На Республіканській вулиці в цьому році збудовані і здаються в експлуатацію нові, красиві двоповерхові будинки. Місяць тому заасфальтували біля них тротуари. Але ось недавно пішов дощ, і більше 50 метрів асфальтного тротуару, як корова язиком злизала.
- Чому якість будівництва тротуарів повинна бути гіршою, ніж накладання штукатурки на стіни будинків, - питають трудящі у будівельників?
Хто розводить руками, а хто відверто заявляє - Мало хто слідкує за роботою асфальтувальників.
Та хіба тільки асфальтувальники допускають брак в роботі? По-халтурницькому іноді виконують завдання і будівельники брукованих шляхів. В цьому можна переконатися тут же на Республіканській вулиці. На нещодавно збудованому брукованому шляху через кожні 10-15 метрів утвороилися вибоїни, ями, а в інших місцях цілі прогалини, розмиті дощем.
В нашому місті будуються квартали нових будинків, нові вулиці. Якість будівництва тротуарів, брукованих шляхів повинна стояти в центрі уваги будівельників тресту "Дзержинськбуд" і субпідрядних організацій, яким доручена ця робота.
Л.Гаєвий, робітник рейкобалочного цеху заводу ім.Дзержинського.
"Дзержинець" 04.09.1951.
Листая подшивки 50-60-х годов днепродзержинской газеты "Дзержинец" я часто наталкивался на фотографии, автором которых был А.Бахмутский. В большинстве случаев это были портреты известных людей города. Любопытство краеведа подтолкнуло побольше разузнать об этом мастере фотопортрета после того, как я прочитал небольшую заметку о Бахмутском: "Фотографу в темряві доводиться проставляти номера негативів. Писати і не бачити, що ти пишеш - незручно. Крім того, не на місці поставлений номер може зіпсувати негатив. Завідуючий фотомайстернею № 20 А.Бахмутський винайшов і виготовив світловий номератор, що виключає плутанину в замовленнях, прискорює перевірку негативів і забезпечує чіткий контроль виробничої діяльності. Користуватися світлономератором дуже просто. Негативна плівка опускається в щілину номератора до упору. Поворотом рукоятки засвічується черговий номер. Цей винахід дістав високу оцінку в тресті "Укрфото" і найближчим часом світлономератор має бути випущений однією з фотофабрик" ("Дзержинець" 12.07.1958.).
Интернет, хотя и считают всемирной "помойкой" новостей, но это и неоценимая помощь при поиске нужных людей. Через соцсеть "Одноклассники" вышел на человека, знавшего А.Бахмутского и предоставившего номер мобильного телефона ныне здравствующего его сына Петра. Не откладывая дело в долгий ящик, позвонил по указанному номеру и объяснив суть вопроса, договорился о встрече с Петром Аркадьевичем Бахмутским, проживающем в Днепродзержинске. Предупредив, что хотелось бы узнать как можно больше о жизненом пути его отца. Такая встреча состоялась. И вот, что рассказал потомок известного днепродзержинского фотографа.
ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТ ФРОНТОВЫХ ГАЗЕТ
"Отец, Аркадий Петрович, родился 28 июля 1910 года в селе Каменское, - рассказывает Петр Аркадьевич Бахмутский. - Его родители выходцы из Бахмутки, что на Донбассе. Когда они переехали в Днепродзержинск я не знаю. Знаю только что в семье было трое детей. Отец - средний ребенок. Старший брат Григорий Петрович на шесть лет старше моего отца. Кстати, у нас в роду традиция: дедушка - Петр Аркадьевич, отец - Аркадий Петрович, я - Петр Аркадьевич. У папы была еще младшая сестра, где-то года 1914-15 рождения. К сожалению я не знаю ее имени. Но слышал, что дети Григория Петровича живут где-то в России. Связей никаких не осталось. Отец умер первый, 29 июля 1963 года (похоронен он на кладбище 55-го блочка. - прим. автора), то есть на следующий день после своего дня рождения. Не знаю в какой школе отец учился, но знаю, что он закончил семь классов. После школы поступил работать учеником в частную фотографию, которая находилась на Базарном спуске, неподалеку от старой проходной Днепровского металлургического завода. До войны была какая-то реконструкция Базарного спуска и частную фотографию закрыли. А открыли на проспекте Пелина государственное фотоателье № 20. Там отец и проработал заведующим всю свою сознательную жизнь. Другого места работы не было. Вообще-то он по документам фотограф-художник. Много своих работ: портретов, пейзажей, отправлял на различные выставки. На старых выпускних фотографиях школьников, учащихся техникумов, института на виньетках были фотографии видов Днепродзержинска. Есть там и вид ночного металлургического завода имени Дзержинского со стороны Днепра. Эту фотографию я запомнил, потому что с отцом ходили ее снимать. Причем несколько ночей подряд. Фотографировали завод со стороны старого речного причала, откуда катера уходили на Кривец, в Николаевку и в другие места. Причал немного выдвинут вперед и с него просматривалась неплохая панорама завода.
