На своїй сторінці у Фейсбук тернопільський шоумен Сергій Притула виклав кумедного вірша, якого написав через вчинок нардепа Олега Барни, який хотів винести Яценюка із-з трибуни Верховної Ради. Раніше Притула вже критикував поведінку Барни за матюки.
-Узяв прем'єра за "горішки"
Слуга народу - Олежик Барна.
Воно й прем'єру больно трішки,
Й перед людьми якось не гарно.
Але й у мінусах завжди
Потрібно позитив шукати!
Повезло, що не Парасюк,
Той міг з-ноги по яйцях дати!", - опублікував Притула в фейсбуці, повідомляє http://doba.te.ua/novyny/prytula-napysav-kumednyy-virsh-pro-barnu-i-yatcenyuka
Фото press-centr.com
В библиотеках Централизованной библиотечной системы города Днепродзержинска прошёл цикл мероприятий ко Дню Святого Валентина.
Со 2 февраля в юношеском отделе Центральной городской библиотеки им. Т.Г. Шевченко для читателей была подготовлена книжная выставка-сюрприз «Любви волшебные страницы». Библиотекари предлагали читателям свидание с книгой "вслепую".
12 февраля на абонементе Центральной библиотеки состоялся мастер-класс по изготовлению валентинок – символа праздника всех влюблённых. Студенты увлечённо занимались изготовлением сувениров - бумажных сердечек и купидончиков для своих вторых половинок.
11 февраля библиотекари филиала №7 провели мастер-класс, посвященный Дню всех влюбленных. 14 мальчиков и девочек мастерили бонбоньерки - коробочки для подарков в форме сердца - и украшали их на свой вкус. Перед началом мастер-класса детей познакомили с историей праздника, обычаями и особенностями, которые существуют в разных странах. Девушкам больше всего понравилось то, что в Австрии в этот день поздравляют только женщин, а мальчикам - то, что в Японии День святого Валентина - сугубо мужской праздник.
Под конец участники мастер-класса вырезали небольшие разноцветные сердечки и вместе сделали дерево-валентинку "Я люблю читать». Это деревце осталось в библиотеке на память о чудесном празднике.
Накануне Дня всех влюбленных состоялся мастер-класс по изготовлению валентинок и в библиотеке - филиале № 5
Об истории праздника и создании "валентинок" подросткам из детского противотуберкулезного санатория рассказала ведущий библиотекарь Анна Какуша . Она акцентировала внимание детей на том, что самой оригинальной всегда останется "валентинка", сделанная собственными руками и в последнее время они приобретают все большую популярность.
Посетил Святой Валентин и читателей библиотеки - филиала №3.
Библиотекари подготовили книжные выставки «Любви волшебные страницы», «Под знаком купидона», «Школьная любовь». В этот день свои чувства все выражали «валентинками», которые сделали своими руками.
Всех с праздником!
Татьяна Доронина, заместитель директора по рекламе и маркетингу Днепродзержинской ЦБС
Оценки Bloomberg на 2016 год говорят о том, что Россия потеряет от 1,5 до 3% ВВП. Однако этот прогноз еще не учитывает главную тенденцию – усиление санкций в конце января в случае провала минских переговоров и продолжающееся падение цен на нефть. Да что там нефть – на газовом хабе в Германии средняя цена газа сейчас составляет около 170 долларов за 1000 кубометров, сообщает http://ex-news.net/15577-smi-kitai-i-rossiya-vedut-peregovory-o-prodazhe-sibiri-full.html?shcs=2 Поэтому не удивительно, что правительство Украины отказалось от закупок газа в России – она уже не нужна как поставщик топлива. В течении года Россию, как энергетического игрока продолжают постепенно замещать на мировых рынках. На сегодняшний день остановлены два масштабных проекта – Южный поток и Сила Сибири, которые не будут в обозримом будущем осуществляться. Кроме того, вызывает серьезные сомнения осуществление и Северного потока – 2, вопросы к которому есть у всего Евросоюза. В Итоге Кремль в 2016 году сможет собрать только половину от выручки 2015 года по углеводородам или даже больше в случае принципиальной позиции Украины по отказу от топливного импорта.
На фоне экономического падения России, Кремль ведет две “маленькие победоносные” войны – в Украине и в Сирии. На горизонте маячит Кавказ, причем маячит самым неожиданным образом. Дело в том, что передача Кадырову чеченской нефтянки символизирует одну очень неприятную тенденцию – капитуляцию путинского окружения перед кадыровцами, поскольку именно это окружение ищет панической поддержки на фоне надвигающейся катастрофы. А катастрофа немаленькая – в России с полным размахом работает государственный капитализм. Роль фондовой биржи и прямых инвестиций в России с 2008 года снизилась на 20%. Основные инвестиции в предприятие и экономику делает государство и государственные корпорации, а по сути окружение путина и Медведева, в своих интересах естественно. И потому продажа васальных наделов в условиях нового средневековья единственный выход получить хоть какую-то лояльность на местах. Только вот история учит, что создание независимых финансовых потоков как раз и является стимулом к независимости от центра.
