А положение на транспорте оставлось тяжелым. У молодой Республики свободных средств на развитие железнодорожного транспорта не хватало. Это могло нанести огромный ущерб народному хозяйству.

Отечественное вагоностроение в то время значительно отставало от таких стран, как США, Канада и Франция.В 1927-1928 гг. в СССР было изготовлено 10257 вагонов, из них только пятая часть большегрузных, а США и Канада в это время изготовили 62 630 большегрузных вагонов, оборудованных автосцепкой.

Вот почему XV съезд Коммунистической партии (декабрь 1927 года) указывал на ..."запоздание транспорта в переходе, от восстановления  к решительной перестройке и рационализации", предложил ... "обратить сугубое внимание на кореную реконструкцию транспортного хозяйства и рационализации  его работы по типу наиболее передовых в техническом отношении стран".

К концу первой пятилетки вагоностроителям Каменского надо было увеличить ежегодное производство вагонов до 5000. Нелегкая задача.. Требовалось в кратчайший срок  реконструировать  завод, снять с производства двухосные вагоны и наладить выпуск большегрузных, в том числе саморазгружающихся гондол и хопперов, организовать массовый выпуск деталей для автосцепки, стальных литых тележек, безбандажных цельнокатанных колес и другого оборудования.

Исходя из этих требований, начиналось наращивание мощностей. Возобновилось сооружение фасонно-сталелитейного цеха, строился малярный цех.

В это напряженное время на помощь пришли работники газеты "Правда", взяв шефство над вагоностроителями. На заводе был учрежден постоянный корпункт "Правды". Журналисты добивались выполнения нарядов на сырье и  материалы, "продвигали" грузы в адрес завода. Но занимались они не только снабженческими делами. На страницах "Правды" рассказывалось о передовом опыте , трудовых успехах. Авторитетным убедительным словом газета помогала вагоностроителям внедрять новое, звала коллектив на трудовые свершения.

Связь вагоностроителей с работниками газеты ширилась и укреплялась. Вот что рассказывает ветеран завода Я.Г.Говоров, который вместе с рабочим Р.М.Болотным в 1928 году  посетил редакцию "Правды".

- Сначала мы сомневались: примут ли нас  в редакции? Сомнения сменились волнениями, когда нас пригласили в кабинет редактора и попросили рассказать о делах и нуждах вагоностроителей. Завязался дружеский разговор. Мы были удивлены тому, что правдисты так хорошо осведомлены о жизни вагоностроителей. С нами говорили как с очень хорошими друзьями. 

- Не успели мы приехать домой, рассказывает далее Я.Г.Говорив, - как "Правда" напечатала тревожный сигнал "с новостройки". Здорово досталось некоторым поставщикам. Снабжение завода заметно улучшилос.

Вагоностроители повседневно чувствовали помощь своих шефов. По предложению группы рабочих наш коллектив обратился в центральные организации с просьбой присвоить заводу имя газеты "Правда". Просьба была удовлетворена. С того времени предприятие называется: "Каменской вагоностроительный завод имени газеты "Правда".

В августе 1929 года многие газеты напечатали небольшую заметку под заголовком "Колоссальные успехи вагонников". В ней сообщалось, что коллектив завода выполнил промфинплан и в течение месяца выпустил 125 вагонов. На 25 больше, чем предсматривалось нормой. Себестоимость продукции снижена на 29 процентов. Поточная сборка вагонов позволила в течение года сэкономить 60 тысяч рублей.

Коллектив завода получил первую почетную переходящую  грамоту за снижение себестоимости и хорошую организацию ударных бригад. Успехи окрылили вагоностроителей, вселили уверенность в   свои силы.

В 1927-28 хозяйственном году коллектив завода выпустил 819 вагонов, а в 1928-29 году 1555.