Моя старшая сестра сейчас живет в Израиле. Я с ней связался накануне этого интервью и мы повспоминали некоторые моменты из биографии папы. Думаем, что он с детства увлекался фотоделом, поэтому и связал свою жизнь с этой работой. Очень много фотографий он сделал с китайскими специалистами, работавшими тогда на заводе. У меня в памяти отложились воспоминания о заводских стендах, на которых экспонировались папины фотоработы. При переезде сестры и мамы в Израиль пропало очень много фотографий. И мне не осталось, и с собой они не все увезли.
На третий день с начала войны отца призвали в армию, где он прослужил до октября 1945 года. Сначала служил рядовым, потом стал сержантом, командовал взводом саперов. И кроме всего прочего он выполнял обязанности фотокорреспондента, снимая для "Боевого листка" и фронтовых газет. Будучи на фронте, сделал очень много фотографий. Дома было масса негативов, связанных с военным временем. После смерти отца, через военкомат, к нам обратились с Министерства Вооруженных Сил СССР на предмет остались ли какие-то фотоматериалы дома. Все чем интересовались военные, мама (Рива Львовна Бахмутская родилась 27 декабря 1911 года в селе Каменское. Умерла и похоронена в Израиле в 2004 году. - прим. автора) сдала в военкомат. Его фотоработы вошли в книгу "Боевая комсомольская", которая вышла после смерти отца. Оставалось много фотографий сослуживцев. Есть снимки сделанные в Берлине возле рейхстага. Кстати, это последние боевые фото, сделанное отцом. Когда я учился где-то в 4-5 классе, будучи в Днепропетровске, мы с отцом ехали в трамвае и он увидел своего бывшего помощника начальника политотдела по работе среди комсомольцев Ивана Холодова (на верхнем фото слева А.Бахмутский, посередине И.Холодов). Оказалось, что тот получил после окончания войны юридическое образование и работал заместителем военого прокурора Днепропетровской области. Именной экземпляр книги "Боевая комсомольская" мне подарил Холодов, написав на титульном листе: "Пете Бахмутскому. Прочти эту книгу. В ней описан боевой путь части, в которой в годы Отечественной войны служил твой отец. И.Холодов. 19 мая 1966 г.".
За боевые заслуги Аркадий Петрович Бахмутский награжден орденом Красной Звезды и семью медалями (есть "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина").
ПЕТР БАХМУТСКИЙ О СЕБЕ
"Я учился в СШ № 6. Потом Днепродзержинский металлургический техникум. Потому что нужно было получать специальность. Оканчивая техникум осталось дипломирование. И я параллельно окончил школу, получил среднее образование. В 1965 году поступил на вечернее отделение в Днепродзержинский индустриальный институт им. М.Арсеничева. Принимал активное участие в подготовке первых выступлений институтского КВНа.
Четыре курса института, потом два года армии. Учебку прошел в Десне Черниговской области по воинской специальности механик-водитель танка. Полтора года нес службу в Гончаровом Круге. Это на границе между Черниговской и Брянской областями, где партизанил во время войны Ковпак (на Бондаревских болотах). Там в свое время был огромный гарнизон: два танковых полка, ракетная часть, саперы. А когда начались в 1968 году события на острове Даманском, что на советско-китайской границе, его весь сняли и отправили туда. Когда я после учебки попал в гарнизон, то у нас и техники-то никакой не было. Мы ходили в открытые боксы и подначивали друг друга, говоря, что здесь должен стоять твой танк. После демобилизации вернулся на ДГЗ в "Днепрдомнаремонт", где я в принципе начинал работать с 1965 года - год в ЦРМО, четыре в сантехнических мастерских "Домнаремонта".
