Из Киева в Вышгород и Днепропетровск полетят суда на подводных крыльях! Первый пробный рейс намечен на середину-конец мая.
Об этом сообщают «Вести».
«Мы планировали начать навигацию уже в этом месяце, но проект стопорится. Покупка катеров заняла больше времени, чем мы рассчитывали, — рассказывает «Вестям» Сергей Москаленко, замгендиректора компании «Днепровский экспресс», — Мы планируем купить «Метеор» в Румынии, и, по нашим расчетам, он придет к нам в начале мая. Катер, который мы покупаем, называется «Адмирал-1». Но, что интересно, изначально это судно носило имя «Василий Засенко», до 95-го года оно работало именно на линии Киев — Днепропетровск. Потом рейсы между областями закрыли, и в начале 2000-х наш «Метеор» ушел работать на Дунай».
Сергей говорит, что «Метеоры» в Днепр (и обратно в столицу) будут отчаливать в 7 утра. Время в пути — 9–10 часов. Стоимость билета — примерно 300 грн (поезд «Интерсити +» добирается до Днепропетровска за 5 часов за такую же цену). Предполагается несколько остановок — например, в Черкассах, Каневе, Кременчуге. «Такие тарифы не окупят наших расходов. Но мы не хотим спугнуть первых клиентов высокими ценами. На самоокупаемость будем выходить плавно, к тому же наш маршрут может быть удобен для жителей Днепропетровской области вместо маршруток, — признается Москаленко. — Еще мы планируем имиджевый маршрут: Киев — Вышгород. Стоимость билетов будет доступной всем, но какой именно, сказать пока не могу. Запустим его также в середине-конце мая»
В этом году днепродзержинский трамвай празднует свое 80-летие.
Трамвай - самый первый общественный вид транспорта в Днепродзержинске и пока-что единственный, обеспечивающий право на бесплатный проезд пассажиров льготных категорий.
Трамвайное движение в городе было открыто в 1935 году. Ранее в Днепродзержинске действовало 9 трамвайных маршрутов, но после страшной аварии 2 июля 1996 года линия по ул. Чапаева была закрыта, а половина трамваев КТМ города - списана, из-за этого были отменены также "пиковые" маршруты. Сейчас в Днепродзержинске действуют 4 трамвайных маршрута №1;2;3;4. Днепродзержинск - самый маленький город Украины, использующий трамваи Т3, КТМ-8, КТМ-8М и Татра-Юг, а также самый большой город Украины без троллейбусов.
Уже к середине 30-х годов минувшего века на местном уровне активно обсуждалась проблема отсутствия в Каменском общественного транспорта. Основная масса горожан работала на металлургическом заводе. В любое время года и погоду им приходилось своим ходом следовать из ближних поселков в центр города, преодолевая пешком по 10-20 километров. В апреле 1934 года делегация уехала в Москву к наркому С. Орджоникидзе с ходатайством об оказании помощи в строительстве первой трамвайной линии в городе Каменском. Нарком дал «добро», профинансировав строительство первой линии.
Первая очередь трамвайного маршрута в нашем городе (по капризу чиновников переименованная в «четвертый») была проложена 78 лет тому назад, в 1935 году. Проектировал маршрут инженер-конструктор Днепровского металлургического завода И. Т. Новиков, позднее занимавший пост председателя Госстроя и заместителя председателя Совета Министров СССР. Начальником строительства первой очереди был К. В. Пащенко. Первым директором трамвая (так тогда называлась эта должность - прим. автора) был В. И. Зубинский, поработавший всего лишь год в этой должности.
К Октябрьским праздникам была построена первая очередь трамвайной линии, которая проходила от новопостроенного цементного завода через улицы Спортивную, Сыровца до улицы Украинской. 27 ноября 1935 года состоялся праздничный митинг в честь открытия трамвайной линии в Каменском.
Первое трамвайное депо, находившееся на улице Коммунарной, имело одну смотровую канаву, пару путей отстоя и гараж. В те годы трамвайные вагоны в день перевозили 40 тыс. горожан. А население всего города тогда составляло 140 тыс. чел.
Всего через год была построена уже вторая очередь: ул. Украинская - ул. Колхозная (Лермонтова). В 1938 г. была построена третья очередь от улицы Колхозной до улицы Колеусовской. Трамвайная линия связала коксохимический завод им. С. Орджоникидзе с центром города. На следующий год была пущена четвертая очередь по маршруту пр. Ленина - ул. Октябрьская (Юбилейный проспект) - ул. Народная (район улицы Чапаева).
Таким образом, в 1939 году заработал уже второй маршрут, связавший центр города со спальными районами, продолжавший свое развитие в направлении единственной на то время в городе железнодорожной станции - Баглей. На втором маршруте работали только одиночные вагоны (моторные), так как на опасном спуске по проспекту Ленина ненадежно было выпускать двухвагонные поезда (моторные с прицепами). Альтернативы трамваю в те времена вообще не было. Людей утром будил звонок первого трамвая, а ночью они засыпали под звонок последнего.
