На розі вулиць Заварихіна і Широкої завершується будівництво нового багатоповерхового будинку для трудящих заводу ім. Дзержинського. Цей будинок прикрашується багатьма архітектурними деталями, пілястрами. В центрі будинку встановлюється герб Радянського Союзу.
На знімку: робітники за архітектурним оформленням нового будинку.
Фото Ф.Козловського.
"Дзержинець" 08.06.1952.
Щоб задовольнити вас, товаришу споживач
Подивіться, як вправно працює ця людина в білому халаті, які сильні і вмілі у неї руки! Професію відгадати неважко - це повар, той, хто дбає про те, щоб наша їжа була смачна і поживна, щоб вона відновлювала наші сили і дозволяла вам енергійно працювати.
...Петро Павлович Кузнецов 17 років працює в їдальні № 3 азотнотукового заводу. Постійно вдосконалюючи свою майстерність, він навчається сам і допомагає оволодівати професією молодим поварам. Петро Павлович впевнений, що варити борщ - настільки ж важливо, як і варити сталь. Ось чому приготовлена ним їжа завжди високої якості.
Ми прийшли в їдальню і побачили Петра Павловича за виготовленням салатів. Вирішили потурбувати майстра смачних обідів і запитати, як він працює.
- Я вважаю, що їжа повинна бути не тільки смачною, але й приємною на вигляд. От я готую салат. Треба так його "оформити", щоб один пошляд на нього викликав апетит. Зараз наш девіз - побільше овочів! Вони поживні і дуже багаті на вітаміни. А це для робітників дуже важливо, овочі зміцнюють здоров'я.
У словах повара відчуваєьться піклування про споживача і любов до своєї професії.
Книга скарг і пропозицій переконливо свідчить про те, що відвідувачам немає на що скаржитись. Що до пропозицій - то вони є: побільше таких поварів, як П.П.Кузнецов!
В.Висоцький, робітник заводу "Буддеталь".
На знімку: П.П.Кузнецов.
"Дзержинець" 07.06.1960.
В мае этого года Брянская церковь отмечает 100-летний юбилей со дня своего освящения. Днепропетровцы больше знают ее как Дом органной и камерной музыки, пишет "Зоря".
17 мая 1915 года (по старому стилю) в Екатеринославе освятили храм во имя святителя и чудотворца Николая. Его построили на земле колонии Александровского металлургического завода Брянского общества в Екатеринославе. Поскольку то была земля Брянского общества, церковь знали в народе как Брянскую.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ
Еще накануне 1913 года, когда в стране отмечалось 300-летие Дома Романовых, в Екатеринославе родилась идея построить храм-памятник в честь этого события.
Разные были идеи. Одна из них принадлежала историку запорожского казачества и директору исторического музея Дмитрию Яворницкому. Он предложил построить православную церковь в украинском запорожском стиле в самом центре города — в Яковлевском сквере (там ныне выстроен Днепропетровский театр оперы и балета). Однако все эти проекты так и не были осуществлены.
В итоге храм-памятник появится в заводском районе города, далеко от центра. Для закладки фундамента церкви металлургический завод выделил 10 тысяч рублей, а рабочие собрали около 400. В зале городской думы состоялся юбилейный концерт Музыкального общества. Чистый сбор с концерта также поступил на постройку новой церкви.
ПО ЭСКИЗАМ НИКОЛАЯ КОКШАРОВА
Свято-Николаевский храм создавался коллективной волей и средствами. На ускоренное сооружение церкви Брянский завод ассигновал 170 тысяч рублей, деньги по тем временам немалые.
