Закончивший коллегиум и университет с золотой медалью и красным дипломом, кандидат в мастера спорта по боксу Андрей Заика считает соцгород, а также район улиц Матросова и Беседова в Днепродзержинске лучшим местом для фотосъемок.
За четыре года профессиональных занятий фотографией, Андрей Заика становился лауреатом нескольких престижных украинских выставок. В конце 2015 года его приняли в Национальный союз фотохудожников Украины.
"В детстве боялся когда мне стригли ногти на ногах"
Андрюша в детстве, как и многие его сверстники, рос подвижным и шебуршным мальчиком. До всего он проявлял интерес, обо всем старался узнать. Очень любил кататься на велосипеде, как и все мальчики 90-х, коллекционировал фантики "Турбо" и фишки. "В таком возрасте тяжело найти спокойного мальчика. Тогда всё было интересным, каждая секунда твоей жизни казалась часом. Я тогда всё исследовал и мне было интересно, - вспоминает Андрей Заика. -
Почему-то врезался в память момент, каждый раз, когда мы засыпали на сонном часе в детском садике № 42 (в районе бывшего кинотеатра "Аврора". - прим. автора), в это время постоянно в небе пролетал самолёт. Он громко гудел и я представлял себя пилотом. Мечтал также стать космонавтом или президентом страны. Помню, что свою любимую воспитательницу называл Валентина Фёдоровна-на. И сколько бы меня не исправляли, всё равно обращался к ней так же. Темноты боялся больше всего. Мне казалось, что там кто-то есть. А еще боялся, когда мне стригли ногти на ногах".
Не смотря на отличную учебу в коллегиуме № 16, дневник Андрея часто пестрел красными записями. "Учился я хорошо, хотя часто в дневнике мне писали красной пастой о моём плохом поведении: то на уроке засмеюсь, то кому-то на физкультуре на ногу наступлю, то пробегусь по коридорам нашей школы, - улыбаясь рассказывает мой собеседник. - Но урокам я уделял большое внимание. Каждый предмет был интересен по-своему. Но особо мне нравились физика, химия, английский язык, история и география".
Одиннадцатый класс Андрей Заика закончил с золотой медалью. И сразу поступил в Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина. "Студенческие годы у меня ассоциируются с общежитием, некоторой самостоятельностью, различными весёлыми моментами во время учебного процесса и за территорией университета, - говорит А.Заика. - Общежитие – это очень интересное место. Там студенты с разных городов, сёл, с разными взглядами, с разными интересами, с разными целями, разного возраста живут под одной крышей (или пытаются ужиться). Это был первый курс и первая моя сессия. Я готовился вечером к экзамену и тут громкая музыка на весь коридор. Раздается стук в мою дверь. Оказалось, что ребята-кибернетики с четвертого курса отмечают день рождения и приглашают вместе с ними отпраздновать. Я понимал, что мне необходимо продолжать готовиться к экзамену и сказал, что к сожалению не смогу нормально отдохнуть у них. Но музыка была очень громкой, я не мог сосредоточиться на запоминании материала... И тогда подумал, что придётся совместить приятное с полезным. Отдохнул у них на дне рождения, после чего до утра готовился к экзамену. Экзамен сдал на отлично и долго отсыпался. Наверное, потому что тогда думал как рациональнее всего поступить в сложившейся ситуации, мне этот момент и запомнился".
Университет Андрей закончил с красным дипломом. Там же на военной кафедре он получил звание младшего лейтенанта запаса.
После универа работал пять лет в госструкутрах. Такая уж у Андрея натура, что он не может сидеть без дела. "Год назад решил уделить внимание и время общественной деятельности, - поясняет Мы с моим другом Василием Карповичем организовали общественную организацию "Потенциал страны", и разными культурными и общественными делами пытаемся помочь людям. Но как всегда все упирается в финансы. В октябре прошлого года принял решение выдвинуть свою кандидатуру в депутаты горсовета.
И хотя в конечном итоге я не прошел, зато много получил опыта общения с нашими людьми. У меня сформировалось определённое мнение о наших гражданах, увидел различные технологии, которые применяют кандидаты на выборах, и многое другое".
Притяжение к фотографии
Андрей Заика сознательно стал снимать фотоаппаратом лишь в 20-летнем возрасте. "Я много раз до этого момента фотографировал – у меня дома лежала цифровая "мыльница" и в телефоне была фотокамера, - вспоминает он. - Но тогда был особый момент. Я взял старый дедушкин фотоаппарат "ФЕД-3", купил специально для этого плёнку, зарядил её и пошёл на целый день фотографировать. Шел с целью сделать снимки не "на память возле какого-то места", а сфотографировать то, что меня на тот момент восхищало. Это было осенью, и не удивительно, что тогда меня интересовала природа. После этого момента у меня появилось притяжение к фотографии".
Сейчас у Андрея появилась возможность иметь хороший аппарат. Он взял за правило носить с собой цифровой фотоаппарат PENTAX K-5. "Надо помнить, что фотоаппарат – это всего лишь инструмент, как у художника кисть, - рассказывает А.Заика. - Конечно, технологический процесс шагает вперёд ежегодно. И иногда понимаешь, что те ограничения, которые есть у твоего инструмента, уже давно отсутствуют в новых фотоаппаратах. При наличие финансовых ресурсов я бы хотел попробовать среднеформатные плёночную систему Pentax и цифровую систему PENTAX 645Z. Но, как говорится "мечтать не вредно".
Учитель-альтруист
Серьезно заниматься фотоделом Андрей Заика стал четыре года назад, когда познакомился с художественным руководителем днепропетровского фотоклуба "Автор", членом Национального союза фотохудожников Украины и просто известным фотографом Украины Алексеем Алексеевичем Шпаком. "Для меня Алексей Алексеевич стал проводником в мир художественной фотографии, - рассказывает Андрей. - После пятимесячного испытательного срока я стал членом фотоклуба и продолжил развиваться в художественной фотографии. Хочу отметить, что на моё удивление всё же есть альтруисты, которые не гонятся за деньгами, создавая свои фотошколы, а преследуют цель просвещения молодого поколения. В конце прошлого года меня приняли в Национальный союз фотохудожников Украины, что стало событием, так как это была оценка тех признанных людей нашей страны в области фотографии, чьими работами я восхищаюсь".
