Zhugan.jpg

27 августа 1926 г. в селе Лиховка, Днепропетровской области родился украинский художник  Жуган Владимир Александрович

О Владимире Александровиче Жугане можно много говорить, можно написать тысячи томов и все равно не объяснить тот феномен, который являл искусство этого талантливого живописца, Маэстро настроения природы, с неизменным этюдником в руках. Смысл его жизни — в каждом пробудить чувство единения и гармонии с природой. Его искусство — это настроение, в котором нельзя что-то, как в науке, объяснить — стоит лишь смотреть и любоваться.

Ещё Кант познал, что природа Гения сама диктует правила искусству. Гений Владимира Александровича Жугана — в создании оживлённых пейзажей, полных движения и динамики, в умении выйти за пределы себя, в проникновении душой в запредельный мир красоты, из которого он несёт через себя созерцателю картин великое и прекрасное.

Живописные творения — это самые загадочные черты автопортрета Владимира Александровича, как творца, влюблённого в тайну природы и философию её жизни. В его живописи мазки кисти и нежные касания мастихина имеют прямое отношение не только к организации пространства полотна, к характеристике формы и цвету, но и прежде всего, — к чувствам художника. Именно картинами Владимир Александрович высказывал свои главные мысли о сути Прекрасного, размышлял о совершенном.

Оживление полотна — одна из величайших тайн живописи. Наделить произведение искусства жизнью и одухотворить изображаемое, идеализировать видимое реальное и придать форму душевным порывам — задача, которую поставил и выполнил Жуган, истинный художник, действительно заслуживающий это звание.

Украинский художник, живописец и пейзажист, Жуган Владимир Александрович родился 27 августа 1926 г. в селе Лиховка, Днепропетровской области, в семье рабочих. Овладевал художественным мастерством с 1946 по 1951 гг. в Днепропетровском художественном училище. Выдающимся педагогом по направлению реализма в живописи для Владимира Жугана был Куко Александр Семёнович (1904-1971) — преподаватель училища, ученик Фёдора Григорьевича Кричевского (1879-1947), классика украинского модернизма, обучавшегося в Вене у Густава Климта.

Другой талантливый учитель Владимира Жугана, Николай Степанович Погребняк (1885-1965), следовал лучшим реалистическим традициям. Его творческая деятельность является связующим звеном между реалистической школой дореволюционного и советского искусства. Николай Степанович получил прекрасное образование в Миргородской промышленно-художественной школе Опанаса Георгиевича Сластиона (1855-1933) («Наш Сластён — прекрасный иллюстратор, безукоризненный рисовальщик!», говорил сам Репин). В 1913 г. за великолепное реалистическое и графическое искусство он был избран членом Екатеринославского украинского литературно — артистического общества «Просвита». Его многочисленные масляные и акварельные пейзажи учили через искусство постигать жизнь и труд.

Заслуженный деятель искусств Украины Михаил Никитович Панин (1877-1963) был ещё одним непревзойдённым преподавателем Владимира Жугана. Панин, ученик Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), закончил в своё время Петербургскую Академию искусств по классу профессора Василия Евгеньевича Савинского (в 1902-1911 г.г.), работал в области станковой живописи, и, используя методику П. Чистякова, обучал в лучших традициях реалистического искусства.

В конце 19 — начале 20 вв. учителя Жугана из объединения художников Екатеринославщины поддерживали тесные контакты с творческими объединениями Петербурга, Москвы, Одессы, принимая участие в их выставочной деятельности. Мастерство учителей Жугана формировали не только непосредственные наставники, но и приезжавшие в Екатеринослав классики живописи, среди которых были замечательный мастер-пейзажист Степан Федорович Колесников (1879 — 1955), Сергей Алексеевич Коровин (1858 — 1908) — русский живописец-жанрист, Филипп Андреевич Малявин (1869-1940) — русский живописец, создавший знаменитую серию «цветущих русских баб» с элементами стиля «модерн»; все они — известные художники, волею судеб оказавшиеся за границей и вошедшие в историю как представители русской художественной эмиграции.

Воистину великая школа художественных традиций и мастерства Куко, Кричевского, Климта, Погребняка, Сластиона, Панина, Репина, Колесникова, Коровина, Малявина сформировала творческий гений Жугана.

