На снимке первого выпуска Стахановских курсов вагоновожатых Днепродзержинского трамвая, который состоялся в 1938 году, можно увидеть фотографии тридцати семи выпускников и пяти преподавателей. Есть еще рамки для трех фотографий. Но, увы, их самих нет. А ведь должны были быть. Почему нет фотоснимков? В голову приходит одна мысль. 1938 год... Сталинские репрессии... Период наиболее массовых репрессий, так называемый "Большой террор", пришёлся именно на 1937—1938 годы. Интересно, кто же из днепродзержинских трамвайщиков тогда попал под их каток?
Фото предоставлено Дмитрием.
"Судя по номеру состава 567-568 это работники трамвайного депо № 2, - рассказывает Дмитрий Рейдер. - В 1977 году трамвай пришел с Чехословакии в Днепродзержинск, а в 1990-м году был передан в Запорожье.
Бампер с алюминевой накладкой (старая модификация), лесенка у второй двери должна быть, и люки в крыше шырокие".
Из Киева в Вышгород и Днепропетровск полетят суда на подводных крыльях! Первый пробный рейс намечен на середину-конец мая.
Об этом сообщают «Вести».
«Мы планировали начать навигацию уже в этом месяце, но проект стопорится. Покупка катеров заняла больше времени, чем мы рассчитывали, — рассказывает «Вестям» Сергей Москаленко, замгендиректора компании «Днепровский экспресс», — Мы планируем купить «Метеор» в Румынии, и, по нашим расчетам, он придет к нам в начале мая. Катер, который мы покупаем, называется «Адмирал-1». Но, что интересно, изначально это судно носило имя «Василий Засенко», до 95-го года оно работало именно на линии Киев — Днепропетровск. Потом рейсы между областями закрыли, и в начале 2000-х наш «Метеор» ушел работать на Дунай».
Сергей говорит, что «Метеоры» в Днепр (и обратно в столицу) будут отчаливать в 7 утра. Время в пути — 9–10 часов. Стоимость билета — примерно 300 грн (поезд «Интерсити +» добирается до Днепропетровска за 5 часов за такую же цену). Предполагается несколько остановок — например, в Черкассах, Каневе, Кременчуге. «Такие тарифы не окупят наших расходов. Но мы не хотим спугнуть первых клиентов высокими ценами. На самоокупаемость будем выходить плавно, к тому же наш маршрут может быть удобен для жителей Днепропетровской области вместо маршруток, — признается Москаленко. — Еще мы планируем имиджевый маршрут: Киев — Вышгород. Стоимость билетов будет доступной всем, но какой именно, сказать пока не могу. Запустим его также в середине-конце мая»
В этом году днепродзержинский трамвай празднует свое 80-летие.
Трамвай - самый первый общественный вид транспорта в Днепродзержинске и пока-что единственный, обеспечивающий право на бесплатный проезд пассажиров льготных категорий.
Трамвайное движение в городе было открыто в 1935 году. Ранее в Днепродзержинске действовало 9 трамвайных маршрутов, но после страшной аварии 2 июля 1996 года линия по ул. Чапаева была закрыта, а половина трамваев КТМ города - списана, из-за этого были отменены также "пиковые" маршруты. Сейчас в Днепродзержинске действуют 4 трамвайных маршрута №1;2;3;4. Днепродзержинск - самый маленький город Украины, использующий трамваи Т3, КТМ-8, КТМ-8М и Татра-Юг, а также самый большой город Украины без троллейбусов.
Уже к середине 30-х годов минувшего века на местном уровне активно обсуждалась проблема отсутствия в Каменском общественного транспорта. Основная масса горожан работала на металлургическом заводе. В любое время года и погоду им приходилось своим ходом следовать из ближних поселков в центр города, преодолевая пешком по 10-20 километров. В апреле 1934 года делегация уехала в Москву к наркому С. Орджоникидзе с ходатайством об оказании помощи в строительстве первой трамвайной линии в городе Каменском. Нарком дал «добро», профинансировав строительство первой линии.