Первая персональная фотовыставка А.Заики состоялась в музее истории города Днепродзержинска осенью 2014 года. И называлась она "Вектори особистого погляду".
На следующий год в городской библиотеке им. Т.Г.Шевченка Андрей выставил свои работы под названием "Геометрія повсякденності". За три последних года его работы принимали участие в десяти коллективных выставках, которые проходили в Киеве, Львове, Евпатории, Кировограде и Днепропетровске.
"Сейчас мне нравится фотографировать простую жизнь наших людей, жизнь улиц, геометрические этюды, которые позволяют посмотреть на реальность, что нас окружает, с немного другой стороны, а так же абстракцию, - делится мыслями со мной Андрей. - Каких-то своих секретов фотосъемки у меня нет. Хотя могу сказать, что фотохудожнику надо иметь терпение. Иногда приходится выжидать нужный момент, а иногда такой момент может и не наступить".
"Геометрия повседневности"
"В работах серии "Геометрия повседневности" я делал акцент на предметах, каких-то структурах, тенях, падающего света, архитектурных постройках, которые формировали геометрический рисунок на плоскости, - продолжает рассказывать фотомастер. - На выставке, нет ни одной постановочной фотографии. Я бывает очень долго жду, чтоб человек, соответствующий тематике работы, прошел именно в том месте, где я смогу его зафиксировать на камеру. Вот этого человека в красной куртке (фоном работы являются желто-красно-синие квадраты. - прим. автора) мне пришлось ждать достаточно долго. За полтора часа руки замерзли.
Такие работы отличаются от фоторепортажа тем, что я жду конкретного человека, но не как личность, а как объект. Помимо геометрических построений я стараюсь больше обращать внимания на цвет, фактуру".
Фотография - это хобби или работа?
Часто густо можно слышать споры, увлечение фотографией это работа или хобби? "Работой я бы фотографию не называл. Для меня это увлечение, даже что-то большее, - поясняет фотограф. - Я бы сказал это способ восприятия действительности. Так как даже если без фотоаппарата, ты всё равно видишь то, чего многие не замечают. Ведь в фотографии какая-то маленькая деталь, которую обычный прохожий человек просто не замечает, может стать главным сюжетом. Это прекрасно. Ты фотографируешь глазами себе в память. Фотохудожник становится чувствительным ко всему, что его окружает. Сейчас мне нравится художественная фотография, стрит фотография и иногда пейзажная фотография. Но я не пытаюсь себя ограничивать какими-то рамками. Я всё время нахожусь в творческом поиске. Для меня фотодело это что-то большее чем хобби. А вот что именно – на это вопрос я пока не нашёл ответ и это меня радует. Знаю только то, что творчество – это один из способов общения с нашим Творцом, а так же один из способов познать себя.
Зарабатывать фотографией, для того чтобы безбедно жить, можно. Многим известен фотограф современности Андреас Гурский. Его фотография "Rhein II" была продана за 4,4 миллиона долларов на аукционе "Christie’s Impressionist and modern art" в 2011 году. Чтобы понять почему фотографию, которая на первый взгляд обычная, продали за такую сумму денег надо смотреть его работы в выставочных залах, читать и изучать современное искусство. Ну, а на бытовом уровне тоже возможно зарабатывать фотографией, т.е. заниматься не как Искусством, а как ремеслом за которое получаешь деньги, что в наше время стало очень популярным. Это свадебная фотография, фотография на заказ (различные "лав стори", фотографии в ночных клубах, фотография корпоративов и т.д.), даже элементарная фотография на паспорт. Хотя даже в таких видах очень редко, но случается, что проблескивает творчество. Так же можно зарабатывать "стоковой фотографией".
На фотовыставке во Львове
Для меня же фотографии – это Искусство. Конечно, хочется чтобы твой труд был оценён не только словами, но и материально. Ведь даже фотоаппарат рано или поздно надо менять, не говоря уже про объективы, затраты на проезд, на печать фотографии, разные эксперименты с изображением, непредвиденные ситуации и т.д. Хотя здесь деньги это всё же второстепенное. Ну, а вообще культура потребления фотографии в нашей стране не развита. Я бы сказал - она практически отсутствует. Соответственно в Украине либо фотохудожнику/фотографу каким-то образом удалось засветиться причём, чаще всего на Западе, и он там продаёт свои фотографии за достойную сумму денег. Либо он вынужден искать другие виды заработка, а фотографии уделять меньше внимания. Или заниматься "заказухой", что для творческой личности очень неприятно и даже вредит.
Так же надо отметить, что качество фотографий в новостных изданиях тоже ухудшилось, если не исчезло полностью. Сейчас хорошего фотокора могут позволить себе считаные издания. Все остальные довольствуются собственноручно сделанными снимками. А ведь фоторепортаж – это тоже искусство, и иногда фотография с определённого события может сказать больше чем какие-либо слова...
"Что ты здесь фотографируешь?"
Если когда-то давно фотографам удивлялись, то сейчас их бывает пугаются. Время такое. "В основном такие случаи происходят на улице, когда фотографирую обычную жизнь, - рассказывает а.Заика. - Недавно ко мне выбежал пожилой мужчина с дубинкой и криками "что ты здесь фотографируешь?", пытался меня прогнать. Как оказалось, он думал, что фотографирую именно его гараж, чтобы потом его ограбить. Даже после того как я ему объяснил, что я фотохудожник и предъявил ему официальное удостоверение члена Национального союза фотохудожников Украины, он всё равно не поверил мне. Человек не мог понять, что я нашёл в том сюжете. Конечно, понять и его тоже можно, но всё же меня часто не слушают и делают поспешные выводы. Обычному человеку тяжело объяснить, что ты фотографируешь. И очень тяжело ответить на вопрос "А для чего ты это фотографируешь?". Поэтому, чтоб долго не рассказывать, я отвечаю кратко - "Для себя". Не знаю почему, но больше всего интересного материала я нахожу на соцгороде либо в районе улиц Матросова и Беседова".
