Піонери 6-В класу школи № 16 запросили до себе на "Вогник" колишнього воїна, нині лікаря 3-ої міської лікарні Василя Івановича Каптуренка та свою першу вчительку Віру Павлівну Новикову. Затамувавши подих, слухали діти розповідь т.Каптуренка про бойові походи, героїзм радянських людей у роки Великої Вітчизняної війни. Він закликав дітей добре вчитися, ніколи не забувати людей, які віддали своє життя за їхнє щасливе дитинство. Потім разом з дітьми Василь Іванович співав, вів дружні розмови.
На знімку: лікар 3-ої міської лікарні т.Каптуренко розмовляє з піонерами.
Фото І.Василенко.
"Дзержинець" 08.03.1966.
Закінчився шаховий турнір у вуглезбагачувальному цеху коксохімічного заводу імені Орджонікідзе. перше місце зайняв майстер т.Євдоченко, який з 26 можливих набрав 23 очка. Його нагороджено грамотою і подарунком. Друге місце присуджено старшому мийнику т.Кашкалді (22 очка), якому також вручено грамоту добровільного спортивного товариства "Металург".
М.Іванов, член суддівської колегії.
"Дзержинець" 03.03.1955.
В залізопрокатному цеху Дзержинки високопродуктивною працею відзначається молода стахановка Людмила Недвецька. Працюючи машиністом пресу гарячого різання стану "550", вона систематично перевищує змінні завдання і передає досвід своєх роботи іншим робітникам.
На знімку: Л.Недвецька
Фото Г.Аврутіна.
"Дзержинець" 05.03.1952.
Песня "Товарищ Генеральный секретарь" впервые прозвучала в 1981 году на торжественном концерте посвящённом 75-летнему юбилею дорогого Леонида Ильича Брежнева. Тогда же Генсеку была вручена четвёртая Золотая Звезда Героя Советского Союза.
Интересный факт. В 1981 году, накануне 50-летия пребывания Л. И. Брежнева в коммунистической партии, только для него одного был выпущен отлитый из золота значок «50 лет пребывания в КПСС» (для других ветеранов КПСС этот знак изготавливался из серебра с золочением).
ШТРИХ
В декабре 1981 года страна пышно отмечает 75-летие дорогого Леонида Ильича. И тут возникает маленькая накладка. В декабрьском номере лениградского журнала "Аврора" и как раз именно на 75-й странице редакция помещает юмореску детского писателя Голявкина под названием "Юбилей". В ней автор рассказывает о том, что есть у него знакомый знаменитый писатель и выдающийся деятель. Он столь велик и почитаем, что всем кажется, будто он давно умер, - ибо только о покойных говорят так возвышенно. Тем не менее, его знакомый жив, что, в общем-то, его огорчает, поскольку делает знакомого писателя не столь великим. И каждый раз, когда в прессе сообщают, что его знакомый написал эпохальное и даже классическое произведение, ему кажется, что уж теперь тот точно умер, ибо классиком писатель всегда становится только после своей смерти. Кончается юмореска словами, что, несмотря на долгие годы ожидания, мы все верим, что наш знаменитый писатель в конце концов не разочарует нас, что он скоро станет настоящим классиком.
Тут же эту юмореску стали читать по пять раз в день все вражеские радиостанции, вещающие на СССР - "Свобода", Би-Би-Си, "Немецкая волна" и "Голос Америки". Причем, - о чудо! - на это время снималось всякое глушение.
Западный мир охватил легкий ажиотаж. Апрельский номер Newsweek дал на обложке скульптурный бюст Брежнева, весь покрытый трещинами, с заголовком "Последние дни Брежнева". Но до последних дней оставалось еще далеко - полгода. Средства массовой информации на Западе заполнились догадками и прогнозами: кто будет следующим генсеком? Ответ был почти единодушным: Андропов. Ибо после серии кремлевских похорон (Пельше, Суслов, Устинов и др.), кандидатур на высший пост оставалось не так уж много. Место Суслова в начале 1982 года занял недавний шеф КГБ, а ныне секретарь ЦК и, само собой, член Политбюро Андропов.
Многие политологи на Западе были уверены, что и публикация юморески "Юбилей" в "Авроре", и ее передача по радио без глушения, и самоубийство родственничка Брежнева замминистра КГБ Цвигуна (свояка - он был женат на сестре жены Брежнева Виктории Петровны), прикрывавшего финансовые шалости его дочки Галины Леонидовны и ее дружка, большого авантюриста Бориса Буряцы (Буряца молдованин, бывший актер театра "Ромэн"), по кличке Борька Цыган (он после самоубийства Цвигуна был арестован) неслучайны.
Кому же выгодно дискредитировать и ослаблять власть впадающего в маразм генсека, как не Андропову, который верит, что еще можно жесткими мерами спасти разлагающийся режим. Кому ж, как не ему?
Рассказ пойдет о мужских образах, которые украшают старинные дома и особняки Днепропетровска.