Когда в 1971 году у меня появилась семья, понадобилась более серьезная зарплата. Перешел работать на аглофабрику, где проработал 26 лет.
Я фактически вырос в фотоателье, где работал отец. Он был и директором, и фотографом одновременно. С ним работали ученики Фроя Портной (его сын Александр работал начальником инструментального цеха на ДГЗ. Когда заболели родители, они уехали в Израиль. Потом и сын переехал туда досматривать стариков. - прим. автора), Григорий Аврутин (люди старшего поколения помнят дядю Гришу, крупного мужчину невысокого роста. - прим. автора) который перешел в фотоателье, после открытия дома быта "Лада". Много работало в ателье ретушоров, лаборантов. Визуально вспоминаю их, но фамилии уже не помню.
СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ
В "Песне военных корреспондентов" Константина Симонова фотоаппарат "Leica" упоминается в первом куплете:
От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы ни скитались мы в пыли.
С "Лейкой" и блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
Не знаю каким фотоаппаратом отец снимал на войне, возможно это была "Leica". Но у меня до сих пор остались фотоаппараты, которые отец привез с фронта. Это наша смейная реликвия. Я ее не отдам даже в музей. Есть немецкий фотоаппарат Contax. После Второй мировой войны компания Zeiss Ikon была разделена на две части: западногерманскую и восточногерманскую. Производство камер было перемещено в Дрезден. Часть сборки фотоаппаратов Contax осуществлялась на оптическом заводе Zeiss в Йене. Вывезенное в счет репараций в СССР оборудование, оснастка, документация и промышленный задел были использованы как основа для производства дальномерных фотоаппаратов "Киев".
Текст: Виктор КУЛЕНКО.
"ВОЛГА" ЗА П'ЯТЬ КАРБОВАНЦІВ
Весною я купив на 50 карбованців білетів грошово-речової лотереї, бо вважав своїм обов'язком взяти участь у реалізації лотереї, яка приносить велику користь державі і трудящим.
Яка ж була радість, коли при перевірці таблиці ми з дружиною довідались, що на один з наших білетів випав чудовий виграш - новий комфортабельний автомобіль "Волга". Коли я одержав машину, багато сусідів прийшло подивитися на неї, поздоровити нас. А від дітей не було відбою. Довелося всіх їх катати на автомобілі.
Я працюю шофером в автотранспортній конторі № 3, а живу від неї далеко, в Аулах. Шофери нашої контори тт. Бєлоус, Присвітлий, Яблуков, слюсар Пустовий - мої сусіди. Кожного разу ми сідаємо в автомобіль і їдемо на роботу. По дорозі слухаємо останні вісті по радіоприймачу, який є в машині. Додому їдемо також разом і знову слухаємо цікаві радіопередачі.
Лотерея - хороша справа. Вона корисна і вигідна для держави і всіх трудящих. Адже наші гроші повертаються до нас у вигляді виграшів, йдуть на поліпшення добробуту і життя всіх трудящих.
Ю.Каракат, шофер.
На знімку: Ю.Каракат біля власної "Волги".
"Дзержинець" 02.09.1958.
27 августа 1926 г. в селе Лиховка, Днепропетровской области родился украинский художник Жуган Владимир Александрович
О Владимире Александровиче Жугане можно много говорить, можно написать тысячи томов и все равно не объяснить тот феномен, который являл искусство этого талантливого живописца, Маэстро настроения природы, с неизменным этюдником в руках. Смысл его жизни — в каждом пробудить чувство единения и гармонии с природой. Его искусство — это настроение, в котором нельзя что-то, как в науке, объяснить — стоит лишь смотреть и любоваться.
Ещё Кант познал, что природа Гения сама диктует правила искусству. Гений Владимира Александровича Жугана — в создании оживлённых пейзажей, полных движения и динамики, в умении выйти за пределы себя, в проникновении душой в запредельный мир красоты, из которого он несёт через себя созерцателю картин великое и прекрасное.