Огромную роль в постройке церкви сыграл председатель правления Брянского общества Николай Николаевич Кокшаров. О нем сейчас мало кто помнит, а жаль. Он родился в семье выдающегося минералога академика Николая Ивановича Кокшарова, директора минералогического музея. Кокшаров-младший по образованию был горным инженером, закончил Горный институт в Петербурге, принимал участие в экспедиционных исследованиях на Алтае в 1885—1888 годах. В дальнейшем — преподаватель минералогии и геологии Лесного института, чиновник особых поручений при министре императорского двора. А еще он был удачливый предприниматель. Кокшаров возглавил совет Санкт-Петербургского торгового банка, а также правление общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода, был директором Русского общества «Всеобщая компания электричества».
В создание храма-юбиляра Кокшаров вложил громадную долю энергии, знаний и средств. Он неустанно следил за возведением храма со дня его закладки до полного окончания.
Заводские рабочие и рудничные также внесли свою посильную лепту в общее доброе дело. Директор завода Николай Гогоцкий попросил епископа Агапита ходатайствовать перед Синодом об открытии самостоятельного причта при церкви. Причем содержание причта заводоуправление брало на себя. Недалеко от церкви построили одноэтажный дом для священника — здание сохранилось до наших дней. В нем и жил первый священник храма Михаил Григорьевич Волошинов, до того служивший в Благовещенской церкви на улице Рабочей.
Храмом можно было искренне восхищаться. Современники считали его чуть ли не лучшим в церковной архитектуре Екатеринослава и его окрестностей. А возводили его по эскизам Н. Н. Кокшарова. Стиль его считался древнегреческим.
ХРАМ ОСВЕЩАЛСЯ ЭЛЕКТРИКОЙ
Строительным материалом служил кирпич из шлака. Стойкость этого кирпича, по словам строителей, была феноменальной. Кирпич из шлака способен крепнуть бесконечно долгое время. Широко применяли при строительстве храма железобетон, из которого выполнили все своды и перекрытия. По бетону проложили паркет. Лестницы получились легкие и изящные. Это же сказалось и на многочисленных колоннах храма, выполненных тоже из железобетона.
Вход в церковь построили из каменных массивов, служивших ранее фундаментом под некоторыми машинами завода. Храм-памятник строился инженером Брянского завода Сергеем Гуковым. Он предусмотрел даже такие незначительные мелочи, как устройство бака для подогрева воды, нужной при крещении, и прочего. В 1931 году главного инженера по строительству завода им. Петровского Сергея Матвеевича Гукова, как старого специалиста (а, значит, «вредителя»), осудили по политической статье на 10 лет лагерей.
Особого внимания заслуживало устройство отопления. Оно было паровое-водяное, а источник тепла находился не в самой церкви, а в помещении соседней заводской школы. Система отопления скомбинирована была настолько удачно, что и в главном куполе храма имелись трубы отопления. В сочетании с особо устроенной вентиляцией это предотвращало конденсацию паров. А они, как известно, становились врагом живописи.
Сразу решили, что храм будет освещаться электричеством.
Внимания заслуживали лепные работы, наружные и внутренние, выполненные скульптором О. И. Якобсом. Храм вышел светлый благодаря великолепному устройству окон и зеркальных стекол в них. Внутренность его находилась в строгой гармонии с внешним видом.
Художественные живописные работы выполнил ученик Репина художник Михаил Иванов. Тон общей гармонии сказался и в характере живописи. Он был мягкий, элегический.
В плафоне алтаря находилось изображение Бога Саваофа по Крамскому. В окне алтаря на стекле — икона Вознесения Господня. В куполе между окон — изображение двенадцати апостолов. Под боковыми арками храма два панно: «Нагорная проповедь» и «Благословение детей». У входа (задняя стена) тоже два панно: «Рождество Христово» и «Бегство в Египет».
Иконостас алтаря построили в стиле Растрелли. Выполнила его известная петроградская мастерская Абросимова. Весь иконостас позолочен. Стоимость его без икон составила 16 тысяч рублей. И. С. Романов пожертвовал колокола для церкви. Самый большой из них — в 220 пудов. Храм рассчитан был на 800—1000 молящихся.
"О, КАК МЕНЯЛОСЬ ВСЕ, НО ТЫ БЫЛА ВСЕГДА..."