Первая очередь трамвайного маршрута в нашем городе (по капризу чиновников переименованная в «четвертый») была проложена 78 лет тому назад, в 1935 году. Проектировал маршрут инженер-конструктор Днепровского металлургического завода И. Т. Новиков, позднее занимавший пост председателя Госстроя и заместителя председателя Совета Министров СССР. Начальником строительства первой очереди был К. В. Пащенко. Первым директором трамвая (так тогда называлась эта должность - прим. автора) был В. И. Зубинский, поработавший всего лишь год в этой должности.
К Октябрьским праздникам была построена первая очередь трамвайной линии, которая проходила от новопостроенного цементного завода через улицы Спортивную, Сыровца до улицы Украинской. 27 ноября 1935 года состоялся праздничный митинг в честь открытия трамвайной линии в Каменском.
Первое трамвайное депо, находившееся на улице Коммунарной, имело одну смотровую канаву, пару путей отстоя и гараж. В те годы трамвайные вагоны в день перевозили 40 тыс. горожан. А население всего города тогда составляло 140 тыс. чел.
Всего через год была построена уже вторая очередь: ул. Украинская - ул. Колхозная (Лермонтова). В 1938 г. была построена третья очередь от улицы Колхозной до улицы Колеусовской. Трамвайная линия связала коксохимический завод им. С. Орджоникидзе с центром города. На следующий год была пущена четвертая очередь по маршруту пр. Ленина - ул. Октябрьская (Юбилейный проспект) - ул. Народная (район улицы Чапаева).
Таким образом, в 1939 году заработал уже второй маршрут, связавший центр города со спальными районами, продолжавший свое развитие в направлении единственной на то время в городе железнодорожной станции - Баглей. На втором маршруте работали только одиночные вагоны (моторные), так как на опасном спуске по проспекту Ленина ненадежно было выпускать двухвагонные поезда (моторные с прицепами). Альтернативы трамваю в те времена вообще не было. Людей утром будил звонок первого трамвая, а ночью они засыпали под звонок последнего.
Цифры
Стоимость первой очереди - 1,5 млн рублей.
Длина пути - 12,5 км.
Уложено шпал - 18450 штук.
Установлено 400 опор контактной сети.
Куплено 6 моторных и 6 прицепных вагонов серии «Х» Мытищинского производства.
Стоимость второй очереди - 1,2 млн руб.
Длина построенной очереди составила 9,7 км.
В 1939 г. первый маршрут обслуживало около 15-20 единиц, которые были сцеплены и работали двухвагонными поездами.
Второй маршрут обслуживали 4 одиночных вагона.
Дмитрий Рейдер
Всі мабуть бачили трамвай, пофарбований у голубу та червону фарби, що ходить по першому маршруту. На ньому чіткий, виразний напис: "Комсомольсько-молодіжний поїзд".
Якщо ви зайдете у друге депо трамвайного управління трамвая і заведете розмову про комсомольсько-молодіжний поїзд, молодь вам з гордістю скаже:
- Це наш поїзд!
Чому? Ось про це і хочеться розповісти.
На комсомольських зборах, які відбулись з нагоди взяття зобов'язань по особистому вкладу в будівництво комунізму, Віктор Мельниченко в своєму виступі запропонував:
- Давайте відремонтуємо комсомольсько-молодіжні поїзди своїми силами.
Збори ухвалили в післяробочий час відремонтувати поїзди. Закінчується зміна, а комсомольці і молодь додому не збираються, а приходять до свого молодіжного.
Добре працювали молотобоєць В.Мельниченко, токар С.Браковенко, бригада слюсарів А.Бондаренка. За електроустаткування взялися комсомольці В.Рябець та В.Каверін, а столярні роботи сумлінно виконував Д.Мохов. Багато зусиль доклали З.Курочкіна та Л.Гиродищенко, щоб поїзд був пофарбований краще від усіх. Активну участь у ремонті взяли комсомольці Дубина, Броханова, Кондратенко, Кучма, Чернявський.
Так комсомольці другого депо з гордістю можуть сказати про поїзд.: "Це наш", бо відремонтували його самі в неробочий час.
Хороший подарунок підготували трамвайники XIV з'їздові ВЛКСМ.
В.Полторацький, секретар комсомольської організації управління трамвая.
"Дзержинець" 05.04.1962.