«Человеческие (антропоморфные) изображения довольно активно использовались в качестве декора в архитектуре Екатеринослава конца XIX – начала XX веков, - рассказывает кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д.И.Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН. - Если в качестве «звериного» декора, безусловно, доминировала «львиная тема», то из человеческих изображений на фасадах домов Екатеринослава мужские образы, пожалуй, представлены даже больше, чем женские. Несмотря на то, что мы можем до сих пор наблюдать на исторических зданиях массу декоративных изображений женских голов и даже кариатид (в виде женских бюстов), все-таки мужские лики в разных ипостасях и разнообразнее, и более распространены по количеству.
Каменные Амуры и Сатиры были символами екатеринославского «гламура»
Безусловными лидерами по частоте использования в качестве декора в Екатеринославе были фигуры Амуров и Сатиров. Почему именно эти существа? Вероятно, истоки этого явления стоит искать в древнегреческой и римской мифологии, которая была чрезвычайно популярна в европейской культуре XVIII–XIX веков и оказала огромное влияние на все виды искусства. Аллегориями с греческими и римскими божествами была пропитана вся архитектура, скульптура и живопись эпохи классицизма.
К сожалению, время интенсивного развития Екатеринослава пришлось на тот момент, когда классицизм начал исчерпывать себя как общекультурное явление. Поэтому выдающиеся памятники архитектуры этого стиля в городе можно перечесть по пальцам. Зато время «золотого века» Екатеринослава конца XIX века пришлось на расцвет эклектики – эпохи развития архитектуры, когда здания, построенные еще по канонам классицизма, обильно украшались декором – растительным, антропоморфным или зооморфным. В среде историков архитектуры есть такой термин - «классицистирующая эклектика». Фасады зданий, выполненных в эклектической манере, очень часто сверху и донизу покрыты декором. Именно поэтому три десятилетия (с 1880-х по 1900-е) развития архитектуры Екатеринослава представляют нам десятки образцов характерного декора, где человеческие и звериные изображения тесно переплетаются с растительным орнаментом.
Почему владельцы зданий помещали те или иные фигуры на фасад своего строения? Вероятно, сказывались два основных фактора: общие вкусы владельца и архитектурная мода того времени. В основном размещение тех или иных фигур на фасадах зданий Екатеринослава не несло в себе какого-то серьезного продуманного смыслового значения. Имеются лишь несколько исключений, как, например, барельеф Бетховена на здании Общественного собрания, где проводились концерты и музыкальные вечера. В рамках провинциальной архитектуры Екатеринослава размещение на фасадах женских головок, статуэток Амуров и голов сатиров имело цель выделиться из общей массы, порадовать публику, служило признаком элегантности и того, что столетие спустя назовут «гламуром».
Амуры до сих пор «живут» на фасадах бывших доходных домов
Особенно любили владельцы домов Екатеринослава украшать их изображениями Амуров. Амур (также Купидон, Эрот или Эрос) в античной мифологии – божество любви, спутник и помощник богини любви Афродиты или Венеры. Изображался он обычно в виде упитанного обнаженного мальчика, нередко держащего лук и стрелы, поражающие сердца влюбленных. Изображения Амуров или Эротов были чрезвычайно популярны в европейском искусстве XVIII–XIX веков, начиная с картин и заканчивая маленькими статуэтками на столах или даже в качестве декора кроватей. В екатеринославской архитектуре в основном употреблялись изображения Амуров без лука и стрел.
За звание дома, где на фасаде «живут» больше всего Амуров, могут побороться три здания. На третьем месте – доходный дом купца Самсона Липавского по ул. Михаила Грушевского (бывшая К. Либкнехта), 6, построенный в 1896 г. Внушительное для тогдашнего города четырехэтажное здание владелец решил снабдить соответствующим «звучным» декором. По центру фасада красуется надпись «Самсон», увековечивающая имя владельца. Наверху изображена и дата строительства. А над окнами третьего этажа, в полукруглых фронтонах красуются целых 16 Амуров. Здесь они изображены в виде улыбающегося обнаженного мальчика, стоящего с поднятыми руками, посреди растительных гирлянд.
И все-таки больше всего Амуров «живет» на фасаде другого здания. Это двухэтажный доходный дом 1890-х годов на углу улиц Сечевых стрельцов (бывшая Артема) и Святослава Храброго (Чкалова), в 1998 реконструированный с надстройкой в деловой центр «Цитадель-1». Здесь Амуры располагаются над окнами второго этажа. Обращает на себя внимание, что Амуры на этом здании практически идентичны Амурам на доме Самсона Липавского. Возможно, эти дома проектировал один архитектор. Здесь Амуров целых 22 (!). Из них 9 на фасаде по ул. Чкалова и 13 на фасаде по ул. Сечевых стрельцов (Артема).