К сожалению, Брянская церковь просуществовала недолго. Ее закрыли по решению Днепропетровского горисполкома от 8 февраля 1929 года со стандартной в то время формулировкой: «... на основании проявленного желания широких масс трудящихся города». Вскоре с колокольни сбросили колокола.
Что делать с храмом, не знали. В конце 1932-го в здании Брянской церкви создали... выставку образцов продукции, выпускавшейся заводом им. Петровского. В следующем году решили открыть в храме заводской Дом пионеров и школьников, называвшийся еще «детским внешкольным комбинатом».
ОТ РАЗРУШЕНИЯ СПАС ОРГАННЫЙ ЗАЛ
С 1941 по 1961 год храм снова принадлежал верующим. Эти двадцать лет были самым продолжительным периодом служб в нем.
Когда в стране вновь поднялась антирелигиозная кампания, постановлением Ленинского райисполкома храм передали гороно с формулировкой: «для использования его по назначению». Внутри церкви расположилась детская спортивная школа Ленинского района, а затем здание долго использовали под склад строительных материалов.
В 1979 году благодаря многочисленным ходатайствам общественности и управления культуры области здание Свято-Николаевского храма внесли в реестр памятников архитектуры, охраняемых государством. 22 июня 1982 года облисполком принял решение после реставрации преобразовать храмовое здание в Дом органной и камерной музыки. В том же году по проекту днепропетровского архитектора О. Г. Попова начались реставрационные работы, продолжавшиеся до мая 1986-го.
Капитальный ремонт с внешней стороны преобразил храм, а с внутренней — полностью его исказил. Интерьер украсили новые росписи стен художников В. Данилова и С. Исаева, в центральной части построили подиум, к подвальному помещению пристроили дополнительный подземный блок для технических нужд и благоустроили территорию вокруг храма. После окончания реставрации целый год монтировали двенадцатитонный двухмодульный концертный орган. Его изготовили специалисты всемирно известной немецкой фирмы «Зауэр» из Франкфурта-на-Одере. 27 апреля 1987 года в бывшем храме по случаю открытия Дома органной и камерной музыки состоялся первый концерт. Дом органной и камерной музыки функционирует в храме до настоящего времени. Небольшой зал и балкон вмещают 250 человек.
А ВЫ ЗНАЛИ?
Мифы вокруг Брянской церкви
* Якобы проектировал церковь один архитектор — Г. И. Туровец. На деле же храм стоился по эскизам Николая Кокшарова, детально разработанным екатеринославским епархиальным архитектором Георгием Ильичом Туровцем.
* Настенная живопись Брянской церкви якобы принадлежала известному украинскому художнику Ивану Ижакевичу (1864—1962). Это не подтвердилось. Храм расписывал Михаил Филиппович Иванов.
* Якобы отделку интерьеров и большой иконостас выполнил петербургский архитектор Е. И. Константинович. В изданиях 1915 года эта фамилия не упоминается.
* Наконец, якобы на освящении храма присутствовал Николай II. В действительности же последний самодержец побывал на заводе 31 января 1915 г. А церковь освящена 17 мая 1915 г.
Источник: http://gorod.dp.ua
https://www.youtube.com/watch?v=ChiCD8Ax9hA - фильм "Родня"
"РОДНЯ" НА ОКТЯБРЬСКОЙ
35 лет назад, во дворике домов №№ 8 и 9 на площади Октябрьской расположился десант киношников, нарушивший тишину и покой местных жителей, сообщает http://gorod.dp.ua
О печальной судьбе исторического здания на площади Октябрьская, 9 Городской сайт рассказывал не раз. Ценный памятник архитектуры конца XIX века, брошенный на произвол судьбы, на протяжении длительного времени разрушается на глазах. В дореволюционном доме полностью разгромлены внутренние помещения и отсутствуют уникальные металлические предметы декора.
