Людмила Григорьевна Гайдученко стоит у истоков зарождения пауэрлифтинга в Каменском (Днепродзержинске).
В детстве Людмила даже не знала что есть такой вид спорта пауэрлифтинг. Девочка занималась и легкой атлетикой, и волейболом, и баскетболом, и борьбой дзюдо. Даже на художественную гимнастику ходила. "Но все это было на любительском уровне, - рассказывает Л.Гайдученко. - Потом занялась народной греблей (в шлюпке) и выполнила норматив мастера спорта СССР. Но зная досконально свои возможности поняла, что дальшего спортивного роста у меня не будет. Тем более, что выше звания мастера спорта СССР ничего не светит, так как международные соревнования по этому виду не проводятся. Вот как гребчиха я и поступала в Днепропетровский физкультурный институт.
А в 1990 г. на третьем курсе перепрофилировалась на пауэрлифтинг. С первых же занятий мне так понравился тренировочный процесс, что я поняла - это мое, это тот вид спорта в котором я смогу полностью себя проявить.
В следующем году году я поехала на чемпионат Украины, где стала чемпионкой. Затем был выезд на первый (и последний) чемпионат Союза. Выиграла и его. После окончания института меня пригласил днепродзержинский тренер Александр Дмитриевич Алексеенко работать в СК "Дзержинка". На тот момент мне были созданы все условия. Так я здесь и осталась. С 1991 по 1995 год выступала в составе сборной Украины. В свое время тренер настоял, чтобы я параллельно занималась пауэрлифтингом и тяжелой атлетикой.
В принципе, с моим появлением в Днепродзержинске и начал развиваться пауэрлифтинг. До меня правда был один спортсмен, мастер спорта международного класса Валерий Кравченко, который занимался этим видом спорта. Почти одновременно со мной начал выступать Юрий Иванович Калашник. В 1991 году он первым выехал на соревнования за рубеж. Затем поехала я. Чуть позже к нам присоединилась мастер спорта международного класса Мария Довгай.
Когда в 24 года я стала заниматься пауэрлифтингом и рассказала маме что это такое, она была шокирована. В ее понятии женщина может поднять не более 5-10 кг. Хотя я родилась в селе и была приучена к тяжелому физическому труду. Позже мама привыкла и стала понимать, что это моя работа, что я за это получала деньги и ей финансово помогала. И все-таки, когда я ехала на соревнования мама говорила: "Ти там не піднімай дуже важкого". А я ей никогда не признавалась сколько килограммов поднимала.Маме достаточно было видеть мои грамоты, медали, призы".
Курьезные моменты в жизни спортсменов случаются нередко. О смешных моментах, происходивших во время первой поездки за рубеж, Л.Гайдученко вспоминает с ностальгией.
1993 г. После победного возвращения с чемпионата Европы Л.Гайдученко и ее тренер А.Д.Алексеенко.
"Шел 1992 год, мы тогда поехали с тренером А.Алексеенко в Швецию, - рассказывает спортсменка. - Вообще это был такой экстравагантный человек. Прилетаем в аэропорт. Стоим ждем автобуса. У него было несколько советских десятикопеечных монет. Дмитриевич подходит к первому попавшемуся шведу и предлагает тому сделать обмен, говоря "ченч". Швед дает 10 крон. Тогда 10 копеек уже ничего не стоили, а 10 крон это были полтора доллара. Вот таким образом он насобирал около двухсот долларов. И все это произошло в течение получаса. Потом мы приезжаем в гостиницу, какую вообще никогда не видели. Для нас все было в диковинку. Двери в номер открываются карточкой, телевизор на пульте. У нас это только начиналось. Поселились. Через определенное время заходим в номер к Алексею Дмитриевичу. Стоит он перед телевизором и бьет его сверху кулаком. На наш вопрос чем он занимается, тренер ответил, что все хвалят заграницу, а я вот не могу никак настроить поломанный телевизор. И показывая пульт управления говорит: "И калькулятор какой-то у них интересный".
Текст: Виктор КУЛЕНКО.