С каменчанином Сергеем Иванько мы познакомились в фотоателье, где он работает фотографом. Потом я наблюдала за тем, как он ищет свои сюжеты: присматривается к улице, к людям. Выхватывает из нашей обыденности что-то свое, чтобы сделать из этого историю маленького эпизода нашей с Вами жизни. Он кажется человеком очень легким, тонким и даже каким-то прозрачным. В его фотографиях есть и грусть, и ирония, в его отношении к жизни – много света и любви, сообщает https://www.5692.com.ua/news/1779452
О любимом деле
- Сережа, что для вас удачная фотография?
- Это соединение элементов. Ее нельзя запланировать заранее. Это какая-то такая необъяснимая вещь. По-моему, Бродский говорил (Иосиф Бродский – русский и американский поэт, 1940-1996 гг.- прим. авт.), что поэт не пишет стихи, а является просто проводником. Стихи через него попадают в материальный мир. Вот, наверное, и фотограф – тоже проводник, только для фотоизображений.
Раньше искал конкретный сюжет. Сейчас у меня сюжеты на фото стали более абстрактные. Они не настолько хорошо читаемые, с дефектами на пленке, с какими-то повреждениями, с царапинами, надломами. Причем это не специально. Это происходит в процессе. Снимаю на старые пленки, которым уже больше 25 лет. Та же ситуация и с бумагой. Самая старая бумага, на которой печатал, была 1966 года. И получаются сразу такие «винтажные» фотографии, которые уже обработаны временем. А мне остается только правильно подобрать сюжет, и все.
- Почему на фото, которые вы снимаете для выставки, есть интересные сюжеты, знакомые места в городе, но нет лиц?
- Стараюсь всегда снимать так, чтобы в кадре был человек. Но не типичный человек, а человек с историей. Вот, к примеру, есть хороший фундамент: свет падает хорошо, ветки деревьев отлично ложатся. Не хватает маленького, но важного элемента – человека. Например, мужчины с собачкой или женщины с коляской. Нужно, чтобы глядя на этого человека, можно было придумать историю. А не всегда так получается. Поэтому и фотографий, на которых нет людей, а вернее четких лиц, у меня достаточно много.
- Вам приходилось наблюдать за тем, как человек меняется: к вам приходит один, а на фото получается совершенно другой?
- Сейчас люди, когда приходят, у них уголки губ уходят вниз. Они приходят в пессимизме, в расстройствах. Тяжелое время. И уже после первого кадра вижу, что не очень человек получился, сама эмоция у него не вышла. Значит, его нужно немножко расположить, развеселить, придать уверенности. Когда люди видят, что на них обращают внимание, а не просто без внимания нажимают на кнопку, они просто начинают доверять.
И еще вы знаете, что в зеркале мы себя видим не так, как нас видят другие. У меня был случай, когда человек был настолько не уверен, что он хорошо получился, что мне пришлось ему переворачивать эту фотографию. Делать ее в зеркальном виде. Потому что он говорил, что это не он. Замучился его переснимать.
- Если бы детям в школах преподавали искусство фотографии, как бы это на них повлияло?
- Фотография, как литература - это источник информации. Сейчас образование служит не для того, чтобы человек имел более тонкое восприятие, учился понимать окружающие его вещи и происходящие события. Оно подстраивает человека под общую систему. Делает из него деталь механизма.
Мне кажется, что детям нужно смотреть на мир не в подготовленном виде интернета и телевидения. Это уже вторично. Там уже все готово, только ешь. А умение анализировать, увиденное на фото - учит складывать о мире свое мнение. Ведь человек своим сознанием одухотворяет окружающий материальный мир, поэтому каждый из нас может улучшать мир вокруг себя. Это развитие.
- Знаю, что планируете издать свой сборник фотографий. Каким он будет?
- Мне бы хотелось, чтобы в сборнике были не только фото, но и истории о том, как они была сняты. Большого тиража тоже не будет. Мне это пока не нужно. Хочу сделать все это самостоятельно. Вот, например, есть задумка: «Днепродзержинск – последние годы». Есть даже обложка на эту книжку. Фото сделал на выезде из города, на левом берегу. Там вывеска «Днепродзержинск». Это было в 2015 году, перед выборами, осенью. Эта надпись была уже так ободрана, что напоминала слово, написанное на иврите. Было понятно, что никто её восстанавливать не будет.