Цифры
Стоимость первой очереди - 1,5 млн рублей.
Длина пути - 12,5 км.
Уложено шпал - 18450 штук.
Установлено 400 опор контактной сети.
Куплено 6 моторных и 6 прицепных вагонов серии «Х» Мытищинского производства.
Стоимость второй очереди - 1,2 млн руб.
Длина построенной очереди составила 9,7 км.
В 1939 г. первый маршрут обслуживало около 15-20 единиц, которые были сцеплены и работали двухвагонными поездами.
Второй маршрут обслуживали 4 одиночных вагона.
Дмитрий Рейдер
Всі мабуть бачили трамвай, пофарбований у голубу та червону фарби, що ходить по першому маршруту. На ньому чіткий, виразний напис: "Комсомольсько-молодіжний поїзд".
Якщо ви зайдете у друге депо трамвайного управління трамвая і заведете розмову про комсомольсько-молодіжний поїзд, молодь вам з гордістю скаже:
- Це наш поїзд!
Чому? Ось про це і хочеться розповісти.
На комсомольських зборах, які відбулись з нагоди взяття зобов'язань по особистому вкладу в будівництво комунізму, Віктор Мельниченко в своєму виступі запропонував:
- Давайте відремонтуємо комсомольсько-молодіжні поїзди своїми силами.
Збори ухвалили в післяробочий час відремонтувати поїзди. Закінчується зміна, а комсомольці і молодь додому не збираються, а приходять до свого молодіжного.
Добре працювали молотобоєць В.Мельниченко, токар С.Браковенко, бригада слюсарів А.Бондаренка. За електроустаткування взялися комсомольці В.Рябець та В.Каверін, а столярні роботи сумлінно виконував Д.Мохов. Багато зусиль доклали З.Курочкіна та Л.Гиродищенко, щоб поїзд був пофарбований краще від усіх. Активну участь у ремонті взяли комсомольці Дубина, Броханова, Кондратенко, Кучма, Чернявський.
Так комсомольці другого депо з гордістю можуть сказати про поїзд.: "Це наш", бо відремонтували його самі в неробочий час.
Хороший подарунок підготували трамвайники XIV з'їздові ВЛКСМ.
В.Полторацький, секретар комсомольської організації управління трамвая.
"Дзержинець" 05.04.1962.
"Художники - народові" - девіз Х Всесоюзної художньої лотереї 1983 року, виставка виграшів якої відкрилася 4 квітня в Москві.
Більше двох мільйонів виграшів одержали власники щасливих білетів за двадцять років існування Всесоюзної художньої лотереї. Двісті тисяч - така кількість виграшів ювілейного, десятого, випуску. Кращі з них представлені у Виставочному залі на вулиці Уральській, 6.
Тут твори живопису і графіки, скульптури і декоративно-прикладного мистецтва, створені відомими майстрами багатонаціональної радянської художньої культури.
Тираж виграшів відбудеться 14 грудня в Москві.
(Кор.ТАРС).
"Дзержинець" 06.04.1983.
ПРОСПЕКТ НАШЕЙ МОЛОДОСТИ
Проспект Пелина. Бывший Гимназический проспект, названный так потому, что здесь а начале 20-го века были построены мужская и женская гимназии - теперь это два корпуса технического лицея № 1, отметившего в октябре 2007 года 100-летний юбилей.
В ХХ веке этот проспект был главной улицей нашего города. С развитием населенного пункта - от маленького казацкого села Каменское до индустриального четвертьмиллионного Днепродзержинска - центр общения населения смещался с улицы Набережной, сохранившейся в маленьких домишках возле речного порта, на улицу Вокзальную, находящейся между станцией Тритузная и западной проходной металлургического комбината. В середине прошлого века центром города был уже проспект Пелина. Получилось так, что с развитием города его жители все дальше оттеснялись промышленными предприятиями от Днепра, а теперь центральная улица Сыровца еще больше удалилась.
В газете "Ведомости" от 24 мая 2000 г. приводились любопытные факты, что в начале прошлого века в доме № 2 функционировал электротеатр "модерн", в домах №№ 4 и 6 размещались магазин и гостиница, № 9 - дом фельдшера Орловского, № 12 - дом священника, № 13 - дом пристава Сытина, № 16 - детский приют, № 17 - дом Поляковых, № 19 - дом Мякушкиных, № 23 - дом Галагана, № 25 - земская телефонная станция и почта, № 29 - школа православного приюта.
Проспект начинался Базарной или Красной площадью. На ней в 1922 году был установлен памятник скульптора А.Я.Сокола"Прометей". Здесь в братской могиле похоронены каменчане, погибшие в борьбе за советскую власть, а в 1943 году - погибшие подпольщики и воины-освободители Днепродзержинска.