Ну а второе место занимает здание по соседству (ул. Сечевых стрельцов, 18), выполненное в формах стиля рококо. В роскошном декоре этого здания выделяются целых 18 Амуров. Здесь декоративные статуэтки мальчиков вообще уникальны – они поставлены как часть капителей колонн, обрамляющих окна второго этажа. Мальчики поддерживают миниатюрные капители ионического ордера.
«Амуры с вензелями» стали предметом эротического городского фольклора
Вторая разновидность «екатеринославских Амуров» - это парные фигуры Амуров, держащих картуши с вензелями или реже другие предметы, наподобие ваз. Именно такие Амуры более известны горожанам, а некоторые из них стали предметом своеобразных городских легенд.
Конечно, первое место в этой типологической группе занимают Амуры на арке въезда в особняк Пчелкиных (пл. Успенская – бывшая Д. Бедного, 5). Особняк построен в 1898 г. выдающимся архитектором Д.С. Скоробогатовым и известен благодаря уникальному декору на фасадах и интерьерах. Арку въезда украшают два массивных Амура, держащих картуш с вензелем в виде переплетенных букв «ДП». Буквы обозначают имя и фамилию владельца здания – купца Давида Пчелкина. Такой элемент декора был вполне типичен в архитектуре столетней давности. Однако буйная фантазия горожан уже в советское время истолковала эту вполне невинную архитектурную деталь в скабрезном духе. Мол, раз буквы «П» и «Д» – значит, «публичный дом». Сегодня эту легенду с радостью перепечатывают многие СМИ, особенно электронные.
Несколько пар Амуров, держащих вензель владельца, украшают и здание на ул. Южной, 2. Это особняк, построенный в 1890-х годах с элементами ренессанса. Над окнами второго этажа красуются улыбающиеся Амуры, держащие картуш с вензелем и древки с флагами. Первоначальные Амуры не уцелели, здание с конца 1980-х годах стояло в руинах, и было восстановлено только в конце 1990-х годов. Лепной декор, в том числе и Амуры, был выполнен заново.
Совсем рядом, на полквартала выше, нас встречают еще несколько пар Амуров на здании по ул. Шевченко, 39. Над окнами второго этажа помещены три пары улыбающихся крылатых Амуров, держащих замковый камень – декоративный элемент, увенчивающий окно.
Пожалуй, самая интересная композиция с Амурами находится на здании по ул.Староказацкой (бывшей Комсомольской), 55. Здесь два Амура с крыльями держат вазу, напоминающую жертвенник, внизу которой изображена женская голова. Композиция еще хорошо сохранилась, но покрыта трещинами, как и все здание – ценный памятник архитектуры 1880-х годов. Эти Амуры смотрятся очень экзотично в окружении современных информационных и рекламных постеров.
Злые и добрые Сатиры любили «селиться» под окнами домов
Второй самый распространенный элемент «мужского» декора Екатеринослава – это изображения Сатиров. Сатир – мифическое существо в античной мифологии, полумужчина-полукозел, который наделялся большой физической силой и был символом разнузданного сексуального влечения. Одним из распространенных сюжетов эпохи классицизма было изображение сатиров, бегающих в лесу за нимфами. В архитектуре Екатеринослава бегающих сатиров так ни разу не увековечили. Зато изображений голов сатиров можно встретить десятки.
Причем, как правило, головы сатиров на зданиях использовались вместе с другими элементами – женскими головами, львиными мордами и другими. Еще один момент – на зданиях Екатеринослава можно встретить как «злые» изображения Сатиров с характерной мимикой, так и «добрые», с характерной улыбкой.
Изображения голов сатиров, вплетенные в растительный орнамент, часто можно встретить в нижней части обрамлений оконных проемов. Например, это здания на ул. Короленко, 2-А (16 сатиров), Староказацкая (Комсомольская), 48 (10 сатиров), Шевченко, 39 (8 сатиров). Часто они настолько незаметны, что надо внимательно приглядеться.
Любили использовать изображения сатиров и в качестве завершений замковых камней – это декоративный элемент, обычно завершающий оконный или дверной проем, или располагающийся по сторонам этого проема. Такие головы сатиров можно встретить на доходных домах по ул. Олеся Гончара, 4 и по ул. Староказацкой (Комсомольской), 15. В последнем случае на одном здании можно видеть сразу два вида головы сатиров: один на уровне первого этажа и второй – над оконными проемами третьего этажа с широко открытым ртом. На доме по ул. Центральной, 14 улыбающиеся головы сатиров и вовсе заменяют замковый камень над окнами второго этажа.
Самые интересные, на мой взгляд, головы сатиров, расположены на двух зданиях – Уездная земская управа (также известна как вендиспансер) на углу улиц Сечевых стрельцов и Шевченко и по ул. Староказацкой, 55. На здании Управы три головы мохнатых сатиров с очень злым выражением лица, использованы в качестве капители в оформлении оконных проемов. На здании по ул. Староказацкой, 55 одна голова мохнатого сатира помещена над окном второго этажа.
