thumb_29498_zorya_news_m.jpeg


Юрий Голик – один из самых открытых представителей сегодняшней облгосадминистрации. Он ведет дискуссии в Фейсбуке и там же реагирует на обращения днепропетровцев. А еще известен как новатор, который не боится выходить за рамки существующей системы и использовать нестандартные методы в работе. О том, чем сегодня живет ОГА и о будущих проектах наш длинный разговор с советником губернатора.

Жить Prozorro

- Юрий Юрьевич, какие задачи поставил перед вами Валентин Резниченко, когда пригласил на должность советника?
- Исторически сложилось, что любая ОГА разбита на вертикальные направления, каждый из которых закреплен за профильным замом губернатора. Есть социальный блок, экономический блок, промышленность, экология и т.д.. А есть горизонтальные задачи, которые «пронизывают» все направления. За эти горизонтальные задачи я и отвечаю.
- Одна из самых громких новаций ОГА – внедрение системы Prozorro. Есть ли уже первые результаты ее работы?
- Система работы с Prozorro следующая: предприятия проходят обучающий семинар, потом они регистрируются в системе, и только потом начинают делать пробные торги. Завтра (интервью записывали 14.09 – прим. авт.) на оперативке губернатор объявит, что с понедельника (21.09) все торги будут проводиться через Prozorro.
Сейчас кто-то начал работать в системе, кто-то – нет. Некоторые думают, что раз Президент сказал внедрять Prozorro с 1 января, то можно и до Нового года подождать. Есть разные отговорки. Даже специальный шорт-лист завели: «Топ-10 отмазок госорганов по нежеланию внедрять Prozorro».
- Например?
- Все упирается в нежелание. Говорят, что нет достаточно мощного компьютера. На втором месте: «нам не хватает людей, нужно еще пятнадцать человек, потому что это отдельная система – давайте создадим департамент». Почему-то считают, что под Prozzoro нужно дополнительное финансирование. Спрашивают: «а те деньги, которые мы сэкономим, куда пойдут?» Это интересует больше всего.
Сложность еще и в том, что систему внедряем не с начала года. Часть торгов уже провели. И, как правило, основная масса предприятий старается деньги потратить в начале года. Под конец года люди расслаблены. А Prozzoro неотвратимо их ждет с 1 января. Завтра закон будут голосовать в Верховной Раде (15 сентября закон №2087 ВР приняла во втором чтении, 251 голосов «за» – прим. авт.). Это будет уже третья попытка. Первые два раза депутаты не проголосовали.
- Вы внедрили Prozzoro первыми в Украине?
- Нет, первыми были в Министерстве Обороны. А из облгосадминистраций, да, мы первые начали на нее переходить. А кто первым внедрит? Мы.
- Вы говорили о том, что и горсовету ничего не мешало внедрить систему Prozzoro, не дожидаясь сессии...
- Мы же не ждали сессии облсовета... Есть и.о. мэра Галина Булавка. Она может отдать распоряжение, в котором «именем закона» рекомендует или прикажет всем коммунальным предприятиям перейти на Prozzoro. И все переходят. Зачем нужно решение сессии? Нужна воля и желание. Все остальное – юридическое обоснование.
- А как обстоят дела с Prozzoro в районных центрах – тех же Кривом Роге, Никополе?
- План следующий: мы переводим на систему все департаменты, областные коммунальные предприятия: больницы, училища и т.д. После говорим: смотрите, мы уже перешли на Prozzoro. Высвобождается время и ресурсы, которые мы можем потратить на то, чтобы внедрять систему в других предприятиях. Свои организации мы можем переводить на систему в рамках закона, так как они нам подчиняются. Городам же можем только давать рекомендации.
- Какое количество коммунальных предприятий переходят на эту систему?
- Переходят распорядители денежных средств, которые подчиняются облгосадминистрации. Самый крупный – это департамент ЖКХ. Также департаменты капстроительства, образования, медицины, физической культуры, соцзащиты и просто культуры. Каждому департаменту подчиняются свои структуры. Например, департаменту культуры-музеи, департаменту медицины – больницы, департаменту ЖКХ – предприятия-поставщики воды. Всех переводим на систему Prozzoro.
Есть коммунальные предприятия областного совета. Они нам не подчиняются. Переводить их на систему или нет – желание облсовета. Организация «Общественный контроль», которая помогает нам переходить на Prozzoro, готова на ближайшую сессию облсовета делегировать человека, который расскажет, почему это выгодно.
- Как вы считаете, сколько денег поможет сэкономить система?
- Все закупки бьются на две части. Допороговые – те, что не требуют тендера (до 100 тысяч гривен). Таких, по нашим оценкам, проводится на 500-700 млн. в год. Запороговых закупок - на несколько миллиардов гривен в год. На допороговых закупках экономия может составить минимум порядка 10 процентов – то есть 50 -70 млн. гривен.
- А сколько можно будет сэкономить на запороговых?
- Тут сложнее. Не столь важно, у кого делать допороговые закупки. Допустим, бензин можно купить там, где дешевле. А если мы строим отдельное радиологическое отделение с онкооборудованием? Можно ли на нем сэкономить? Нет, ведь есть проект государственного института, в котором указана некая цена. Допустим, это миллион гривен. И тут на торги выходит кто-то с ценой в 500 тысяч. Тогда мы понимаем, что за 500 тысяч отделение либо не построят, либо построят что-то не так, либо потом будут заявлять дополнительные суммы. Важно, как в законе пропишут правила использования системы для допороговых и для запороговых торгов. Если брать опыт Прибалтики, на который мы ориентируемся, то у них в законе хорошо выписано соотношение цены и качества. Выбирают не самое дешевое, а самое оптимальное предложение по соотношению цена-качество.
- Что еще будет сделано для борьбы с коррупцией?
- Мы делаем публичным любой процесс. Например, в каждой междугородней маршрутке у нас есть GPS-датчики. В некоторых городах их данные передаются в открытый доступ. Передали и мы. Но когда это произошло, оказалось, что маршрутка постоянно сворачивает с маршрута, не выполняет расписание. Теперь, когда эти нарушения видны всем, мы требуем от перевозчиков, чтобы их исправили. Есть лист с перечнем проблем. По каждой проблеме мы требуем от конкретного перевозчика дату ее решения. Правда, были и попытки работать по-старому. К нам обратился один из перевозчиков с предложением платить за каждую из 300 маршруток по 100 грн. в месяц. Мы говорим ему: давай мы тебе заплатим 30 тысяч, только больше сюда не приходи, а иди и нормально работай. После хождений по кабинетам и звонков он понял: по-старому не будет. На деньги, которыми планировал откупиться, закупил аптечки в машины, заменил резину. Теперь приходит и отчитывается по тому, что сделано на его транспорте.
- Сколько перевозчиков работает в области?
- Конкурсы выиграли 35 перевозчиков. У них около 950 транспортных средств, которые ездят по договорам заключенным с нами. По договору перевозчики должны использовать новый транспорт. Но позже они вместо нового транспорта ставят на маршрут спринтеры, переделанные из грузовых машин в пассажирские. Формально, в рамках законодательства, к ним сложно придраться. Но мы понимаем, что все равно есть недочеты. И не дадим им жизни до тех пор, пока на маршруты не выйдут новые «Эталоны». Инвестируйте, тогда будем сотрудничать.

