Прошлым летом журнал Forbes приветствовал в своем списке миллиардеров одного из наиболее успешных спортсменов в истории – Майкла Джордана. Удача сопутствовала Его Воздушеству на паркете, а теперь не покидает его и в бизнесе.
После того как клуб НБА "Милуоки", считающийся наименее привлекательным активом в лиге, был продан за 550 миллионов долларов, принадлежащий Джордану "Шарлотт" был удостоен виртуального ценника в 650 миллионов!
Таким образом, состояние Джордана, который ежегодно получает от спортивного бренда, названного в свою честь, почти 100 миллионов, перевалило за миллиард!
Может ли кто-то из спортсменов догнать баскетбольную легенду? Неплохие шансы имеются у его коллег по цеху. Конкуренцию Джордану-богачу могут составить те, кто метил в преемники Джордана-баскетболиста, - Коби Брайант и Леброн Джеймс.
В недавно опубликованном рейтинге наиболее состоятельных действующих игроков НБА Брайант и Джеймс занимают две верхние строчки. Общая стоимость активов 36-летней звезды "Лейкерс", для которой нынешний сезон ограничился 35 матчами из-за травмы, оценивается в 290 миллионов.
Лидер "Кавальерс", вместе со своим клубом продолжающий борьбу за титул, отстает всего на 10 миллионов. При этом Король Джеймс в свои 30 лет делит с Кармело Энтони, замыкающим список, статус самого молодого члена элитной десятки богачей.
Впрочем, Брайанту, скорее всего, уготована роль всего лишь очередной "ступеньки" на пути Джеймса к вершине. И это несмотря на то, что начиная с осени 2009 года именно Коби является обладателем самого увесистого контракта в НБА. Зато вне площадки Леброн уверенно опережает своего главного конкурента. Основной рекламный доход Король и Черная Мамба получают из одного источника. Оба могут похвастать именной линейкой спортивной одежды одного и того же бренда. И уже сейчас Джеймс генерирует максимальный доход для этой компании среди всех спортсменов, естественно, включая Брайанта.
Реклама кроссовок и другой экипировки ежегодно приносит Леброну примерно 30 миллионов, а его общий заработок от контрактов со спонсорами составил в прошлом году 42 миллиона (против 34 миллионов у Коби). С 2003 года Джеймс заработал астрономические 326 миллионов! Так что выставленный им недавно на продажу 17-миллионный особняк в Майами – не индикатор бедствия, а признак финансового благоразумия.
При этом в денежных вопросах Джеймс не стесняется консультироваться у более квалифицированных специалистов. Не так давно он публично обратился за советом к другому "монарху" – королю инвестиций Уоррену Баффету. Один из главных толстосумов на планете дал баскетболисту простой, но действенный совет: вкладывать деньги в американский бизнес среднего масштаба. Многократно преумножить свое состояние за короткий срок это не поможет, зато в перспективе именно такие активы сулят наибольшую стабильность.
Сомневаться в том, что Леброн не будет пускать деньги на ветер, не приходится. Уже сейчас его окружает армия имиджмейкеров и финансовых советников, благодаря которым он и продолжает наращивать свое долларовое могущество. И мысль о том, что по окончании баскетбольной карьеры Джеймс начнет спускать накопления, автоматически отметается как ложная.
Что-что, а пойти по стопам Аллена Айверсона, Ламара Одома или Антуана Уокера Королю точно не грозит. Эта небезызвестная в недавнем прошлом троица суммарно заработала в НБА более 375 миллионов. Тем не менее и MVP-2001 Айверсон, и Одом с Уокером, становившиеся чемпионами лиги, нынче вынуждены жить в долг. Вот чем заканчиваются попытки баскетболистов самостоятельно следить за своим кошельком. Заработанная собственным потом наличность перетекает на счета игорных домов и казино, бывшие жены превращаются в зажиточных мещанок, а экс-спортсмены становятся героями нелицеприятных заметок в желтой прессе.
Впрочем, в нынешней десятке баскетболистов-богачей такое не грозит никому. Один тот факт, что они сколотили состояние стоимостью более 100 миллионов, свидетельствует об определенной хозяйственности и трезвости ума. Впрочем, тут не обошлось и без активной работы над собственным образом. Иначе в списке мог бы оказаться и наш Андрей Кириленко, заработавший в ходе заокеанской карьеры 104,4 миллиона. У него, как и положено обладателям 8-значного контракта и участникам Матча звезд, даже заключен персональный контракт со спортивным брендом, правда, точные условия этого договора неизвестны. Ясно одно: в плане рекламного заработка россиянину до американцев далеко. Своим соотечественникам в США доверяют больше, чем "гастарбайтерам", поэтому их рекламные услуги стоят дороже.
Единственный представитель нашей страны, который может помериться размером спонсорской помощи с иностранными коллегами, тоже является мастером сетки и мяча, только там в дело замешана еще и ракетка. Конечно, речь о Марии Шараповой, которая зарабатывает на рекламе почти в 10 раз больше, чем на теннисе. В 2014 году цифры выглядели так: 22 против 2,4. Миллионов, разумеется. Таким образом, Шарапова стала финансовой чемпионкой женского мира спорта, обогнав даже Серену Уильямс.
Поддержит ли ее почин кто-то из нынешних представителей России в НБА? Само собой, достичь того же масштаба фактически невозможно, все-таки узнаваемости Шараповой хватит на Тимофея Мозгова, Сергея Карасева и Алексея Шведа вместе взятых. Тем не менее для наших баскетболистов потеряно далеко не все.
Центровой "Кливленда" уже успел стать звездой рекламы местного ресторана. Пусть качество исполнения данного конкретного видеоролика вызывает вопросы, потенциал у Мозгова есть. Особенно в свете реальной возможности примерить летом перстень чемпиона НБА.
Не стоит ставить крест и на Шведе. До травмы ребра он здорово смотрелся в составе "Никс", успев полюбиться местной публике. Если клуб решит продлить отношения с защитником, у Шведа появятся все шансы стать лицом какой-нибудь компании. Недаром же Нью-Йорк считается главной рекламнной площадкой США.
Тимур Рустамов
Коби Брайант и Леброн Джеймс. Фото REUTERS
http://www.sport-express.ua/basketball/nba/news/288873-samye-bogatye-igroki-v-nba.html
http://www.sport-express.ua