Живописные творения — это самые загадочные черты автопортрета Владимира Александровича, как творца, влюблённого в тайну природы и философию её жизни. В его живописи мазки кисти и нежные касания мастихина имеют прямое отношение не только к организации пространства полотна, к характеристике формы и цвету, но и прежде всего, — к чувствам художника. Именно картинами Владимир Александрович высказывал свои главные мысли о сути Прекрасного, размышлял о совершенном.
Оживление полотна — одна из величайших тайн живописи. Наделить произведение искусства жизнью и одухотворить изображаемое, идеализировать видимое реальное и придать форму душевным порывам — задача, которую поставил и выполнил Жуган, истинный художник, действительно заслуживающий это звание.
Украинский художник, живописец и пейзажист, Жуган Владимир Александрович родился 27 августа 1926 г. в селе Лиховка, Днепропетровской области, в семье рабочих. Овладевал художественным мастерством с 1946 по 1951 гг. в Днепропетровском художественном училище. Выдающимся педагогом по направлению реализма в живописи для Владимира Жугана был Куко Александр Семёнович (1904-1971) — преподаватель училища, ученик Фёдора Григорьевича Кричевского (1879-1947), классика украинского модернизма, обучавшегося в Вене у Густава Климта.
Другой талантливый учитель Владимира Жугана, Николай Степанович Погребняк (1885-1965), следовал лучшим реалистическим традициям. Его творческая деятельность является связующим звеном между реалистической школой дореволюционного и советского искусства. Николай Степанович получил прекрасное образование в Миргородской промышленно-художественной школе Опанаса Георгиевича Сластиона (1855-1933) («Наш Сластён — прекрасный иллюстратор, безукоризненный рисовальщик!», говорил сам Репин). В 1913 г. за великолепное реалистическое и графическое искусство он был избран членом Екатеринославского украинского литературно — артистического общества «Просвита». Его многочисленные масляные и акварельные пейзажи учили через искусство постигать жизнь и труд.
Заслуженный деятель искусств Украины Михаил Никитович Панин (1877-1963) был ещё одним непревзойдённым преподавателем Владимира Жугана. Панин, ученик Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), закончил в своё время Петербургскую Академию искусств по классу профессора Василия Евгеньевича Савинского (в 1902-1911 г.г.), работал в области станковой живописи, и, используя методику П. Чистякова, обучал в лучших традициях реалистического искусства.
В конце 19 — начале 20 вв. учителя Жугана из объединения художников Екатеринославщины поддерживали тесные контакты с творческими объединениями Петербурга, Москвы, Одессы, принимая участие в их выставочной деятельности. Мастерство учителей Жугана формировали не только непосредственные наставники, но и приезжавшие в Екатеринослав классики живописи, среди которых были замечательный мастер-пейзажист Степан Федорович Колесников (1879 — 1955), Сергей Алексеевич Коровин (1858 — 1908) — русский живописец-жанрист, Филипп Андреевич Малявин (1869-1940) — русский живописец, создавший знаменитую серию «цветущих русских баб» с элементами стиля «модерн»; все они — известные художники, волею судеб оказавшиеся за границей и вошедшие в историю как представители русской художественной эмиграции.
Воистину великая школа художественных традиций и мастерства Куко, Кричевского, Климта, Погребняка, Сластиона, Панина, Репина, Колесникова, Коровина, Малявина сформировала творческий гений Жугана.
С 1946 года Владимир Жуган начинает экспонировать произведения на отчетных художественных выставках как молодой художник. После окончания в 1951 году художественного училища он активно включался в творческую жизнь художников Днепропетровщины, руководил изостудией при Дворце пионеров Днепродзержинска (1951-1956 гг.). Творческая дружба и совместные поездки на этюды с народным художником Украины Георгием Георгиевичем Чернявским (1924-1981) в 60-е гг. благотворно повлияли на формирование Владимира Александровича Жугана как профессионального художника. Картина «Весна», ( представлена на сайте ) является совместной работой двух великих художников.
Мастерство и художественный уровень Владимира Александровича Жугана росли с каждым годом. Художник участвовал в областных и республиканских выставках. Его обращение к ответственным темам, таким как отображение героических трудовых будней и самоотверженного труда рабочих коллективов, меняющих облик страны, уже тогда указывало на возросший художественный уровень Жугана и постановку им серьёзных художественных задач.
