Завком вагонобудівного заводу імені газети "Правда" не турбується про задоволення насущних потреб робітників. Вагонобудівники одержали талони на вугілля. Але як вивезти робітникам паливо, працівники завкому над цим не задумуються.
Користуючись такою байдужістю, шофери з автогаража заводу пропонують свої послуги, але правлять ціну, майже вдвоє більшу, ніж коштує саме вугілля. Такі шофери як Калініченко, Шепель і ряд інших заробляють в окремі дні "без відриву від виробництва" по 250 крб.
Дирекція робить вигляд, що цього не помічає, а голова завкому профспілок тов. Семьонов, очевидно вважає, що це не його справа.
А.Пономаренко, нач. пожежної охорони заводу.
"Дзержинець" 10.03.1951.
Весело, щасливо живуть маленькі громадяни країни Рад. Для них споруджуються ясла і садки, школи, піонерські табори, палаци, робиться все, щоб вони зростали міцними, високоосвченими громадянами комуністичного суспільства.
Напередодні Міжнародного жіночого дня діти металургів Дзержинки одержали чудовий подарунок - новий садок по Червоногвардійській вулиці.
На знімку: малята в новому садку бавляться іграшками. Віта Лоза, дочка працівниці центральної заводської лабораторії, "грає" на піаніно.
Фото В.Жирового.
"Дзержинець" 10.03.1962.
С ЧЕГО НАЧИНАЛОСЬ
На стыке XX и XXI веков мне довелось работать в музее истории металлургического комбината им. Дзержинского, и в архиве музея я обнаружил несколько разномасштабных карт и планов отдельных мест Каменского.
Учитывая подробный план Днепровского металлургического завода с прилегающими к нему Верхней и Нижней колониями, приведенный в "Описании Днепровского завода..." 1908 года издания, возникла идея соединить эти карты и планы в единую карту дореволюционного села Каменское. Мечталось изготовить в художественной мастерской комбината большой макет Каменского и поместить его на стене зала музея вместо фотокопий документов из истории революционного движения в царской России.
В осуществлении этой задумки возникли препятствия. Во-первых, разномасштабные карты и планы не так просто свести в одну карту, во-вторых, необходимо было обозначить границы поселения и, в-третьих, восстановить старые названия улиц.
Судьба свела меня с уроженцем нашего города, опытным архитектором Анатолием Ипполитовичем Сайковским. Анатолий Ипполитович взялся помочь мне и, ориентируясь по карте современного города, сумел свести в один масштаб составные части.
Потом современные части Днепродзержинска с уже ушедшими в 1950-1970-х годах Нижней колонией и восточной частью удалось "состарить" до времен начала ХХ века. В этом помог дошедший до нас "Список домовладельцев села Каменского Екатерининского уезда и служащих завода Днепровского металлургического общества, занимавших заводские квартиры", составленный приставом села Каменского В.А.Клунниковым в 1909 году. Сложно было убрать не существовавшие в то время улицы, а затем "воскресить" названия улиц и переулков той поры.
Трудно было бы справиться с этой работой, если бв не добровольная помощь Виктора Ивановича Зорика, начальника техархива проектно-конструкторского отдела комбината. Именно он с инженером-программистом Станиславом Николаевичем Любченко "вычертили" на бумаге эту карту.
Такова история возникновения "Плана Днепровского завода Южнорусского Днепровского металлургического общества и с.Каменского Екатеринославской губернии в начале ХХ века".
ВОССОЗДАННЫЙ ПЛАН - не просто план населенного пункта минувшего века. он отражает 3 аспекта развития села Каменского.
План показывает расселение маленького зимовника запорожских казаков в крупное село. Каменское впервые упоминается в 1750 году., как небольшое казацкое поселение с церковью, возникшее в излучине Днепра на наносном песке, покоящемся на каменной скале. И пока это село было маленьким, оно никуда не двигалось и жило спокойно, но по мере увеличения населения и его застройки увеличилась нагрузка на наносной песок и село стало сползать в Днепр. Пришлось жителям села переселяться дальше - вниз по Днепру, минуя каменистое возвышение. Там была хоть и болотистая местность, зато богатая травянистыми лугами, и плодородной землей. Туда и переселили церковь, сельское правление и базар. Главная улица была названа Церковной (в ХХ веке - ул. Первомайская, а ныне территория кислородно-конвертерного комплекса). а старая часть получила название Писки. Один из первых исследователей истории нашего края епископ Екатеринославский и Таганрогский Феодосий Макаревский об этом так писал: "В 1782 году, по исследованию Екатеринославского духовного правления, в селе Камянском оказалось уже 102 двора, коих мужчин было 536 человек, женщин - 452, обоего пола - 988 душ. В этом же году село Камянское было перенесено с прежнего места на теперешнее".
Третьим местом расселения Каменского стала нагорная часть с 10 переулками - это место нынешнего проспекта Ленина. А после строительства железнодорожной ветки и станции Тритузная возникли улицы Железнодорожная и Вокзальная.