Источник: книга "Днепродзержинский вагоностроительный" С.Скоробогатов, Э.Френкель, А.Ребенок, Е.Лазаренко. "Промінь" Днепропетровск, 1969 г. стр. 9-11.

27.jpg

Вот уже 65 лет ежегодно во всем мире 7 апреля отмечается День здоровья. Днепродзержинские шашисты посвятили турнир, посвященный этой дате. Помощь в его проведении оказал городской Центр "Спорт для всех". 38 спортсменов, игравших в трех возрастных группах: до 10, 13 и 16 лет, соревновались по швейцарской системе в шашках-64. После восьми туров призерами стали:

ДО 10 ЛЕТ

ДЕВОЧКИ

1 - Панченко Екатерина (тр. А.Губарева)
2 - Гришко Ксения (тр. Е.Короткая)
3 - Антоненко София (тр. Д.Савинский)

МАЛЬЧИКИ

1 - Козин Максим (тр. А.Губарева)
2 - Балабан Илья (тр. А.Губарева)
3 - Братусь Кирилл (тр. И.Губарев)

ДО 13 ЛЕТ

ДЕВОЧКИ

1 - Попруга Вера (тр. Д.Савинский)
2 - Губарева Анастасия (тр. И.Губарев)
3 - Панченко Екатерина (тр. А.Губарева)

МАЛЬЧИКИ

1 - Шнейдер Александр (тр. И.Губарев)
2 - Демченко Илья (тр. Д.Савинский, В.Шкура)
3 - Агарков Даниил (тр. Д.Савинский, В.Шкура)

ДО 16 ЛЕТ

ДЕВУШКИ

1 - Вовк Алена (тр. И.Губарев)
2 - Короткая Дарья (тр. Е.Короткая)
3 - Попруга Вера (тр. Д.Савинский)

ЮНОШИ

1 - Левченко Михаил (тр. И.Губарев)
2 - Шнейдер Александр (тр. И.Губарев)
3 - Демченко Илья (тр. Д.Савинский, В.Шкура)

Текст: Виктор Куленко.

 

DSC_0459.JPG

Днями державна комісія з оцінкою "відмінно" прийняла на Південній вулиці триповерхову кооперативну споруду, в якій розмістяться гастроном, комбінат побутового обслуговування населення та промтоварний магазин.
Цей чудовий подарунок жителям соцміста на честь XXIV з'їзду КПРС підготували будівельники тресту "Дніпрохімбуд". Вимурували його робітники з бригади М.М.Маланчука. Будинок добре оздоблений, має красиві інтер'єри. Над цим добре попрацювали бригада плиточників Г.Г.Роккеля, штукатури бригади О.Маловичко та малярі, очолювані В.І.Солодовим. Керували роботами старший виконроб Л.О.Завадський і виконроб Д.В.Шейко.

"Дзержинець" 10.04.1971.

По Звенигородській вулиці відкрився новий магазин міськхарчоторгу. У великому світлому залі розмістилися гастрономічний та відділ самообслуговування. Відвідувачі зможуть купити тут м'ясо-рибні, молочні та інші товари, випити фруктового соку.
Ганна Паю вперше стала до самостійної роботи за прилавком після закінчення торгово-кулінарного училища.
- Я з радістю слухала звітну доповідь Центрального Комітету XXIV з'їзду КПРС, - сказала молодий продавець. - Перед працівниками торгівлі ставляться відповідальні завдання. Ширшим буде асортимент і збільшиться кількість товарів для наших людей. Така хороша перспектива не може не радувати.

Б.Вербенко.
"Дзержинець" 09.04.1971.

В Днепропетровске 9 апреля прошел чемпионат области среди юношей и девушек 1998-1999 гг. н. по метанию молота и толканию ядра.

