Директор металлургического завода имени Дзержинского И.П.Манаенков как-то пригласил к себе инженеров Б.Н.Васильева и А.А.Герцова. Он рассказал, что скоро должен вступить в строй соседний коксохимический завод. Для того, чтобы доставлять кокс на эстакады дменного цеха, нужны саморазгружающиеся вагоны.
Это было нелегкой задачей. Ведь в то время саморазгружающиеся вагоны в стране не выпускали. Когда же их решили заказать за границей, то капиталистическая фирма, учитывая создавшееся положение, заломила непомерно высокую цену, установив явно не подходящие сроки поставки.
- Нам нужно обойтись без иностранных фирм, - сказал И.П.Манаенков. - Вот если бы самим сконструировать и построить такие вагоны. Может быть попытаетесь? Быстрее разработайте чертежи и постройте опытный вагон. Если вас постигнет неудача, претензий не будет. Смело беритесь за дело и, я уверен, что с этой задачей справитесь.
То была первая конструкторская работа. Главный инженер завода Борис Николаевич Васильев подобрал технические журналы и имевшиеся проспекты иностранных фирм. После коллективного обсуждения нескольких конструкций остановились на хоппере, который имеет наиболее простой и надежный механизм разгрузки. Чтобы ускорить строительство, решили использовать раму 20-тонных крытых вагонов, которые в то время выпускал завод, а для механизма разгузки - ручной привод, так как не все паровозы были оборудованы компрессорами. Конструкция механизма была универсальной, и в дальнейшем этот механизм можно будет перевести на пневматику.
Через несколько дней подготовили чертеж будущего вагона. И.П.Бардин одобрил его. Рабочие чертежи разрабатывали конструкторы технического отдела.
Прошло три недели, и в цехи передали заказ на изготовление деталей для опытного вагона. День и ночь конструкторы проводили в цехах. Следили за изготовлением деталей, направляли недоделки в чертежах, давали консультации рабочим. Детали обрабатывали вне всякой очереди. Собирать хоппер поручили лучшей бригаде.
А еще через три недели первый опытный хоппер передали для промышленных испытаний. Прошли они успешно. И.П.Манаенков и И.П.Бардин горячо поздравили вагоностроителей с победой.
Для завода имени Дзержинского было изготовлен 50 хопперов. Так была решена проблема доставки кокса из коксохимического завода.
Вскоре каменские вагоностроители получили еще один почетный заказ - изготовить 200 таких же вагонов для Магнитостроя. А в октябре 1931 года, на 15 дней раньше срока направили в ЦК ВКП (б), ВНСХ СССР и редакцию газеты "Правда" свой трудовой рапорт: вагоны для строительства Магнитки изготовлены и отправлены по назначению
Источник: книга "Днепродзержинский вагоностроительный" С.Скоробогатов, Э.Френкель, А.Ребенок, Е.Лазаренко. "Промінь" Днепропетровск, 1969 г. стр. 11-12.
"После окончания средней школы я учился в индустриальном техникуме по специальности обработка металлов резанием. А затем 20-летним пошел в армию и служил с 1962 по 1965 год в вонской части, что возле Тюратам (поселок Ленинский), недалеко от Байконура, - рассказывает днепродзержинский шахматист Святослав Москаленко. - Это был центр, где перед полетами собирались все советские космонавты. Мы по прибытию в часть после вечерней поверки впервые наблюдали в небе светящееся облако, которое поднималось от горизонта и становилось все шире и шире. Как нам потом объяснили, что это происходит после запуска ракеты в космос. И это явление затем видели почти ежедневно. 16 июня 1963 года нам сообщили, что в космос полетела женщина, Валентина Терешкова. В трех километрах от нашей части находился транспортный аэродром. И если в небе видели самолет с красной полосой, то это означало, что на правительственном борту привезли космонавтов. Нас в поселок Ленинский никого не пускали. Но я в 1964 году однажды там побывал, так как играл на первенство округа по шахматам. Я имел тогда первый разряд. Самое интересное, что тогда произошел один смешной случай. Захожу я на второй этаж Дома офицеров в комнату, где проводился шахматный турнир. И вдруг ко мне подбегает молоденький лейтенант и начинает носовым платком чистить мои ботинки. Я просто дар речи потерял. Оказалось, что 25-26-летние офицеры играли в шахматы, и проигравшие должны были первому, кто войдет в комнату, почистить обувь. А в турнире я, тогда еще перворазрядник, занял пятое место среди 18-ти игроков".
Текст: Виктор Куленко
"После окончания средней школы я учился в индустриальном техникуме по специальности обработка металлов резанием. А затем 20-летним пошел в армию и служил с 1962 по 1965 год в вонской части, что возле Тюратам (поселок Ленинский), недалеко от Байконура, - рассказывает днепродзержинский шахматист Святослав Москаленко. - Это был центр, где перед полетами собирались все советские космонавты. Мы по прибытию в часть после вечерней поверки впервые наблюдали в небе светящееся облако, которое поднималось от горизонта и становилось все шире и шире. Как нам потом объяснили, что это происходит после запуска ракеты в космос. И это явление затем видели почти ежедневно. 16 июня 1963 года нам сообщили, что в космос полетела женщина, Валентина Терешкова. В трех километрах от нашей части находился транспортный аэродром. И если в небе видели самолет с красной полосой, то это означало, что на правительственном борту привезли космонавтов. Нас в поселок Ленинский никого не пускали. Но я в 1964 году однажды там побывал, так как играл на первенство округа по шахматам. Я имел тогда первый разряд. Самое интересное, что тогда произошел один смешной случай. Захожу я на второй этаж Дома офицеров в комнату, где проводился шахматный турнир. И вдруг ко мне подбегает молоденький лейтенант и начинает носовым платком чистить мои ботинки. Я просто дар речи потерял. Оказалось, что 25-26-летние офицеры играли в шахматы, и проигравшие должны были первому, кто войдет в комнату, почистить обувь. А в турнире я, тогда еще перворазрядник, занял пятое место среди 18-ти игроков".
Текст: Виктор Куленко
Видала першу продукцію фабрика кулінарії відділу робітничого постачання заводу імені Дзержинського. Щодня з кондитерського цеху в торговельну мережу відправляють 500-900 кілограмів виробів.
У великому приміщенні фабрики, збудованному по вул. Димитрова, незабаром відкриються також м'ясний та овочево-рибний цехи. В них виготовлятимуться напівфабрикати для робітничих їдалень, для реалізації населеннючерез магазини. Фабрика обслуговуватиме не лише заводські їдальні та магазини. В перспективі її потужність буде доведена до 40 тонн продукції на добу. Це повністю забеспечить потреби населення нашого міста.
О.Андрієнко
"Дзержинець" 11.04.1970.
В новому будинку на розі вулиць Медичної та Миру закінчується обладнання нового відділення зв'язку. В просторому приміщенні його розмістяться відділення зв'язку, де виконуватимуться всі поштові операції, телеграф та міжміський переговорний пункт. Тут буде встановлено телефон-автомат зв'язку з Дніпропетровськом.
- Це буде 35-е за рахунком поштове відділення в нашому місті, крім центрального, - розповів начальник міського вузла зв'язку А.О.Куманьов. - В другому кварталі планується відкрити ще одне - на соцмісті.
"Дзержинець" 11.04.1970.