Каменные ангелочки улыбаются с фасадов уже больше ста лет
Удивительно, но гораздо меньше в городской архитектуре Екатеринослава, чем Амуры и Сатиры, использовался такой элемент, как изображения ангелов. Хотя на нескольких домах все-таки сохранились изображения ангельских головок.
Эталоном здесь может служить здание на углу улиц Баррикадной и Шолом-Алейхема, декорированное в духе французского рококо. Кроме растительных гирлянд, и букетов цветов, обильно украшающих фасад, хорошо видны и головки ангелов над окнами второго этажа. Здесь «живут» 14 ангелочков, по семь на каждом фасаде. Здание доходного дома на углу улиц Короленко и Староказацкой украшают и женские головы, но на самом верху, притаились четыре головы ангелов. И, наконец, на доме по ул. Шевченко, 39, вместе с изображениями амуров и сатиров, есть шесть головок ангелов над окнами второго этажа.
Самые необычные мужские образы на домах – «Гномики», Тритон, Зевс и Прометей
Пожалуй, самый загадочный элемент «мужского» декора Екатеринослава находится на доходном доме 1890-х годов по ул. Олеся Гончара, 4. Горожане прозвали его «Дом с гномиками». Сам по себе дом необычайно интересен – здесь и женские головы, и грифоны… А между окнами первого этажа помещены две пары мужских фигур, которые отдаленно напоминают сказочных гномов. При этом скульптуры с характерными улыбками держат в руке предмет, напоминающий молоток. Уже больше ста лет остается загадкой смысловое назначение этих фигур на здании. Во-первых, они единственные в своем роде в городе. Во-вторых, отсутствие исторических источников дает буйную пищу для фантазий.
На фасаде Уездной Земской Управы 1880-х годов (угол Сечевых стрельцов и Шевченко) среди всего богатого декора этого здания можно разглядеть фигуру Тритона над балконом. Он изображен в виде упитанного мальчика с двумя рыбьими хвостами в нижней части.
Сохранились на домах Екатеринослава и головы бога Зевса – главного бога древнегреческой мифологии. Они украшают здание бывшей Губернской земской управы (Спуск Крутогорный – бывшая ул. Рогалева, 21), здание на ул. Глинки, 12 и дом с аптекой Прицкера на просп. Нигояна, 4. К сожалению, эти элементы в последнее время разрушаются – даже за последний год исчезла одна голова с аптеки Прицкера.
Одинокая голова средневекового рыцаря с усами заметна среди обильного декора здания по ул. Староказацкой (Комсомольской), 15. Она помещена над въездной аркой первого этажа. Если учесть, что рядом размещаются головы сатиров, композиция выглядит особенно экзотично.
Самые интересные полноростовые мужские фигуры находятся на доме по ул. Глинки, 12. Двухэтажное здание построено в 1899 г. и уверенно входит в пятерку лучших по количеству и качеству декору зданий Екатеринослава. В полукруглом фронтоне по центру главного фасада помещены две фигуры – мужская и женская, которые держат картуш с датой «1899». По бокам располагаются еще два фронтона, в каждом по две фигуры. В одном из них – две женских. Во втором фронтоне – фигура обнаженного мужчины с факелом в руках, напоминающего Прометея и обнаженного мальчика, напоминающего Амура. Смысловое назначение всех этих фигур, если оно вообще имело место, также остается загадкой и по сей день.
Каменный Бетховен и Муза – музыкальный привет из старого Екатеринослава
Здание по ул. Воскресенской (бывшая Ленина), 10 украшает уникальная композиция – переплетение мужского и женского. Статуя безрукой Музы стоит на уровне второго этажа. А над ней помещен барельеф с изображением Людвига ван Бетховена. Здесь как раз понятен смысл – здание, построенное в 1890-х годах как особняк Бродского, в дальнейшем было известно как Общественное собрание – один из городских клубов, где проводились музыкальные вечера и концерты. Декоративные элементы фасада служили и украшением, и своеобразной рекламой назначения здания.
Статуя Музы и барельеф каким-то чудом сохранились до наших дней. Но сегодня они не встречают к себе бережного отношения. Три года назад прямо возле барельефа великого композитора была установлен кондиционер, а вытяжной шнур установили прямо… перед носом у Бетховена.
Каменные рабочие – осколок советской эпохи
Советская архитектура также приветствовала наличие «мужских образов» в архитектуре. Но, в соответствии с социальной спецификой, на зданиях размещались преимущественно фигуры рабочих. В нашем городе есть два вида фигур рабочих на зданиях: кроме обычных изображений рабочих-металлургов, есть еще изображения студентов, но тоже с намеком на рабочие профессии.