 

zs0zSVryVX0.jpg

Как сообщил один из тренеров Днепродзержинского колледжа физического воспитания Сергей Гужва, в соревнованиях прияли участие и восемь ихних спортсменов. В первом виде соревнований - метанию молота - в компании из четырех спортсменок выступала первокурсница ДКФВ Светлана Озерная. На кону стоял отбор на чемпионат Украины. "В первой попытке отборочного круга Светлана метнула молот на 41 м 56 см и вышла на первое место, - рассказывает С.Гужва. - Вторая проба сил для девушки принесла результат на 41 см меньше предыдущего, что сразу опустило ее на ступеньку ниже. Вперед вышла соперница из Днепропетровска, метнувшая железный снаряд на 45 м 26 см. В решающей попытке спортсменка с областного центра добавила еще 2 метра 85 сантиметров и гарантировала себе первое место. Озерная в финальной попытке побила свой личный рекорд, показав результат 42 м 18 см, и отобралась на чемпионат Украины. Моя спортсменка смогла побороть своих сильных соперников уже с первой попытки, и мне, кажется, что сегодня она получила определенный опыт".

Следующим видом соревнований было толкание ядра. Первыми выступали девушки, где ДКФВ представляли три спортсменки. "Студентка первого курса Екатерина Малышко, выступашая вне конкурса, толкнула ядро на 9 м 10 см, - продолжает рассказывать тренер. - Второкурсница Олеся Захорольська с результатом 7 м 93 см заняла восьмое место. Ее сокурсница Ольга Солодовникова в финале показала результат 8 м 50 см и стала шестой.

Острая борьба происходила в секторе толкания среди юношей, где выступали четыре спортсмена с ДКФВ. Студенты третьего курса Богдан Карпенко и Александр Малашенко выступали вне конкурса. Ребята толкали ядро весом 7 кг 257 г и показали соответственно свои лучшие результаты: 10 м 85 см и 8 м 65 см. Их коллеги по вузу толкали ядро немного легче, весом в пять килограммов. Александр Роговской в финале послал спортивный снаряд на 10 м 33 см. Евгений Горячев с результатом 10 м 40 см вышел на четвёртую позицию".

"Мои спортсмены сегодня выступили неплохо, каждый боролся с достойными спортсменами", - говорит тренер по толканию ядра Юлия Янченко.

Текст: Виктор Куленко.

 

PUEP913PVLU.jpg

 

 

 

 

 

В течение двух дней в ДЮСШ № 1 проводился чемпионат Днепродзержинска по боксу. На ринге встречались 38 пар мастеров кожаной перчатки в возрастной категории 1999/2004 г.р. Сегодня прошли 13 финальных поединков. Главный судья чемпионата А.Ю.Румянцев зафиксировал следующие результаты (победители в парах указаны первые):

2003/2004 г.р.

35 кг - Шаповал Сергей ("Дзержинец") - Ковалев Ростислав ("Дзержинец")
43 кг - Кривохатько Илья ("Дзержинец") - Соловей Денис (ДЮСШ № 1)

2001/2002 г.р.

37 кг - Пивонос Даниил ("Ринг") - Пенцов Даниил ("Дзержинец")
39 кг - Бондаренко Эдуард ("Ринг") - Мартынов Никита ("Дзержинец"-ДЮСШ № 1)
41 кг - Городнюк Максим ("Дзержинец"-ДЮСШ № 1) - Пономаренко Владислав ("Ринг")
45 кг - Петрунин Никита ("Дзержинец") - Ярина Олег ("Ринг") ничья
51 кг - Домашевский Глеб (ДЮСШ № 2) - Клицак Игорь ("Ринг")
54 кг - Мельник Олег ("Ринг") - Крамских Даниил ("Ринг")
60 кг - Геймур Дмитрий (Ринг") - Канибор Владислав ("Ринг")
73 кг - Тихонов Никита (ДЮСШ № 1) - Кильчанов Марьян (ДЮСШ № 1)

1999/2000 г.р.