С 1946 года Владимир Жуган начинает экспонировать произведения на отчетных художественных выставках как молодой художник. После окончания в 1951 году художественного училища он активно включался в творческую жизнь художников Днепропетровщины, руководил изостудией при Дворце пионеров Днепродзержинска (1951-1956 гг.). Творческая дружба и совместные поездки на этюды с народным художником Украины Георгием Георгиевичем Чернявским (1924-1981) в 60-е гг. благотворно повлияли на формирование Владимира Александровича Жугана как профессионального художника. Картина «Весна», ( представлена на сайте ) является совместной работой двух великих художников.

Мастерство и художественный уровень Владимира Александровича Жугана росли с каждым годом. Художник участвовал в областных и республиканских выставках. Его обращение к ответственным темам, таким как отображение героических трудовых будней и самоотверженного труда рабочих коллективов, меняющих облик страны, уже тогда указывало на возросший художественный уровень Жугана и постановку им серьёзных художественных задач.

За достигнутые успехи в области изобразительного искусства, в 1964 Владимир Александрович Жуган был принят в Союз Художников Украины. Он — первый живописец Днепродзержинска, удостоенный звания Заслуженного художника Украины. За более чем 60 лет творческой жизни множество его картин разошлось по музеям и частным коллекциям во всём мире.

Украина — страна c неповторимым колоритным пейзажем, поэтому здесь и проявился художественный талант Владимира Александровича Жугана. Он познал таинства природы и перенес их на холст. Природа нашей Родины всегда манила художника бесконечным богатством своих форм и красок. Жанровое многообразие пейзажей Жугана раскрывало его многогранное отношение к окружающему. А времена года — раздолье для творчества Жугана, где во всём своём многоличии, позирует ему красавица природа. Осень — время золотого сокровища красок, зима — хрустальные нюансы белого пространства полотен, весна — пробуждающаяся радость в сердце, лето — любовь к жизни.

Основные черты украинского пейзажа Владимира Александровича — отображение простора, величия и красоты природы. Особое место в его творчестве занимают лирические пейзажи Днепропетровщины и Полтавщины — края, где родился и вырос художник. Природа и сельская жизнь хорошо знакомы ему с детства, а то, что прочувствовал и пережил — легко писать. Поэтому вполне понятны непосредственность, искренность и особая задушевность, отличающая сельские пейзажи — «Гречка цветёт» (1973), «На окраине села» (1979). Также он воспевал и плодородную щедрость украинских полей — «Гречиха цветет» (1984), «Спелый хлеб» (1981).

Любимые мотивы — это виды украинского леса, озёр, рек и гор, и это далеко не срисованные изображения, это прочувствованные и осмысленные впечатления. Любовь к природе всю жизнь давала Владимиру Александровичу самое большое вдохновение для создания картин — самых бесценных сокровищ его жизни. Он — яркий пейзажист, наполняющий серые будни радостью красок мира: «Река Орель» (1970), «Осенний дуб» (1969). Картины Владимира Александровича пронизаны влюблённостью в загадку природы и философию её жизни, манят простором долин и тишиной воды, негой первого снега и буйством красок осеннего леса. В душе он художник-поэт, на мольберте которого рождаются как выразительные по цвету, так и эмоциональные, музыкальные, глубокие пейзажи.

Притянув за собой культурную парадигму формации импрессионизма и унаследовав художественную школу Моне и Климта, Жуган синтезировал их с оживлённостью движения, стал новатором жанра. Когда Жуган хотел перенести на свои полотна природу в ее истинном проявлении, он выходил из мастерской на открытый воздух, пленэр (англ. «plain air»), впитывал в себя целебные силы природы и заряжал ими холст. Работа художника на природе рождает у него радостное восприятие жизни, необъяснимое ощущение свободы. Вдохновение приходило к Владимиру Александровичу, как сияющее летнее утро, сбросившее туманы тихой ночи, осторожно дыша в лицо целебной прохладой, утоляя росой зарослей и зажигая внутреннее желание создать Нечто настоящее.

Мастерством руки Жугана созданы картинные шедевры, наполненные цветовой гармонией и выразительной силой. В своих романтических пейзажах живописец обращается и к внутреннему миру человека: «Тихий день» (1986), «Озеро любви» (2004), «Осень» (2004), «Золотая осень» (1998). В пейзажах «Весна» (2005), «Перед грозой» (1972), «Красные деревья» (1983), «За грибами» (1990) подчеркивается глубина пространства и игры цвета освещения. Их отличает поэтичность и эмоциональная наполненность.

