В Днепродзержинском Центре внешкольной работы и детского творчества 25 февраля открылась персональная выставка 12-летней художницы Алены Ильенко "Шепіт мого моря".
Название выставки "Шепіт мого моря" можно расшифровать следующим образом. Море - это творчество идей, вдохновений и счастливых минут Алены. Работы талантливой девочки поданы в необычном перформенсе , где зрителю дается возможность почувствовать связь современной субкультуры с творчеством художницы.
В свое время мама Алены Ильенко хотела заняться рисованием. Но, как говорится, не сложилось. Возможно, на генном уровне эти мечты воплотились в ее дочери. "Я очень рада, что в Алене все выразилось очень ярко, - говорит Людмила, мама Алены Ильенко. - Годика в два Аленка начала пробы кисти. Мы ей покупали альбомы, краски, карандаши. Как у всех родителей, чьи детки стремятся к рисованию, у нас были отпечатки пальцев и на шторах, и на обоях, и на бумаге. Тогда я поняла, что есть у дочери стремление к художеству. Каждая детская работа для родителей это шедевр. Правда, мне казалось, что это ничего не значащие детские рисуночки. Но мой папа отметил, что в этом что-то есть, только его надо развивать. Мы очень рады, что попали к руководителю студии "Живопись и графика" Центра внешкольной работы и детского творчества Нинели Анатольевне Палийчук, которую считаем художественной мамой нашего ребенка".
Шестиклассница гимназии № 11 Алена Ильенко рассказывает, что эту выставку она и Нинель Анатольевна готовили чуть больше недели. "Здесь представлены работы, которые я рисовала и пять лет назад, и недельной давности, - поясняет юная художница. - Думаю, что по стилю можно понять, как давно нарисованы работы. Последнее время мне нравится изображать людей. Вообще я начала рисовать с раннего детства. Все дети любят рисовать. А я, ну, уж очень любила это делать. Еще когда ходила в детский садик, просила родителей записать меня в кружок рисования. А когда узнала, что буду посещать студию живописи и графики, то взяла палитру, и важно шествуя по дому, спрашивала, правильно ли я держу ее в руках. Первые два года учебы в студии у меня были большие проблемы с рисованием. Рисуя акварелью, сначала делала эскиз, потом переносила его на лист. Но при раскрашивании все текло, ужасно некрасиво получалось".
В кружке "Живопись и графика" Алена Ильенко занимается уже шестой год. Пять лет девочка приобретала базовые знания, а на шестом году она нашла свою технику. Что удается не каждому, даже взрослому художнику. "Алена творческая личность. За последние полгода она стала настоящим художником, - рассказывает Нинель Палейчук. - Это видно по ее работам, особенно последним. Честно скажу, я последнее время ее не учила, а только направляла, советовала. Вмешиваться уже не могла. До такой степени у нее уже стало все получаться. Я даже сама удивляюсь, откуда такое мастерство у девочки появилось. А ведь когда-то у пятилетней Аленки не все сначала получалось. Были такие моменты, что она даже хотела бросить посещать студию. Но проявила свой твердый характер, и судьба вознаградила ее. Расскрылась девочка только сейчас, именно в поиске себя".
Сосредоточенность на собственной вселенной порождает тайны. Недаром мудрецы утверждали, что одаренные люди очень загадочные. Несомненно, Алена Ильенко нестандартная личность. Как она оценивает сама себя. "Я думаю, что во мне есть какие-то задатки, - говорит художница. - Но насколько они велики, каждый сам решит для себя. Я разносторонняя. Могу быть сразу и ленивой, и трудолюбивой. Но даже если человек очень талантлив, то все равно он должен развиваться, чтобы не стоять на одном месте. Вообще-то я люблю загадочность. Возможно, поэтому иногда и появляются у меня работы такого плана. И если говорить о них в цветовой гамме, то я, скорее всего, выберу темные тона. Потому что они более выразительны и более загадочны. В них можно покопаться, порассуждать. А если говорить о моей жизни, то я думаю, что она наполнена и светлыми, и темными тонами, а также яркими красками. Светлый внутренний мир может выражаться даже в картине, написанной в темных тонах. Мой внутренний мир - это те, кого я люблю, то, что я люблю. Скорее, всего, здесь присутствуют образы мамы, дедушки, друзей".