54 кг - Кунцер Владимир ("Ринг") - Ясминович Дмитрий (ДЮСШ № 1)
56 кг - Гузько Родион ("Дзержинец") - Бородай Антон ("Ринг")
61 кг - Бугаев Денис ("Дзержинец") - Будыло Роман (ДЮСШ № 1)

Текст: Виктор Куленко.

На фото: Победитель в весовой категории 54 кг Владимир Кунцер.

 

Kuncer.jpg

Пасха - великий религиозный праздник, имеющий характерную символику и обычаи. Народные умельцы имеют в своем тысячелетнем багаже много способов украшения пасхальных яиц. Накануне этого светлого праздника заведующая отделением абонемента Днепродзержинской библиотеки им. Т.Шевченка Татьяна Некрасова для первокурсников медицинского училища провела мастер-класс по декупажу пасхальных яиц из подручных средств.

 

59yzgS2rsGM.jpg

"Сегодня у нас очень большой праздник, чистый четверг, предверие Пасхи - говорит Татьяна Некрасова. - Православные христиане приводят в хорошое настроение состояние своей души, очищают свои помыслы, устремляясь к вечным ценностям - добру, свету, миру. Традиция украшать и приподносить друг другу пасхальные яйца имеет очень древние корни. Я хочу показать одну из техник раскрашивания яиц, называющейся декупаж".

По подсказкам, студенты своими руками украшали различным орнаментом яйца, делали коробочки, куда складывали их. "Мысленно, с добрыми намерениями, представьте кому вы подарите пасхальные яйца, - в завершении мастер-класса сказала Т.Некрасова. - Такие яйца в технике декупаж - прекрасный и ни к чему не обязывающий подарок: если вы хотите поздравить с праздником знакомых, родственников или друзей, лучшего варианта вам не найти".

DPh8dXlLMZM.jpg

 

 

IqXwBqgGQV0.jpg

 

 

KTgtk0e5K8Q.jpg

 

L_s_Ont1hAw.jpg

 

 

uJvsmeC56ps.jpg

 

 

VDtnXSRAML4.jpg

 

 

oXutz76NxMM.jpg

Текст: Виктор Куленко.

http://vk.com/album84493189_214409660   ФОТОАЛЬБОМ

 

 

..."Представьте, что вы находитесь на том месте, где сейчас высится корпус главной конторы. Тогда здесь была ровная площадка. За фасонно-сталелитейным цехом эта площадка заканчивалась глубоким обрывом, круто уходящим на 6-8 метров вниз, а дальше - сколько хватало глаз, раскинулись днепровские плавни. Ни Днепродзержинского коксохимического завода, ни станции "Правда" не было и в помине. Если повернуться к северу, то в каких-нибудь ста метрах тоже виднелся обрыв, который тянулся вдоль всего завода. За обрывом плескался Днепр..."

Так начинает свои воспоминания один из ветеранов завода.

Первым главным инженером вагоностроительного отделения стал Леон Леонардович Дежуа, бельгиец по национальности, много лет проживший в России. До Октябрьской революции он работал на Тверском (ныне Калининском) вагоностроительном заводе.

 

Deghua.jpg

 

Л.Л.Дежуа, первый главный инженер завода

А техническим директором Днепровского металлургического завода имени Дзержинского в то время был Иван Павлович Бардин, опытнейший металлург, впоследствии академик, вице-президент АН СССР.

В мае 1927 года вагоностроительное отделение было выведено из состава Днепровского завода и стало называться "Каменской вагоностроительный завод".

в те же годы начинали свою трудовую деятельность слесари Михаил Федорович Чернопащенко и Моисей Терентьевич Давиденко, кузнец Иван Акимович Шурай и клепальщик, а впоследствии старший мастер вагоносборочного цеха Петр Григорьевич Рунов, рабочие, а позже начальники цехов - Сергей Антонович Станиславук, Михаил Сергеевич Елькин, главный бухгалтер молодой специалист, выросший до главного инженера завода, Абрам Аронович Герцов и многие другие.