За достигнутые успехи в области изобразительного искусства, в 1964 Владимир Александрович Жуган был принят в Союз Художников Украины. Он — первый живописец Днепродзержинска, удостоенный звания Заслуженного художника Украины. За более чем 60 лет творческой жизни множество его картин разошлось по музеям и частным коллекциям во всём мире.
Украина — страна c неповторимым колоритным пейзажем, поэтому здесь и проявился художественный талант Владимира Александровича Жугана. Он познал таинства природы и перенес их на холст. Природа нашей Родины всегда манила художника бесконечным богатством своих форм и красок. Жанровое многообразие пейзажей Жугана раскрывало его многогранное отношение к окружающему. А времена года — раздолье для творчества Жугана, где во всём своём многоличии, позирует ему красавица природа. Осень — время золотого сокровища красок, зима — хрустальные нюансы белого пространства полотен, весна — пробуждающаяся радость в сердце, лето — любовь к жизни.
Основные черты украинского пейзажа Владимира Александровича — отображение простора, величия и красоты природы. Особое место в его творчестве занимают лирические пейзажи Днепропетровщины и Полтавщины — края, где родился и вырос художник. Природа и сельская жизнь хорошо знакомы ему с детства, а то, что прочувствовал и пережил — легко писать. Поэтому вполне понятны непосредственность, искренность и особая задушевность, отличающая сельские пейзажи — «Гречка цветёт» (1973), «На окраине села» (1979). Также он воспевал и плодородную щедрость украинских полей — «Гречиха цветет» (1984), «Спелый хлеб» (1981).
Любимые мотивы — это виды украинского леса, озёр, рек и гор, и это далеко не срисованные изображения, это прочувствованные и осмысленные впечатления. Любовь к природе всю жизнь давала Владимиру Александровичу самое большое вдохновение для создания картин — самых бесценных сокровищ его жизни. Он — яркий пейзажист, наполняющий серые будни радостью красок мира: «Река Орель» (1970), «Осенний дуб» (1969). Картины Владимира Александровича пронизаны влюблённостью в загадку природы и философию её жизни, манят простором долин и тишиной воды, негой первого снега и буйством красок осеннего леса. В душе он художник-поэт, на мольберте которого рождаются как выразительные по цвету, так и эмоциональные, музыкальные, глубокие пейзажи.
Притянув за собой культурную парадигму формации импрессионизма и унаследовав художественную школу Моне и Климта, Жуган синтезировал их с оживлённостью движения, стал новатором жанра. Когда Жуган хотел перенести на свои полотна природу в ее истинном проявлении, он выходил из мастерской на открытый воздух, пленэр (англ. «plain air»), впитывал в себя целебные силы природы и заряжал ими холст. Работа художника на природе рождает у него радостное восприятие жизни, необъяснимое ощущение свободы. Вдохновение приходило к Владимиру Александровичу, как сияющее летнее утро, сбросившее туманы тихой ночи, осторожно дыша в лицо целебной прохладой, утоляя росой зарослей и зажигая внутреннее желание создать Нечто настоящее.
Мастерством руки Жугана созданы картинные шедевры, наполненные цветовой гармонией и выразительной силой. В своих романтических пейзажах живописец обращается и к внутреннему миру человека: «Тихий день» (1986), «Озеро любви» (2004), «Осень» (2004), «Золотая осень» (1998). В пейзажах «Весна» (2005), «Перед грозой» (1972), «Красные деревья» (1983), «За грибами» (1990) подчеркивается глубина пространства и игры цвета освещения. Их отличает поэтичность и эмоциональная наполненность.
Стремление живописца глубже передать красоту украинской природы, воспетой поэтом Тарасом Григорьевичем Шевченко, показать своеобразие родного села писателя, Субботина и Канева, предопределили многочисленные поездки на родину Кобзаря. Художник бывал здесь во все времена года, работал много и упорно. Искал новые варианты живописных и образных решений. Достоверно и тепло, воплощая тот или другой образ или мотив, Жуган передаёт свое виденье, свое чувство любви к местам, связанным с этим великим поэтом: «Дуб Шевченко» (1962), «Кленки» (1958), «Три криницы» (1960). Эти же чувства видны и в его мемориальных пейзажах: «Дом, в котором жил мой земляк Л.И. Брежнев» (1985), «Памятник истории» (1970), «Музей истории Корсунь-Шевченковской битвы» (1964).
