Украинцы сталкиваются с увольнениями, невыплатами зарплат и преследованиями со стороны россиян Эксперты прогнзируют, что многие проживающие в России украинцы будут возвращаться домой, сообщает http://www.lentainform.com/pnews/3804587/i/8031/pp/4/1/?h=gnuCy2rba15
Россия отменила временный льготный режим для граждан Украины. С 1 ноября украинцы, проживающие в РФ больше 90 дней без разрешительных документов, в течение месяца должны обратиться в миграционную службу для их получения и определения статуса пребывания. С 1 декабря к нарушителям будут применяться административные меры, в том числе — запрет на въезд в Россию, сообщили в украинском МИДе. Льготный режим был введен с начала 2015 года из-за роста количества переселенцев из восточных областей нашей страны. Для этой категории граждан сделали исключение — беженцы могут по-прежнему проживать в России без разрешительных документов. Тем не менее, эксперты прогнозируют, что украинцы будут возвращаться на родину. Причина — "интерес" со стороны ФСБ и усилившаяся после начала войны неприязнь многих граждан России по отношению к украинцам.
Новые правила, которые вступят в действие с 1 ноября, создадут бюрократические проблемы для украинцев, проживающих в России законно. Однако нелегалам придется сложнее всего. Даже до введения льготного режима, украинцы, не имеющие разрешительных документов, могли просто выезжать из России, а затем сразу возвращаться обратно на те же три месяца. "Теперь нужно будет делать перерыв в три месяца между каждым выездом и заездом", — отмечает правозащитник Эдуард Багиров. По его мнению, такие меры были введены Кремлем для того, чтобы усилить экономическое давление на Украину — часть "заробитчан", вынужденно вернувшихся из России, пополнят ряды безработных, которым нужно будет выплачивать социальную помощь.
В том, что многие проживающие в России украинцы и без того будут возвращаться домой, уверен глава Украинского всемирного координационного совета (УВКС) Михаил Ратушный. Подталкивать их к этому будет не только ужесточение миграционного законодательства, но и растущая неприязнь со стороны россиян. "Эта тенденция уже сейчас очень заметна. Если раньше на первом месте по ненависти были выходцы из Кавказа, то после аннексии Крыма и начала вооруженного конфликта на Востоке — украинцы", — комментирует глава УВКС.
Отношение ухудшилось не только к "заробитчанам"-нелегалам, но и к мигрантам, проживающим на территории РФ законно. С украинцами могут не рассчитаться за выполненную работу, забрать паспорт или выгнать из арендуемой квартиры. Такие эпизоды происходили и раньше, но в последнее время их стало намного больше, отмечает Михаил Ратушный. По данным ФМС России, на территории РФ проживают 2 млн 642 тыс. украинцев, включая вынужденных переселенцев. По мнению главы УВКС, эти цифры сильно завышены, потому что в последние полтора года многие украинские мигранты уже вернулись на родину.
История одного переезда
Украинка Наталья уехала в Москву более десяти лет назад в поисках лучшей жизни: в родной Сумской области выпускнице филологического факультета было сложно найти перспективную работу. Непросто было получить работу и в Москве, но Наталье удалось устроиться менеджером в одну из туристических фирм. До недавнего времени женщина ни разу не пожалела о своем решении уехать. Все изменилось после аннексии Крыма. Наталья постоянно слышит негативные комментарии насчет происходящих в Украине событий. Большинство россиян непогрешимо уверены в своей правоте. Они горды за родину, за Путина, и не готовы услышать другое мнение, утверждает мигрантка. "Если в разговоре я пытаюсь доказать свою точку зрения, меня просят заткнуться или убираться из страны", — делится она.
Даже если оскорбления не личного характера, психологически очень сложно находиться в агрессивной среде. "Когда узнают, что я украинка, могут сказать что-то в духе "ваши фашисты опять что-то там творят", — приводит пример Наталья. Иногда она сталкивается с неоднозначной реакцией на украинскую речь. "Мы с друзьями договорились разговаривать между собой на украинском языке. В общественных местах иногда замечаем косые взгляды. Таджикская речь, к примеру, воспринимается нормально", — отмечает женщина.
По словам Натальи, мигранты, которые не скрывают проукраинских взглядов, постоянно "ходят по краю". Они все время находятся начеку, готовы к непредсказуемой реакции со стороны патриотически настроенных россиян или работников правоохранительных органов. Часть проживающих в России украинцев, наоборот, не афишируют свое происхождение, опасаясь потерять свое положение. "Бывают совсем странные ситуации — во время пророссийских митингов самыми буйными оказываются украинцы во втором поколении или переселенцы из Крыма", — разводит руками собеседница. Наталья соглашается с тем, что многие украинцы покинули Россию за последние полтора года. Некоторые хотят это сделать, но опасаются, что, прожив многие годы в другой стране и не имея знакомств в Украине, они не смогут найти работу.
Под "колпаком" ФСБ
Украинская община в России предпочитает лишний раз не привлекать к себе внимание. "Думаю, из-за страха. Но мероприятия в Национальном культурном центре Украины в Москве все же проходят: культурные выставки, творческие вечера, спектакли, классические концерты", — рассказывает Наталья. По ее словам, самые активные коллективы — всегда под "колпаком" у ФСБ: их руководители не раз побывали в кабинетах сотрудников спецслужб, многим угрожают завести против них уголовные дела, если будут высовываться.
Как отметил Михаил Ратушный, украинские активисты всегда ощущали на себе пристальное внимание российских служб: проводились профилактические беседы, в ходе которых их просили сообщать, в каких мероприятиях они участвуют, кто там выступал, о чем шла речь. "Если люди не соглашались сотрудничать, у них возникали проблемы", — отмечает глава УВКС. — Люди, занимающие заметные должности, могли их потерять".
К примеру, известный врач, академик Тарас Дудко возглавлял общественную организацию "Объединение украинцев России". Она была ликвидирована в 2012 году, а возглавляемый им Институт реабилитации был объединен с аналогичным учреждением, что по факту также означало его ликвидацию. Во время украино-российского противостояния преследования усилились. В октябре прошли обыски у председателя Объединения украинцев России Валерия Семененко. Активист Виктор Гиржов проживал в России 20 лет. Ему запретили въезд в страну на пять лет несмотря на то, что там осталась его семья. Из последних примеров — обыски в Библиотеке украинской литературы в Москве и задержание ее директора Натальи Шариной. "Многие мои знакомые россияне не верят в то, что в этом деле есть что-то противозаконное, но никто из них не будет поддерживать или защищать директора библиотеки", — утверждает Наталья.
"Давление на проукраинских активистов — это серьезная проблема. Беспрецедентное наступление на критиков власти, особенно на тех, кто не согласен с российской политикой в Крыму и на востоке Украины, в последнее время особенно активизировалось", — соглашается директор Московского бюро Human Rights Watch Татьяна Локшина. По словам правозащитника Эдуарда Багирова, обыски и задержания украинских активистов нужны для того, чтобы создать "нужную картинку в телевизоре". "Тема обыска в библиотеке и ареста ее директора еще несколько недель будет раздуваться в новостях и телепередачах — российскому зрителю нужно показывать максимальное количество негативной информации, связанной с Украиной", — отмечает он. Это продолжение информационной войны, которая ведется уже достаточно давно. Багиров допускает, что следующим этапом будут обыски рядовых украинцев в России на предмет запрещенных книг, брошюр и фильмов.
Ирина Гамалий
Фото: PHL