Можно отремонтировать улицу, но не изменить менталитет

- Когда закончится ремонт улицы Рабочей?
- К 10 октября завершим ремонт дорожного покрытия Рабочей. К 1 ноября закончим «прокладывать» велодорожки.
- Что будет сделано на Рабочей к 10 октября?
- Заменят освещение, сделают бесшумные рельсы, появится много зеленых насаждений. Из снятого асфальта сделают ямочный ремонт 18 прилегающих внутриквартальных дорог. Установят ливневки, указатели, специальные съезды для инвалидов и специальные указатели для людей с ограниченным зрением.
- Ремонт Рабочей – совместный проект города и области?
- Финансирование совместное. Заказчик – облгосадминистрация. Общая сумма финансирования – порядка 100 млн.грн. Из городского и областного бюджета выделено приблизительно по 50%.
- На каких еще улицах ждать масштабного ремонта?
- Героев Чернобыля и Жуковского в Никополе, Полтавской в Павлограде, Рзянкина в Кривом Роге. Сейчас хотим собрать проекты на следующий год и начать их реализовывать с марта, а не с июля. Обратились ко всем мэрам и главам РГА с просьбой показать нам готовые проекты и доказать их социальную значимость. Мы готовы заложить их в бюджет на следующий год.
- Вы – активный пользователь Фейсбука. Как это влияет на вашу работу?
- По-разному. Например, вчера ночью в личке Фейсбука мне пишут, что прораб ходит по частным домам, которые находятся рядом с улицей Рабочей и говорит: если дадите мне 200 гривен, сделаю вам съезд, а если не дадите, положу бордюр. Мы попросили номер телефона, ведь подрядчиков и генподрядчиков масса. Утром нам прислали мобильный телефон. Свидетельствовать все отказались – боятся. Мы отдаем обращение в департамент ЖКХ. Человек из департамента идет к прорабу и под видом «тайного покупателя» общается с ним. Сегодня вымогателя накажем.
- Бывший глава КГА Киева Александр Попов в свое время наблюдал за тем, как дорожники попытались продать журналистам машину бюджетного асфальта для частного двора. Закупку проводили на Кольцевой дороге. А вы лично наблюдали за ремонтом улицы Рабочей?
- Конечно, я был там. Но я ведь не специалист по дорогам. У нас есть Технадзор. Мы запретили ему принимать работу, если что-то будет не соответствовать проекту, и не будет устраивать рабочую группу, в которую входят и представители общественности. Есть профильный заместитель по ЖКХ Владимир Пруцаков. Он раз в три дня собирает генподрядчиков и подрядчиков и с ними проходится по каждому пункту проекта. Ведь делаем это не для галочки, а надолго.
- За счет чего получилось направить средства на ремонт дорог?
- В этом году выросли доходы областного бюджета за счет бюджетной децентрализации. Вероятно, мы первые из ОГА разобрались, как ей пользоваться. Когда Валентина Резниченко назначили губернатором, он сразу поехал общаться с людьми в районах. Сам увидел состояние дорог. Когда стало понятно, что бюджет мы перевыполним, заранее предусмотрели больше денег на дороги. Не стали разбрасывать деньги по территориям, не тыкали пальцем в небо. Спрашивали у людей в районах, ремонт какой дороги в приоритете. И делали то, о чем они просили.