На здании Центрального универмага (1938 г., архитектор А.Л. Красносельский), размещены по две мужских и женских фигуры. Фигуры рабочих находятся на завершении главного фасада по проспекту Яворницкого (бывший К. Маркса). Аналогичную картину можно наблюдать и на знаменитой «сталинке» архитектора О.Б. Петрова по просп. Яворницкого, 55. Здесь две женских фигуры с ребенком и рогом изобилия и две фигуры рабочего с кайлом. Одна из этих фигур уже четырнадцать лет, с 2002 г. стоит без головы – символ незавершенной реконструкции этого здания.
Ну а фигуры студента и студентки украшают здание общежития по просп. Гагарина, 33. И на здании ДК машиностроителей (ул. Рабочая) находится скульптурная группа скульптора И. Знобы: студент со студенткой с изображением лиры. Студент правой рукой указывает девушке путь на Южный машиностроительный завод.
Как видим, «мужские образы» в архитектурном декоре отражают ментальность, символы и ценности исторических эпох в жизни нашего города: от гламурных Амуров и Сатиров в эпоху торжества буржуазного Екатеринослава до рабочих и студентов в советском Днепропетровске. В новую, рыночную эпоху здания нечасто декорируют скульптурными изображениями. На здании бизнес-центра «Цитадель-2» (угол ул. Артема и Чкалова) в 1998 г. установили фигуру мужчины на коне, задрапированного тканью. Появление этой композиции вызвало различные кривотолки. Однако никакой серьезной смысловой подоплеки данная скульптура не несет – это один из символов постмодерна в архитектуре. Посмотрим дальше, какие новые мужские образы появятся в архитектуре нашего города в XXI веке», - завершает свой рассказ Максим Кавун.
Фото автора и из архива Максима Кавуна.
Текст: Владимир Городченко
Текст и все фото на сайте http://gorod.dp.ua/news/114759
Про те, як швидко переоформити авто і замінити водійське посвідчення, розповіли експерти регіонального сервісного центру МВС в Дніпропетровській області. В кінці минулого року звичні МРЕВ припинили своє існування. Замість них з'явилися регіональні і територіальні сервісні центри. Зараз саме вони видають і проводять заміну водійських посвідчень, а також реєструють авто. Про те, як швидко це відбувається і скільки коштує, в прес - клубі ДОО НСЖУ розповів заступник директора регіонального сервісного центру МВС в області Юрій Підопригора та провідний спеціаліст сектора кадрового забезпечення та зв'язків з громадськістю регіонального сервісного центру МВС в області Микола Іваненко.
В області налічується 7 територіальних сервісних центрів. Два з них знаходяться в Дніпропетровську, інші - в Кривому Розі, Нікополі, Новомосковську, Павлограді та Дніпродзержинську.
«Ми надаємо послуги з реєстрації транспортного засобу, а також обміну і видачі водійських посвідчень, свідоцтв про підготовку водіїв для перевезення небезпечних вантажів і т.п.», - зазначив заступник директора регіонального сервісного центру МВС в області Юрій Підопригора.
Наприкінці минулого року Кабінет Міністрів прийняв постанову, згідно з якою спрощено процедуру заміни водійського посвідчення в разі його втрати. Раніше після подачі відповідної заяви водій отримував тимчасовий талон з терміном дії на 5 днів, після його закінчення видавалися нові права. Тепер автовласник відразу отримує дублікат. Для заміни посвідчення водія в сервісний центр потрібно надати старі права, копії ідентифікаційного коду та паспорта, а також медичну довідку. Фотографія на документи робиться в самому терцентрі.
За словами Юрія Підопригори, ті, хто отримує права вперше, повинні надати сертифікат про проходження навчання, медичну довідку, копії паспорта та коду. Для того, щоб отримати права або переоформити автомобіль, можна звернутися в будь-який територіальний сервісний центр, незалежно від місця прописки. Новачкові водійське посвідчення обійдеться в 226 грн. (200 грн. за бланк і 26 - за два іспити: на знання правил дорожнього руху і вміння водити). Для тих, хто права змінює, ця сума становить 200 грн. (вартість самого бланка).
Перед тим, як оформити автомобіль, фахівці радять провести його експертизу. У сервісному центрі машину перевіряють не тільки документально, по різних базах даних, на предмет того, чи значиться за транспортним засобом обмеження або заборони на продаж. Фахівці також перевіряють номери двигуна і кузова. Вартість такої експертизи становить 200 грн.
За словами Юрія Підопригори, за два місяці цього року в області було виявлено 11 авто, на які було накладено обмеження. Виявлено три факти зміни ідентифікаційних номерів кузова транспортних засобів і стільки ж фактів внесення змін до реєстраційних документів.
«У нас є свій сайт - www.rsc.dp.ua . Там можна переконатися в наявності спецпродукції, тобто, побачити, скільки номерних знаків, свідоцтв про реєстрацію, тощо є в кожному з територіальних сервісних центрів. Також на порталі можна прочитати про нашу структуру, побачити графік прийому громадян, знайти адреси всіх територіальних центрів області», - зазначив провідний спеціаліст сектору кадрового забезпечення та зв'язків з громадськістю регіонального сервісного центру МВС в області Микола Іваненко.