Цветная или черно-белая
В мире фотохудожников не затихает спор, какая фотография лучше, цветная или черно-белая, в чем преимущество одной над другой. "Всё зависит от сюжета и того, что мастер конкретно этой фотографией хотел сказать, - объясняет Заика. - Цвет – это ещё один фактор, который влияет на восприятие фотографии. Если фотохудожник не умеет пользоваться цветом, то даже хороший сюжет в фотографии может "развалиться" из-за неграмотного использование цвета. В то же время цвет сам по себе может стать главным сюжетом в фотографии. Надо так же отметить, что мы воспринимаем цвет ассоциативно, что очень важно не только в фотографии, но и во всём изобразительном искусстве в целом. Чёрно-белая фотография более лаконичная и поэтичная, это классика. И мне тяжело представить фотографии Анри Картье-Брессона цветными. Этим фотографиям просто не нужен цвет, они и так идеальны. Эти два типа фотографии просто нельзя сравнивать. Сейчас в эру цифровой фотографии появилась возможность за секунду увидеть фотографию в цвете и её же чёрно-белую. Поэтому автору всегда надо думать и осознавать конечную цель фотографии и в соответствии с этим уже в момент фотографирования знать какой будет фотография: или цветной, или чёрно-белой.
Из серии "Світло і тінь"
Из серии "Геометрія повсякденності"
Мне нравится фотография, мне интересно видеть и читать автора в фотографиях, которые он делал либо делает. В таких фотографиях время, когда была сделана фотография, почти не имеет значения. Здесь художественная сторона превалирует.
С другой же стороны, конечно, дополнительную ценность фотография приобретает благодаря своим свойствам "вырезать" реальность и сохранять её. И когда смотришь на эти сохранённые вырезки начала ХХ века, то даже интересным с исторической точки зрения становится обычный прохожий, его одежда, улица и т.д. Хотя с художественной точки зрения такая фотография может быть вообще не интересна. Фотография очень разностороннее понятие.
Музыка и бокс
Андрей Заика человек разносторонний. Его интересует общественная деятельность, визуальное искусство, киберспорт, садоводство. Он закончил детскую музыкальную школу № 1 по классу баян у преподавателя Татьяны Владимировны Демьяненко.
Предпочтение отдает року (чаще мелодичному), регги, классической и электронной музыке. Последний концерт, на котором побывал меломан, было выступление камерного оркестра им. Гарри Логвина "Времена года" в Днепропетровском театре им. Горького.
В сферу спортивных увлечений Андрея входят футбол, биатлон, дзюдо, шахматы, фехтование. А еще бокс, которым юноша на протяжении 8 лет занимался в клубе "Кожаная перчатка" у тренеров И.В.Карповича и В.П.Кургузова. Кандидат в мастера спорта, Заика становился неоднократным победителем и финалистом областных и Всеукраинских чемпионатов. "Я очень благодарен своим тренерам, которые воспитали во мне любовь к спорту, - говорит юноша. - Для многих бокс это обычный, как они говорят, "мордобой". На самом деле это искусство. В боксе на первом месте голова – это то, как ты думаешь и способность оценить противника, найти в кратчайшее время его слабые стороны. На втором месте ноги – от того как ты передвигаешься по рингу очень многое зависит. Ну и только на третьем месте руки".
Воспитанник тренера Ивана Карповича кандидат в мастера спорта Андрей Заика становился победителем и призером на различніх соревнованиях
Парня интересуют книги философского содержания таких авторов как Пауло Коэльо, Ричард Бах, Бернард Вербер, Олдос Хаксли, Кен Кизи и др. "Но это зависит от настроения, - рассуждает Андрей. - Мне интересно погружаться в книгу, в её атмосферу, когда тебя никто не беспокоит и можно в спокойной обстановки осмыслить прочитанное. Сейчас дочитываю книгу "1984", автором которой является Джордж Оруэлл (книга до 1991 года была запрещена в СССР и подвергалось жесткой цензуре в других соцстранах. - прим. автора). Люблю смотреть фантастические фильмы. Не чужды мне и жанр реалистического кино. В то же время обращаю внимание на музыку, которая звучит в фильме – это, на мой взгляд, важная часть успешной киноленты. Главное для меня в фильмах это то впечатление, я бы это назвала "послевкусие", которое они оставляют после просмотра. Из последних запомнившихся мне фильмов могу отметить "Лабиринт Фавна" и южнокорейский психологический детектив "Олдбой".
"Я не люблю чётких шаблонов характера"
Целеустремлённость, толерантность и ответственность - вот те три кита, на которых зиждется личностная натура Андрея Заики. Его лозунг по жизни - никогда не сдавайся. "Я, как и каждый человек, имею свои сильные и слабы черты характера, - делится Андрей. - Знаю свои слабые стороны, которые мне не нравятся. Скажу, что на мой взгляд идеальных людей не существует. Но любые недостатки человека в определённой ситуации могут стать его достоинствами. Поэтому любая личность – это совокупность достоинств и недостатков, которые составляют её индивидуальность. Для меня нетерпимы предательство, глупость, алчность. Любая неудача – это поражение и, конечно же, я расстраиваюсь, но в меру. После этого делаю выводы почему так всё произошло и начинаю с ещё большими силами и настойчивостью работать над достижением поставленной цели. Я не люблю чётких шаблонов характера. Мне кажется мой характера - это что-то между сангвиником и флегматиком. Да, я сентиментальный человек. Но на мой взгляд сентиментальность в той или иной степени присуще каждому творческому человеку, так как чувства и переживания являются одним из важнейших двигателей творчества. Ценю в людях искренность, толерантность, порядочность, интеллектуальность".