Одним из первых вагоностроителей был и Петр Григорьевич Рунов. Он родился в 1898 году, в семье крестьянина, в селе Дорофеево Орехово-Зуевского уезда Московской области. В 12 лет отец привез его в Москву и устроил в трактире "мальчиком". Не выдержав издевательств, Петр ушел из трактира. В конце первой империалистической войны его призвали в царскую армию. Часть, в которой служил П.Г.Рунов, была направлена во Францию на подавление восставших рабочих. Там же он узнал о февральской революции в России.

...То было тревожное время, - вспоминает Петр Григорьевич, - многому нас научил поручик Жаров. Он словно открыл нам глаза. Солдаты увидели всю правду и отказались воевать за 2отечество"За это многие из них попали в штрафную роту. Из штрафной вместе с другими товарищами совершили побег. Позже я узнал, что поручик Жаров был большевиком...

В разных странах довелось побывать П.Г.Рунову, прежде чем он возвратился на родину. Но, возвратившись, сразу же пошел служить в Красную Армию. После окончания гражданской войны приехал в Каменское и поступил в вагоностроительное отделение завода. Вскоре он приобрел здесь свою первую специальность клепальщика.

Незаметно проходили годы. Молодой рабочий рос и мужал. Его выдвинули сначала контролером, затем бригадиром и. наконец, контрольным мастером. Вагоностроители крепко верили молодому коммунисту. Его избрали председателем цехкома профсоюзов, а позже - секретарем партбюро цеха.

В числе первых вагоностроителей были комсомольцы Я.К.Кушнарев и М.Д.Савин. Ветераны вспоминают, что Яков Карпович Кушнарев получил комсомольский билет еще в 1918 году, в первые дни организации комсомола. В 1926 году он был секретарем Днепродзержинского горкома комсомола. Сейчас Яков Карпович работает директором одного из заводов города Киева.

Можно назвать еще многих комсомольцев, которые вписали в историю завода не одну славную страницу. Это С.Сенчилов, Н.Новиков, М.Брунов, Е.Олейник, Г.Резников, Р.Богуславская, Л.Плоткина, Н.Игнатюк, Р.Рейман, М.Галуза, И.Бучацкий, П.Штаркерман, Я.Блохин, А.Брехаря, Н.Шаповал и многие другие.

Из вагоностроителей появились свои высококвалифицированные специалисты, инженеры и техники. В подготовке и воспитании технического персонала большая заслуга принадлежит главному инженеру завода Б.Н.Васильеву.

Борис Николаевич Васильв - опытный, эрудированный инженер, много лет работал в крупных железнодорожных мастерских. Вдумчивый и дальновидный руководитель, он хорошо понимал, что с технических работников надо не только спрашивать, но и учить их. Ведь в подавляющем большинстве это были практики и теоретических знаний почти не имели.

В то время завод выпускал 20-тонные крытые вагоны. Технология была старой и очень примитивной. Все операции по сборке вагона выполняли на одном месте, на одних и тех же козлах. Сперва склепывали раму, монтировали каркас кузова, затем полуготовый вагон приподнимали ручными домкратамии уставнавливали на колесные пары, обшивали его досками крыли железом и красили.

При такой организации труда рабочие различных специальностей операции по сборке выполняли поочередно. Закончив работу на одном вагоне, переходили к другому. Нечего и говорить, что четкого графика не было. Поэтому часто возникали заминки, задержки. Процесс сборки был примитвным и малопроизводительным.

И вот тогда Б.Н.Васильев предложил собирать вагоны поточным методом. Легко сказать "предложил". А ведь термин "поточная сборка" для многих вагоностроителей был вовсе неизвестным.