Китай и Россия по нашим данным в настоящий момент ведут откровенные переговоры по продаже Сибири. Дело в том, что как нам известно из своих источников, переговоры о продаже Сибири начались еще в 2011 году. Планировалось сдать в пожизненную аренду эту огромную территорию, с тем, чтобы в Москве получать ренту от ресурсов, которые будут добываться иностранными корпорациями. Но американцы отказались от такого предложения, трезво оценив, что выгода для них невелика. А вот Китай с интересом прицелился на Сибирь. Насколько известно сейчас есть общая заинтересованность, причем часть плана уже осуществляется – Китаю проданы огромны территории Сибири на сегодня. Отдельные вместе с населением. На счет остального – в данный момент обсуждается только “цена вопроса” и чем дольше она обсуждается, тем больше эта цена падет – время работает против Кремля.
Фото kolokolrussia.ru
В Сумах завершился юниорский чемпионат Украины по легкой атлетике. В числе участников выступала Дарья Шишкина, воспитанница днепродзержинских тренеров из ДЮСШ № 3, бригады Андросович (Виктора, Раисы и Сергея). Девушка пробежала 60 метров с барьерами за 9,05 сек. Надо напомнить, что совсем недавно Даша, выступавшая на юношеском чемпионате Украины в Запорожье стала бронзовым призером в беге на 60 метров с барьерами. Там у нее был результат 9,04 сек. "Так, как Дарья выступала среди спортсменов постарше чем на юношеском чемпионате, то естественно и высота барьеров была повыше и расстояние между ними побольше, - пояснил В.Андросович. - В предварительном забеге она финишировала третьей с результатом 9,13 сек. В финальном забеге бежали восемь спортсменок. И Шишкина улучшила свое время, показав результат 9,05 сек. Это ее личный рекорд по высоким барьерам. Теперь мы будем готовиться к весенним стартам. Там уже будет бег на открытом воздухе на дистанции 100 метров. Для Даши стометровка лучше чем бег на 60 метров. Она не умеет "выстреливать" на старте, ей нужен разбег. А дальше по дистанции Дарья бежит хорошо".
Текст: Виктор КУЛЕНКО.
В Днепродзержинске, где родился и провёл молодые годы Л.И. Брежнев, на площади Освободителей, находится бюст генерального секретаря ЦК КПСС, установленный, как и полагалось в СССР, на родине дважды героя Советского Союза. Причем первую звезду Героя Брежнев получил в 1966 г., на 60-летие. Это единственный прижизненный памятник Л.И. Брежневу.
Мемориальная бронза не ржавеет
8 мая 1976 г. в Днепродзержинске был открыт бюст Л.И.Брежнева, мгновенно ставший одной из самых популярных местных достопримечательностей. Это событие прошло в обстановке подобающей торжественности при стечении огромного количества народа. Но за кадрами многочисленных телехроник осталась напряженная работа строителей этого памятника, а фактически - целого мемориального комплекса, растянувшегося от Октябрьской площади до ул.Ленинградской. Тысячи квадратных метров городской территории надо было благоустроить, одеть в свежий асфальт и полированый камень. Причем в чрезвычайно сжатые сроки.
Интересными подробностями, связанными со строительством бюста Брежнева с нами поделился Г.Я.Кузнецов, ныне почетный гражданин Днепродзержинска. В те годы Геннадий Яковлевич занимал должность первого заместителя председателя горисполкома, курировал строительную отрасль. В 1976 г. он был назначен в областной штаб, на который была возложена ответственность за сооружение этого необычного объекта. Членами штаба от города также являлись Л.В.Дубров (горком партии), В.А.Павлов, начальник Приднепровского управления строительства. Именно это предприятие выполняло основные работы по сооружению бюста.
Решение увековечить в бронзе генерального секратаря ЦК КПСС на его родине было принято на самом высоком уровне в Москве в начале 1976 г. Тогда же было намечено открытие будущего памятника: с 1 по 9 мая этого года. Для выбора места сооружения бюста в город приехали его авторы: скульптор В.А.Сонин и архитектор С.И.Кулиев. В качестве подходящих рассматривались разные площадки: возле института на поселке ГЭС, перед проходной ДМК и др., - вспоминает Геннадий Яковлевич. В конце концов, остановились на Октябрьской площади, хотя первоначально этот вариант казался менее удачным. Вдоль центрального пороспекта уже стояли памятники Ленину, "Прометей", монумент освободителям города.
Элементы пьедестала заказали на Токовском карьере. Бронзовый бюст должны были отливать в Ленинграде на специализированном заводе "Монументскульптура". Для срочного заключения договора туда командировали Г.ЯюКузнецова. Казалось бы, узнав, о чьем изваянии идет речь, на любом предприятии мгновенно должны были бы взять под козырек, посчитав такой заказ за огромную честь. Однако оказалось не все так просто. Руководство завода, ссылаясь на производственные планы, расписанные на многие месяцы вперед, категорически отказалось заключать договор с Днепродзержинском. Лишь вмешательство первого заместителя министра культуры СССР В.И.Попова, к которому Г.Я.Кузнецов обратился за помощью, помогло разрешить проблему.
В начале апреля Геннадий Яковлевич снова направляется в Ленинград - на этот раз получить готовое изделие. Малоизвестный факт: оказывается, тогда завод отлил не один, а два экземпляра бюста. Второй для Министерства Культуры СССР (интересно, где он теперь?). Оба бронзовые Ильича были сделаны на совесть, но, естественно, для родного города Г.Я.Кузнецов постарался выбрать "лучшего".