ФАНТАЗИИ, ЖЕЛАНИЯ, РАССУЖДЕНИЯ
- С помощью машины времени хотел бы побывать в Древнем Египте, Китае, Индии. "Мне очень интересны древние цивилизации и их восприятие мира".
- С собой на необитаемый остров взял бы только сборники: классической, танцевальной и музыки 90-х годов.
- О будущем. "Мне очень тяжело представить своё будущее, но я очень хочу совершенствоваться в фотографии, так как она стала частью моей жизни. Буду дальше продолжать свою общественную деятельность, так как знаю, что если хочешь чтобы что-то было сделано – сделай это сам. Я хочу жить в успешной независимой Украине".
- О желаниях. "Мечтаю иметь охотничью собака и достроить второй этаж в своём доме".
- О Всевышнем. "Мне кажется, что один из способов общения с Ним это Творчество. Человеку дана возможность Созидать - это то главное, что мы унаследовали у Всевышнего".
- Об инопланетянах. "Думаю, что и инопланетный разум тоже существует. Мне тяжело даже логически предположить, что человек единственное разумное существо в этой Вселенной, границы которой разум наш даже не может себе представить. Я бы даже сказал, что мы сами себя считаем «разумными» в сравнении с… другими видами, которые обитают на нашей планете. И это ещё не означает, что во Вселенной нет более развитого разума, который смотрит на нас как мы на муравьёв – пытается нам что-то сообщить, а мы его даже не понимаем, как если бы человек пытался общаться с муравьём. Человек ещё даже сам себя не познал".
ЛЮБИТ
* Море и горы.
* Полевые цветы.
* Определённого любимого цвета нет – всё зависит от настроения. Предпочитает комбинированные цвета - холодно-синий, светло-серый, оранжевый.
* Домашний борщ, пасту и роллы. Экзотического ничего особо не пробует. Не уверен, что его желудок будет радоваться экзотике.
* Собак и котов. Живет в частном доме, поэтому у держит собак-девочек – Тиму и Зиту, и котов-мальчико Барона и Барсика.
* Дарить подарки, потому что видит эмоцию человека и от этой эмоции заряжается позитивом сам.
ДОСЬЕ
Заика Андрей Николаевич
Родился 19 июля 1988 года в Днепродзержинске
Член Национального союза фотохудожников Украины (2015)
НАГРАДЫ
* Лауреат XVI Всеукраинского фото фестиваля "Взгляд 2012" (Кировоград, декабрь 2012);
* Лауреат конкурса "Утро Страны" в жанре "Этюд", проведенного Львовской газетой совместно с фотогалереей Василия Пелепьюка "Свет и тень" (Львов, июнь 2014);
* Финалист третьего кубка города Ровно по фотоискусству (август 2014);
* Фотоснимок вошел в список отобранных работ в рамках первого международного салона художественной фотографии "Карпатский драг" в секции "Цветная фотография" (август 2014);
* Финалист ХVIII Всеукраинской художественной фотовыставки "Взгляд" (Кировоград, декабрь 2014);
* Две работы попали в список Short-list в номинации "Стрит фотография" на первом международном фотосалоне "Singidunum" (Сербия, февраль 2015);
* Short-list Всеукраинского фотоконкурса "Фотограф года 2014" в номинации Арт фотография (художественная) - любительская категория (Киев, июнь 2015);
* Финалист ХIХ Всеукраинской художественной фотовыставки "Взгляд" (Кировоград, декабрь 2015);
* Лауреат фотоконкурса "Сохрани город в фотографии" (Днепродзержинск, январь 2016).
Текст: Виктор КУЛЕНКО.
В Днепродзержинске, где родился и провёл молодые годы Л.И. Брежнев, на площади Освободителей, находится бюст генерального секретаря ЦК КПСС, установленный, как и полагалось в СССР, на родине дважды героя Советского Союза. Причем первую звезду Героя Брежнев получил в 1966 г., на 60-летие. Это единственный прижизненный памятник Л.И. Брежневу.
Мемориальная бронза не ржавеет
8 мая 1976 г. в Днепродзержинске был открыт бюст Л.И.Брежнева, мгновенно ставший одной из самых популярных местных достопримечательностей. Это событие прошло в обстановке подобающей торжественности при стечении огромного количества народа. Но за кадрами многочисленных телехроник осталась напряженная работа строителей этого памятника, а фактически - целого мемориального комплекса, растянувшегося от Октябрьской площади до ул.Ленинградской. Тысячи квадратных метров городской территории надо было благоустроить, одеть в свежий асфальт и полированый камень. Причем в чрезвычайно сжатые сроки.
Интересными подробностями, связанными со строительством бюста Брежнева с нами поделился Г.Я.Кузнецов, ныне почетный гражданин Днепродзержинска. В те годы Геннадий Яковлевич занимал должность первого заместителя председателя горисполкома, курировал строительную отрасль. В 1976 г. он был назначен в областной штаб, на который была возложена ответственность за сооружение этого необычного объекта. Членами штаба от города также являлись Л.В.Дубров (горком партии), В.А.Павлов, начальник Приднепровского управления строительства. Именно это предприятие выполняло основные работы по сооружению бюста.
Решение увековечить в бронзе генерального секратаря ЦК КПСС на его родине было принято на самом высоком уровне в Москве в начале 1976 г. Тогда же было намечено открытие будущего памятника: с 1 по 9 мая этого года. Для выбора места сооружения бюста в город приехали его авторы: скульптор В.А.Сонин и архитектор С.И.Кулиев. В качестве подходящих рассматривались разные площадки: возле института на поселке ГЭС, перед проходной ДМК и др., - вспоминает Геннадий Яковлевич. В конце концов, остановились на Октябрьской площади, хотя первоначально этот вариант казался менее удачным. Вдоль центрального пороспекта уже стояли памятники Ленину, "Прометей", монумент освободителям города.