Примечательно, что на этом первом проспекте города все было первым: гастроном № 1, ремесленное училище № 1, фотография № 1, прикмахерская № 1, средняя школа № 1, хлебзавод № 1.
В сороковых-шестидесятых годах прошлого века проспект Пелина был в Днепродзержинским Крещатиком или Дерибасовской. Вечерами по широкому тротуару между улицами Кирова и Розы Люксембург фланировала молодежь.
В то время на проспекте, я насчитал по памяти, было 6 киосков, торговавших газированной водой и папиросами. С 1946 года и до конца 2009 года простоял только один киоск на углу с улицей Карла Маркса. В ХХI веке он оставался единственным напоминанием о прошедших годах, когда горожане в жаркие летние дни, идя с пляжа (кстати, тоже уже несуществующего), утоляли жажду шипучей "чистой" или с сиропом газировкой.
В послевоенное время в доме № 2 на первом этаже был молочный магазин с примыкавшим к зданию деревянным павильоном, где можно было насладиться мороженым в стеклянных вазочках, позже в этом помещении находился магазин "Лира". В нем наше поколение покупало фотоаппараты "Комсомолец", электропроигрыватели грампластинок и первые массовые телевизоры "Рекорд". На втором этаже этого дома жил Ефим Гринберг, работавший в доменном цехе, впоследствии ставший Главным доменщиком Минчермета СССР.
В блоке домов №№ 4 и 6-8 на втором этаже долгое время оставлись гостиница "Красная", а на первом этаже был гастроном. Теперь там разместились пивные, игровые автоматы и мебельные магазинчики.
На проспекте Пелина находились вечерний металлургический институт им.Арсеничева (№ 16), металлургический техникум (№ 29), редакция городской газеты "Дзержинец" (№ 5), кинотеатр "Пролетарий" ("Родина") (№ 7), милиция (№ 1), КГБ (№ 13), прокуратура (№ 25), руководящие органы Днепровского района (№ 65).
Перед войной был построен четырехэтажный красивый дом № 18. В нем, в основном, жили руководители Дзержинки. Жили также первый секретарь ГК КПУ Г.С.Павлов, впоследствии занимавший высокие посты в партийной иерархии СССР, В.А.Подзерко - парторг компартии на заводе, бывший потом председателем профсоюза металлургов страны и вице-президентом Всемирной Федерации профсоюзов, В.В.Щербицкий, в бытность руководителем парторганизации нашего города.
В доме № 27, во дворе которого теперь установлена пивная, жил замечательный врач А.В.Коваленко, известный в литературных кругах Украины и за ее пределами тем, что создал перевод на украинский язык "Слово о полку Игореве".
Дом № 40 знаменит тем, что в нем жила семья Брежневых.
В доме № 41 жил А.Н.Чечуро, бывший начальником доменного цеха, а затем главным инженером завода, главным доменщиком Министерства черной металлургии Украины, лауреат Государственной премии СССР.
В конце проспекта сохранились два двухэтажных дома - № 69 и № 71. Это первые в нашем городе дома, построенные в 1927-1928 годах за частные средства, - в основном специалистов-металлургов - так называемый "жилкоп". Большинство владельцев этих квартир в 1937 году были репрессированы. После войны в домк № 69 жил главный энергетик Дзержинки Б.И.Вахович.
Проспект Пелина видел и радость и горе - по нему шли праздничные колонны трудящихся города в первомайские и октябрьские дни; по нему везли репрессированных днепродзержинцев в 30-40-е годы в дом № 13, где размещался отдел НКВД-КГБ, и к пристройке у ворот стояли очереди родственников арестованных с передачами.
Значительные события происходили на проспекте Пелина в годы оккупации.
Владельцем фотопавильона (он был расположен в глубине между домами №№ 3 и 5) стал В.П.Лапшин. Это было предусмотрено еще до прихода фашистов - в стену фотолаборатории был вмонтирован радиоприемник от легкового автомобиля "ЗИС-101". Подпольщик записывал сводки Совинформбюро о положении на фронте и отдавал их называвшим пароль людям. Кроме этого, он сохранил и передал "компетентным органам" фотонегативы с изображением немецких чиновников и их пособников, которые у него фотографировались. Однако через некоторое время после освобождения города эти "компетентные органы" арестовали уже награжденного партизанской медалью В.П.Лапшина, обвинив его в сотрудничестве с фашистами, продержали в тюрьме 2 месяца и только после очной ставки с арестованным фашистом, который не подвердил вымысел о сотрудничестве, выпустили на свободу. Эту историю рассказал мне в 1955 году сам Владимир Петрович Лапшин и показал свою трудовую книжку со штампом о его судисости, которой не было"
В доме № 43, с выходом на улицу Карла Маркса, жила подпольщица П.К.Светальская. Ее квартира была явочной, а в сарае дома хранились выкраденные у оккупантов оружие, бланки документов и др. Вещи. Через улицу напротив, в доме № 20 была конспитративная квартира "окружного проводу" ОУН, в доме № 47 находились гестаповцы, да и само гестапо находилось недалеко, в № 29, т.е. П.К.Светальская жила буквально во вражеском окружении.