Но главный инженер знал, что предлагал. В годы первой империалистической войны он работал во Владивостокском порту и хорошо изучил поточный метод, который по инициативе русских инженеров широко применялся на сборке большегрузовых вагонов, поступивших из США по заказу царского правительства. Чтобы сэкономить место на судах, вагоны грузили отдельными узлами, а собирали в порту, на площадке. Васильев и решил внедрить этот метод на заводе.

Началась кропотливая техническая подготовка. Рабочие и мастера проявили к новинке живейший интерес. Общее руководство осуществлял технический отдел завода, возглавляемый молодым инженером А.А.Герцовым. Довольно быстро разработали процесс сборки, определили количество позиций, характер операций и численость рабочих для каждого участка, Организовано было две поточные линии по десяти позиций в каждой. Затем изготовили трансбордерную тележку, с помощью которой передвигали вагоны из одной позиции на другую. Электродвигателей не хватало, поэтому использовали ручные лебедки. Колесные пары поднимали пневматическими подъемниками.

Вскоре приступили к сборке первых вагонов поточным методом. Все квалифицированные работники технического отдела находились в вагоносборочном цехе, на потоке. На месте устраняли недостатки, принимали необходимые меры. Прошло некоторое время, и новый метод был освоен. Вагоностроители гордились потоком и по праву называли его своим детищем.

Выпуск вагонов с маркой Каменского вагоностроительного увеличивался с каждым месяцем. Они были надежны в эксплуатации и отвечали техническим требованиям того времени.

Но вагоностроителей волновали уже другие проблемы.

Каким должен быть завод?
Никто об этом не имел четкого представления. В 1925 году, когда решался вопрос о пуске вагоностроительного отделения с последующим преобразованием его в самостоятельное предприятие, были сделаны предварительные наметки о его мощности. Если на первый хозяйственный год заводу планировалось изготовить 300 вагонов, то в 1932 году он должен был уже выпустить их 5000.

В соответствии с наметками наращивались и мощности. Однако были эти мощности недостаточными. Завод надо было расширять, повышать его техническое оснащение.

Источник: книга "Днепродзержинский вагоностроительный" С.Скоробогатов, Э.Френкель, А.Ребенок, Е.Лазаренко. "Промінь" Днепропетровск, 1969 г. стр. 5-9.

На сцені Дніпродзержинського академічного музично-драматичного театру імені Лесі Українки покажуть шедевр української літератури, музичну комедію на дві дії Григорія Квітки-Онов'яненка "Сватання на Гончарівці".

СЮЖЕТ

Одарка Шкурат свариться зі своїм чоловіком Прокопом, бо той п'є. Невдовзі до них підходить Кандзюба і пропонує посватати їхню доньку Улянку за свого сина Стецька. Спочатку Одарка з чоловіком проти - бо всі знають, що в Стецька немає клепки в голові, але зважаючи на його богатство, погоджуються. Сама ж Уляна проти такого шлюбу, бо їй подобається Олексій, але він кріпак. Олексій розуміє, що Уляну хочуть силою видати заміж за дурня й б'є Стецька, щоб той відмовився від дівчини. Та Стецько не погоджується, бо дуже боїться свого батька. За допогою хитрощів Олексійового дядька Уляна одружується з Олексієм, а Стецькові дають гарбуза.

 

ca7501dd50c2de8cb3559354f9646bbd_resized.JPG

ДІЙОВІ ОСОБИ ТА ЇХ ВИКОНАВЦІ

Прокіп Шкурат - Анатолій Вертій
Одарка (його жінка) - Валентина Галенко
Уляна (їх донька) - Ганна Бахмут
Олексій (кріпак, коваль) - Дмитро Сорокалат
Павло Кандзюба (обиватель з-під Харкова)
Стецько (його син) - Олександр Тарханов
Осип Скорик (відставний солдат) - Олександр Нагорний
Тиміш (обиватель із Заїківки) - Віктор Назаренко
Дівки, подруги Уляни.

КОЛИ - 9 квітня, четвер.
ПОЧАТОК - 17:00.