Элементы пьедестала заказали на Токовском карьере. Бронзовый бюст должны были отливать в Ленинграде на специализированном заводе "Монументскульптура". Для срочного заключения договора туда командировали Г.ЯюКузнецова. Казалось бы, узнав, о чьем изваянии идет речь, на любом предприятии мгновенно должны были бы взять под козырек, посчитав такой заказ за огромную честь. Однако оказалось не все так просто. Руководство завода, ссылаясь на производственные планы, расписанные на многие месяцы вперед, категорически отказалось заключать договор с Днепродзержинском. Лишь вмешательство первого заместителя министра культуры СССР В.И.Попова, к которому Г.Я.Кузнецов обратился за помощью, помогло разрешить проблему.
В начале апреля Геннадий Яковлевич снова направляется в Ленинград - на этот раз получить готовое изделие. Малоизвестный факт: оказывается, тогда завод отлил не один, а два экземпляра бюста. Второй для Министерства Культуры СССР (интересно, где он теперь?). Оба бронзовые Ильича были сделаны на совесть, но, естественно, для родного города Г.Я.Кузнецов постарался выбрать "лучшего".
Не меньше хлопот возникло и с благоустройством территории.Проектанты выдали решение: весь сквер до ул.Ленинградской сплошь одеть в гранит. Но где взять столько дорогого и дефицитного камня? Удалось добиться упрощения проекта, упросить Совет Министров Украины помочь вне очереди выделить гранит из карьеров Житомирской области. Для обработки и укладки каменных плит работы велись по круглосуточному графику, без выходных.
А в разгар работ поступило указание: оформление территории вокруг бюста Л.И.Брежнева не должно затенить памятник другому Ильичу. Пришлось срочно заказывать новый проект, пробивать заказы на гранит, организовывать круглосуточные работы и на памятнике Ленина. .. Кроме всего прочего, изготавливавшиеся в спешке детали пьедестала бюста Брежнева зачастую не подходили друг к другу. Пришлось вызывать из Житомира мастеров для их подгонки на месте.
Но к приезду государственной комиссии, 3 мая, все было готово. А.П.Ляшко, председатель Совмина Украины, Н.В.Томский, президент Академии художеств СССР, В.И.Попов, первый замминистра культуры СССР, А.Ф.Ватченко, первый секретарь обкома партии и другие высокопоставленные члены комиссии приняли объект без единого замечания.
Сам Леонид Ильич увидел собственный бюст лишь однажды, три года спустя. Во время последнего приезда в Днепродзержинск в 1979 г. он ограничился сдержанным комментарием: "Как-то странно видеть свое изображение в бронзе. Хоть это и положено по закону тем, кто удостоен звания Героя дважды".
В.Буланов "Ведомости" 31.05.2006 г.
Бюст Брежнева и футбол на «Металлурге»
8 мая 1976 года в Днепродзержинске весь народ «стоял на ушах» – в самом дымном городе СССР открывали бронзовый бюст Леониду Ильичу Брежневу. Сейчас это кажется странным, но такой памятник на родине генсека полагалось установить по закону – как дважды Герою Советского Союза и как дважды Герою Социалистического Труда, пишет http://www.shukach.com/uk/node/8556 со ссылкой на Вардидзева Владимира http://iz.com.ua
Понятное дело, событие это получило мировую огласку, отечественные газеты в угоду партийным властям вышли на следующий день целыми полосами. Не осталась в стороне от всего этого и «Индустриалка» (газета "Индустриальное Запорожье"). Правда, ее редактор Андрей Клюненко по каким-то только ему известным причинам на открытие бюста не поехал. Тем более это было странным еще и потому, что Клюненко и Брежнев дружили еще с военных лет, когда они познакомились на Малой земле под Новороссийском.
Словом, не поехал шеф в Днепродзержинск. А вот за снимком на первую страницу газеты послал меня. Я, правда, пытался отговорить Андрея Степановича, мотивируя свой отказ тем, что в этот день дома играли футболисты «Металлурга». На что редактор жестко, словно выпалил в меня, произнес: «Вы что, Вардидзев, футбол с Брежневым сравниваете? Вы понимаете, где вы работаете? Немедленно мчитесь в Днепродзержинск». Словом, пришлось усаживаться в новенькие редакционные «Жигули» и мчаться.
Понимая, что футбол мой «горит ясным пламенем», а этого перенести нельзя было, я по дороге к соседней области строил планы, как же все-таки объегорить шефа и попасть на игру «Металлурга», хотя бы на второй тайм. И меня осенило: зачем ехать в Днепродзержинск, если днепропетровские фотожурналисты привезут оттуда снимки для своих газет?
Решено – сделано. Не прошло и двух часов, как в «Днепровской правде» я получил желаемое фото (вы его видите сейчас), запечатанное в конверте. Я «пришпорил» водителя и мы пулей полетели домой.
– Вы что привезли? Вы что, сдурели – почему здесь, возле бюста, нет людей с цветами? Где вы взяли эту «пустышку»? – закричал на меня, показывая на фото, шеф. Понимая, что влип, и по полной программе, я еле слышно выдавил из себя: «Андрей Степанович, извините, я не доехал до Днепродзержинска...»
Клюненко еще о чем-то кричал на меня, из чего стало понятно – завтра получу трудовую книжку.
Но Андрей Степанович прощать умел. За все годы работы уволил лишь одного журналиста за пьянку, но через полгода вновь принял его на работу. Увольнения тогда потребовал обком партии – журналист тот «засветился» в вытрезвителе.
А на футбол я попал, правда, на 15-ю минуту встречи. Сидевшему рядом коллеге из «Запорізької правди» Валентину Криворотько рассказал о своей «героической» командировке в соседнюю область и о том, как на обратном пути нас, словно «стоячих» на трассе, обошла «Чайка» первого секретаря Запорожского обкома КПУ Михаила Всеволожского. Но договорить не успел, тут же получив от Валентина Владимировича удар в бок. Оказалось, Всеволожский сидел в полуметре от нас, чуточку выше и, естественно, все слышал.