Помимо этого, там еще в одном месте дробью кто-то саданул, что еще и дырки, как в ковбойских фильмах.
О жизни
- Вам важна оценка вашей работы?
- Иногда думаю, что делаю фотографии для того, чтобы нашелся человек, который их поймёт. В 2012 году, когда ехал на свою первую «сушку» (уличная фотовыставка – прим. авт.) и первый раз вывешивал свои фотографии на обозрение, тогда было важно. Очень переживал. Сейчас не важно. Цели поменялись.
- Как вы воспринимаете негативную реакцию на себя?
- Это очень большое благо для меня. Это заставляет подумать. У меня этого мало.
Как-то на «страстную пятницу», в 2017 году , на рынке продавали искусственные цветы, яркие. День такой был хороший. Мягкий свет. Женщина продавщица, такая колоритная, - цветы передавала покупательнице. Я хотел снять этот момент. И тут начинается. Сначала вопросы, затем запреты, угрозы забрать фотоаппарат. Меня стали называть чуть ли не чертом, чуть ли не демоном. Мол, вся «нечисть» сейчас вылезает. Ну и наконец, проклятья. Попытка объяснить ситуацию - ни к чему не привела. Извинился, пожелал всего хорошего.
Но когда встречаешь «своих людей», тех, которые откликаются на твою просьбу, понимаешь, что все не напрасно.
Мне очень интересно, когда попадается хрупкость. Грубость не хочется фиксировать на фотографиях.
- Когда я встречаю вас на улице, вы производите впечатление такого инопланетянина. И я всегда задаюсь вопросом: как вы выживаете в нашем жестком мире. Вам присущи приступы раздражения, агрессии? Что может вас довести до такого состояния?
- Раньше, как всех.
- Что конкретно? Например, обсчитали в магазине…
- Ну, нет.
- Извините, вы говорите, как всех. Я могу сказать, что доводит людей до раздражения. Чаще это – грубость, хамство, невнимание.
- Все, что вы сейчас перечисли, сейчас я воспринимаю, как награду. Это возможность работать, идти дальше. Это как проверка проделанной работы. Меня расстраивает, когда не могу заниматься деятельностью. Но это такое расстройство: есть горечь резкая, а есть горечь, как полынь, она такая тягучая. И она давит.
Зато, как у фотографа, у меня есть возможность из негатива в позитив перекручивать. И еще, болью не делюсь, неприятностями тоже не делюсь. Все в себе, все свое. Это такая штука, которая очень ценная для меня.
- То есть вы все это в такой внутренний архивчик складируете?
- Не просто в архивчик. Внутренняя работа, когда проходит, тогда получаешь явное облегчение. Дышать становится легче.
У меня есть своя теория маленького счастья. Речь идет о коротеньких эпизодах, которые я уже научилась ловить. Это важные для меня мелочи: слушать, как сын играет на аккордеоне; сидеть в кафе с дочкой и болтать ни о чем…
- У вас есть своя теория о счастье, о наполненности жизни, о том, что делает вашу жизнь лучше, радостнее, гармоничнее?
- Есть периоды, когда не знаешь, что делать дальше. Не то, чтобы какая-то проблема. А вот просто садишься и думаешь, вроде и то сделал, и то сделал. Все как-бы хорошо, и нет никаких планов, чтобы что-то там изготовить, переделать, что-то пойти сфотографировать – это называется период несчастья. А вот когда появляется мысль, ведь там же можно сделать лучше и вот эта радостьот того, что у тебя уже есть планы на будущее, от того что ты можешь их потихоньку реализовывать. У меня там есть деталька одна, а вот там еще одна. И ты их начинаешь собирать. Сначала в голове. Потом идеи сходятся-сходятся. И вот ты приступаешь. Попутно что-то меняется. И когда вот этот процесс идет - это и есть счастье. А когда доходишь до момента, когда ты уже можешь воспользоваться тем, во что вкладывал энергию, что-то увидеть через этот объектив, потрогать уже собранную какую-то коробку, или увидеть уже проявленную пленку с кадрами – вот это уже та энергия, которую ты вкладывал. Она уже к тебе возвращается. Так потихоньку отдаём, а потом получаем. Затем появляется спокойствие, потом немного досада от того, что дело закончено и ожидание нового дела.
Александра Чуринова
Сьогодні ми розпочинаємо багатоденну мандрівку по колишньому Дніпродзержинську, а нині Кам'янському.