Не меньше хлопот возникло и с благоустройством территории.Проектанты выдали решение: весь сквер до ул.Ленинградской сплошь одеть в гранит. Но где взять столько дорогого и дефицитного камня? Удалось добиться упрощения проекта, упросить Совет Министров Украины помочь вне очереди выделить гранит из карьеров Житомирской области. Для обработки и укладки каменных плит работы велись по круглосуточному графику, без выходных.
А в разгар работ поступило указание: оформление территории вокруг бюста Л.И.Брежнева не должно затенить памятник другому Ильичу. Пришлось срочно заказывать новый проект, пробивать заказы на гранит, организовывать круглосуточные работы и на памятнике Ленина. .. Кроме всего прочего, изготавливавшиеся в спешке детали пьедестала бюста Брежнева зачастую не подходили друг к другу. Пришлось вызывать из Житомира мастеров для их подгонки на месте.
Но к приезду государственной комиссии, 3 мая, все было готово. А.П.Ляшко, председатель Совмина Украины, Н.В.Томский, президент Академии художеств СССР, В.И.Попов, первый замминистра культуры СССР, А.Ф.Ватченко, первый секретарь обкома партии и другие высокопоставленные члены комиссии приняли объект без единого замечания.
Сам Леонид Ильич увидел собственный бюст лишь однажды, три года спустя. Во время последнего приезда в Днепродзержинск в 1979 г. он ограничился сдержанным комментарием: "Как-то странно видеть свое изображение в бронзе. Хоть это и положено по закону тем, кто удостоен звания Героя дважды".
В.Буланов "Ведомости" 31.05.2006 г.
Бюст Брежнева и футбол на «Металлурге»
8 мая 1976 года в Днепродзержинске весь народ «стоял на ушах» – в самом дымном городе СССР открывали бронзовый бюст Леониду Ильичу Брежневу. Сейчас это кажется странным, но такой памятник на родине генсека полагалось установить по закону – как дважды Герою Советского Союза и как дважды Герою Социалистического Труда, пишет http://www.shukach.com/uk/node/8556 со ссылкой на Вардидзева Владимира http://iz.com.ua
Понятное дело, событие это получило мировую огласку, отечественные газеты в угоду партийным властям вышли на следующий день целыми полосами. Не осталась в стороне от всего этого и «Индустриалка» (газета "Индустриальное Запорожье"). Правда, ее редактор Андрей Клюненко по каким-то только ему известным причинам на открытие бюста не поехал. Тем более это было странным еще и потому, что Клюненко и Брежнев дружили еще с военных лет, когда они познакомились на Малой земле под Новороссийском.
Словом, не поехал шеф в Днепродзержинск. А вот за снимком на первую страницу газеты послал меня. Я, правда, пытался отговорить Андрея Степановича, мотивируя свой отказ тем, что в этот день дома играли футболисты «Металлурга». На что редактор жестко, словно выпалил в меня, произнес: «Вы что, Вардидзев, футбол с Брежневым сравниваете? Вы понимаете, где вы работаете? Немедленно мчитесь в Днепродзержинск». Словом, пришлось усаживаться в новенькие редакционные «Жигули» и мчаться.
Понимая, что футбол мой «горит ясным пламенем», а этого перенести нельзя было, я по дороге к соседней области строил планы, как же все-таки объегорить шефа и попасть на игру «Металлурга», хотя бы на второй тайм. И меня осенило: зачем ехать в Днепродзержинск, если днепропетровские фотожурналисты привезут оттуда снимки для своих газет?
Решено – сделано. Не прошло и двух часов, как в «Днепровской правде» я получил желаемое фото (вы его видите сейчас), запечатанное в конверте. Я «пришпорил» водителя и мы пулей полетели домой.
– Вы что привезли? Вы что, сдурели – почему здесь, возле бюста, нет людей с цветами? Где вы взяли эту «пустышку»? – закричал на меня, показывая на фото, шеф. Понимая, что влип, и по полной программе, я еле слышно выдавил из себя: «Андрей Степанович, извините, я не доехал до Днепродзержинска...»
Клюненко еще о чем-то кричал на меня, из чего стало понятно – завтра получу трудовую книжку.
Но Андрей Степанович прощать умел. За все годы работы уволил лишь одного журналиста за пьянку, но через полгода вновь принял его на работу. Увольнения тогда потребовал обком партии – журналист тот «засветился» в вытрезвителе.
А на футбол я попал, правда, на 15-ю минуту встречи. Сидевшему рядом коллеге из «Запорізької правди» Валентину Криворотько рассказал о своей «героической» командировке в соседнюю область и о том, как на обратном пути нас, словно «стоячих» на трассе, обошла «Чайка» первого секретаря Запорожского обкома КПУ Михаила Всеволожского. Но договорить не успел, тут же получив от Валентина Владимировича удар в бок. Оказалось, Всеволожский сидел в полуметре от нас, чуточку выше и, естественно, все слышал.
Да, а как же «Индустриалка» выкрутилась в тот раз со снимком? Очень просто – через пару часов по фототелеграфу мы получили снимок медного Брежнева с цветами и народом, сияющим от счастья. А в «Днепровской правде» мне, оказывается, всучили снимок с репетиции, которую в Днепродзержинске организовали ранним-ранним утром для фотожурналистов. Правда, сделали это ошибочно – перепутали конверты. Все эти годы я хранил фото, которое стоило мне «строгача».
«Що ж ти мені раніше про це не сказав?»
