1Музей985419

 

Все-таки Днепродзержинск наполнен уникальностями! Просто мы об этом не догадываемся. А между тем, оказывается, что наш музей истории города – памятник советского музейного проектирования. Это утверждает доктор искусствоведения, профессор Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова Мария Терентьевна Майстровская в своей работе «Музейные экспозиции: тенденции развития». Она ставит его в один ряд с крупнейшими музейными комплексами «монументальной идеологизированной экспозиции».

 

Это был правительственный заказ. Проект здания выполнили архитекторы мастерской «КиевНИИградостроительства» под руководством Виктора Григорьевича Ширяева.

viktor shiryaev

Сегодня он возглавляет «Институт городского гражданского проектирования», является заслуженным архитектором Украины, членом-корреспондентом Украинской академии архитектуры, лауреатом Государственной премии, автором более 100 проектов. В первой десятке его лучших и наиболее известных работ – выполненный 29 лет назад для Днепродзержинска.

Возможно, нынешних горожан, успевших привыкнуть к всевозможным чудесам техники, включая объемный кинематограф, уже не удивят в экспозиции галограммы, но в 1985 году, когда открылась экспозиция, это поражало, наверное, больше, чем экран, на котором демонстрировался специально снятый фильм. Он был прообразом того, который сейчас имеют многие телевизоры – можно смотреть сразу несколько каналов. Экспозицию в двух залах на площади 2441 кв. метр поручили оформлять ленинградским музейным художникам Владимиру Ивановичу Короткову и его другу-соратнику Владимиру Лазаревичу Ривину.

 

1911752 497419533700458 223739532 n

 В центре автор экспозиции художник В.И Коротков.

Вместе они создали такие крупные работы как музеи В.И.Ленина в Москве и Красноярске, Днепропетровский исторический музей, музей-панораму «Сталинграская битва». Были удостоены Государственной премии им. Т.Г.Шевченко в 1979 году.

Создание экспозиции щедро финансировалось, поэтому в ней использованы дорогие высококачественные материалы – мрамор, гранит, медь, бронза. Патетика времени отражается в обилии произведений монументально-декоративного искусства, выполненных специально для целей экспозиции. Правда, за всем этим теряются подлинные экспонаты. Но профессор М.Т.Майстровская отмечает, что в плане профессионального дизайнерского проектирования впечатляет тщательность «доводки» проекта до мельчайших деталей, разработку целого ряда оригинальных конструкторских решений, связанных с реализацией на основе промышленного изготовления, а оборудование выполнялось на крупных индустриальных производствах.
По дизайнерской концепции музей представлял собой учреждение и, как называли его создатели, «музеологическую машину», где были использованы новейшая на то время музейная технология с применением новейшей техники, сложных систем искусственного освещения, кино, диапроекции и магнитофонных записей. В этом он был уникальным и был наравне с музеем Д”Орсе в Париже.

Л.Глок. 2014 год.

Орлик

Когда-то очень распространенным в школах города было такое мероприятие как культпоход в театр. Об одном из таких посещений театра имени Леси Украинки у жителя немецкого города Кобленец Григория Орлика в домашнем архиве осталась фотография.

"Театр в городе любили, - рассказывает Г.Орлик. - Когда вышла книга Натана Рыбака "Тяжелый песок", где упоминается Днепродзержинский театр, все жители говорили об этом с гордостью. В 1955 году нас, учеников четвертого класса школы № 16 старшая пионервожатая Екатерина Григорьевна повела на спектакль, названия которого я уже не помню. Спектакль типичный советский. Лето. Черное море. Артек. Гурзуф. На заднем плане видна декорация горы Медведь. Водили нас этим же составом ещё на один спектакль. Это "Сватання на Гончарiвцi" Квiтки-Основ'яненка. К сожалению я не знаю имен двух актеров и двух актрис театра, которые сфотографировались с нами напамять. Да и всех одноклассников уже не могу вспомнить. На снимке в первом ряду слева направо сижу я, в красной кофточке наша пионервожатая, седьмая - Таня Гура. Во втором ряду первая справа стоит Наташа Ефименко. Она закончила наш индустриальный институт, работала на ДМК, а сейчас живет в Израиле. Справа от высокой актрисы стоит Лена Гребень (Литовченко). Работала в музыкальной школе, что возле СШ № 16. Сейчас живет по улице Галины Романовой. Справа от актрисы в светлом платье - Света Попова".

Валентина Лаушкина с Николаем Заикой


Юбилейная выставка Валентины Лаушкиной экспонируется в выставочном зале городской детской художественной школы им. И. Г. Першудчева. На ней представлены около 50 лучших графических работ художницы, преимущественно акварели, написанные в технике «по сырому». Еще в юности Валентина открыла для себя эту необычную манеру письма, которая со временем стала ее визитной карточкой на творческих презентациях в Украине и за рубежом. Жизнь Валентины Лаушкиной, насыщенная и многогранная, практически совпадает с ее творческой биографией.