Сейчас, глядя на разваливающееся, заваленное мусором здание, сложно поверить, что 35 лет назад именно оно стало симпатичной декорацией к знаменитому кинофильму «Родня», который режиссер Никита Михалков приехал снимать в Днепропетровск. Дом на Октябрьской, 9 его колоритный дворик, а также два соседних здания, после выхода фильма на экран увидели во всем СССР.
Фактически все съемки картины проходили в нашем городе. В кинофильме, в котором главные роли сыграли такие знаменитые актеры как Нонна Мордюкова, Светлана Крючкова, Юрий Богатырёв и Иван Бортник, можно увидеть некоторые улицы Днепропетровска, Набережную, стадион «Метеор», парки Шевченко и Глобы, а также уютный двор, окруженный старенькими трехэтажками.
Долгое время этот двор, мало кому удавалось отыскать. Мы же не только нашли его, но и смогли разыскать людей, которые помнят, как однажды под окнами их домов обосновался целый десант киношников...
БАБУШКА В ОКОШКЕ
— Когда снимали «Родню» мне было лет 5 – 6. Тогда, в доме № 8 на площади Октябрьская, который соседствует с домом № 9, жили мои бабушка и дедушка, сейчас там живу я, — рассказывает Анна Коршунова. – Артистов я видела, правда, помню их очень плохо, но о том, как проходили съемки знаю из рассказов родителей.
Когда Анна стала постарше и пересмотрела фильм, она без труда опознала родной двор, качели на которых каталась вместе с подружками, дерево, растущее напротив дома, уютный палисадник, огражденный низким заборчиком, и даже окна своей квартиры. Сейчас фактически ничего этого нет.
— Вот в этой квартире № 14 проживал киношный супруг-алкоголик Ноны Мордюковой, роль которого играл Иван Бортник. Уже лет 15-20 там нет ни окон, ни дверей, только стены остались, — показывает разрушенную квартиру Анна. — Раньше здесь еще была деревянная лестница, сидя на которой на актер играл на гармони. Лет 20 назад она разрушилась. А наш дом еще сохранился и в нем живет люди. Правда, за 35 лет здание сильно изменилось.
Квартира №14, в которой жил киношный муж Ноны Мордюковой Иван Бортник
Исчезла и арка, которая несколько секунд мелькает в кинофильме. Долгое время жильцы использовали ее, чтобы сократить дорогу. Лет пятнадцать назад арку заложили и оборудовали офис.
Вместо арки уже лет 10 располагается офис
— Если заглянуть в окошко, то можно увидеть, что это никакой не офис, а бывший проход между домами. Арку я помню хорошо, — говорит Анна.
Когда снимали фильм, мама Анны, частенько гуляющая с дочерью во дворе, смогла увидеть всех актеров играющих в «Родне». Больше всего женщине понравился Иван Бортник.
Кухня квартиры №9 на Октябрьской, 8, где снимали коротенький эпизод с Иваном Бортником
— Мама говорила, что актер показался ей очень добрым, и что у него была положительная энергетика, — вспоминает Анна Коршунова. – А моя мама понравилась Никите Михалкову. Режиссер даже оказывал ей знаки внимания.
«Родню» в семье Коршуновых любят и пересматривают регулярно. Совсем недавно Анна увидела то, на что раньше не обращала внимания.
— Несколько секунд в кадре мелькают окна нашей квартиры. Этот момент я всегда смотрю затаив дыхание, – рассказывает женщина. – Как-то я присмотрелась внимательнее, и представляете, увидела в окошке свою бабушку!
СОБАЧИЙ КАСТИНГ
Помнит о съемках фильма и отец Анны Евгений Земляной. Он без труда показывает, какие виды двора в котором прошло его детство попали в кадр, и демонстрирует оставленные съемочной группой надписи на стенах.