Місцеві мешканці можуть багато розповісти про ті часи та свою причетність до подій, пов'язаних із особою Брежнєва. Наприклад, Іван Власенко у 1976 році працював архітектором Баглійського району, і головний архітектор міста Олександр Кримцов залучив його до роботи з оформлення майданчика, на якому планували встановити погруддя. Спочатку, за вказівкою «згори», для скульптури обрали місце біля стін нових корпусів Індустріального інституту імені Арсенічева у районі Дніпробуду. Цей район виник вже після того, як Брежнєв жив і працював у Дніпродзержинську. Але в ЦК партії вирішили, що це не має значення. Головним аргументом на користь Дніпробуду було те, що саме там зосереджувалася студентська молодь, яка приїздила на навчання до міста металургів і хіміків із різних куточків Союзу. Отож погруддя глави держави мало відігравати важливу виховну роль у залученні молоді до історії, піднесенні значимості вузу, престижу професії металурга, яку колись опановував Леонід Ілліч.
Однак міські архітектори вважали запропонований з ЦК варіант помилковим. До того ж хотілося, щоб славнозвісним земляком дніпродзержинців могли милуватися не лише студенти, а всі мешканці та гості міста. Однак висловити свої думки вголос вони не могли.
— Парадом командували вищі державні чини, — згадує про ті часи Іван Власенко. — Ми ж знайшли, на нашу думку, найкраще місце для погруддя — на початку скверу — у верхній частині проспекту Леніна. По-перше, це — головна вулиця міста, поруч два вокзали, і всі приїжджі починають знайомство з Дніпродзержинськом із відвідування тодішньої Жовтневої площі. По-друге, майданчик із ранку до вечора чудово освітлений сонцем. Отож, з архітектурної точки зору, місце є ідеальним. Тому ми ризикнули обговорити цю ідею зі знаменитим скульптором Віктором Олександровичем Соніним, що безпосередньо займався погруддям. Він жив у Москві і з Брежнєвим періодично зустрічався.
Напередодні поїздки до білокам'яної Кримцов і Власенко ввечері вибралися на проспект Леніна, щоб «приміряти» умовний макет погруддя і переконатися, що місце на початку скверу для нього підходить.
Побачивши ескіз, привезений до Москви Власенком, скульптор Сонін підтримав їхню ідею і пообіцяв, що спробує вирішити питання особисто з Брежнєвим. Під час зустрічі з Леонідом Іллічем він вибрав влучний момент і розповів про нову ідею. Реакція Брежнєва була миттєвою: «Вікторе! — з якимось докором і водночас відтінком радісного подиву звернувся до нього Генсек. — Що ж ти раніше мені про це не сказав?». І потім, посміхаючись, додав: «Я згоден».
Таким чином, місце для свого бронзового двійника затвердив сам Леонід Ілліч.
— Саме Соніну треба сказати спасибі за вирішення питання, — вважає Іван Федорович. — Народному художнику, заслуженому скульптору Росії, лауреату Держпремії Росії та кількох міжнародних премій... Маючи такі регалії, можна було ризикнути відверто побалакати і з самим Генсеком.
Інший дніпродзержинець — Геннадій Кузнєцов, на той час перший заступник голови Дніпродзержинського міськвиконкому, займався питанням доставки скульптури. Відливати постамент повинні були на ленінградському заводі «Монумент-скульптура».
Прибувши на завод, Кузнєцов із подивом довідався, що до роботи тут навіть не приступали. Директор підприємства категорично заявив, що такого завдання у нього в плані немає і відливати погруддя він не збирається. Сперечатися з цього приводу не було сенсу. Отож Кузнєцов терміново гайнув до столиці. Тільки після того, як перший заступник міністра культури СРСР Володимир Попов зателефонував у Ленінград і з'ясував, які документи необхідно оформити для виготовлення погруддя, процес, як кажуть, пішов.
Зрештою, було виготовлено два однакові погруддя Брежнєва. Одне з них встановили 8 травня 1976 року в Дніпродзержинську, а друге відправили до Москви. Чи зберігся цей екземпляр, невідомо. Але повернемося до нашої історії.
Кузнєцов розповів, що московський скульптор Віктор Сонін зробив у гіпсі кілька варіантів погруддя Брежнєва, у військовому та цивільному одязі. Вибирати довірили, а швидше за все — доручив сам Леонід Ілліч, своєму першому помічникові Георгію Цуканову. І той зупинився на цивільному варіанті, без погонів. Саме такого Брежнєва відлили в бронзі й встановили у Дніпродзержинську.
Брежнєвіана триває?
Через деякий час «нагорі» було ухвалене рішення встановити меморіальні дошки на будинках, де жив, навчався та працював Брежнєв. Вибрали три об'єкти, розташовані у старій частині міста і фактично на одній вулиці, — це будинок колишньої чоловічої гімназії й один із перших корпусів Індустріального інституту ім. Арсенічева, а також будинок № 40 на проспекті Пєліна, в якому родина Брежнєвих у 30-х роках отримала двокімнатну квартиру.
До виконання завдання був знову залучений Віктор Сонін, а також дніпропетровський архітектор Володимир Положій, директор музею Дніпровського металургійного заводу Васильєв та Iван Власенко.
Творча група вирушила до Москви. Помічник Брежнєва, теж дніпродзержинець, Георгій Цуканов показав землякам у Москві 40 меморіальних дошок. Кожну вони ретельно аналізували, прикидаючи по ходу, що можна використати у варіантах для міста Прометея. Але всім цим планам здійснитися не судилося. Меморіальну дошку виготовили лишень одну — її встигли встановити на корпусі Індустріального інституту. Про решту будинків постбрежнєвська влада забула назавжди.