Фотознімки зроблені в різні часи, тому ви будете мати змогу побачити навть ті будівлі, яких вже давно немає. Ми побуваємо як в рядянському минулому, так і в нинішноьму українському місті. Хтось можливо пізнає на цих фотографіях себе чи своїх знайомих. Але в основному тут будуть знімки вулиць, будівель, інтер'єри різних закладів. То ж бажаю доброго настрою в наших екскурсіях.
Автовокзал. 15.10.2004.
Кафе "Фараон". 13.05.2005.
Автостоянка поруч з кафе "Оазис". 24.08.2004.
Автомагазин "Авто-колор" (пр.Будівельників). 17.05.2005.
Текст і фото Віктора КУЛЕНКА.
В 1958 году в Днепродзержинске произошёл взрыв здания райкома партии, расположенного по проспекту Пелина рядом со школой №6 и напротив «брежневского» дома.
В тот день в райкоме должен был состояться партактив. Но людей пришло так много, что мероприятие перенесли в клуб цементного завода. Трудно даже представить, какое количество жертв сопроводило бы катастрофу, проводись там заседание актива. Со стороны шестой школы здание оказалось практически разрушенным. Взрывной волной выбило окна в близлежащих и отдалённых домах. Жильцы с криками – Война! Война! – в панике выскакивали из квартир. Однако убедившись, что это не артналёт и не бомбардировка, сбегались к изуродованному райкому, где в вечерних сумерках уже стояли машины скорой помощи, которых по давней привычке называли «каретами». Периметр места происшествия оцепили солдаты войск МВД.
На переднем плане СШ № 6. За ней здание, на месте которого стоял взорвавшийся райком.
Так называемый “брежневский” дом.
Эта трагедия, породившая множество самых разнообразных слухов, сплетен и домыслов, и ныне не даёт пока краеведам и любителям истории города Каменское-Днепродзержинск. Но мы, как говорил классик, пойдём другим путём и обратимся к документам Государственного архива Днепропетровской области.
Итак, в понедельник 24 ноября 1958 года примерно в 19 часов 10 минут случился взрыв в Днепровском райкоме партии, находящегося в здании по проспекту Пелина № 69, в результате которого произошёл обвал части сооружения на всех четырёх этажах. Взрыв полностью разворотил северо-восточный угол дома, выходящий на проспект Пелина, остальная часть претерпела значительные повреждения. Простенки, полы, междуэтажные перекрытия и лестничные клетки первого-второго этажей оказались разрушены, дверные и оконные заполнения вырваны. Необходимо отметить, что здание (на главном фото) это имело свою историю. Его возвели в начале 1950-х годов как общежитие для молодых рабочих треста «Дзержинскстрой». Однако «квартирный вопрос» испортил не только москвичей.
Вскоре шикарный «дворец молодёжи» приглянулся партийно-советскому руководству города и его решили «перепрофилировать». Квартиры рабочих треста «Дзержинскстрой» заняли более важные жильцы: Сталинский райком партии, Сталинский райком комсомола, Днепровский райисполком, Днепровский райком комсомола, Днепровский райсобес, Облгорсельпроект, нотариальная контора, ДОСААФ Сталинского района, ДОСААФ Днепровского района, а также Днепровский райком партии, в помещении которого, собственно, и прогремел взрыв. Попутно обратим внимание, что, несмотря на разоблачение культа личности Сталина на XX съезде партии в 1956 году, в Днепродзержинске этот район (ныне Заводский) до 1961 года продолжал носить имя кровавого тирана.Но вернёмся к обстоятельствам взрыва.
В тот вечер в библиотеке Днепровского райкома занимался начальник производственно-технического отдела ДДГРЭС тов. Благонравов. Он и заведующая партийной библиотекой Валентина Южакова обратили внимание на необычный запах, но решили, что это пахнет лаком или бензином от нового стенда, около которого сидел Благонравов. О том, что это может быть запах газа, мысли не возникало, ведь дом по проспекту Пелина-69, не был газифицирован!
