Введенный в состав флота в 1991 году «Кузнецов» стал последним новым крупным кораблем в России. За прошедшие 23 года Москва сумела построить несколько новых подводных лодок, маленьких сторожевых кораблей и эсминцев на своем главном кораблестроительном предприятии «Севмаш», сообщает http://wow-impulse.net/news/33451-smi--proval-avianosca-vmf-postavil-krest-na-nepobedimosti-rossii.html
Однако многие боевые корабли в составе российского флота – и все его крупные корабли – остались со времен Советского Союза. Они устарели, у них часто случаются поломки.
В марте 2014 года американские ВМС направили в восточное Средиземноморье свой новый авианосец «Джордж Буш», чтобы успокоить страны НАТО из-за ситуации с Крымом. В состав этой авианосной группы вошло не менее 60 самых современных самолетов, а также несколько новых эсминцев типа «Арли Берк», которые имеют на вооружении ракеты и пушки для борьбы с самолетами, подводными лодками и надводными кораблями противника.
Кремль в ответ направил «Кузнецова». На борту этого одряхлевшего авианосца, который намного меньше, чем «Буш», примерно дюжина истребителей Су. В состав шести судов сопровождения вошел всего один корабль с тяжелым вооружением – атомный крейсер «Петр Великий» советской постройки. Остальные корабли – это один малый десантный корабль, три танкера обеспечения и буксир. Буксир оказался весьма кстати. Несколько раз, когда «Кузнецов» выходил в море, он тут же ломался.
Жить «Кузнецову» остается недолго. Его котлы имеют дефекты, о чем написало коммерческое издание Defense Industry Daily. Но когда авианосец отправят на демонтаж, Москве будет трудно найти ему замену. Во-первых, судостроительный завод, построивший все советские авианосцы, сегодня принадлежит Украине. Более того, Украина по-прежнему является эксклюзивным поставщиком крупных узлов и механизмов, включая силовые установки и передачи – причем, даже для тех кораблей, которые Россия строит на своей северной верфи. А поскольку напряженность и противостояние между двумя странами сохраняются, Киев недавно наложил запрет на поставку оружия Москве.
Москва знает, что ее ВМФ в беде. В 2011 году она приняла крайнее решение – о закупке кораблей, техники и технологий за рубежом, во Франции. Россия подписала контракт на два вертолетоносца типа «Мистраль». Каждый такой корабль стоит более одного миллиарда долларов. План состоял в том, что российские заводы помогут в строительстве этих кораблей. «Покупка кораблестроительных технологий «Мистраля» поможет России освоить строительство больших кораблей, - заявил адмирал Владимир Высоцкий, командовавший в то время российским ВМФ. – Это важно для строительства таких новых кораблей, как эсминцы неограниченного морского плавания, а позднее и авианосца».
Неудивительно, что российские верфи оказались неспособны интенсивно осуществлять строительство. В 2013 году Кремль попросил Францию взять основную часть работы на себя. Когда Россия присоединила Крым, Париж приостановил, а затем и вовсе расторг соглашение о строительстве кораблей. Но даже если бы эта сделка состоялась, покупкой двух французских кораблей Россия не смогла бы реформировать свое кораблестроение, поскольку российские рабочие не участвовали непосредственно в их строительстве. Теперь, лишившись деталей украинского производства, российская кораблестроительная отрасль находится в еще более плачевном состоянии, чем два года тому назад.
Это будет иметь серьезные последствия для российского влияния в мире, а также уменьшит шансы Москвы на победу над морским противником в случае войны.