У 90-х роках, коли на адресу Брежнєва стало лунати все більше звинувачень у погіршенні життя радянських людей, у розв'язанні афганської війни і багатьох інших гріхах, з будівлі інституту меморіальну дошку зняли й заховали. Тільки у липні 2006 року її знову почепили на колишнє місце.
Ірина КОНДРАТЬЄВА. 2007 р.
Мемориальная доска открыта 10 августа 2010 г. на доме, где жила семья Брежневых по пр.Пелина, 40
17 сентября 2010 г. на фасаде здании металлургического колледжа (техникума), которым руководил Л.И.Брежнев (1936-1939 гг.), была открыта мемориальная доска
СПРАВКА
Бронзовый бюст Леониду Ильичу Брежневу в Днепродзержинске открыли 8 мая 1976 года. Брежнев изображен с Золотой медалью Мира имени Жолио-Кюри, медалью международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" - справа и медалями "Золотая Звезда" и "Серп и Молот", высшими правительственными наградами Чехословакии и Болгарии - слева.
На постаменте в верхней части - изображение орденов Ленина и медалей "Золотая Звезда", "Серп и Молот". Автором бюста был известный скульптор, народный художник России Виктор Сонин. Он также является автором памятника Ю. Андропову у Кремлевской стены и еще тысячи работ на территории бывшего Советского Союза. Его работы представлены также в музеях, в том числе в Лондоне.
Бюст Леониду Ильичу отливали в Ленинграде, на заводе "Монументскульптура", а гранит для постамента брали из карьеров Житомирской области.
Подготовил Виктор КУЛЕНКО.
Ретро-фото предоставил О.Н.Мороз
Немає вимоги МВФ про те, що українська влада повинна встановити ціну 7200 на газ для населення. Це неправда! Є вимога МВФ про те, що ціни на газ і тарифи повинні бути економічно обґрунтовані.
А хіба є економічно обґрунтованою формула, ціни 7200 де 3600 (половина) йде «Нафтогазу», який нічого не видобуває і є тільки посередником між споживачем та газовидобувними компаніями.
Коментує Максим Гольдарб, ініціатор «Тарифної мобілізації»
Ера Медіа, Програма "Від першої особи", ефір від 19.10.2015
Сегодня, 12 февраля, в 50-метровом днепропетровском бассейне "Метеор"прошел второй день открытого чемпионата города по плаванию среди юниоров. На дистанции 100 метров баттерфляем Антон Кочу, воспитанник днепродзержинского тренера Андрея Сидорченко ("Авангард"), показал третий результат среди юношей 2005 г.р. - 1 минута 19,56 секунды. А победу одержал Александр Кулик из Днепропетровска (1.14,88). Серебро на счету криворожанина Валерия Примачика (1.19,35).
Антон Кочу завтра попытается побить рекорд России и СНГ на своей коронной дистанции 50 метров баттерфляем.
Текст: Виктор КУЛЕНКО.
В начале 2016 года исполняется 45-летний юбилей со времени основания двух крупных жилых массивов Днепропетровска – «Победа» и «Красный Камень». По иронии судьбы, эти жилые районы, находящиеся на двух концах огромной Набережной, появились на карте города в один год и один месяц.
Кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея им. Д.И.Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН рассказывает о том, как возникли эти «города в городе».
Cемидесятые-восьмидесятые: эпоха жилмассивов
«Привычные всем нам жилмассивы как форма градостроительной культуры появились только полвека назад, - рассказывает Максим Кавун. - В пятидесятые годы XX века город заканчивался по условной линии проспекта Ильича – тупика 1-го трамвая. Первый «большой скачок» Днепропетровск сделал в конце 1950-х – середине 1960-х годов. В то время появились заполненные «хрущевками» жилмассивы Вузовский (от ул. Казакова до Подстанции) и Кировский (от просп. Ильича до Титова). Город «дошел» тогда до Подстанции и улицы Титова. В середине XX века Днепропетровск, быстро превращавшийся в промышленный мегаполис, нуждался в срочном освоении новых площадей для заселения. На рубеже 1960-1970-х годов возникла необходимость постройки крупных градостроительных комплексов на свободных территориях, которые бы позволили компактно решить насущную жилищную проблему. Население Днепропетровска росло тогда «бешеными» темпами, в 1976 году достигнув знаковой отметки один миллион человек.
Проблему эту удалось решить относительно быстро. За 20 лет были построены с десяток крупных жилых массивов, навсегда изменивших градостроительную структуру Днепропетровска и его архитектурный образ. Возведение жилмассивов в Днепропетровске имело свои характерные особенности, связанные с влиятельной ролью города в политической структуре Советского Союза. Наличие мощнейшего лобби в правительственных структурах (земляки Леонид Брежнев и Владимир Щербицкий, их соратники) существенно облегчило материально-техническое обеспечение реализации столь крупных градостроительных проектов. Во-вторых, наличие в Днепропетровске своей мощной архитектурной школы дало возможность реализовать свои замыслы целой плеяде талантливых архитекторов – Евгению Яшунскому, Павлу Ниринбергу и другим.
Первые жилые дома обоих массивов – Красного Камня и Победы – были заложены в январе 1971 г. Объединяет эти два массива особенность их расположения – на намывных песчаных территориях, ранее свободных от застройки, в непосредственной близости от древних сельских поселений.