Как фотография стала картиной…

Желание научиться рисовать появилось у Вали в раннем возрасте. Пока в Ленинском районе Днепропетровска, где жила их семья, не было художественной школы, девочка ходила в изостудию. А когда школа открылась, она окончила ее экстерном за два года. На вступительных экзаменах в художественное училище Вале досталась композиция на тему труда, которую она выполнила на «отлично». Выручили хорошая зрительная память и творческая фантазия. Буквально накануне она видела в газете фотографию сталеваров на мостике над льющейся лавой в фейерверке искр. И она изобразила эту картину акварельными красками.


…а яблони в цвету открыли тайну

На первом курсе по программе была акварель, а на втором начали писать маслом. Но домашние работы Валентина по-прежнему выполняла акварелью. Живопись как художественная техника имела свои особенности, но что-то в ней было непривычное для манеры письма, избранной юной художницей. Все переменилось в творческой судьбе, когда для студентов училища организовали встречу с председателем областной организации Союза художников Георгием Чернявским. Его выступление сопровождалось небольшой выставкой. Гость рассказывал о своем творчестве, но Валя почти ничего не слышала - она смотрела на цветущий сад, написанный акварелью в какой-то «размытой» технике. Наконец поняла: работа была выполнена на мокрой бумаге и вносила нежную условность в изображение. Валя поспешила домой - хотелось проверить, правильно ли она поняла увиденное. И акварель ожила под ее рукой, пришла в движение, и все получилось!
Учеба в художественном училище завершилась и новая, взрослая жизнь началась с приглашения на работу в Днепродзержинскую художественную школу им. И. Г. Першудчева. Педагогический опыт Валентина приобретала параллельно с учебой во Львовском полиграфическом институте им. И. Федорова на заочном отделении. По окончании вуза она устроилась на художественный комбинат, где работали многие ее друзья. Это время было новым этапом в формировании творческой личности.

Плоды вдохновения

Впервые картины Валентины Лаушкиной были представлены на Всесоюзной выставке «Рисунок, акварель», проводившейся в Киеве в 1987 году. В этот период она работала много и даже дала себе установку - «ни дня без акварели». Ежедневно писала по нескольку работ большого формата. Лучшие из них выставлялись на международных и всеукраинских выставках. Особенно успешным был 1995 год, когда Валентина приняла участие в четырех выставках и поступила в Национальный союз художников Украины.
Мастер городского пейзажа

Один из основных сюжетов творчества Валентины Лаушкиной - городской пейзаж. Эта тема волновала ее всегда. Она родилась и выросла в Днепропетровске, а после переезда в Днепродзержинск посвятила немало произведений изображению храмов, площадей, проспектов в их едином временном пространстве. Но даже в изображении архитектурных строений читается ее индивидуальный стиль. Город, который она многократно писала в лирических тонах, открылся ей в новом свете, когда Валентина работала художником в Музее истории Днепродзержинска. Фотографии из музейних фондов, использовавшиеся для экспозиций, вызвали у нее желание объединить в одну композицию ключевые моменты городской истории.
Женственность и утонченность

Графика занимает определенное место в творчестве художницы, акварель позволяет ей достигать новых уровней мастерства, ведь быстрая работа по сырому листу бумаги подвластна только опытному художнику. Творчество Валентины женственно и утонченно, что не раз отмечалось на выставках, которых на ее счету около 20. Ее произведения дважды представлялись на международных женских выставках «Выдающиеся художницы Украины» (г. Киев), а также составили часть экспозиции «Лето. Женщина. Цветы», демонстрировавшейся в картинной галерее им. И. К. Айвазовского (г. Феодосия). Но главное в ее жизни - выставки персональные, которые широко представляют творчество автора. Нынешняя, четвертая, персональная выставка - итог многолетнего труда. Свой опыт Валентина Лаушкина использует для создания новых творений и передает ученикам художественной школы, в которую вернулась после долгого перерыва, чтобы вместе с ними познавать секреты творчества и убеждаться каждый раз, что художник не профессия, а призвание.

Текст: Мария Слободяник

На фото Валентина Лаушкина с Николаем Заикой, 90-е годы

Источник http://sobitie.com.ua 

Добровольский

К 30-летию ветеранской организации Южного района

Ветеран – давно знакомое нам и привычное слово. Оно всегда бытовало в общении между людьми и являлось критерием уважительного отношения к человеку, имеющему большой производственный стаж и богатый жизненный опыт, достигшему определённого почтенного возраста. Ветеран-пенсионер – это не просто человек, «отработавший свой век» и требующий к себе исключительного внимания и заботы. Большая часть ветеранов стремится и впредь быть полезными обществу, продолжая посильную профессионально-трудовую и общественно-полезную деятельность. Из таких вот энтузиастов и состоял в то далёкое время Совет ветеранов войны и труда Южного (Баглейского) района, который возглавил с 4 февраля 1987 года по 1995 год Е.И. Добровольский. Благодаря его человеколюбию, авторитету и кипучей энергии стало возможным развитие ветеранского движения в Южном районе. Так что же за человек был Евгений Иванович?