Около 19:00 Южакова предупредила посетителя, что ей пора уходить, и она просит завершать работу. Благонравов ушёл. Вслед за ним Южакова оделась и выключила свет. И тут же она увидела пламя и услышала взрыв, а через одну-две минуты – второй. Пламя обожгло ей лицо, руки и ноги. Находящийся за дверью Благонравов поспешил в кабинет для оказания помощи библиотекарю. За несколько минут до взрыва в помещение райкома зашли брат и сестра Ивановы. Виталий Иванов, механик теплохода речной пристани, погиб на месте. Галина Иванова, первый секретарь Днепровского райкома комсомола и находившийся в здании мастер УКС ДДГРЭС Фёдор Карчевский (сын Степана Карчевского, одного из основателей кооперативного движения в селе Романково) были тяжело травмированы. Сторож Антон Скорин также находился в помещении и получил ожоги.
По проспекту мимо здания проходили заведующий трамвайным депо Исидор Рыжко и помощник прокурора города Нина Рыжко. Взрывной волной отцу и дочери были нанесены тяжёлые травмы. Впереди них шёл заведующий горкоммунхозом Пономарёв, который возвращался из клуба цементного завода, где завершился партактив. Только он миновал здание райкома, как услышал взрыв, отбросивший его к забору СШ № 6. Оглянувшись, увидел столб пыли, дыма, а возле райкома что-то сильно горело по линии газопровода. Тут же раздался второй взрыв. Пономарёв побежал на станцию скорой помощи, благо она находилась не так далеко, на противоположной стороне улицы. Прибывшие на машинах скорой помощи медики обнаружили в здании труп Виталия Иванова. Галину Иванову и Фёдора Карчевского в тяжёлом состоянии доставили в больницу, где через четыре часа они скончались. Имеющиеся ожоги, характер взрыва и показания очевидцев дали основания лекарям сделать вывод, что взрыв произошёл от скопления газов.
Также в тяжёлом состоянии, но без угрозы для жизни привезли в больницу Исидора Рыжко, Нину Рыжко, Южакову и Скорина. Двенадцать учащихся СШ № 6 получили лёгкие ранения: Дедышко, Волкова, Стовбун, Гармаш, Сидоренко, Денисов, Худенко, Бабич, Рубан, Назаренко, Тесёлкин, Кондик. Всем им оказали медицинскую помощь в поликлинике, но поскольку ранения относились к разряду лёгких, все ребята были отпущены домой.
Ближе к полуночи состоялось экстренное заседание бюро Днепродзержинского горкома партии, на котором под грифом «Совершенно секретно» был задокументирован протокол собрания № 29.На заседании присутствовали первые лица города: члены бюро тт. Рогоза (первый секретарь горкома), Тубольцев (второй секретарь горкома), Божко (секретарь горкома), Смирнов (председатель горисполкома), Орешкин (директор ДМЗ), Люпова (заведующая орготделом горкома), Позняков (начальник КГБ) и Сичевой (секретарь горкома ЛКСМУ). Среди приглашённых – руководители областного уровня: Галкин – начальник управления МВД по Днепропетровской области, Олейник – заместитель начальника областного управления МВД, Маркин – заместитель начальника следственного отдела управления КГБ по Днепропетровской области.
О происшедшем взрыве в здании Днепровского РК КП Украины собравшихся товарищей проинформировал первый секретарь горкома т. Рогоза. Во время обсуждения причин и обстоятельств аварии начальник городской газовой конторы Николаев доложил, что здание райкома партии ввода газа не имеет, отопление осуществляется через теплофикацию завода Дзержинского. Рядом со зданием проходит газопровод, который сдан в эксплуатацию «Дорводстроем» весной текущего 1958 года, испытания произведены в соответствии с техническими условиями. При обходе газопровода нарушений установлено не было, жалоб на утечку газа не поступало, поэтому предполагать о наличии трещины не могли, но это будет установлено утром.
Главный инженер азотно-тукового завода Авилов сообщил, что в практике имелись случаи попадания газа из газопроводов в подвалы через пористую почву, имеющиеся водопроводные трубы или через канализацию. Предположительно Авилов сделал вывод, что в трубе газопровода образовалась трещина, и с похолоданием утекающий газ стремился попасть в тёплое место и заполнил нижние помещения здания. От выключателя могла произойти искра, которой было достаточно, чтобы воспламенить газ, а отсюда и взрыв. Начальник газового цеха завода им. Дзержинского Старицкий подтвердил вывод Авилова.
Таким образом, ещё на первом совещании ведущие специалисты двух крупнейших промышленных предприятий города возможной причиной взрыва назвали техническую неисправность газопровода. Версия о террористическом акте не рассматривалась, как не имеющая под собой основания.