Да, а как же «Индустриалка» выкрутилась в тот раз со снимком? Очень просто – через пару часов по фототелеграфу мы получили снимок медного Брежнева с цветами и народом, сияющим от счастья. А в «Днепровской правде» мне, оказывается, всучили снимок с репетиции, которую в Днепродзержинске организовали ранним-ранним утром для фотожурналистов. Правда, сделали это ошибочно – перепутали конверты. Все эти годы я хранил фото, которое стоило мне «строгача».
«Що ж ти мені раніше про це не сказав?»
Місцеві мешканці можуть багато розповісти про ті часи та свою причетність до подій, пов'язаних із особою Брежнєва. Наприклад, Іван Власенко у 1976 році працював архітектором Баглійського району, і головний архітектор міста Олександр Кримцов залучив його до роботи з оформлення майданчика, на якому планували встановити погруддя. Спочатку, за вказівкою «згори», для скульптури обрали місце біля стін нових корпусів Індустріального інституту імені Арсенічева у районі Дніпробуду. Цей район виник вже після того, як Брежнєв жив і працював у Дніпродзержинську. Але в ЦК партії вирішили, що це не має значення. Головним аргументом на користь Дніпробуду було те, що саме там зосереджувалася студентська молодь, яка приїздила на навчання до міста металургів і хіміків із різних куточків Союзу. Отож погруддя глави держави мало відігравати важливу виховну роль у залученні молоді до історії, піднесенні значимості вузу, престижу професії металурга, яку колись опановував Леонід Ілліч.
Однак міські архітектори вважали запропонований з ЦК варіант помилковим. До того ж хотілося, щоб славнозвісним земляком дніпродзержинців могли милуватися не лише студенти, а всі мешканці та гості міста. Однак висловити свої думки вголос вони не могли.
— Парадом командували вищі державні чини, — згадує про ті часи Іван Власенко. — Ми ж знайшли, на нашу думку, найкраще місце для погруддя — на початку скверу — у верхній частині проспекту Леніна. По-перше, це — головна вулиця міста, поруч два вокзали, і всі приїжджі починають знайомство з Дніпродзержинськом із відвідування тодішньої Жовтневої площі. По-друге, майданчик із ранку до вечора чудово освітлений сонцем. Отож, з архітектурної точки зору, місце є ідеальним. Тому ми ризикнули обговорити цю ідею зі знаменитим скульптором Віктором Олександровичем Соніним, що безпосередньо займався погруддям. Він жив у Москві і з Брежнєвим періодично зустрічався.
Напередодні поїздки до білокам'яної Кримцов і Власенко ввечері вибралися на проспект Леніна, щоб «приміряти» умовний макет погруддя і переконатися, що місце на початку скверу для нього підходить.
Побачивши ескіз, привезений до Москви Власенком, скульптор Сонін підтримав їхню ідею і пообіцяв, що спробує вирішити питання особисто з Брежнєвим. Під час зустрічі з Леонідом Іллічем він вибрав влучний момент і розповів про нову ідею. Реакція Брежнєва була миттєвою: «Вікторе! — з якимось докором і водночас відтінком радісного подиву звернувся до нього Генсек. — Що ж ти раніше мені про це не сказав?». І потім, посміхаючись, додав: «Я згоден».
Таким чином, місце для свого бронзового двійника затвердив сам Леонід Ілліч.
— Саме Соніну треба сказати спасибі за вирішення питання, — вважає Іван Федорович. — Народному художнику, заслуженому скульптору Росії, лауреату Держпремії Росії та кількох міжнародних премій... Маючи такі регалії, можна було ризикнути відверто побалакати і з самим Генсеком.
Інший дніпродзержинець — Геннадій Кузнєцов, на той час перший заступник голови Дніпродзержинського міськвиконкому, займався питанням доставки скульптури. Відливати постамент повинні були на ленінградському заводі «Монумент-скульптура».
Прибувши на завод, Кузнєцов із подивом довідався, що до роботи тут навіть не приступали. Директор підприємства категорично заявив, що такого завдання у нього в плані немає і відливати погруддя він не збирається. Сперечатися з цього приводу не було сенсу. Отож Кузнєцов терміново гайнув до столиці. Тільки після того, як перший заступник міністра культури СРСР Володимир Попов зателефонував у Ленінград і з'ясував, які документи необхідно оформити для виготовлення погруддя, процес, як кажуть, пішов.
Зрештою, було виготовлено два однакові погруддя Брежнєва. Одне з них встановили 8 травня 1976 року в Дніпродзержинську, а друге відправили до Москви. Чи зберігся цей екземпляр, невідомо. Але повернемося до нашої історії.
Кузнєцов розповів, що московський скульптор Віктор Сонін зробив у гіпсі кілька варіантів погруддя Брежнєва, у військовому та цивільному одязі. Вибирати довірили, а швидше за все — доручив сам Леонід Ілліч, своєму першому помічникові Георгію Цуканову. І той зупинився на цивільному варіанті, без погонів. Саме такого Брежнєва відлили в бронзі й встановили у Дніпродзержинську.
Брежнєвіана триває?
Через деякий час «нагорі» було ухвалене рішення встановити меморіальні дошки на будинках, де жив, навчався та працював Брежнєв. Вибрали три об'єкти, розташовані у старій частині міста і фактично на одній вулиці, — це будинок колишньої чоловічої гімназії й один із перших корпусів Індустріального інституту ім. Арсенічева, а також будинок № 40 на проспекті Пєліна, в якому родина Брежнєвих у 30-х роках отримала двокімнатну квартиру.
До виконання завдання був знову залучений Віктор Сонін, а також дніпропетровський архітектор Володимир Положій, директор музею Дніпровського металургійного заводу Васильєв та Iван Власенко.