После строительства металлургического завода с двумя жилыми поселками началось заселение и четвертой части Каменского , но уже по заранее разработанному плану, которая так и была названа - "Новые планы". Это прямоугольник между проспектом Пелина (бывший Гимназический проспект), улицами коммунарной, Сыровца (Кладбищенской) и проспектом Ленина (ул.Новобазарная).
В Новых планах построили доходные дома изаестные каменчане Бурксер, Бабаскин, Амнуэль, Козин и др. В этой части построили свое жилье родители известных металлургов Орешкина, Романова, Чечуро, Кушнарева... Достраивали Новые планы уже в советское время, а расположенное в центре Новых планов кладбище обрело облик городского парка только в конце 1940-х годов.
На Плане отражена первопричина развития маленького села Романковской волости в город. И причиной превращения стал пущенный в 1989 году Днепровский металлургический завод для производства, прежде всего, рельсов, необходимых для развивавшегося в Российской империи железнодорожного сообщения.
Прокатка железнодорожных рельсов производилась в рельсопрокатной мастерской. Это нам известный среднесортный цех, в 1980=х годах названный железнопрокатным цехом и прекративший свое существование в канун 120-летия Дзержинки.
Еще в конце XIX века была построена новая рельсобалочная мастерская с новой (по моим сведениям - третьей) бессемеровской мастерской. Это и ныне действующий рельсобалочный цех, правда, очень изменившийся с той поры.
На этом Плане наглядно показаны социальные объекты, о которых во время Советского Союза или замалчивалось, или восе отрицалось их существование. Это всем известные заводская больница (больница № 1), земская больница (больница № 3, она не вошла в границы Плана), народная аудитория (городской театр) с прилегающим парком, инженерный клуб (музей истории ДМК), Зимний и летний клубы Гребного общества, заводское училище (коммерческий техникум), мужская и женская гимназии (лицей № 1), православная церковь, католический костел и другие культовые здания, Общество потребителей. Но, кроме этого, на территории завода был оборудован медпункт (медпункт № 1), была столовая для рабочих, функционировали 3 бани (теперь ни одной!), детский православный приют и школа при нем (I и II достроенные корпусы технического университета), католический приют (один из корпусов больницы № 1), телефонная станция, 2 кинотеатра, книжные магазины и аптеки. В зимнее время функционировали 2 катка: при инженерном клубе завода и у предпринимателя Израэля Амнуэль.
Итак, "План Днепровского завода Южнорусского Днепровского металлургического общества и с.Каменского Екатеринославской губернии в начале ХХ века" осуществлен.
Работа с Планом может быть продолжена. Ведь некоторые улицы и переулки автором не найдены, не найдено месторасположение пристани той поры и кирпичных заводов. Можно и нужно нанести на План, расположение необозначенных социально-культурных объектов, сельських и поселковых служб, домов, владельцы которых нам известны.
И остается надежда, что макет старого Каменского будет изготовлен и найдет свое место в музее.
Примечательно, что этот очерк написан за письменным стлом, где мною писались первые буквы первоклашкой 1940 года СШ № 1 им.Дзержинского (бывшей мужской гимназии).
Источник: книга И.В.Подзерко "Мой город"."ИМА-пресс" Днепропетровск. 2011 год. Стр.4-7.
http://vk.com/photo-58600917_354851243 - "План Днепровского завода Южнорусского Днепровского металлургического общества и с.Каменского Екатеринославской губернии в начале ХХ века"
Він загинув у неповні двадцять два. Загинув у роки Великої Вітчизняної війни, захищаючи серце нашої вітчизни - Москву. Він був один з тисяч героїв, яких виховав робітничий Дніпродзержинськ - комсомолець, колишній робітник Ілля Євгенович Ніколенко...
Свято оберігають люди пам'ять про героя з міста на Дніпрі. Наказом міністра внутрішніх справ Ілля Ніколенко навічно зарахований у списки підрозділу, де він служив, у музеї частини нашому землякові присвячена спеціальна експозиція.
А нещодавно сталася подія, яка являє собою ще один незаперечний доказ великої поваги дніпродзержинців до свого героїчно загиблого земляка. Рішенням виконкому Дніпродзержинської міської Ради народних депутатів вулиця Балтійська перейменована на вулицю Ніколенко.
... Незабаром смарагдовим вбранням одягнуться дерева, яких чи не найбільше на цій невеличкій вулиці, весняне сонце заграє у прозорих вікнах нових будинків. Зашумлять новосілля, і у щасливі хвилини люди неодмінно згадають тих, хто поліг за мирне життя. Згадають і Іллю Ніколенка, ім'ям якого названо їх вулицю.
Т.Коваленко, інженер управління головного архітектора міста.
"Дзержинець" 08.03.1982.
По-материнськи уважні, чуйні, лагідні працівники одного з найстаріших у місті дитячого садка "Золота рибка" (№ 44) міськвно. Діти оточені тут теплом і щирістю вихователів. Дружній, згуртований колектив на чолі з Т.І.Головатою працює в "Золотій рибці". Напередодні 8-го березня діти разом з музичним керівником Е.І.Гавелою підготували святковий ранок, на який запросили своїх батьків.
Батьки Н.Мацієвська, В.Нарцисова та інші.
"Дзержинець" 08.03.1981.