«Диевский» массив: высотки среди плавней и не построенный гидропарк
Точка отсчета истории жилмассива Красный Камень четко зафиксирована в местной прессе. Это небольшая заметка в газете «Днепровская правда» 1971 г.: «9 января. Около парка имени Ленина над Днепром закладывается фундамент девятиэтажного дома. Скоро трест «Днепрожилстрой» начнет воздвигать дом – первенец нового микрорайона. Там, где раньше были Диевские плавни, сейчас намывают песок. На протяжении четырех километров будет сооружено 420 тысяч квадратных метров жилья, школы, детские комбинаты, магазины, столовые».
Интересно, что современные названия жилмассивов возникли немного позже их официального основания. Проектное название района было «Диевский», - по названию древнего поселения, основанного как зимовник в середине XVIII века. Затем новый крупный жилой массив официально назвали «Петровский» по фамилии политического деятеля, в честь которого был назван Днепропетровск в 1926 г.
Массив «Петровский» сразу планировался из трех «микрорайонов», названия которых определились в том же 1971 году. Это «Красный камень», «Коммунар» и «Парус». Очень быстро их стали называть не микрорайонами, а отдельными жилмассивами. Первым по хронологии возник «Красный камень». Затем каждые три года возникал новый район. В 1974 г. был заложен «Коммунар», а в 1977 г. – «Парус».
Строительство новых жилмассивов стало своеобразной «архитектурной революцией» в районе традиционной одноэтажной застройки. Например, Красный Камень возник между двумя старинными поселениями – Диевка и Новые Кайдаки, основанными в XVII–XVIII веках. За 20 лет в этой зоне поднялись кварталы многоэтажных домов, где получали квартиры в основном рабочие близлежащих промышленных предприятий.
Большинство крупных жилмассивов Днепропетровска построили на территории, ранее свободной от застройки. Так же строили и «Красный Камень». Еще в начале 1970-х годов здесь были болота, поймы, а также горы промышленных отвалов.
Под застройку нового массива была отведена огромная территория в 250 гектаров. Часть территории была специально намыта. В частности, при подготовке участка под застройку первой очереди «Красного камня» намыли 900 тысяч кубометров песка. Работы проводил трест «Днепроспецстрой», которым руководил знаменитый Борис Мильман – строитель днепропетровской Набережной.
Исторические моменты возникновения новых жилмассивов с большим воодушевлением описывала советская пресса. В первой половине 1971 года на территории будущего жилмассива готовили площадки под фундаменты многоэтажек. Газета «Днепровская правда» от 1 июня 1971 года так обрисовала начавшееся строительство Красного Камня: «На территории в 50 гектаров разместятся многоэтажные крупнопанельные жилые дома общей площадью более 110 тысяч квадратных метров. Застройка этого участка проходит в районе улиц Крайней, Бакинских комиссаров, Набережной. Закладка первого дома начинается в текущем году. Это будет девятиэтажное кирпичное здание на 450 квартир, фасадом в сторону Днепра. Готовится площадка и для других домов. Зданий ниже девяти этажей здесь не будет. Предусмотрены одно-, двух-, трех-, четырех- и пятикомнатные квартиры».
Жилмассив Красный Камень проектировал коллектив ведущих днепропетровских архитекторов. Главным архитектором проекта стал Евгений Борисович Яшунский (1929–2002) – ведущий градостроитель Днепропетровска 1970-1980-х годов. Он известен как автор концепции застройки исторического центра города («Корона небоскребов», идея «Брамы»), соавтор проекта жилмассива «Победа», реконструкции парков им. Т. Г. Шевченко и им. В. П. Чкалова. Соавторами Яшунского в проектировании Красного Камня были архитекторы Матвей Зарайский, Оскар Хавкин, Олег Чмона, Николай Луценко и другие.
В интервью в газете «Днепровская правда» в июне 1971 г. Евгений Яшунский отмечал: «По своим природным богатствам это одно из красивейших мест на берегу Днепра. Здесь имеются большие возможности для создания зоны отдыха, что предусмотрено проектом. Строительство будет вестись без сноса строений, за счет использования заболоченных площадей. Самое же главное то, что новый массив создается вблизи крупных промышленных предприятий».
Кроме жилищного строительства, будущий массив Красный Камень должен был поразить воображение советских граждан зоной отдыха. Здесь специально планировалось создать огромную рекреационную зону. Часть сохранившихся днепровских плавней должна была превратиться в роскошный гидропарк. Однако… прошло 45 лет, а воз и ныне там. К сожалению, интересная идея Гидропарка, даже через полвека остается нереализованной.
И все же, жилмассив Красный Камень не стал шедевром градостроительства. Сказались характерные особенности «брежневской» архитектуры с её типизацией проектов и минимализмом в эстетике, конечно, не таким бросающимся в глаза, как в «хрущевках», но…
Особо знаковых объектов здесь не построили. В 1974 году возвели 16-этажный дом из монолитного железобетона методом скользящей опалубки. Это было второе такое здание в Днепропетровске (первый дом возвели в 1973 г. на улице Строителей). Чуть позже на массиве возвели вторую 16-этажку. Автор проекта высоток – известный днепропетровский архитектор Олег Чмона.