Адвокат украинской летчицы Надежды Савченко Илья Новиков надел на суд по делу украинской летчицы бабочку в цветах флага УПА и браслет цвета украинского флага, вызвав этим мощный резонанс в соцсетях, сообщает
http://apostrophe.com.ua/news/society/2016-03-03/ukrainskiy-braslet-i-banderovskaya-babochka-advokata-savchenko-vzorvali-seti/51412
"Выступление адвоката Савченко Ильи Новикова в российском суде", - написали в Twitter "Громадське ТВ" и опубликовали фотографии адвоката украинской летчицы.
"Привет от адвоката Надежды Савченко - Ильи Новикова", - написал "Укринформ".
Говорить и писать о близком человеке, тем более об отце, всегда очень трудно и ответственно. Чтобы быть как можно более объективной, постараюсь ссылаться в своем небольшом очерке на газетные и журнальные публикации и на литературно-публицистические статьи, написанные в разное время, разными людьми и касающиеся жизни и деятельности Василия Владимировича Святухина.
Итак, начну с самого начала. Василий Владимирович Святухин родился 10-го сентября 1910 года в Москве. Его отец, Владимир Михайлович Святухин, был медиком, хирургом. В 1922 году он был избран профессором факультета хирургической клиники Нижегородского университета, в 1932-м – избран на ту же должность в Краснодаре. В 1938 году, переехав в Москву и не оставляя практической хирургии, В.М.Святухин читал курс лекций в Первом Московском медицинском институте. В последние годы жизни он вел большую консультативную, литературную и редакторскую работу. Мать, Варвара Васильевна Святухина, в дореволюционные времена преподавала французский язык в одной из московских гимназий. Когда появилась семья, она занималась воспитанием и обучением своих детей и, разумеется, была занята нескончаемыми домашними делами.
Детство Василия Владимировича совпало по времени с очень тяжелыми, грозными временами для нашей Родины. Первая мировая война, революция, гражданская война, голод, разруха…
«В первую мировую войну Владимир Михайлович Святухин работал в московских госпиталях. Во время гражданской войны инспектировал медицинские учреждения Красной Армии и одновременно работал хирургом…» (журнал «Хирургия», №8, Медицина – Москва, 1964 г.)
В силу складывавшихся обстоятельств семье приходилось часто менять местожительство: Архангельск, Нижний Новгород, Краснодар… В 1938 году семья окончательно переехала в Москву.
В период проживания семьи в Нижнем Новгороде, Василий Владимирович Святухин, после окончания в 1928 году школы, поступает на химический факультет Нижегородского государственного университета. «Уже на школьной скамье Василий обнаружил влечение к технике. По воспоминаниям сверстников, он поражал своей осведомленностью и начитанностью в разных отраслях знаний. Многие черты его характера – отзывчивость, доброжелательность, чуткость, благожелательное отношение к людям, скромность – сложились, безусловно, в атмосфере семьи… После окончания школы у Василия Владимировича не было сомнения в выборе профессии… В то время советская химическая промышленность только начинала развиваться. Это ощущалось и в системе обучения студентов… Пытливого юношу такая система не во всем удовлетворяла. Он с жаром изучал литературу и часто пускался в споры с преподавателями, из которых неоднократно выходил победителем…» (Э.А.Руббах «Инженер Василий Святухин», Записки краеведов, Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1983 год.)
Преддипломную практику Василий Владимирович проходил в Московском ГИПРОХИМе. Перед ним стоял выбор: работа в институте или на производстве. При огромном трудолюбии и обширном кругозоре он говорил, что ему жалко тратить время на писание бумаг, диссертаций и т.д. Он считал, что надо делать реальные дела, а придать им наукоподобие и выдумать формулу можно потом. Именно поэтому он безоговорочно выбирает производство и в 1932 году поступает на Чернореченский химзавод (г.Дзержинск, Горьковская обл.). В эти годы начиналось интенсивное развитие предприятия. За время первой и второй пятилеток были построены и введены в эксплуатацию цеха азотной, термической, хлорной и фосфорной групп. Василий Владимирович появился на заводе, когда шло освоение производства азотных удобрений, продолжалось строительство новых цехов. Именно тогда, в Горьковском Черноречье, закладывались и получили начало новые для нашей страны отрасли химии.
Свою деятельность на заводе Василий Владимирович начал с центральной заводской лаборатории и связанном с ней отделе опытных установок. «Здесь шла отработка режима вновь пущенных цехов, разрабатывались новые технологии фосфатных солей, цианистых соединений, азотных удобрений. Создавались конструкции новых машин и аппаратов. Творческая атмосфера в коллективе способствовала раскрытию таланта молодого технолога и конструктора. Именно здесь Василий Владимирович сложился в зрелого инженера» (Э.А.Руббах).