Большое влияние оказали на Владимира Александровича творческие поездки, организованные Днепропетровским отделением Союза Художников. В серии крымских пейзажей художник запечатлел и изменчивую красоту Черноморья: «Ласточкино Гнездо» (1975), возвышенный горный «Крымский пейзаж» (1980). В этих работах отразилось умение Жугана передать неповторимый колорит тех мест, где ему довелось побывать.
Дом художника, его мастерская, находятся рядом с Днепровским речным раздольем, речным портом. Красота могучей реки всегда волновала душу Мастера: «Полдень над Днепром» (1965), «Днепр» (1970). На этих картинах художник отражает многообразные живописные состояния речной глади, неба, зеленых берегов, раскрывает естественный мир гармонии природы.
Когда в послевоенные 50-е гг. в советской живописи, так же, как и в европейском искусстве, преобладали такие направления как авангард и соцреализм, что обращались к трагедии войны и хаосу деформации, Жуган с его тягой к гармонии, уже смотрел в будущее. Динамика насыщенных красок природных пейзажей Жугана продолжилась динамикой цельных образов в его индустриальных пейзажах. Когда в начале 60-х гг. Днепропетровщина стала крупнейшим индустриальным центром Украины, символом человеческого героизма стали города — Днепропетровск, Днепродзержинск, Кривой Рог. Весь свой трудовой путь, постоянно находясь в гуще бурной созидательной жизни, Жуган стал одним из основателей индустриального пейзажа, подойдя к трактовке промышленной среды по-особенному, увидев в ней эстетическую ценность. Через индустриальные пейзажи он выразил своё художественное осмысление вопроса «человек и окружающая среда в условиях технического прогресса»: «На строительстве Днепродзержинской ГЭС» (1960), «Канал Днепр — Донбасс» (1975).
Талантливой творческой находкой Жугана является создание индустриально-природного пейзажа, впитавшего традиции соцреализма и импрессионистической техники и являющего гармонию цивилизации и окружающей природы: «Новостройка Днепродзержинска» (1974), «Окраина города» (1958), «Новый район» (1972), «Черёмушки» (1965).
Впечатлённый размахом строительства и тем энтузиазмом, с каким человек овладевает природой, Владимир Александрович совершал многочисленные поездки на новые заводы. Результатом явились полотна, рассказывающие о великих переменах, происходящих в стране. Художник приходил на стройки и трудился там с таким же воодушевлением и радостью, как и рабочие, разве что материал у него был свой, для создания картин. Используя такие изобразительные средства, как соотношение масштабов чётких контуров новостроек и своеобразных по графической красоте железобетонных конструкций, контрастность цвета и его световую насыщенность, художник создал живописные образы, в которых чувствуется эпическая широта, монументальность и созидательный человеческий труд: «Криворожский рудник» (1979), «Дорога на ГЭС» (1964). Люди на индустриальных пейзажах Владимира Александровича находятся в трудовом ритме, и в тоже время, они так же, как и зрители восхищаются грандиозностью строящегося. Жуган пишет индустриальный пейзаж не как репортаж со стройки, а как динамику движения, рождающую ощущение бодрости, энергии и душевного подъема. Индустриальный пейзаж принёс Днепродзержинскому мастеру успех и признание на многих республиканских выставках и в мировом масштабе.
Многогранность и глубина творческого гения Жугана, вместе с новаторской техникой, нашли своё отражение и в натюрмортах: «Ромашки» (1978), и в картинах Ню: «Моя любимая» (1992), «Перед зеркалом» (1992).
Созданные Жуганом художественные шедевры, пользующиеся неоспоримым успехом на Украине, в России, в Европе, США возводят его в ранг одного из самых талантливых самобытных художников современности.
15 сентября 2008 года великий художник Жуган Владимир Александрович ушел из жизни. Созданные им картины будут жить в веках, а новые поколения людей и живописцев, способных чувствовать и видеть прекрасное, смогут открывать перед собой все новые и новые чудесные глубины творений Владимира Жугана.
http://art-nostalgie.com.ua/a3.html