Романтическое название жилмассива произошло от старого карьера
Имя для жилмассива стало одним из самых романтичных за всю историю Днепропетровска. На фоне идеологически выдержанных названий городских районов и магистралей, название «Красный Камень» особенно выделялось. Этимология данного топонима проста: от бывшего карьера, где когда-то добывали красный гранит. Вместо так и не построенного Гидропарка массив Красный Камень таки получил свою «зеленую изюминку» – сад «Красный Камень». К празднованию 200-летнего юбилея Днепропетровска (ставшего «апофеозом» брежневской эпохи в жизни города) устроили красивый уголок отдыха. Бывший гранитный карьер был превращен в озеро с декоративным фонтаном. Общая площадь сада – восемь гектаров. На месте карьера устроили красивое искусственное озеро, которое подпитывают родниковые воды. Диаметр озера – около 200 метров, глубина – от 6 до 20 метров, площадь водного зеркала – 2,5 гектара. Тогда же здесь построили амфитеатр на 1500 мест. Центральным элементом сада стал фонтан «Юбилейный». В нем 200 струй (по числу лет городского юбилея), а главная струя поднималась на 30 метров. К сожалению, фонтан давно не работает, хотя лет 7-8 назад его после долгого простоя восстанавливали. Но порадовал взор горожан своими струями совсем недолго, всего один летний сезон, а потом опять замер. Больше того – нынешняя городская власть приняла решение его конструкции вообще демонтировать и отправить на металлолом. Грустно это осознавать, но фонтан Красного камня теперь навсегда останется только на фотографиях.
Авторами проекта сада были Евгений Яшунский и Леонид Халявский. До этого результатом их творческого сотрудничества стали реконструкции двух главных городских парков – им. Т.Г. Шевченка и им. В.П. Чкалова (ныне Глобы). А несколько лет спустя эти же архитекторы спроектировали Театральный бульвар.
Авторы книги «Днепропетровск сегодня и завтра» писали в 1973 г.: «Можно без преувеличения утверждать, что население Диевского массива будет жить на курорте». Конечно же, они сильно преувеличили. Тем не менее, темпы строительства того времени впечатляют. Газета «Днепровская правда» в апреле 1975 г. писала: «Таковы уж темпы нашего развития: кажется, совсем недавно мы разрабатывали проект детальной планировки нового жилого массива на намывных участках поймы Днепра в Диевке. Сейчас Диевский массив – вполне обжитой район».
«Лоцманский» массив стал «победой»
В январе 1971 г. был вбит «краеугольный камень» в основание еще одного жилмассива – Лоцманского. Таким было первое название южной части нынешнего жилмассива «Победа» (Победа-4, 5 и 6).
Огромный жилой район, самый крупный жилмассив Днепропетровска – «Победа», сегодня неформально делится на шесть частей. Однако исторически он формировался из двух частей – Мандрыковского и Лоцманского жилмассивов. Названия свои эти районы получили от древних поселений, основанных в XVIII веке – Мандрыковки и Лоцманской Каменки.
По аналогии с жилым массивом «Диевский» (Красный Камень, Коммунар, Парус), на рубеже 1960-1970-х годов начали застраивать и крупные свободные территории днепровской акватории к востоку от главного холма. Первым попал под застройку участок возле бывшей Мандрыковки. Первые панельные 9-этажные жилые дома на гидронамыве здесь начали возводить в 1969 году. Новому жилмассиву дали имя «Мандрыковский» (нынешние Победа-1, 2, 3).
А в январе 1971 г. в районе села Лоцманская Каменка начали возводить еще один, новый жилмассив. Он строился по гидронамыву вдоль Днепра, и получил официальное название «Лоц-Каменский» или «Лоцманский». В отличие от Диевского жилмассива, проект первой очереди Лоцманского массива выполняли не днепропетровские архитекторы, а киевский НИИ градостроительства. В том же 1971 г. здесь появился первый жилой дом.
Уже в июне 1974 г. газета «Днепр вечерний» отмечала: «Лоцманский жилмассив – это новый городской район, выросший на самом берегу седого Днепра. Белоснежные девятиэтажные жилые дома, школы, детские сады и ясли, магазины, кафе – вот что сейчас представляет собой Лоцманка… Большинство жителей массива лишь недавно получили ключи от своих квартир. Но хотя прошло совсем немного времени, новоселы уже обжились и даже успели полюбить свой массив».
Наиболее активная застройка Лоцманского массива проходила в 1970 – начале 1980-х гг. и завершилась к началу девяностых. В результате слияния Мандрыковского и Лоцманского жилмассивов образовался самый крупный жилой массив Днепропетровска – «Победа». Название «Победа» массив получил в мае 1975 г., к 30-летней годовщине Победы. В 1985 г. здесь, на территории в 150 гектаров, проживали 66 тысяч человек. В 1975 г., была упорядочена сетка магистралей на бывшем Лоцманском массиве и присвоены им названия: проспект Героев, площадь им. Маршала Жукова, бульвар от нее к Днепру – бульвар Славы. Вскоре на карте города появились улицы Генерала Грушевого и Маршала Судца, переулок Добровольцев, площадь Вучетича (известнейший скульптор, уроженец Днепропетровска, в работах которого доминировала военная тематика – «Родина-мать» в Волгограде, «Воин с девочкой» в Трептов-парке в Берлине, «Перекуем мечи на орала» и другие).
К слову, некоторые эти названия прижились плохо. Так, сравнительно немногие знают, что площадь в конце бульвара Славы перед началом «косы» официально называется «площадь Вучетича», а знаменитый «круг» перед башнями-высотками носит название «площадь Победы».
