Свое 70-летие празднует председатель Днепропетровской областной Федерации шашек Евгений Иосифович Урих.
- Вы из шашечной династии. И отец и ваш родной брат играли в шашки. А дед случайно не шашист?
- Мне трудно об этом говорить. Но я знаю, что привил любовь к шашкам моему отцу Иосифу Самойловичу 1913 года рождения его старший брат Михаил, который погиб во время Великой Отечественной войны. Отец был мастером спорта, неоднократным призером первенств Украины. Последнее призовое место (2-3) он поделил в чемпионате СССР по переписке по стоклеточным шашкам, когда ему было более 70 лет. Папа умер в 1996 году. Я впервые поехал на соревнования когда мне не было еще и 16 лет. В Черновцах в 1962 году проводилось первенство Украины среди юношей. Я к тому времени имел второй разряд, который получил в результате участия в конкурсах решения композиций в 100-клеточных шашках. Не имея большого опыта мне трудно было конкурировать и побеждать сильнейших шашистов Украины. Хотя в 1963 г. в чемпионате области мне удалось занять третье место. Тогда играли неоднократный призер первенств Украины Яков Брусиловский, первый в Днепропетровске в послевоенное время мастер спорта по шашкам, Иосиф Фрайфельд (играя в финале чемпионата СССР за "Локомотив" он получил это звание), кандидат в мастера спорта Анатолий Заиченко, а также Борис Сацывко и Дмитрий Бронс из Днепродзержинска и ряд ведущих шашистов республики. В следующем году в Днепропетровске проводился полуфинал первенства Советского Союза по международным шашкам. Состав был довольно внушительным - 94 участника. Меня со вторым разрядом нельзя было допускать к этим соревнованиям. Но получилось так, что не успевал на первый тур мастер спорта Оксанов из Казани. Недопустить его к соревнованиям посчитали неправильным, и решили добавить еще одного участника. Главный судья соревнований председатель федерации шашек Лев Александрович Чубаров из Москвы, спросил кого можно включить в турнир. Ему сказали, что есть такой шашист Урих, но у него лишь второй разряд. Подумав, Чубаров дал добро и меня включили в число участников турнира, где главным арбитром был действующий чемпион мира Иссер Иосифович Куперман. Первую встречу я провел против тогдашнего чемпиона России Евгения Лещева. Где-то к 18-му ходу я сделал продвижение, после которого пробил две шашки в дамки. Он должен был как-то закрыть эту брешь, или одной шашкой или второй. Куперман 40 минут думал, и остановил часы. Это была огромная сенсация турнира! В следующем туре меня посадили в самом центре. Конечно класс участников был такой, что я попроигрывал дальнейшие партии. И лишь несколько ничьих позволили мне выполнить нормативы кандидата в мастера.
- Маленький Женя был послушным мальчиком, или шалопаем, часто стоящим на коленях в углу?
- Обязательно наказывался. За непослушания на уроках, например. Но ремень нечасто применялся. В основном все заканчивалось внушением, объяснением. Большую роль сыграло то, что мама своего мизинчика не хотела давать в обиду и уговаривала отца, что лучше она сама со мной поговорит.
- А в какие игры вы играли во дворе?
- Главной игрой был футбол. В него мы играли не только во дворе. Маму всегда возмущало, когда мы гоняли мяч прямо в квартире. Двое проходных дверей становились воротами и мы с братом вдвоем могли часами финтить с мячом. И были разбитые вазы, оконные стекла, все было...
- За плохие оценки родители наказывали?
- Если б не сильно наказывали, то может быть я лучше учился (смеётся).
- А что вы больше всего запомнили в хрущевский период правления Советским Союзом?
- В год свержения Никиты Сергеевича Хрущева (1964) я работал токарем на металло-механическом заводе. Тогда был страшный неурожай зерновых. В связи с тем, что нехватало пшеницы и ржи, стали делать формовочный гороховый хлеб. Благодаря этим кирпичикам такой хлеб не спекался. Как раз у нас был большой заказ на изготовление этих формочек. Когда президенту США сказали, что Хрущов оставил Россию без хлеба, он сказал, что для этого надо быть гением.
- Что вы купили на свою первую получку?