Творча група вирушила до Москви. Помічник Брежнєва, теж дніпродзержинець, Георгій Цуканов показав землякам у Москві 40 меморіальних дошок. Кожну вони ретельно аналізували, прикидаючи по ходу, що можна використати у варіантах для міста Прометея. Але всім цим планам здійснитися не судилося. Меморіальну дошку виготовили лишень одну — її встигли встановити на корпусі Індустріального інституту. Про решту будинків постбрежнєвська влада забула назавжди.
У 90-х роках, коли на адресу Брежнєва стало лунати все більше звинувачень у погіршенні життя радянських людей, у розв'язанні афганської війни і багатьох інших гріхах, з будівлі інституту меморіальну дошку зняли й заховали. Тільки у липні 2006 року її знову почепили на колишнє місце.
Ірина КОНДРАТЬЄВА. 2007 р.
Мемориальная доска открыта 10 августа 2010 г. на доме, где жила семья Брежневых по пр.Пелина, 40
17 сентября 2010 г. на фасаде здании металлургического колледжа (техникума), которым руководил Л.И.Брежнев (1936-1939 гг.), была открыта мемориальная доска
СПРАВКА
Бронзовый бюст Леониду Ильичу Брежневу в Днепродзержинске открыли 8 мая 1976 года. Брежнев изображен с Золотой медалью Мира имени Жолио-Кюри, медалью международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" - справа и медалями "Золотая Звезда" и "Серп и Молот", высшими правительственными наградами Чехословакии и Болгарии - слева.
На постаменте в верхней части - изображение орденов Ленина и медалей "Золотая Звезда", "Серп и Молот". Автором бюста был известный скульптор, народный художник России Виктор Сонин. Он также является автором памятника Ю. Андропову у Кремлевской стены и еще тысячи работ на территории бывшего Советского Союза. Его работы представлены также в музеях, в том числе в Лондоне.
Бюст Леониду Ильичу отливали в Ленинграде, на заводе "Монументскульптура", а гранит для постамента брали из карьеров Житомирской области.
Подготовил Виктор КУЛЕНКО.
Ретро-фото предоставил О.Н.Мороз
11 лютого, в музеї історії Дніпродзержинська презентували виставку під назвою "Опір геноциду". Першими відвідувачами стали студенти міського вищого професійного училища, які познайомилися із стендовою виставкою, надану Українським інститутом національної пам'яті і підготовленої разом з Центром визвольного руху, а також комітетом увічнення пам'яті жертв Голодомору 1932/33 років. Виставка доповнена матеріалами історії Кам'янського (так тоді називалось наше місто). При створенні виставки використані матеріали з центральних архівів СБУ, архівів різних областей України. Значна кількість матеріалів виставлених на стендах, оприлюднені вперше.
Завідуюча відділом науково-освітньої роботи музею Ольга Олексіївна Мащенко розповіла про історію виникнення державності нашої країни, починаючи з 1917 року, коли на хвилі народного недовольства бло скинуто династію російських самодержців Романових. У березні місяці того ж року на території України було створено Центральну Раду. Перший документ цього органу зачитав Володимир Вінниченко, в майбутньому голова генерального секретаріату Центральної Ради. В Універсалі йшла мова про те, що український народ має повне право на визначення власної долі. Але все це в рамках існуючої Російської держави. Коли в жовтні 1917 року до влади прийшли більшовики, то Центральній Раді стало зрозуміло, що з ними не може бути сумісний шлях. Тоді було створено Українську Народну Республіку. Але знову-таки, на правах автономії в Російській державі. Врешті решт 22 січня 1918 року Михйалом Грушевським, головою Центральної Ради України, було оприлюднено четвертий Універсал. В цьому документові говориться про те, що Україна незалежна держава, яка далі йде своїм власним історичним шляхом. Але це не сподобалось північному сусідові.
В експозиції представлений наказ по російській армії, підписаний 28 січня 1918 року Михайлом Муравйовим, командуючим групою більшовицьких військ на Київському напрямку. "Эту власть мы несем с далекого Севера на острие своих штыков", - сказано мовою оригіналу. В документі йдеться про те, що вони будуть і надалі підтримувати більшовицьку владу силою зброї. Будучи прихильником гасла "Росія єдина, велика і неподільна" Муравйов був затятим противником "українізації", а "українців" вважав "зрадниками-мазепинцями" і "австрійськими шпигунами". Війська Муравйова проводили масові репресії проти української інтелігенції, офіцерів, буржуазії, говорити на вулицях українською мовою стало небезпечно.
На одному із стендів є фотографії керівників різних повстанських об'єднань, які діяли на території України 1918-1921 роках. Звичайно, більшовики їх називали бандитами (в Середній Азії басмачами. - прим. автора). Що ж відбувалося в ті часи у Кам'янському? В більшовицьких донесеннях писалось: "В Камянском отношение к советской власти настороженное, безразличное, глухо враждебное. Широки петлюровские настроения". 3 жовтня 1920 року загін кам'янських робітників, які поїхали до Криничок забирати хліб, який їм був потрібний, щоб годувати себе і направляти Червоній Армії, вступив у бій. Бій відбувся на центральній площі села біля церкви. Говорили, що там діяла банда Брови, в якій було, по одним даним 30 осіб, по іншим - 50. До дому привезли десятеро загиблих кам'янчан. Скілько загинуло жителів Криничок історія замовчує. Ось таке творилося по всій Україні.
в 1922 році був створений СРСР, до складу якого ввійшла Українська Радянська Соціалістична Республіка. Вона формально проголошувалася незалежною союзною республікою. В 1923 році було прголошено політику українізації. Українізація керуючого політичного апарату. Усі повинні були здавати іспити українською мовою. По країні пройшов рух за ліквідацію неписемності. Кількість грамотних зросло на 30-35%. До кінця 20-х років це був час розквіту української культури. В Кам'янському в 1932 році усі школи були українські, але в них були російські, польські, єврейські класи.