Около семидесяти лет – а именно столько составляет его трудовой путь – он нес на своих плечах тяжелый груз руководящей работы и ответственности. Речь идет о Евгении Ивановиче Добровольском, бывшем директоре «Азота», седьмого в списке руководителей, стоявших во главе азотно-тукового завода.

Родился Евгений Иванович 22 сентября 1909 года в городе Гусь-Хрустальный. Сын безземельных крестьян из российской глубинки. Свой трудовой путь он начинал 15-летним подростком, ткачом на фабрике. Много и упорно учился…. В 1946 году он пришёл на Азотно-туковый завод, уже, будучи опытным руководителем, инженером – химиком, на должность начальника цеха №8. С той поры он поднимался по служебной лестнице и в 1963 году был назначен директором завода, который возглавлял до 1972 года.

Его и сейчас многие помнят на предприятии. А когда, хоть и не часто, Е.И.Добровольский выходил на прогулку по городку химиков, он приветливо общался с жителями, работниками ПАО «ДНЕПРАЗОТ». Иначе и быть не могло, т.к., бывая на производстве, Евгений Иванович не стыдился подходить к химикам, чтобы поинтересоваться их делами. Всю информацию о жизни «Азота» он желал узнавать не через посредников, а из первых уст. Такой вот он был внимательный и чуткий человек!

Добился Е.И. Добровольский в жизни многого. Его биография – это история развития «Азота». За время его директорства в объединении ввели в эксплуатацию мощности по производству хлорорганической продукции, новую ТЭЦ, удалось ликвидировать «лисьи хвосты». Объём производства увеличился тогда почти втрое. За это и многие другие заслуги в развитии производства Евгений Иванович был удостоен Государственной премии.

Однако Евгений Иванович считал, что не только производством должны жить азотчики. Поэтому параллельно им внедрялась в жизнь широкая программа социально-культурного и бытового строительства. Именно в период его «директорства» был построен Дворец культуры «Химик» с залами на 1200 и 400 мест, каток с искусственным покрытием, подземный переход на пр.Конституции, новые корпуса 2-ой городской больницы, подготовлена документация для строительства санатория-профилактория «Химик». Также в это время был открыт пионерский лагерь в г. Ялта, музыкальная школа. Создан филиал химико-технологического факультета ДХТИ. Принято долевое участие в строительстве санаторного комплекса в пансионате «Адлер» в г.Моршино.

В активе Евгения Ивановича немало наград. Да еще и каких! Орден Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, Грамота Президиума Верховного Совета Украины, множество медалей. Есть даже орден Государственного Знамени Корейской Народно-Демократической Республики. Он был удостоен этой награды после пребывания в КНДР главным советником министра химической промышленности и промстройматериалов.
Каждая из наград – это бессонные ночи, непрерывная работа по обеспечению ритмичной многотысячного коллектива «Азота» и, в конце концов, это талант самого директора, его умение направить усилия и энергию тысяч людей на достижение конечной цели.

Даже оставив директорский пост, Добровольский не пошел «на покой», на пенсию – не привлекала его перспектива «тихой» жизни. Евгений Иванович преподавал в Днепропетровском химико-технологическом институте, был заместителем начальника отраслевого учебного центра ДПО «Азот». Неоднократно он избирался депутатом районного, городского и областного Советов народных депутатов. На его счету 16 научных работ, 15 изобретений.

Имея богатый опыт хозяйственного руководителя, Е.И. Добровольский приложил немало усилий к созданию организации ветеранов Южного (Баглейского) района. Умер Евгений Иванович 24 июня 2002 года, он похоронен на кладбище Южного района. Но неугасимая, светлая память об этом незаурядном человеке навечно останется жить в душах не только нынешних жителей нашего города, но и в сердцах грядущих поколений.

Л.Орлянская, директор народного музея истории ПАО «ДНЕПРАЗОТ».

Источник http://azot.dp.ua 

 

Досі квітковий магазин Зеленбуду містився в тісному і напівтемному приміщенні. Тепер він перемістився у приміщення по проспекту Леніна - ріг вулиці Перекопської.
Просторе і світле приміщення відповідно обладнане, опалювальна система дозволяє підтримувати відповідну температуру. Магазин має більший вибір домашніх квітів. Особливо багато вже великих красивих пальм.
Там де раніше був квітковий магазин, передбачається розмістити пункт по прийманню одягу в хімічну чистку.

"Дзержинець" 23.11.1958.