- Зарплата ученика токаря была не очень большой. У нас в семье тогда было не очень хорошее финансовое положение и я все деньги принес и отдал маме.
- Как сложилась ваша дальнейшая жизнь?
- Я продолжал работать токарем, а последние полгода перед поступлением в институт, ходил в шахматный клуб, что на ул.Дзержинского, 27. Потом закончил Днепропетровский инженеро-строительный институт. Работал сначала механиком в тресте "Днепрстальконструкция". Меня очень привлекали монтажные работы. И на больших заводах, таких как Дзержинка, Петровка, ДПО "Азот", Баглейский коксохим, Никопольский ферросплавный и др. я участвовал в строительстве. К 1988 году у нас образовалось СМУ № 110, и я работал начальником монтажного участка. Тогда же с группой товарищей организовали кооператив "Стройдеталь", взяв в аренду разработку Волосского гранитного карьера, который добывал строительный щебень. Постепенно набирая опыт, в нас поверили и мы выполняли работы территориального управления материально-технического снабжения (к ним относились "Металлобаза", "Днепрохимснаб", "Днепролесбум", "Днепроспецснаб"). Потом мы стали работать на заводе Петровского по трем направлениям: управление главного механика, главного энергетика и нового строительства. Позже завод перешел в такие руки, что там работать дальше стало невозможно. Суммы задолженности были колоссальными. Работали мы с нашими заказчиками как "Горэлектросеть", "Днепротеплосеть", "Водоканал". Тогда практиковали такую вещь, когда заканчивали какой-то объект, мы вручали символический ключ. Специально отливали такие ключи. Так вот, в "Горэлектросети" мы подарили 6 таких ключей.
- Как произошла первая встреча с будущей женой?
- С Ириной познакомился как и все мои друзья, в молодежной компании. А поженились 25 апреля 1970 года. До этого мы встречались три года. Могли и раньше это сделать, но моя мама сильно болела и нам не до этого было. Все откладывали. А когда она умерла, еще год ждали. В 1971 году родилась Кира, через 4 года Александр. Сейчас у них свои семьи.
- Как часто вы выезжаете за рубеж?
- Ну, раньше выехать за границу было проблемой. Впервые в начале 90-х я ездил в Германию на Лейпцигскую ярмарку, затем по обмену опытом в Ливан, а в 1996 году побывал в Израиле. Вот когда ехал на Землю Обетованную, то боялся, что власти увидят, что я побывал перед этим у арабов и не впустят меня в страну. Ну ничего, впустили. По программе ТАСИС на неделю ездил в командировку в Париж. Впервые по спортивной линии ездил в Китай в 2008 году на первые Всемирные Интеллектуальные игры.
- Кого из своих учеников вы можете назвать самыми титулованными?
- Это несомненно бывший чемпион и призер первенств Советского Союза Валерий Гребенкин.
- Вы часто цитируете различных поэтов. Кто из них самый любимый?
- У меня всегда был любимым поэтом Евгений Евтушенко. Но очень люблю и Вознесенского, и Ахмадуллину, и Окуджаву. У меня дома очень большая библиотека.
- Кроме шашек вам нравятся еще какие-нибудь виды спорта?
- В свое время очень нравился хоккей с шайбой. Советская школа футбола практически очень мало блистала своими результатами. А вот хоккейная школа прославилась на весь мир. Очень запомнилась "рубка" с канадцами и чехами. Вот это было настоящее зрелище.
- Какие у вас кулинарные пристрастия?
- Они у меня на уровне, чтоб не умереть с голоду. Могу начистить картошку, нарезать и пожарить.
- Вы можете похвастаться своими шашечными трудами? Сколько их у вас?
- Увы, к сожалению, или может быть к радости, но их у меня нет. Я считаю, что печатные работы по теории шашек утратили свою актуальность в век компьютеризации. Существует масса программ, которые заложены в этих умных машинах. И незачем переводить на них бумагу. Зато есть много воспоминаний, которые я думаю когда-то войдут в мои мемуары.
ДОСЬЕ
Урих Евгений Иосифович.
Родился 9 июля 1947 г. в Днепропетровске.
Арбитр международной категории (2005 г.).
Президент областной Днепропетровской шашечной федерации и вице-президент Федерации шашек Украины.
С Е.И.Урихом беседовал Виктор КУЛЕНКО.