Стремление живописца глубже передать красоту украинской природы, воспетой поэтом Тарасом Григорьевичем Шевченко, показать своеобразие родного села писателя, Субботина и Канева, предопределили многочисленные поездки на родину Кобзаря. Художник бывал здесь во все времена года, работал много и упорно. Искал новые варианты живописных и образных решений. Достоверно и тепло, воплощая тот или другой образ или мотив, Жуган передаёт свое виденье, свое чувство любви к местам, связанным с этим великим поэтом: «Дуб Шевченко» (1962), «Кленки» (1958), «Три криницы» (1960). Эти же чувства видны и в его мемориальных пейзажах: «Дом, в котором жил мой земляк Л.И. Брежнев» (1985), «Памятник истории» (1970), «Музей истории Корсунь-Шевченковской битвы» (1964).

Большое влияние оказали на Владимира Александровича творческие поездки, организованные Днепропетровским отделением Союза Художников. В серии крымских пейзажей художник запечатлел и изменчивую красоту Черноморья: «Ласточкино Гнездо» (1975), возвышенный горный «Крымский пейзаж» (1980). В этих работах отразилось умение Жугана передать неповторимый колорит тех мест, где ему довелось побывать.

Дом художника, его мастерская, находятся рядом с Днепровским речным раздольем, речным портом. Красота могучей реки всегда волновала душу Мастера: «Полдень над Днепром» (1965), «Днепр» (1970). На этих картинах художник отражает многообразные живописные состояния речной глади, неба, зеленых берегов, раскрывает естественный мир гармонии природы.

Когда в послевоенные 50-е гг. в советской живописи, так же, как и в европейском искусстве, преобладали такие направления как авангард и соцреализм, что обращались к трагедии войны и хаосу деформации, Жуган с его тягой к гармонии, уже смотрел в будущее. Динамика насыщенных красок природных пейзажей Жугана продолжилась динамикой цельных образов в его индустриальных пейзажах. Когда в начале 60-х гг. Днепропетровщина стала крупнейшим индустриальным центром Украины, символом человеческого героизма стали города — Днепропетровск, Днепродзержинск, Кривой Рог. Весь свой трудовой путь, постоянно находясь в гуще бурной созидательной жизни, Жуган стал одним из основателей индустриального пейзажа, подойдя к трактовке промышленной среды по-особенному, увидев в ней эстетическую ценность. Через индустриальные пейзажи он выразил своё художественное осмысление вопроса «человек и окружающая среда в условиях технического прогресса»: «На строительстве Днепродзержинской ГЭС» (1960), «Канал Днепр — Донбасс» (1975).

Талантливой творческой находкой Жугана является создание индустриально-природного пейзажа, впитавшего традиции соцреализма и импрессионистической техники и являющего гармонию цивилизации и окружающей природы: «Новостройка Днепродзержинска» (1974), «Окраина города» (1958), «Новый район» (1972), «Черёмушки» (1965).

Впечатлённый размахом строительства и тем энтузиазмом, с каким человек овладевает природой, Владимир Александрович совершал многочисленные поездки на новые заводы. Результатом явились полотна, рассказывающие о великих переменах, происходящих в стране. Художник приходил на стройки и трудился там с таким же воодушевлением и радостью, как и рабочие, разве что материал у него был свой, для создания картин. Используя такие изобразительные средства, как соотношение масштабов чётких контуров новостроек и своеобразных по графической красоте железобетонных конструкций, контрастность цвета и его световую насыщенность, художник создал живописные образы, в которых чувствуется эпическая широта, монументальность и созидательный человеческий труд: «Криворожский рудник» (1979), «Дорога на ГЭС» (1964). Люди на индустриальных пейзажах Владимира Александровича находятся в трудовом ритме, и в тоже время, они так же, как и зрители восхищаются грандиозностью строящегося. Жуган пишет индустриальный пейзаж не как репортаж со стройки, а как динамику движения, рождающую ощущение бодрости, энергии и душевного подъема. Индустриальный пейзаж принёс Днепродзержинскому мастеру успех и признание на многих республиканских выставках и в мировом масштабе.

Многогранность и глубина творческого гения Жугана, вместе с новаторской техникой, нашли своё отражение и в натюрмортах: «Ромашки» (1978), и в картинах Ню: «Моя любимая» (1992), «Перед зеркалом» (1992).

Созданные Жуганом художественные шедевры, пользующиеся неоспоримым успехом на Украине, в России, в Европе, США возводят его в ранг одного из самых талантливых самобытных художников современности.