«Образцовый» жилмассив днепропетровска
Массив Лоцманский – «Победа» планировался как исключительный с архитектурной точки зрения. В его сооружении принимали участие самые известные архитекторы города того времени. Не случайно в 1983 г. группа авторов жилмассива (О. Хавкин, П. Ниринберг, Н. Розанов, Е. Яшунский, С. Зубарев, М. Кудрявский, А. Щербакова, В. Сотников, А. Воловик, В. Гудзь и др.) удостоилась Государственной премии СССР в области архитектуры. А сам жилмассив в справочнике «Памятники истории и культуры Украинской ССР» (1987), выделен как отдельный памятник архитектуры! Конечно, это было очередным преувеличением.
В любом случае, за пятнадцать лет был создан не имеющий прецедентов в истории Днепропетровска градостроительный ансамбль. Он расположен на участке с намытым грунтом и застроен преимущественно 9–16-этажными крупнопанельными жилыми и общественными зданиями. Планировку массива определяют две магистрали – проспект Героев и Бульвар Славы. Вдоль бульвара расположены кинотеатр, торговый центр, 16-этажные здания башенного типа и группы жилых домов.
Интересно, что среди довольно безликих советских жилмассивов именно на массиве «Победа» архитекторам удалось «разбавить», разнообразить типовую архитектуру многоэтажек. Были использованы различные средства – оригинальные решения фасадов. Экраны лоджий в форме белых парусов разместили на 16-этажных домах, которые получили у горожан название «дома под парусами».
Новый жилой массив почти сразу получил рекламу – «экспериментальный» – по уровню и комплектности «культурно-бытового обслуживания». В марте 1975 г. на массиве «Лоцманский» торжественно открыли первый в Днепропетровске «Универсам» – прообраз современного супермаркета. Площадь торгового зала здесь составляла 1200 метров, здесь было 15 кассовых аппаратов. Весной 1976 г. уже на «Победе» открылся кинотеатр «Салют» со зрительным залом на 800 мест.
Среди преимуществ Лоцманского жилмассива – «Победы», конечно, было и то, что здесь была создана практически вся инфраструктура. Плюс «своя» реекреационная зона – зеленая набережная, «коса» длиной 2 километра с песчаными пляжами.
Знаковые объекты района: «китайская стена» и башни-высотки
Самыми выразительными архитектурными объектами, символами жилмассива «Победа» являются «Китайская стена» и две башни-высотки.
«Китайская стена» имеет официальный адрес «проспект Героев, 12». Это жилой дом, имеющий рекордную протяженность – более 800 метров. Днепропетровская «стена» построена в 1972–1974 гг., всего за два года. «Стена» огибает полукругом жилмассив с северо-запада и занимает почти половину проспекта Героев. В архитектурном отношении здание не столь примечательно – это типичный «брежневский минимализм». Чтобы как-то акцентировать фасад протяженного здания, были выполнены надстройки над машинными отделениями лифтов. Здесь устроили двухуровневые 4-х комнатные квартиры – по две на подъезд. По уверениям разных жильцов дома, в нем 36 подъездов и 1240 или 1296 квартир. Длина дома, по разным данным, - 840 или 860 метров. Он занимает аж три троллейбусные остановки. По некоторым сведениям, наша «Стена» – это самый длинный дом в Европе.
Две башни-«свечки» являются первыми небоскребами Днепропетровска. Первая из них заложена 12 июня 1975 г. Проект первого небоскреба тоже был уникальным для города. Это жилой дом из керамзитобетона в скользящей опалубке. Проект разработала группа архитекторов института «Днепрогражданпроект», руководил которой Павел Рафаилович Ниринберг. Его здания – самые яркие архитектурные образы города 1970-х годов. В это же время строилась еще одна «высотка» Ниринберга, 16-этажное здание с магазином «Дом книги». Чуть позже Ниринберг спроектировал здания лектория в парке Шевченко, цирка, и днепропетровского горисполкома (мэрии). Строительство керамзитовой коробки первой башни завершили к концу лета 1979 г. В восьмидесятые рядом с высоткой появилась ее копия, только на два этажа ниже.
Ирония судьбы оказалась в том, что венчать архитектурную композицию жилмассива «Победа» должны были не две, а целых три башни. Третью высотку так и не построили. Но и в таком виде две башни (проспект Героев 1-А и 1-Б) являются доминантами района. Двадцать лет эти здания держали марку самых высоких жилых домов Днепропетровска. В 2000-е годы пальма первенства перешла к «Башням» на улице Дзержинского», - завершает свой рассказ Максим Кавун.
День рождения двух жилмассивов – Красного Камня и Победы – прекрасный повод вспомнить о достоинствах и недостатках советской архитектуры и градостроительства. Кстати, за пафосным стилем газетных статей почти «потерялись» реальные жизненные истории людей, ставших первыми жителями новых жилмассивов. Хотелось бы, что эти свидетельства истории были зафиксированы и не исчезли бесследно. В любом случае, эти жилые районы – яркие символы эпохи стремительного развития нашего города в 1970–1980-х гг., его превращения в мегаполис. Развития, о котором (несмотря на яростное отрицание достижений той эпохи) современной Украине и Днепропетровску можно только мечтать…
Иллюстрации из архива Максима Кавуна.
Текст: Владимир Городченко
Источник http://gorod.dp.ua