— Когда снимали фильм, зачем-то разрисовали краской часть стены, некоторые кирпичи и написали большими буквами на торце дома «Коновалов». Это была фамилия киногероя. Естественно, когда съемки закончились, все это художество никто стирать и не подумал, — рассказывает Евгений. – Долгое время надпись и цветные полосы украшали соседний дом, жильцы к ним даже привыкли, а потом здесь достроили небольшое помещение и наследие киношников больше никто не видел.
Если заглянуть в зазор между старым домом и достроенным помещением и внимательно всмотреться, то на стене и сейчас можно увидеть цветные полоски и огромную, но потускневшую с годами букву К.
Евгений Земляной показывает где росли деревья, качалась качеля и красовалась надпись Коновалов
— Я хорошо помню, как снимали фильм и как по нашему двору ходили актеры, — говорит Евгений Земляной. – Тогда их появление было таким событием! Помню я пришел к родителям на обед, подхожу к дому и не верю своим глазам: полно милиционеров, двор огражден. Сначала подумал, что что-то плохое случилось, заволновался, а оказалось, что это фильм снимают.
Пока Евгений дошел до родительской квартиры, успел увидеть фактически всех актеров играющих в «Родне» и Никиту Михалкова.
— Режиссер размахивал руками и что-то объяснял катающейся на качели Ноне Мордюковой. Очень необычно было увидеть этих знаменитостей с воем дворе, — вспоминает Земляной. – Да и сама территория выглядела непривычно: краска на стенах, кровать со столом под окнами и огромное количество собак! Животных люди свозили со всего города. Возле домов №№ 8 и 9 на протяжении нескольких дней бегали собаки различных пород и размеров.
— Видимо кто-то из съемочной группы где-то разместил объявление о том, что для участия в фильме нужны собаки. Вот народ и принялся свозить к нам своих питомцев. Часть животных для съемок отобрали, часть – забраковали, — говорит Евгений. — Не знаю, по какому принципу отбирали четвероногих, но происходило это довольно долго. Животные бегали по двору, гавкали, игрались. Кстати, сценка с собаками в фильм все-таки вошла. А некоторые фрагменты мы так и не увидели.
К примеру, не показали в кинофильме сцену, в которой мельком можно было увидеть родителей Евгения. Их пригласили для участия в массовке, выдали по 5 рублей, сняли несколько сценок, но потом почему-то решили не ставить их в фильм.
— Я точно не помню сцену, в которой были задействованы мои родители, но в фильме её нет. Зато в «Родне» можно увидеть нашу кухню. Честно говоря, сейчас уже не вспомню, почему сцену с Бортником решили снимать у нас, но какая-то причина была, — рассказывает Евгений Земляной. – Сейчас конечно наша кухня, которая три-четыре секунды мелькает в кадре, выглядит совершенно иначе.
Больше всего Евгению запомнилась танцующая во дворе Нона Мордюкова. Пока киношники снимали сцену с мотоциклистами, рассекающими по двору, актриса скучала, а потом ни с того ни с сего, пустилась в пляс.
МОРДЮКОВА С ПАКЕТОМ НА ГОЛОВЕ
Запомнил Нону Мордюкову и бывший житель соседнего дома № 9-А на площади Октябрьская Валерий Андреевич. Уже несколько лет мужчина проживает на жилмассиве Тополь – 3.
— Честно признаться, я был настолько увлечен своей работой, что не придал значения тому, что неподалеку от нас кто-то что-то снимает, — говорит Валерий Андреевич. – Помню, возвращаюсь домой, смотрю, женщина идет, присмотрелся, оказалось, что это актриса знаменитая. Думаю, что она тут делает? Сначала не поверил своим глазам, а потом вспомнил, что соседи говорили о съемках кинофильма. Ну, после этого все стало на свои места.
Валерий Андреевич допускает, что видел возле своего дома и других артистов, правда, вспомнить каких именно не может и до сих пор.