Трагічний адепт революції, один з основоположників пореволюційної української прози Микола Хвильовий був комуністом, сприйнявшим радянську владу. Але з часом він зрозумів, що між теорією і практикою величезна прірва. І тоді він висуває гасло "Геть від Москви!". В політиці його підтримав Олександр Шумський, який входив до партії українських боротьбістів. Шумський критикував надмірній централізації, підкоренню всьому Москві і вважав, що треба з цим покінчити. Доля цих людей трагічна. Хвильовий покінчив життя самогубством, Шумський помер в засланні в Росії.
Перекреслив розквіт українізації, поширення національної думки циркулярний лист, датований 1926 роком, в якому говориться, про те що в Україні надмірно розвивається національний рух, надмірно проводиться українізація. Наступ розпочинається з так званої "шахтинської справи". Примусове залучення до колгоспів мало великий опір. В 1928 році по всій Україні прокотилися "бабські бунти". Жінки повстали проти того, що з кожної сім'ї забирали продукти, реманент. В документах, які представлені на виставці вказано, що в країні з'явився новий прошарок більшовиків-дворян, яких стало надмірно багато і яких вже селяни не можуть прокормити. В 1930 році повстанський рух охоплює всю Україну. На діаграмі показано, що майже один мільйон горомадян приймали участь в ньому. До речі, на діаграмі показано скільки людей брали участь в русі в інших республіках СРСР. Трохи менше ніж в Україні їх було на Кубані та Північному Кавказі.
Збройне повстання в 1930 році відбулося в селі Кругле Старобельської округи (сучасна Луганська область). На його придушення були кинуті війська. Сторінки судових справ свідчать про повстання, які відбувалися в селах на території нинішньої Одеської області, а також Павлоградського, Петропавлівського і Близнюківського районів. Повстали проти державних контрактації, по яких кожен селянин мав віддавати зазначену кількість зерна, молока, картоплі, м'яса, яєць, овочів, фруктів, меду, риби і т.п. Як після стягнення до держави, могли прогодуватися багатодітні сім'ї. На придушення триденного беззбройного павлоградського повстання були кинуті з Дніпропетровська загін ГПУ і 200 міліціонерів.
Представлені документи подій, які відбувалися в той час в Кам'янському свідчать, що в 1926 році в селі Аули під час комсомольських зборів було вбито їхнього ватажка Миколу Заварихіна. На сторінці спогадів Миколи Івановича Начального, заступника голови Кам'янської районної ради, розповідається, що в 1926-1929 роках в районі було дуже неспокійно. Наприкінці 1929 року повстання відбулися в Криничках, Аулах. Зібралося три тисячі осіб. Він, як представник влади, що був направленний в Аули, пообіцяв людям, що передасть їхні вимоги в керівництву Катеринославської губернії. Але Начальному віддали наказ розігнати за допомогою озброєних міліціонерів бунтівників.
На інших стендах представлені документи про спротив владі на Одещині, Черкащині, Чернігівщині. У 30-х роках на території України відбулося понад чотири тисячі протестних виступів. Селяни виходили з колгоспів, саботували виконання планів хлібозаготівель. Справа доходила до збройного повстання. І якщо в багатьох випадках їх очолювали заможні селяни, так звані кулаки, то на Чернігівщині збройним повстанням в 1933 році керував Яким Рябченко, який очолював комітет бідноти і сільраду. Бої тривали два дні. Та коли Рябченко був поранений, селяни розбіглися.
Страх перед українському визвольним рухом підштовхнув Сталіна і його оточення до скоєння злочину Голодомору-геноциду 1932-1933 років. В грудні 1932 року розпочався новий, ще страшніший наступ, під час якого дозволялося ролбити обшуки в хатах, забирати з них все що можливо, не тільки зерно, а й останню картоплину, цибулину чи квасолину. Документом від 14 грудня 1932 року, підписанного Сталіним і Молотовим, починається наступ на все українське, і не тільки в Україні, а і на Кубані. Згори спускаються плани, скільки людей потрібно арештувати, скільки вислати в Сибір, незалежно ставляться вони лояльно до радянської влади, чи чинять спротив. Показано документ, згідно якого потрібно вислати в концтабори 700 чоловіків одинаків і 50 осіб, які були виключені з партії з 25 сел Дніпропетровщини. Починаючи з 1930 року вчетверте згадуються термін "концтабір", який ми звикли співставляти з нацистською окупацією. Голод не тільки фізично вбивав людей, він калічив її свідомість.
Текст: Віктор КУЛЕНКО.
В адрес днепродзержинской фирмы-перевозчика ООО «Интерспецмаркет» пришло письмо-приглашение от ассоциации предпринимателей «Глобальный клуб лидеров торговли», которая объединяет руководителей предприятий различных отраслей и разного профиля, имеющих отношение к транспортному сектору.
В письме сообщается, что ООО «Интерспецмаркет» представлена к награждению Международным призом по транспорту за качество сервиса и большой вклад в развитие международной торговли и интеграцию Украины в глобальную экономику.
Церемония награждения состоится 7 марта в Мадриде (Испания) в гостинице «Мелиа Кастилья», в ней примут участие дипломаты и ведущие бизнесмены мира в отрасли транспорта.
Как пояснил руководитель «Интерспецмаркета» Вадим Лавренов, столь высокой награды его фирма удостоена за большие объемы закупок совместного индийско-украинского автобуса «Эталон», по этому показателю «Интерспецмаркет» - в числе лидеров в нашей стране.
- Закупая «Эталоны», мы не только поддерживаем отечественного производителя, но и способствуем скорейшему вхождению Украины в систему мирового распределения труда, которое еще называют глобальной экономикой и за которой – будущее, - отметил Вадим Лавренов.
Источник http://kstati.dp.ua/content/dneprodzerzhinskogo-perevozchika-priglasili-v-ispaniyu