании горкома партии. Основное внимание было обращено на обеспечение завода стройматериалами для фасонно-сталелитейного и малярно-сдаточного цехов и своевременную сдачу их в эксплуатацию.
И все же темпы работ на заводе постепенно возрастали. В 1932 году было выпущено 1637 вагонов, в том числе, 134 двухосные платформы, 1451 двухосный хоппер грузоподъемностью 25 тонн и даже 52 хоппера грузоподъемностью 50 тонн. По сравнению с предыдущим годом выпуск вагонов увеличивался на 17 процентов. Однако запланированный прирост производства еще не достигался.
Двухосный хоппер
В начале лета 1933 года Б.Н.Васильева отозвали в Москву. На должность главного инженера был назначен А.А.Герцов. Нужны были действенные меры для преодоления отставания.
Источник: книга "Днепродзержинский вагоностроительный" С.Скоробогатов, Э.Френкель, А.Ребенок, Е.Лазаренко. "Промінь" Днепропетровск, 1969 г. стр. 13-14.
Директор металлургического завода имени Дзержинского И.П.Манаенков как-то пригласил к себе инженеров Б.Н.Васильева и А.А.Герцова. Он рассказал, что скоро должен вступить в строй соседний коксохимический завод. Для того, чтобы доставлять кокс на эстакады дменного цеха, нужны саморазгружающиеся вагоны.
Это было нелегкой задачей. Ведь в то время саморазгружающиеся вагоны в стране не выпускали. Когда же их решили заказать за границей, то капиталистическая фирма, учитывая создавшееся положение, заломила непомерно высокую цену, установив явно не подходящие сроки поставки.
- Нам нужно обойтись без иностранных фирм, - сказал И.П.Манаенков. - Вот если бы самим сконструировать и построить такие вагоны. Может быть попытаетесь? Быстрее разработайте чертежи и постройте опытный вагон. Если вас постигнет неудача, претензий не будет. Смело беритесь за дело и, я уверен, что с этой задачей справитесь.
То была первая конструкторская работа. Главный инженер завода Борис Николаевич Васильев подобрал технические журналы и имевшиеся проспекты иностранных фирм. После коллективного обсуждения нескольких конструкций остановились на хоппере, который имеет наиболее простой и надежный механизм разгрузки. Чтобы ускорить строительство, решили использовать раму 20-тонных крытых вагонов, которые в то время выпускал завод, а для механизма разгузки - ручной привод, так как не все паровозы были оборудованы компрессорами. Конструкция механизма была универсальной, и в дальнейшем этот механизм можно будет перевести на пневматику.
Через несколько дней подготовили чертеж будущего вагона. И.П.Бардин одобрил его. Рабочие чертежи разрабатывали конструкторы технического отдела.
Прошло три недели, и в цехи передали заказ на изготовление деталей для опытного вагона. День и ночь конструкторы проводили в цехах. Следили за изготовлением деталей, направляли недоделки в чертежах, давали консультации рабочим. Детали обрабатывали вне всякой очереди. Собирать хоппер поручили лучшей бригаде.
А еще через три недели первый опытный хоппер передали для промышленных испытаний. Прошли они успешно. И.П.Манаенков и И.П.Бардин горячо поздравили вагоностроителей с победой.
Для завода имени Дзержинского было изготовлен 50 хопперов. Так была решена проблема доставки кокса из коксохимического завода.
Вскоре каменские вагоностроители получили еще один почетный заказ - изготовить 200 таких же вагонов для Магнитостроя. А в октябре 1931 года, на 15 дней раньше срока направили в ЦК ВКП (б), ВНСХ СССР и редакцию газеты "Правда" свой трудовой рапорт: вагоны для строительства Магнитки изготовлены и отправлены по назначению
Источник: книга "Днепродзержинский вагоностроительный" С.Скоробогатов, Э.Френкель, А.Ребенок, Е.Лазаренко. "Промінь" Днепропетровск, 1969 г. стр. 11-12.