15 сентября 2008 года великий художник Жуган Владимир Александрович ушел из жизни. Созданные им картины будут жить в веках, а новые поколения людей и живописцев, способных чувствовать и видеть прекрасное, смогут открывать перед собой все новые и новые чудесные глубины творений Владимира Жугана.

http://art-nostalgie.com.ua/a3.html 

 

Рожь.jpg

Под_горой.jpg

Лесная_поляна.jpg

Колхозные_ланы_1970.jpg

Дуб_Шевченко_1962.jpg

Дорога_в_лес.jpg

Весна__на_Днепре_1965.jpg

Весна_на_Днепре.jpg

Берег_Днепра_1965_год.jpg

uCmry9x2LMg.jpg

spMk3qcPjkw.jpg

hyiNj0rPDrg.jpg

B-eYOmwswwY.jpg

_SPrUql9oiQ.jpg

Волощенко.JPG

24 августа 2015 вышел Указ Президента Украины №491/2015. B связи с празднованием Дня независимости нашей страны государственными наградами и почетными званиями награжден целый ряд граждан Украины.

В их числе ведущий мастер сцены, один из самых талантливых и перспективных артистов Днепродзержинского академического музыкально-драматического театра им. Леси Украинки Олег Волощенко. Отныне он обладатель почетного звания «Заслуженный артист Украины».

В Днепродзержинском театре Олег работает с 1998 года после окончания Днепропетровского театрально-художественного колледжа. Больше 30 ролей сыграл артист за это время и стал, без преувеличения, любимцем публики. Он неоднократно становился лауреатом фестиваля-конкурса театров Приднепровья «Сичеславна» и Международного театрального фестиваля «Классика сегодня».

Выдающимся признали и зрители, и театральные эксперты исполнение Олегом Волощенко целого ряда ролей. Среди них Тартюф в одноименной комедии Ж.Мольера, где артист создал узнаваемый образ современного лицемера и мошенника, Фернандо в спектакле «Метод Гренхольма», претендент на руководящую должность в одной из международных транснациональных корпораций, ради доходного места отказавшийся от своей человеческой природы. Трагедию честного человека, пытавшегося до последнего служить своему народу и закону, воплотил актер в образе Клеона в трагикомедии Г. Горина «Забыть Герострата!

Экспресс-комментарий художественного руководителя нашего театра Сергея Чулкова: «Во-первых, очень хорошо, что Олегу присвоили звание именно в этом возрасте, в расцвете сил и таланта, а не перед уходом на пенсию, как это обычно делается, а во-вторых, он действительно этого звания достоин, я очень рад за него и желаю не останавливаться на достигнутом».

Источник: sobitie.com.ua

На шляху до мети

Колектив лакофарбового цеху Дніпропетровського заводу хімічних виробів поставив собі за мету завершити план двох років п'ятирічки до 70-річчя Великого Жовтня. Виробничники успішно йдуть до наміченого. Завдання семи місяців вони виконали на 106,8 процента. Вироблено понад план 358 тонн фарби, товарів народного призначення випущено на суму 395 тисяч карбованців. Справляється цех і з завданням по поставках.
За підсумками цехового соціалістичного змагання кращою в минулому місяці визнано зміну Є.П.Комаренко. В числі правофлангових - передовики виробництва А.І.Шиба, Л.В.Москаленко, З.С.Грабарчук, О.І.Іваненко, Є.І.Завгородня, П.Д.Шаповал, О.І.Грицан.
У зв'язку з переходом з першого січня наступного року на нові умови господарювання, в цеху загострено увагу на поліпшення якісних показників, посиленні режиму економії сировини та матеріалів, проводиться навчання спеціалістів.

Л.Яшукова, старший економіст лакофарбового цеху Дніпропетровського заводу хімічних виробів.
"Дзержинець" 25.08.1987.

 

1969_25_августа_Актер_Каулик_Фото.JPG

 

Чи легко бути кіноактором?