Бюро горкома КП Украины постановило:
– Для расследования причин, приведших к взрыву в здании Днепровского райкома КП Украины, в результате которого имеются человеческие жертвы, создать комиссию;
– принять меры к ограждению аварийного дома забором к 7 утра следующего дня;
– обеспечить вызов команды сапёров для разборки угрожающих для жизни перегородок и стен;
– комиссии принять меры к немедленному расследованию и выводы представить бюро горкома.
– создать комиссию по организации похорон и оказанию материальной помощи пострадавшим.
В среду 10 декабря 1958 года на заседании бюро Днепродзержинского горкома партии в повестке дня под № 7 стоял вопрос «О взрыве в здании Днепровского райкома партии и мерах по улучшению эксплуатации газового хозяйства города». Докладчиками выступили секретарь горкома Божко, он же председатель комиссии по расследованию обстоятельств взрыва, а также Николаев – начальник газовой конторы города. Комиссия установила, что причиной проникновения газа в помещение по пр. Пелина, дом № 69, явилось некачественное выполнение сварочных работ на стыке № 80 газопровода диаметром 325 мм, проложенного у здания на расстоянии 5,5 метров, на глубине 1,4 метра. Работы по прокладке газопровода производились беспартийным сварщиком Ставнейчуком под руководством старшего прораба «Дорводстроя» треста «Дзержинскстрой» беспартийного Кругляк. Рентген-лаборатория азотно-тукового завода 17 января 1958 года выдала заключение, что сварка на стыке № 80 пригодна для эксплуатации.
Фактически же, как показали исследования в декабре 1958 г. центральной заводской лабораторией завода им. Дзержинского, сварка произведена неудовлетворительно, что и повлекло образование трещины. В результате газ проник в подвальную часть и первый этаж здания Днепровского райкома партии. При выключении библиотекарем Южаковой электроосвещения в 19 часов 05 минут произошёл взрыв газа, проникшего на первый этаж райкома партии. В 19 часов 07 минут прогремел второй более мощный взрыв газа, скопившегося в подвале, в результате чего произошло разрушение здания.
Бюро городского комитета компартии Украины постановило:
– Материалы о взрыве в здании Днепровского РК КП Украины направить прокурору города для расследования и привлечения виновных к ответственности.
– Обеспечить в местных газетах и по радио пропаганду правил безопасного пользования газом.
– Поручить т. Смирнову поставить вопрос перед облисполкомом об учреждении газовой инспекции в г. Днепродзержинске.
Кажется, что в деле взрыва Днепровского райкома партии можно ставить точку. Думается, что не столь уж важным по прошествии шестидесяти лет является мера ответственности виновных, пусть до сих пор всё это остаётся под грифом совершенной секретности.
Александр Слоневский, член Национального общества краеведов Украины
В кінці 80-х на початку 90-х років майданчик площі Леніна в Дніпродзержинську був заставлений наметами протестуючих коксохіміків, металургів. Потім розпочалася його активна забудова різними "генделиками", покриття тротуарною плиткою, вирубка старих дерев. Ще до недавна там доглядався квітник. Але вже в 2015 році замість зеленої клумби, залишились поодинокі жалюгідні чи то квітки, чи то бур'ян. Цю разючу відмінність можна побачити на фото від 29 вересня 2013 року і 31 серпня 2017 року.
Та маємо сподівання і надію, що в наступному році під час реконструкції, в цій частині Кам`янського будуть розбиті гарні клумби та квітники.
Текст Віктора КУЛЕНКА.
19 травня 1963 року по проспекту Леніна (нині Свободи) був відкритий універмаг. Після вступу в дію ще одного універсального магазину на вулиці Сировця (нині Тараса Шевченка) стало два таких заклади. Давно вже вони перепрофільовані, але назви "старий універмаг" і "новий універмаг" так і залишилися в пам'яті жителів міста.
На верхньому знімку універмаг "Райдуга" сфотографований через 41 рік після відкриття - 30 липня 2004 року. На середньому фото 10 червня 2016 року це вже універсам "Фуршет". Нижній знімок від 31 серпня 2017 року.
P.S. НАПИШІТЬ, ЧИ БАЖАЄТЕ ПОГОРТАТИ ФОТОАЛЬБОМИ З ВИДАМИ МІСТА, ЗРОБЛЕНИХ ДЕСЬ ТАК РОКІВ 10-20 ТОМУ.
Текст Віктора КУЛЕНКА.