В 1933 году Василия Владимировича назначают заместителем начальника отдела опытных установок. Здесь ему приходилось участвовать в разработке многих тем. В частности, решалась проблема цианидов, широко применяемых в машиностроении, медицине, гидрометаллургии, в сельском хозяйстве. Данные этих разработок были использованы для получения продукта – цианистого плава – на Чернореченском и Кироваканском заводах.
Проблема синтеза мочевины (карбамида) возникла в нашей стране в 20-30-х годах прошлого столетия. Вклад в изучение этой проблемы вносили многие, но в промышленном масштабе получить карбамид впервые в нашей стране удалось в цехе Чернореченского химзавода. В 1938 году Василия Владимировича Святухина назначают начальником опытного цеха мочевины. Много дней и бессонных ночей провел Василий Владимирович над разрешением проблемы синтеза мочевины.
«Рассматривая творческую деятельность Василия Владимировича Святухина в 30-х годах, поражаешься, как он успевал заниматься столькими темами из разных отраслей химической технологии, как он находил время перерабатывать груду материалов и литературных источников, проектировать и часто своими руками управлять установками, умело втягивая в создание новой техники людей, которые становились ему преданными помощниками и друзьями на всю жизнь!» (Э.А.Руббах).
Над освоением технологии синтеза мочевины Василий Владимирович Святухин работал 11 лет.
За создание промышленной технологии производства карбамида Василию Владимировичу Святухину в 1946 году была присуждена Государственная премия СССР.
В 1944 году Святухина призывают в армию. На фронте В.В.Святухин был командиром отдельного инженерного полка особого назначения. Приходилось ездить по всем фронтам. В Москве на Лубянке ему был выдан спецпропуск с личной подписью Л.П.Берии. Впоследствии этот документ не раз спасал ему жизнь.
Вскоре после Победы Василий Владимирович Святухин возвращается на Чернореченский химзавод. Его назначают начальником цеха синтетических корундов.
«Когда в стране построили второй часовой завод и несколько заводов точного приборостроения, потребность в синтетических корундах резко возросла. Чтобы разрешить эту проблему, необходимо было создать в стране производство синтетического корунда в промышленных масштабах. «Целесообразнее всего было сделать это на химическом заводе, располагающем всеми необходимыми ресурсами, где имелись и материальные возможности и талантливые химики, и с давних пор существовала хорошая традиция подхватывать все новое…
Да, в цехе синтетических корундов были свои особые трудности. С ними тотчас же столкнулся новый начальник цеха. Но он не растерялся, потому что главным свойством его характера был непрестанный поиск нового и упорное преодоление старого, отжившего. Он доказал это, впервые разработав технологию получения синтетического карбамида и наладив его производство. Нет, не зря он носил медаль лауреата!» (М.Лисин «Чернореченский химический», 1965 г. Волго-Вятское книжное издательство).
Для отработки технологии получения корундов Василием Владимировичем Святухиным были созданы химическая и физическая лаборатории цеха, где изучались свойства корунда, велись работы по введению нового способа роста кристаллов. Все это позволило значительно совершенствовать технологический процесс производства корундов. За достигнутые успехи в осуществлении нового способа получения синтетических корундов В.В.Святухин второй раз удостаивается звания лауреата Государственной премии СССР.
В коллективе цеха корунда Василий Владимирович проработал до 1952 года.
В начале 50-х годов Святухину предложили организовать и возглавить филиал Московского Государственного института азотной промышленности в городе Днепродзержинске. Он был организатором и первым директором, а позднее – главным инженером Днепродзержинского филиала ГИАП.
Для справки: УкрГИАП начал свою деятельность в 1952 году как комплексный отдел ГИАП на базе Днепродзержинского азотнотукового завода. В 1956 году он был преобразован в филиал московского ГИАПа. Институт был генеральным проектировщиком как Днепродзержинского, так и Горловского, Череповецкого азотнотуковых заводов, Одесского припортового завода; проектировал различные производства для Московского коксогазового завода, Кирово-Чепецкого, Новолипецкого, Раздольского, Тольяттинского, Черкасского, Ионавского заводов и многих других предприятий Украины и бывшего Союза. Построенные по проектам УкрГИАП производства работают на территории всего СНГ.
Василий Владимирович Святухин отдал достойному служению своему «детищу» более 20-ти лет.
Работа по организации филиала давалась с большими трудностями. Самым больным вопросом была нехватка квалифицированных кадров, и Святухин разрывался на части, работая буквально день и ночь. Постепенно все трудности были преодолены, и все вставало на свои места. Кадры приобретали опыт, были построены новые здания проектной и научной части, образовалась обширная научная и проектно-производственная тематика.
«За четверть века работы в филиале через руки Святухина прошло много проектов, и в каждом из них есть частица его ума и сердца» (Э.А.Руббах).