Мене часто запитують, як я став кіноактором? Шлях на кіноекран почався для мене з дитячих мрій. Я часто відвідував нечисленні сеанси німого кіно, яке демонструвалося в колишньому Кам'янському в кінотетрах "Ампір" (нині "Слава"), "Художній" (нині "Родина"), "Модерн" та "Аполло", яких давно вже немає. З юнацьких років працював у доменному цеху каталем, потім у ливарному обрубником, слюсарем, електромонтером. Але ніколи не покидали мене мрії про кіно.
Вперше я знімався в епізодах у кінофільмі "Джимми Хиггинс". Це було в Ялті в 1927 році. Тоді ж я познайомився з видатним актром Амвросієм Бучмою, кіноакторами Баранцевою, Рогожиним, Пановим та іншими.
Навчання в музичному технікумі і зйомки...Пощастило в ці роки стати актором театру драми в Ленінграді, де працювали Борис Бабочкін, Валентина Кібардіна. А коли почалися зйомки кінофільмів "Чапаєв" та трилогії про Максима, де в головних ролях знімалися ці відомі всім артисти, я також перейшов на кіностудію "Союзкіно" (нині "Ленфільм"). Під керівництвом кінорежисера С.А.Герасимова навчався на курсах підвищення кваліфікації акторів. Після їх закінчення з 1930 до 1935 року працював штатним кіноактором на "Ленфільмі". Перша моя заглавна роль - Курт Шаде у фільмі "Втирайте сльози", де його батька грав народний артист СРСР В.Г.Гардін.
Всього я знімався в 20 кінофільмах. Це - складний і нелегкий час. Кіноактор повинен не лише мати привабливий вигляд, а бути спортсменом, танцюристом, співаком, знати іноземні мови.
Нині я продовжую брати участь у кінозйомках. Я знімався у кінофільмах "Ілля Муромець", "Вольниця", "Дванадцята ніч", "Безвісті пропалий", "Поет", "Новий атракціон" та в інших.
За 50 років радянська кінематографія створила багато чудових фільмів. Кіно, цей найпопулярніший у широких масах вид мистецтва, допомагає виховувати в людях гуманізм, любов до Батьківщини, радянський патріотизм. Мені приємно відчувати, що і я вніс свій скромний вклад у цю важливу справу.

Л.Каулік, кіноактор.
м.Ялта
"Дзержинець" 25.08.1969.

preview-650x390-650-1439880392.jpg

Генри Форд (1863-1947) – американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру. Его лозунгом было «автомобиль для всех» – завод Форда выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения. Ford Motor Company существует и по сей день. Что же сделал Г. Форд для персонала, что позволило резко поднять трудовую мотивацию, и, как следствие, значительно повысить производительность труда, качество выпускаемой продукции и добиться потрясающих успехов на его заводах?

Генри Форд впервые стал использовать промышленный конвейер. Вопреки распространённому заблуждению, конвейер внедряли и до этого, однако Генри Форд создал первую коммерчески успешную линию. На одном из заводов бригада работников получала деньги за то, что отдыхала. Это была сервисная бригада, которая отвечала за бесперебойную работу конвейера. Проще говоря — ремонтники. Они получали зарплату только когда сидели в комнате отдыха. Как только зажигалась красная лампа поломки линии сборки, останавливался счетчик, начислявший им деньги. Во-первых, они всегда оперативно делали ремонт, чтобы быстрее вернуться в комнату отдыха. Во-вторых, они делали ремонт всегда качественно, чтобы им не приходилось покидать комнату в ближайшее время из-за той же неисправности.

Генри Форд любил говорить: «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни». Он впервые осознал необходимость повернуться лицом к труду. Говоря о своём успехе, он скромно заметил: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека, и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения...»

Г. Форд, будучи всего лишь руководителем компании, а не профессиональным экономистом, впервые на практике выяснил, что оплата труда является главным, основным фактором в отличие от капитала, технологий, инвестиций, определяющим развитие экономики, ВВП, предприятий всех отраслей экономики через их прямые и латентные связи и всей социально-экономической системы государства. В 1914 г. он установил заработную плату на уровне $ 5 в день. В те времена подобная сумма вдвое превышала средние показатели оплаты труда.

Рост деловой активности в Детройте в те годы привел к высокому спросу на квалифицированных рабочих. И ранее Форд, предъявляя высокие требования к качеству, был весьма обеспокоен текучестью кадров. Конвейер потребовал не только значительного увеличения численности рабочих, ведь надо было ставить человека буквально на каждую завинчивающуюся гайку. Дело еще и в том, что рабочие, занятые на поточном производстве, в значительной мере зависят друг от друга. Если кто-то из них отсутствует или трудится медленнее других, то сразу возникают сложности с выполнением задания другими работникам конвейера. Теперь текучка превратилась едва ли не в главную проблему.
Увеличив эффективность производства, сборочные линии потребовали снижения текучести кадров, повышения интенсивности труда и ответственности рабочих