Для реализации любой идеи нужен импульс, творческий толчок, или, как мы это привыкли называть, вдохновение. Так рождаются образы, воплощенные затем в картинах. "Часто я сажусь смотреть телесериал или мультик, слушаю музыку, разговариваю с друзьями или близкими людьми, а потом руки сами тянуться рисовать, - делится мыслями Алена. - Это так называемый жизненный импульс. Бывает, что идеи приходят и во сне". Алена призналась, что начала в этом году даже лучше учится. Ей разрешают рисовать на уроке литературы, иллюстрируя учебный материал. Все работы, которые юная художница рисует, сразу дарятся друзьям, родственникам, знакомым. "Дома практически ничего не остается. Сейчас знакомые даже просят под заказ нарисовать подарочные работы", - говорит ее мама.
На выставке "Шепіт мого моря" любимые работы Алены занимают центральное место. "Это Кролик из сказки Льюиса Кэррола "Алиса в стране чудес", а еще "На орбите", - поясняет Алена Ильенко. - Кролика я нарисовала когда мне было семь лет. Эти работы мне нравятся из-за цветовой гаммы. Люблю читать, а затем сказочные и фантастические образы я переношу на бумагу. Есть такие книги, которые хочется перечитывать вновь и вновь. Например, "Дом странных детей" Ренсома Риггза".
Во время десятиминутной пресс-конференции Алена Ильенко и Нинель Палейчук ответили на ряд вопросов. "Когда будете смотреть на мои работы, то я хочу, чтобы вы понимали, что каждая из них, это частичка моей души", - попросила Алена Ильенко присутствующих.
Открывая выставку, директор Центра внешкольной работы и детского творчества Татяна Михайловна Аникеева пожелала Алене Ильенко неиссякаемого потока творчества, чтобы мир всегда играл для нее красками, и чтобы всегда хотелось перенести его на холст.
Одновременно с просмотром работ, зрители могли наблюдать за выступлением хип-хоперов коллектива "Мэд-мейкерс". Дети наперебой высказывали свое мнение о выставке, используя "свободный микрофон".
Текст: Виктор КУЛЕНКО.
На февральском заседании клуба ценителей интеллектуального кино, которое прошло 25 февраля в юношеском отделе Днепродзержинской городской библиотеки, присутствующие смотрели фильм американского кинорежиссера Герри Росса "Плезантвиль".
"Я планировала показать вам какой-то ужастик, тип Сияние" режиссера Кубрика, - говорит руководитель клуба Наталья Бохан. - А затем подумала, что сейчас наша жизнь сродни фильма ужасов. Включаешь телевизор, а там сплошной негатив. Поэтому можно окунуться в такую депрессию с которой трудно выйти. Что нам поможет выйти с нее? Конечно же красота, красота, и еще раз красота. А еще, может быть, каждый из нас мечтает о таком городе или поселке, где все хорошо, где все люди счастливы, где погода всегда бывает прекрасная, где не бывает войн, где люди не ссорятся. О городе утопии. Мы с вами посмотрим фильм и побываем в таком городе, который называется Плезантвиль".
Двухчасовый фильм "Плезантвиль" американского кинорежиссера Герри Росса впервые был показан на екранах в 1998 году.
Плезантвиль – небольшой городок, где все жители счастливы и не знают разочарований, поражений и болезней. Там всегда светит солнце, там всегда тёплые отношения между мужем и женой, детьми, там всегда ожидает победа в любых начинаниях, там никогда не бывает пожаров, а баскетбольный мяч всегда попадает в кольцо. Вымышленный Плезантвиль – это всего лишь телесериал, утопия о светлых пятидесятых годах двадцатого столетия, за которым так любит проводить время герой фильма «Плезантвиль» Дэвид Вагнер. Дэвид, "белая ворона" в среде таких же подростков 90-х годов, которые живут простыми, примитивными удовольствиями и ценностями. Он находит в телевизионном шоу "Плезантвиль" настоящую отдушину на фоне жестокой реальности и удручающих прогнозов на будущее человечества. Парень сотни раз смотрел и пересматривал все серии этого телесериала, знает наизусть все диалоги героев, все события и собирается участвовать в специальном ночном марафоне по Плезантвилю с главным призом в тысячу долларов.
