Генри Форд (1863-1947) – американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру. Его лозунгом было «автомобиль для всех» – завод Форда выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения. Ford Motor Company существует и по сей день. Что же сделал Г. Форд для персонала, что позволило резко поднять трудовую мотивацию, и, как следствие, значительно повысить производительность труда, качество выпускаемой продукции и добиться потрясающих успехов на его заводах?
Генри Форд впервые стал использовать промышленный конвейер. Вопреки распространённому заблуждению, конвейер внедряли и до этого, однако Генри Форд создал первую коммерчески успешную линию. На одном из заводов бригада работников получала деньги за то, что отдыхала. Это была сервисная бригада, которая отвечала за бесперебойную работу конвейера. Проще говоря — ремонтники. Они получали зарплату только когда сидели в комнате отдыха. Как только зажигалась красная лампа поломки линии сборки, останавливался счетчик, начислявший им деньги. Во-первых, они всегда оперативно делали ремонт, чтобы быстрее вернуться в комнату отдыха. Во-вторых, они делали ремонт всегда качественно, чтобы им не приходилось покидать комнату в ближайшее время из-за той же неисправности.
Генри Форд любил говорить: «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни». Он впервые осознал необходимость повернуться лицом к труду. Говоря о своём успехе, он скромно заметил: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека, и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения...»
Г. Форд, будучи всего лишь руководителем компании, а не профессиональным экономистом, впервые на практике выяснил, что оплата труда является главным, основным фактором в отличие от капитала, технологий, инвестиций, определяющим развитие экономики, ВВП, предприятий всех отраслей экономики через их прямые и латентные связи и всей социально-экономической системы государства. В 1914 г. он установил заработную плату на уровне $ 5 в день. В те времена подобная сумма вдвое превышала средние показатели оплаты труда.
Рост деловой активности в Детройте в те годы привел к высокому спросу на квалифицированных рабочих. И ранее Форд, предъявляя высокие требования к качеству, был весьма обеспокоен текучестью кадров. Конвейер потребовал не только значительного увеличения численности рабочих, ведь надо было ставить человека буквально на каждую завинчивающуюся гайку. Дело еще и в том, что рабочие, занятые на поточном производстве, в значительной мере зависят друг от друга. Если кто-то из них отсутствует или трудится медленнее других, то сразу возникают сложности с выполнением задания другими работникам конвейера. Теперь текучка превратилась едва ли не в главную проблему.
Увеличив эффективность производства, сборочные линии потребовали снижения текучести кадров, повышения интенсивности труда и ответственности рабочих
Объявление о пятидолларовой ставке было сделано в условиях перехода фордовских заводов на работу круглосуточно в 3 смены по 8 часов (вместо 2 смен по 9 часов) и дополнительно компании требовалось пять тысяч человек.
Фордовских изделий в 20-е годы бегало по дорогам Америки больше, чем других фирм вместе взятых
На следующее утро возле отдела по трудоустройству собралось около 10 тысяч человек, многие из которых приехали из других городов. Несмотря на то, что были вызваны крупные силы полиции, толпа хлынула к фабричным воротам и сметя охранников, проникла внутрь предприятия. С большим трудом, призвав подкрепление, полиции с помощью пожарных шлангов с водой удалось рассеять безработных.
В кустарном производстве работник прямо руководствуется инструкциями и указаниями хозяина, а как добиться слаженной работы разнородного многотысячного коллектива, где за каждым нужен "глаз да глаз"?
И Форд в который раз делает удивительный ход – объявляет об участии рабочих с января 1914 года в прибыли "Ford Motor Co". Тем самым в производственном процессе участвуют уже тысячи "хозяев" и каждый на рабочем месте проявляет инициативу, руководствуясь интересами компании. Рационализаторы, нашедшие как увеличить темпы производства или снизить его себестоимость, получали немалые премии. Растущая производительность труда с лихвой окупает выплачиваемые дивиденты.
«У нас каждый рабочий – партнер по бизнесу. Неудивительно, что я делаю деньги, имея 20 тысяч партнеров, которые мне помогают, а не 20 тысяч таких работничков, которые к концу дня то и дело посматривают на часы».
Одновременно он объявляет акционеров "трутнями и нахлебниками, которым не стоит давать ни единого цента", и направляет сэкономленные на этом деньги на развитие компании.
Постоянный рост производства и уменьшение издержек наряду с гениальной простотой и невероятной надежностью "Жестяной Лиззи" – ключ к успеху Форда
Для обеспечения непрерывности конвейера, запрещалось на рабочем месте разговаривать на отвлеченные темы, курить, смеяться, принимать пищу. Был предусмотрен один 15 минутный перерыв на ланч и туалет. За соблюдением порядка следили патрулировавшие цеха «шпики».
Генри Форд собрал вокруг себя не просто едва ли не самых талантливых специалистов в самых разных областях. Они были еще и из той редкой породы людей, для которых не существовало слово «невозможно».
Платя в два раза больше, чем на любых других предприятиях, Форд смог привлечь лучших работников в свою фирму, собрать вокруг себя наиболее талантливых специалистов в самых разных областях и создать у них чувство преданности к компании. Это были люди, знающие сотни материалов, идущих на изготовление автомобилей; люди, которые умели строить, руководить, рекламировать.
Одним из них был Джон Р. Ли, занимавшийся в кампании проблемой кадров. Он обнаружил заметное негативное влияние плохих бытовых условий и личных проблем на эффективность труда работников. Сделанный им анализ и подтолкнул Форда к открытию прямой зависимости успеха компании от тех, кто в ней работает.
Рабочим компании покупка машины обходилась существенно дешевле без дилеpcких «накpуток», полагались рассрочка и разные льготы.
Спокойная работа расхолаживает, считал Форд и трудовые отношения в компании строил на солидарной ответственности и постоянной напряженности в работе
Для работников компании была лучшая для того времени в США больница с минимальной платой за лечение.
Форд хорошо понимал зависимость успеха компании от ее работников
Была открыта промышленная школа с преподаванием ремесленных и общеобразовательных предметов. Имелась также бесплатная школа для иммигрантов, где те проходили социальную адаптацию и учили язык.
Было замечено, что монотонную, однообразную работу подчас лучше выполняют инвалиды и компания стала первой, кто специально выделял для них рабочие места.
Учитывалось все, что хоть как то могло влиять на производительность труда. Никаких луж, выбоин, ям – вся заводская территория, покрытая асфальтом и бетоном, содержалась дорожной службой в идеальном состоянии. Строжайше запрещалось курить и сорить – никому не приходило в голову бросить на пол или во дворе не то что мусор или окурок, но даже и спичку.
Созданная новая система трудовых отношений на фордовских заводах воспроизводила образ семьи. Ты для своей семьи всячески стараешься, ограничивая свои свободы, но зато и она тебя защитит, в беде никогда не оставит. Генри Форд видел себя в естественной роли «отца» семьи, у которого есть право воспитывать, наказывать и поощрять работников.
Источники: 1-sovetnik.com, konspekts.ru, youthpaper.ru, autoreports.ru