4.jpg


Объявление о пятидолларовой ставке было сделано в условиях перехода фордовских заводов на работу круглосуточно в 3 смены по 8 часов (вместо 2 смен по 9 часов) и дополнительно компании требовалось пять тысяч человек.
Фордовских изделий в 20-е годы бегало по дорогам Америки больше, чем других фирм вместе взятых
На следующее утро возле отдела по трудоустройству собралось около 10 тысяч человек, многие из которых приехали из других городов. Несмотря на то, что были вызваны крупные силы полиции, толпа хлынула к фабричным воротам и сметя охранников, проникла внутрь предприятия. С большим трудом, призвав подкрепление, полиции с помощью пожарных шлангов с водой удалось рассеять безработных.
В кустарном производстве работник прямо руководствуется инструкциями и указаниями хозяина, а как добиться слаженной работы разнородного многотысячного коллектива, где за каждым нужен "глаз да глаз"?
И Форд в который раз делает удивительный ход – объявляет об участии рабочих с января 1914 года в прибыли "Ford Motor Co". Тем самым в производственном процессе участвуют уже тысячи "хозяев" и каждый на рабочем месте проявляет инициативу, руководствуясь интересами компании. Рационализаторы, нашедшие как увеличить темпы производства или снизить его себестоимость, получали немалые премии. Растущая производительность труда с лихвой окупает выплачиваемые дивиденты.
«У нас каждый рабочий – партнер по бизнесу. Неудивительно, что я делаю деньги, имея 20 тысяч партнеров, которые мне помогают, а не 20 тысяч таких работничков, которые к концу дня то и дело посматривают на часы».
Одновременно он объявляет акционеров "трутнями и нахлебниками, которым не стоит давать ни единого цента", и направляет сэкономленные на этом деньги на развитие компании.
Постоянный рост производства и уменьшение издержек наряду с гениальной простотой и невероятной надежностью "Жестяной Лиззи" – ключ к успеху Форда
Для обеспечения непрерывности конвейера, запрещалось на рабочем месте разговаривать на отвлеченные темы, курить, смеяться, принимать пищу. Был предусмотрен один 15 минутный перерыв на ланч и туалет. За соблюдением порядка следили патрулировавшие цеха «шпики».
Генри Форд собрал вокруг себя не просто едва ли не самых талантливых специалистов в самых разных областях. Они были еще и из той редкой породы людей, для которых не существовало слово «невозможно».
Платя в два раза больше, чем на любых других предприятиях, Форд смог привлечь лучших работников в свою фирму, собрать вокруг себя наиболее талантливых специалистов в самых разных областях и создать у них чувство преданности к компании. Это были люди, знающие сотни материалов, идущих на изготовление автомобилей; люди, которые умели строить, руководить, рекламировать.
Одним из них был Джон Р. Ли, занимавшийся в кампании проблемой кадров. Он обнаружил заметное негативное влияние плохих бытовых условий и личных проблем на эффективность труда работников. Сделанный им анализ и подтолкнул Форда к открытию прямой зависимости успеха компании от тех, кто в ней работает.
Рабочим компании покупка машины обходилась существенно дешевле без дилеpcких «накpуток», полагались рассрочка и разные льготы.
Спокойная работа расхолаживает, считал Форд и трудовые отношения в компании строил на солидарной ответственности и постоянной напряженности в работе
Для работников компании была лучшая для того времени в США больница с минимальной платой за лечение.
Форд хорошо понимал зависимость успеха компании от ее работников
Была открыта промышленная школа с преподаванием ремесленных и общеобразовательных предметов. Имелась также бесплатная школа для иммигрантов, где те проходили социальную адаптацию и учили язык.
Было замечено, что монотонную, однообразную работу подчас лучше выполняют инвалиды и компания стала первой, кто специально выделял для них рабочие места.
Учитывалось все, что хоть как то могло влиять на производительность труда. Никаких луж, выбоин, ям – вся заводская территория, покрытая асфальтом и бетоном, содержалась дорожной службой в идеальном состоянии. Строжайше запрещалось курить и сорить – никому не приходило в голову бросить на пол или во дворе не то что мусор или окурок, но даже и спичку.
Созданная новая система трудовых отношений на фордовских заводах воспроизводила образ семьи. Ты для своей семьи всячески стараешься, ограничивая свои свободы, но зато и она тебя защитит, в беде никогда не оставит. Генри Форд видел себя в естественной роли «отца» семьи, у которого есть право воспитывать, наказывать и поощрять работников.

Источники: 1-sovetnik.com, konspekts.ru, youthpaper.ru, autoreports.ru