По данным ООН, сегодня в РФ не более 1600 сирийцев, спасающихся от гражданской войны. Тысячи сирийских беженцев продолжают прибывать в соседние с Сирией и в европейские страны, спасаясь от гражданской войны. Однако мало кто из них приезжает в Россию, несмотря на тесные связи между двумя странами, установленные еще в советское время – в период «холодной войны», сообщает http://www.golos-ameriki.ru/content/russia-unwelcoming-few-syrian-refugies/3004598.html
По данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), по состоянию на январь на территории России находились 238 836 человек, обратившихся за убежищем. Однако большинство из них – 234 016 человек – беженцы из Украины. Только 2 340 беженцев прибыли из Сирии.
Представитель УВКБ по России Байиса Вак-Войя сообщил «Голосу Америки», что это число сократилось приблизительно до 1600 человек.
«В отличие от Запада, где люди имеют дело с соискателями убежища и беженцами на протяжении последних шести-семи десятилетий, здесь это относительно новое явление. С беженцами здесь обращаются так же, как с иностранцами или мигрантами. Они не рассматриваются с правовой точки зрения, с точки зрения закона», – подчеркнул сотрудник ООН.
Для сравнения, Турция приняла более двух миллионов сирийцев, а в Германии число соискателей убежища к концу года может достичь 1,5 миллиона человек, по преимуществу прибывших из Сирии, Афганистана и Ирака.
В прошлом месяце Радио «Свободная Европа» сообщило, что после того, как в Сирии началась война, около 2 тысяч сирийских черкесов, предки которых жили на Северном Кавказе в 19 веке, пока они не были выселены оттуда царским правительством, нашли убежище в Кабардино-Балкарии. По различным оценкам, в Сирии живет от 55 до 100 тысяч черкесов.
Одна из причин, по котором относительно немногие сирийцы обращаются за убежищем в России, – расстояние. От Сирии до России довольно далеко. Поскольку расстояние от Москвы до Дамаска – около 2,5 тысяч километров, большинству беженцев приходится добираться туда на самолете, а не морем, автобусом или поездом, как те, кто прибывают в Европу. У большинства из тех, кто планирует приехать в Россию, там уже есть родственники или друзья, которые либо учились там, либо вступили в брак с гражданами России.
Продолжающиеся авиаудары российской авиации в Сирии вызывают множество вопросов, в том числе – относительно притока беженцев в Турцию и Европу. Но не в Россию, где предоставление временного убежища сирийцам – обычное дело, однако статус беженца предоставляется крайне редко.
По состоянию на январь, в России статус беженца имели лишь 790 человек, в том числе 419 – из Афганистана, 229 – из Украины и только двое – из Сирии. Елена Буртина из московского Комитета гражданской помощи, оказывающего помощь беженцам, отмечает, что даже беженцев с Мальты в России больше.
«Россия ратифицировала конвенцию по беженцам. Она взяла на себя обязательство принимать их. Не надо было подписывать, если тебе не нужны беженцы. Никто не заставлял», – считает Елена.
По словам Буртиной, российские власти сократили возможности продления сроков, на которые предоставляются убежища, из-за чего многим пришлось уехать или остаться в стране нелегально.
Ахмад Дбау приехал в Россию в 2012 году – к друзьям, бежавшим от войны из Алеппо. Однако и в России сирийцам приходится нелегко, поэтому он планирует переехать в Турцию. «У меня было временное убежище на три месяца, затем мое заявление рассмотрели и отказали», – рассказывает Ахмад.
По его словам, работу найти трудно. Кроме того, сирийцев и других иностранцев постоянно притесняют полицейские, проверяя документы и вымогая взятки. «Сирийцам здесь очень трудно. Некоторые живут здесь по три-четыре года без документов», – поясняет собеседник «Голоса Америки».
Некоторым даже не удается пересечь границу. Иракско-сирийская семья с 10 сентября находится в транзитной зоне московского аэропорта, хотя люди обратились за убежищем.
Сирийский курд Хасан Абдо Ахмад, его жена Гюлистан Шахо и их четверо детей живут в транзитной зоне аэропорта.
Российские власти обвинили их в том, что у них – поддельные паспорта, и конфисковали документы. Поэтому никуда выехать семья не может. Хасану и Гюлистан пригрозили арестом, если они выйдут из аэропорта.
У Гюлистан Шахо, родившейся в Казахстане, в России живет сестра. Она рассказала о том, как они здесь живут: «Ни душа, ни чистой одежды. Дети болеют, а они нам говорят: это вам не Европа, мы вас как беженцев не примем. И куда теперь идти?»
По данным УВКБ, сейчас за убежищем в России обращается меньше сирийцев, чем в начале конфликта, когда те, у кого были тесные связи с Россией, уехали первыми.
Представитель УВКБ признает, что в результате российских бомбардировок поток беженцев в соседние страны – например, в Турцию – а оттуда в Европу, может усилиться, а в Россию – едва ли.
«Те, кто против режима, сюда не приезжают. Они знают, что правительство этой страны не на их стороне», – подчеркивает он.
Автор Дэниел Шерф
Фото poistine.org