Вот темы, которыми непосредственно занимался В.В.Святухин: «Медицинская закись азота»; «Корунд на Кироваканском химзаводе»; «Контактная очистка нитрозных газов»; «Аппарат разделения коксового газа Кр-32»; «Колонна синтеза аммиака с использованием тепла реакции»; «Цех получения этилбензола»; «Установка центробежного циркулярного компрессора в системе синтез аммиака»; «Производство аммиака на основе газа»; «Система обеспечения человека на глубине 1000 метров под водой»; «Топливо для орбитального комплекса «Буран»» и др.
И, разумеется, под его руководством была разработана прогрессивная схема получения азотной кислоты по схеме «7,3» и разработка и внедрение установки каталитической очистки хвостовых газов от окисла азота: «Венцом инженерного творчества Василия Владимировича Святухина в Днепродзержинске остается создание технологии производства азотной кислоты под давлением 7,3 атмосферы по энерготехнологической схеме» (Э.А.Руббах).
Святухин лично участвовал в пуске агрегата по производству азотной кислоты на Днепродзержинском азотно-туковом заводе. «В дальнейшем было построено 120 таких агрегатов в различных республиках бывшего СССР и за рубежом. Государство вышло на первое место в мире по производству азотной кислоты в абсолютной величине, благодаря чему сельское хозяйство получило миллионы тонн минеральных удобрений. Таким образом, Василий Святухин сделал колоссальный вклад в решение двух государственных программ – по развитию сельского хозяйства и продовольственной» (Ирина Кондратьева, корреспондент газеты «2000», 01.06.2007).
За эту работу Василий Владимирович Святухин получил в 1969 году третью Государственную премию СССР.
Подводя итоги своей деятельности, Василий Владимирович говорил: «Не знаю, что мне удалось в науке, но то, что удалось в промышленности немало – мочевина (синтез и аппаратура); корунд (технология); азотная кислота (создание новой схемы); около сорока промышленных установок… Да и множество мелких производств».
«В работу по созданию промышленных аппаратов, приборов, машин в те столь недалекие времена было втянуто много предприятий и институтов различного профиля. Питать их идеями и вести увязку – по плечу только инженеру высокого класса, каким и был Василий Владимирович Святухин. Над шлифовкой многих своих идей он работал будучи тяжелобольным, до конца своей жизни стремясь создать законченную концепцию… Выдающийся инженер-технолог, Василий Владимирович Святухин не гнался за славой, а добрый след на земле оставил в памяти и сердцах людей» (Э.А.Руббах).
«Главное – оставить след на земле, чтобы другим было легче шагать», – так записала со слов Василия Владимировича его внучка – Юлия Гайворонская в 1986 году.
Василий Владимирович Святухин умер 4-го апреля 1978 года.
Родные помнят его как человека общительного, эмоционального, мгновенно и остро реагирующего на все происходящее в нашей жизни. Это был человек доброжелательный, гостеприимный, абсолютно бескорыстный во всех отношениях, одинаково просто относящийся к людям «разного ранга». После работы он подолгу засиживался в своем домашнем кабинете и при свете настольной лампы погружался в свои научно-технические изыскания. В редкие часы досуга Василий Владимирович любил заниматься садоводством, огородничеством. Из Сухачевского питомника он привозил какие-то чудодейственные саженцы, которые очень быстро приносили замечательные плоды и ягоды. Вокруг дома его усилиями всегда благоухали пионы, флоксы, георгины.
В доме часто бывали гости – сослуживцы, командированные из разных городов, нередко приезжали родственники, частенько собиралась молодежь.
Василий Владимирович оживлялся, радовался, принимал гостей с распростертыми объятиями. Вся семья собиралась за большим обеденным столом, подавались экспромтом приготовленные блюда, начинались бесконечные разговоры, обмен мнениями, дискуссии на самые различные темы. Когда собиралась молодежь, иногда прямо за столом разыгрывались какие-то игры, импровизированные сценки, какие-то конкурсы, «подхватывались» телевизионные «КВН» или «Что? Где? Когда?». Конечно, центром этих застолий и игр неизменно оставался Василий Владимирович, то в качестве судьи, то в качестве требовательного зрителя и критика. К его мнению все очень серьезно прислушивались. Было весело, интересно, никому не хотелось расходиться. Алкогольных застолий в доме никогда не было.
Василий Владимирович всегда высказывался за полное и всеобщее разоружение, за разрешение любых международных конфликтов мирным путем, за отказ государств от ядерных испытаний и за отмену атомной угрозы, то есть за победу мира, разума и добра!
Человек не может охватить всего. Святухину Василию Владимировичу удалось охватить много.
«На здании Украинского государственного института азотной промышленности в Днепродзержинске 25-го мая 2007 года торжественно открыли мемориальную доску-барельеф в честь Василия Святухина. Так коллектив отдал должное основателю и первому руководителю института, трижды лауреату Госпремии СССР, выдающемуся ученому-химику, талантливому инженеру-конструктору, человеку высочайшей культуры»
(Ирина Кондратьева, корреспондент газеты «2000»,01.06.2007).
Д.Гайворонская
http://azot.dp.ua/?p=2521