— Там много людей было. Скорее всего, я и Михалкова видел, просто не понял что это он, – смеется Валерий Андреевич. – Зато я запомнил один необычный случай, связанный с Мордюковой. Возвращался я с работы, на улице моросил дождь. Захожу во двор, смотрю, идет Нона Мордюкова с пакетом на голове. Я сначала не понял что с ней такое, а потом смекнул, что она так от непогоды прячется.
А еще Валерий Андреевич помнит, как 35 лет назад его возмутили художество киношников и суета, связанная со съемками фильма.
— У нас был тихий, уютный, красивый двор и в один прекрасный момент он изменился до неузнаваемости. Стены разукрасили, зачем-то нарисовали на гараже огромный отпечаток ноги, кругом стоял шум и гам. Если честно, меня все это так раздражало, что я мечтал, чтобы съемки поскорее закончились, — говорит Валерий Андреевич. – Актеры меня мало волновали, а тишины хотелось.
Правда, когда на экраны вышла «Родня», мужчина посмотрел фильм с огромным удовольствием.
— Периодически я пересматриваю «Родню» и могу сказать, что этот кинофильм стал одним из моих любимых. Там можно увидеть парки, улицы, дома и гостиницы Днепропетровска, а самое главное, там есть наш дворик. Увы, сейчас о том тихом уютном уголке мало что напоминает, — вздыхает мужчина.
НЕУЗНАВАЕМЫЙ ГАРАЖ
Когда во дворе домов №№ 8 и 9 оказалась съемочная группа, горожанину Владимиру Батшову было 28 лет. В тот период он находился на службе в армии. О том, что в его дворе снимают кинофильм, мужчина узнал из письма матери.
— Мама сообщила, что под окнами нашего дома гуляют актеры, операторы и знаменитый режиссер, — вспоминает Владимир. – А следом она спросила разрешения, предоставить съемочной группе гараж, в котором хранился мой мотоцикл. Я тогда не понял, зачем он понадобился киношникам, но без проблем согласился.
Владимир Батишов, владелец гаража, в котором снимали сцены для "Родни"
Через несколько месяцев Батишов вернулся домой. Тогда он и узнал, что гараж необходим был для съемок некоторых сцен. Ни двор, ни дом, ни гараж мужчина первое время не узнавал.
— На моем новеньком гараже какие-то рисунки! Мои соседи постоянно судачат о съемках и актерах! Дом разрисован! — вспоминает Владимир. – Родители рассказывали, что съемки проводили довольно долго, но когда вышел фильм, оказалось, что многие сцены в него не вошли. К примеру, я не увидел момента, когда мотоциклисты хозяйничают в моем гараже, хотя такую сцену, по словам родителей и соседей снимали.
Для того чтобы мотоциклисты могли совершить определенный трюк, в гараже разместили специальный щит, который служил трамплином. Потом этот реквизит вместе с многочисленными цветными наклейками, каких в СССР было не найти, киношники оставили Владимиру на память.
— Я долго хранил эти наклейки, но недавно сын заставил меня навести порядок в гараже и избавиться от всякого ненужного хлама. Тогда-то я и распрощался с наклейками, — рассказывает мужчина.
А вот фотография Михалкова с автографом и теплыми словами благодарности храниться в семье Батишовых до сих пор.
— Деньги за сдачу в аренду гаража родители не взяли. Никиту Михалкова это почему-то растрогало, и он оставил матери свое фото, на обратной стороне которого написал: «С благодарностью семье Батишовых за содействие в съемках кинофильма «Родня»», — говорит Владимир. — Этот снимок мы храним как зеницу ока. Сейчас фотография находится у детей.
Когда на экраны вышла «Родня» Владимир увидел многих своих соседей, без труда узнал в ленте знаменитые виды Днепропетровска, свой двор и даже опознал разрисованный гараж. Мужчина до сих пор с удовольствием пересматривает кинофильм и вместе с семьей, а также соседями вспоминает время, когда в один прекрасный день тишину и покой их уютного дворика нарушили суматошные киношники.
Текст: Юлия Александрова