В один чудесный день мечта почти осуществляется – он попадает в телевизор, в тот самый город, который так манил его с экрана. Жизнь в этом городе старомодна, невинна и наивна, жители удивительно непорочны, веселы и милы. Вместе с Дэвидом в Плезантвиле оказывается и его сестрица Дженнифер, которая сильно портит всю картину – в черно-белом городе середины 50-х Джен ведет так, словно находится в своих родных девяностых, в то время как Дэвид изо всех старается вписаться в общую черно-белую картину. Вскоре, совершенно неожиданно для жителей, среди черно-белых роз в городе одна из них становится красной. Но это далеко не все те изменения, которые принесли с собой пришельцы – жизнь обитателей города теперь изменится навсегда. Но некоторой части населения города совсем не по нраву, что их устоявшаяся жизнь теперь проходит не так как раньше. И они решая противостоять всему новому, принимают законы.
Так, один из законов, принятых на собрании в городской ратуше для «отделения приятного от неприятного» в жизни Плезантвиля, гласит: «Учителям начальной и высшей школы предписывается преподавать неизменный взгляд на историю, показывающий превосходство постоянства над переменами». То есть зрителей прямо посвящают в один из методов манипуляции – определённый взгляд на историю, на события дней минувших. В данном примере описывается конечное состояние, к которому должны прийти все жители городка, – постоянство, традиции, взращивание психотипа биоробота.
Ещё один из законов гласит: «Городская библиотека Плезантвиля должна быть закрыта до дальнейших распоряжений». Скорее всего, она снова будет открыта, когда сожгут оставшиеся книги? Здесь описывается ещё один из методов манипуляции народонаселением – отрезать людей от знания, от стремления к познанию мира во всех его проявлениях. Ведь что есть книги, как ни иные миры?
«Мы все должны быть одинаковыми. Не свободными и равными от рождения, как сказано в конституции, а просто мы все должны стать одинаковыми. Пусть люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют своё ничтожество. Вот! А книга — это заряженное ружьё в доме соседа. Сжечь её! Разрядить ружьё! Надо обуздать человеческий разум. Почём знать, кто завтра станет очередной мишенью для начитанного человека?»
Создателям картины затронут целый спектр вопросов на тему построения счастливого, идеального общества, и наиболее важные из них, лежащие на поверхности: будут ли люди счастливы, испытывая только положительные эмоции, не зная, что такое горечь поражения, плохая погода, неудачный день и прочее? Будут ли люди счастливы, если всё их поведение – пусть и хорошее, благовидное – неосознанно, если они улыбаются, говорят приятные вещи, обходительно относятся друг к другу лишь на уровне автоматизмов, не осознавая, что они делают?
О том, что хорошого, и что плохого показано в фильме "Плезантвиль", рассуждали интеллектуалы кино за чашкой ароматного чая.
У читальній залі бібліотеки ім. Г.Г. Шевченка відбулася презентація відразу двох книжок: книги Валерія Макєєва з Черкащини, волонтера, громадського діяча, журналіста, письменника, музиканта, правозахисника "100 днів полону або позивний 911" та книжки для дітей Микити Кишницького з Полтави "Уроки мужності".
Правозахисник Валерій Макєєв із Черкас у полон до луганських бойовиків потрапив разом із трьома журналістами. Вони їхали забирати українських полонених, яких обіцяли випустити в обмін на відзняті для телебачення «картинки». На автівці Валерія Макєєва прямували в Краснодон, де й були відповідні домовленості з комендатурою. Однак на виїзді з Лутугиного, коли до Краснодона залишалося близько 40 кілометрів, на блокпосту їх затримали. Валерій Макєєв пробув у полоні 100 днів. Частину цього часу (після допитів сепаратистами) провів у лікарні. Про свої поневіряння Валерій Макєєв написав книжку «100 днів полону», про що повідав присутнім у цей день у бібліотеці.
