На февральском заседании клуба ценителей интеллектуального кино, которое прошло 25 февраля в юношеском отделе Днепродзержинской городской библиотеки, присутствующие смотрели фильм американского кинорежиссера Герри Росса "Плезантвиль".
"Я планировала показать вам какой-то ужастик, тип Сияние" режиссера Кубрика, - говорит руководитель клуба Наталья Бохан. - А затем подумала, что сейчас наша жизнь сродни фильма ужасов. Включаешь телевизор, а там сплошной негатив. Поэтому можно окунуться в такую депрессию с которой трудно выйти. Что нам поможет выйти с нее? Конечно же красота, красота, и еще раз красота. А еще, может быть, каждый из нас мечтает о таком городе или поселке, где все хорошо, где все люди счастливы, где погода всегда бывает прекрасная, где не бывает войн, где люди не ссорятся. О городе утопии. Мы с вами посмотрим фильм и побываем в таком городе, который называется Плезантвиль".
Двухчасовый фильм "Плезантвиль" американского кинорежиссера Герри Росса впервые был показан на екранах в 1998 году.
Плезантвиль – небольшой городок, где все жители счастливы и не знают разочарований, поражений и болезней. Там всегда светит солнце, там всегда тёплые отношения между мужем и женой, детьми, там всегда ожидает победа в любых начинаниях, там никогда не бывает пожаров, а баскетбольный мяч всегда попадает в кольцо. Вымышленный Плезантвиль – это всего лишь телесериал, утопия о светлых пятидесятых годах двадцатого столетия, за которым так любит проводить время герой фильма «Плезантвиль» Дэвид Вагнер. Дэвид, "белая ворона" в среде таких же подростков 90-х годов, которые живут простыми, примитивными удовольствиями и ценностями. Он находит в телевизионном шоу "Плезантвиль" настоящую отдушину на фоне жестокой реальности и удручающих прогнозов на будущее человечества. Парень сотни раз смотрел и пересматривал все серии этого телесериала, знает наизусть все диалоги героев, все события и собирается участвовать в специальном ночном марафоне по Плезантвилю с главным призом в тысячу долларов.
В один чудесный день мечта почти осуществляется – он попадает в телевизор, в тот самый город, который так манил его с экрана. Жизнь в этом городе старомодна, невинна и наивна, жители удивительно непорочны, веселы и милы. Вместе с Дэвидом в Плезантвиле оказывается и его сестрица Дженнифер, которая сильно портит всю картину – в черно-белом городе середины 50-х Джен ведет так, словно находится в своих родных девяностых, в то время как Дэвид изо всех старается вписаться в общую черно-белую картину. Вскоре, совершенно неожиданно для жителей, среди черно-белых роз в городе одна из них становится красной. Но это далеко не все те изменения, которые принесли с собой пришельцы – жизнь обитателей города теперь изменится навсегда. Но некоторой части населения города совсем не по нраву, что их устоявшаяся жизнь теперь проходит не так как раньше. И они решая противостоять всему новому, принимают законы.
Так, один из законов, принятых на собрании в городской ратуше для «отделения приятного от неприятного» в жизни Плезантвиля, гласит: «Учителям начальной и высшей школы предписывается преподавать неизменный взгляд на историю, показывающий превосходство постоянства над переменами». То есть зрителей прямо посвящают в один из методов манипуляции – определённый взгляд на историю, на события дней минувших. В данном примере описывается конечное состояние, к которому должны прийти все жители городка, – постоянство, традиции, взращивание психотипа биоробота.
Ещё один из законов гласит: «Городская библиотека Плезантвиля должна быть закрыта до дальнейших распоряжений». Скорее всего, она снова будет открыта, когда сожгут оставшиеся книги? Здесь описывается ещё один из методов манипуляции народонаселением – отрезать людей от знания, от стремления к познанию мира во всех его проявлениях. Ведь что есть книги, как ни иные миры?
«Мы все должны быть одинаковыми. Не свободными и равными от рождения, как сказано в конституции, а просто мы все должны стать одинаковыми. Пусть люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют своё ничтожество. Вот! А книга — это заряженное ружьё в доме соседа. Сжечь её! Разрядить ружьё! Надо обуздать человеческий разум. Почём знать, кто завтра станет очередной мишенью для начитанного человека?»
Создателям картины затронут целый спектр вопросов на тему построения счастливого, идеального общества, и наиболее важные из них, лежащие на поверхности: будут ли люди счастливы, испытывая только положительные эмоции, не зная, что такое горечь поражения, плохая погода, неудачный день и прочее? Будут ли люди счастливы, если всё их поведение – пусть и хорошее, благовидное – неосознанно, если они улыбаются, говорят приятные вещи, обходительно относятся друг к другу лишь на уровне автоматизмов, не осознавая, что они делают?
О том, что хорошого, и что плохого показано в фильме "Плезантвиль", рассуждали интеллектуалы кино за чашкой ароматного чая.