В марте 1943 года патриотка Полина Кирилловна Светальская была арестована немцами и расстреляна как партизанка-подпольщица. Ее имя невечно отлито на бронзовой плите монумента "Прометей".
По проспекту Пелина 25 октября 1943 года с западной стороны в город вошел передовой отряд наших бойцов. о рассказу очевидца Н.М.Кушлянского, это были неказистые с виду, уставшие, заросшие щетиной солдаты. За ними на проспект въехал "джип" и остановился возле школы № 6. Из машины вышел человек в длинной шинели и военой фуражке, сказав: "Дальше я пешком пойду! По родной земле". Это был первый представитель советской власти в освобожденном Днепродзержинске Семен Сергеевич Смирнов. Сразу же возле СШ № 1 была установлена карта европейской части Советского Союза, на которой учитель географии Александра Алексеевна Петриченко флажками-булавками отмечала продвижение фронта. Она же рассказывала последние известия от Совинформбюро. Ведь городское радиовещание еще не было восстановлено.
А теперь наш самый первый проспект, на котором сохранились дома прошлого века, молчаливые свидетели всей истории города, находятся в заброшенном состоянии: разваливающиеся строения, разбитые и грязные тротуары с зияющими канализационными ямами, и почему-то на кажди шагу какие-то магазинчики по продаже автозапчастей и сомнительного качества мебели. Даже студенты - наши дети и внуки - вынуждены "перекусывать" пивом и чипсами в подворотне 1-го корпуса технического университета, а бывшую рядом "Вареничную" в доме № 18 кто-то "прихватизировал" под какой-нибудь очередной "мебельный салон".
Хочется надеяться на то, что восторжествуют патриотизм и гражданственность чиновников города, и проспект Пелина будет радовать своим видом горожан и гостей Днепродзержинска.
"Источник: книга "Мой город" И.В.Подзерко. "ИМА-пресс" Днепропетровск. 2011 г. стр. 64-69.
Громадський інструктор фізкультури Володимир Колєсніков навчає метати диск групу фізкультурників - учнів легкоатлетичної школи спортивного товариства "Металург".
Фото М.Медлінського.
"Дзержинець" 05.04.1951.
Для кращого обслуговування будівельників тресту "Дзержинськбуд", які живуть на Баглійському селищі, в цьому році обладнується новий парк. Тут вже збудовано естраду, будується літній кінотеатр на 500 місць, буде обладнано фізкультурний майданчик та читальню.
Новий парк будівельників відкриється 1 травня.
"Дзержинець" 07.04.1951.
В конце марта в Николаеве прошли велогонка-критериум чемпионата Украины и всеукраинские соревнования. Как сообщил тренер Сергей Федоренко, в соревнованиях выступали его воспитанники Ярослав Козаков и Артур Орлов. "Ярик перед соревнованиями болел и буквально полторы недели вообще не садился на велосипед, - рассказывает С.Федоренко. - В понедельник (23 марта. - прим. автора) он приступил к тренировкам, а в пятницу уже ехал пролог. Особо не отличился, но в десятку вошел. На чемпионате в критериуме первый финиш он выиграл, на втором был третьим. А потом у него на подседельной трубе ломается болт и Ярослав финиширует седьмым. Артур Орлов (на фото) выступал по младшим юношам (2001 г.р. и младше). Он выиграл пролог, в разделке стал первым, в групповой гонке занял второе место, и победил в критериуме. Что в общем зачете принесло Артуру звание чемпиона. Кстати, парень месяц назад на львовском треке выполнил норматив мастера спорта, но из-за юного возраста, учащийся Киевского спортинтерната пока не может получить "корочки".
На соревнования в Николаев, из-за сложности с финансированием, кроме двух вышеуказанных спортсменов больше никто из днепродзержинских влогонщиков не смог поехать. Как дальше развиваться велоспорту в городе, тяжело прогнозировать. "Областной школы "Колос", за которую мы раньше выступали, уже не существует, - поясняет С.Федоренко. - Нас перевели на местный бюджет. А это значит, что мы теперь будем в ДЮСШ № 4. Директор спортшколы Александр Николаевич Кирпа приезжал на нашу велобазу, посмотрел ее и пообещал финансово поддерживать. Кстати, отделение велоспорта раньше в ДЮСШ № 4 существовало".
Текст: Виктор Куленко.