Мужність може проявлятися по - різному, але в її основі завжди лежить любов - головний лейтмотив книжки Микити Кишницького до якої увійшли оповідання "Фермопіли", «Сцевола», "Бриг "Меркурій", "Матусине серце", "Майдан" .
Перед присутніми на презентації виступив заступник міського голови Дніпродзержинська Андрій Нестеренко, який подякував авторам і гостям заходу за цікаву дружню дискусію.
Відбувся дуже цікавий,напружений діалог між авторами і відвідувачами. Обговорювали болячі питання нашого минулого і сьогодення, ділилися думками, віршами, піснями.
Тетяна Дороніна, заступник директора по рекламі і маркетингу Дніпродзержинської ЦБС
Сьогодні на Землі налічується близько 6 тисяч різних мов - унікальних і неповторних. Майже половина з них находиться на межі зникнення. Для підтримки мовного та культурного різноманіття та багатомовності та з метою збереження мов від вимирання ХХХ сесія Генеральної конференції ЮНЕСКО проголосила про Міжнародний день рідної мови, який з 2000 року відзначається 21 лютого.
До Дня рідної мови бібліотекар філії № 5 Какуша Ганна підготувала лінгвістичний диліжанс "Рідна мова. Крапка. Українська". Цей захід протягом тижня з 15 по 19 лютого відвідали учні 3 - 4-х класів СШ № 29 та дитячого протитуберкульозного санаторію.
Діти намагалися дати відповіді на такі питання: "Що ж таке рідна мова?", "Чи для кожного рідна мова однакова?", "Що потрібно робити, щоб рідна мова була чистою, красивою, культурною?". Зрозуміти, наскільки добре для свого віку діти знають рідну мову, допомогли різноманітні конкурси, якими бібліотекар розважала малечу.
Школярі складали українські прислів'я та приказки з окремих слів, які їм були надані, вставляли у вірші необхідні слова за змістом, а не за римою, брали участь в конкурсі на кращого скоромовця та разом з викладачами розповідали усмішки, байки та анекдоти.
Напередодні свята в дитячій бібліотеки-філії №8 пройшов поетичний зорепад «Ти до рідної прислухайся мови». Завідувачка бібліотеки Тетяна Гончар ознайомила дітей з книжково-ілюстративною виставкою «І звучить, як пісня, українська мова». На виставці представлені твори українських поетів, які возвеличували українську солов’ їну мову й нашу неньку – Україну.
З уст читачів - учнів 3-Б класу СШ №20 звучали поетичні рядки та пісні про рідну мову: Т. Шевченка, Л. Українки, В Симоненко, В. Сосюри, Д. Білоуса.
.Бібліотека-філіал № 9 презентувала годину - спілкування "Дзвенить струмочком рідна мова", яка відбулася у рамках культурно - просвітницької акції "Розмовляємо, пишемо, думаємо українською". Учні 7-б класу середньої школи №40 ознайомилися з книжковою виставкою "Мови рідної краса". Бібліотекар Чуйкова Л.І. розповіла про те , що немає народу , байдужого до рідної мови , до своєї землі , тієї , на якій він народився й живе.
Красу і чарівність рідної мови присутні відкрили для себе у конкурсі віршів таких поетів як І. Франко, Л. Українка, Б. Грінченко , В. Самійленко, М. Куліш, О. Олесь.
Була проведена мовна вікторина "Мова - одяг думок" та переглянута слайд-презентація "Мова - серце нації".
Рідна українська мова – це наша мала Батьківщина, де ми вперше почули мамину колискову, пізнали світ. Рідна українська мова – це мова нашого народу, ми повинні дорожити і вірно служити ії, бути патріотами своєї держави.
Тетяна Дороніна, заступник директора з реклами та маркетингу Дніпродзержинської ЦБС