Пойти в IT

- Была инициатива внедрить оформление субсидии через Интернет. Доступна ли эта функция сегодня?
- В Днепропетровске уже можно оформить субсидию через Интернет, с 28 сентября начнем присоединять всю область. Когда внедрим по всему региону, поможем какой-то области разобраться. К нам обратились из Луганской и Киевской областей, чтобы мы им помогли. Мы отдали документацию, консультируем.
- Как именно происходит оформление субсидии через Интернет?
- Когда вы идете в орган соцзащиты и заполняете кучу бумажек, есть проблема с почерком, или можно указать неточные данные. В чем прелесть Интернета? На часть вопросов выбираете ответ из вариантов и точно не ошибаетесь. Заходите на https://igov.org.ua/. В разделе «Взаимодействие с государственными органами» выбираете услугу «Получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг», дальше регион, город. В открывшемся окне заполняете все поля, нажимаете отправить. В течение двух недель по закону на вашу электронную почту или смс на телефон должно прийти извещение о назначении или отказе в субсидии. Т.е. теперь эта услуга полностью в электронном виде и вообще никуда идти не надо.
- Многие ли в Днепропетровске уже оформили субсидию через Интернет?
- Несколько сот человек. Но мы не популяризовали эту услугу специально, пока не откатаем технологию и не доведем ее до совершенства. А популяризацией займемся с 28 сентября.
- Какие еще услуги хотите запустить в электронном виде?
- В ближайшие две недели появятся четыре услуги налоговой, три - Минюста. Надеюсь, добьем Госкомзем. Есть у нас также центры предоставления административных услуг. У них 24 услуги, которые будут дублироваться на портале igov.org.ua.
- А что за услуга по экологии?
- Сегодня государство может оперативно обеспечить все предприятия разрешительными экологическими документами и соответственно контролировать, как они платят экологический налог. Раньше получить разрешения без фирмы-посредника было практически невозможно. Начальник департамента экологии Руслан Стрелец хорошо общается с Министерством экологии. Он выбил у них пилотный проект для Днепропетровска – перевод услуг в электронный вид. Мы убрали всех посредников. Теперь никуда не надо приходить, декларацию об отходах можно заполнить на специальном сайте. Потом просто распечатать и документ у вас в руках. На это уходит всего 15 минут, прежде такая процедура занимала месяц. В ближайшее время планируем все экологические услуги предоставлять по такой же схеме.
- Какие IT-специалисты помогают разрабатывать новое программное обеспечение?
- Дмитрий Дубилет опубликовал в Фейсбуке объявление о наборе программистов, которые хотят и могут сделать бесплатно что-то полезное для страны. Теперь работает больше 200 человек, часть из них время от времени, часть – постоянно. Среди них есть даже украинцы-сотрудники Гугла и Фейсбука. В облгосадминистрации есть департамент IT. Они работают с несколькими фирмами по договору и также с волонтерами.
- Делается ли что-то для того, чтобы развивать отечественную IT-индустрию? Ведь сегодня многие программисты работают на другие страны, а проекты на волонтерских началах обычно временные...
- IT-компании приходят к нам после того, как к ним пришли с обысками. И начинают свою любимую песню о том, что они самые большие плательщики налогов. На самом деле, если запросить официальные данные, окажется, что IT-компании именно налогов платят очень мало. С другой стороны, у них работает много людей, которые получают зарплату в том или ином виде и развивают в городе сферу услуг, торговлю.
Мы несколько раз собирали IT-компании. Предлагаем им создать ассоциацию, выработать общие правила игры и взаимодействовать по ним. Тогда мы назовем IT-отрасль приоритетной, и вместе решим, что нужно развивать. Например, они говорят: не хватает выпускников вузов-молодых специалистов. Но ведь сегодня выпускники школ предпочитают получать IT-образование не в Днепропетровске. А что они, как будущие работодатели сделали для того, чтобы потенциальные сотрудники здесь остались? Нужно знакомиться, договариваться. Мы выступаем модераторами, уговаривая одних увеличить набор на IT-специальности, а вторым объясняем, что надо что-то делать для вузов. Например, прислать специалиста в вуз – прочитать лекцию, провести какую-то олимпиаду среди студентов, больше внимания уделять студентам уже со второго курса, вместе популяризировать IT как отрасль и т.д. Это именно тот случай, когда ОГА хочет все сделать на вчера, а IT компании «тормозят». Например, сейчас мы с Горным университетом открываем огромный IT-коворкинг для студентов. Открываем мы и университет, без IT компаний. Хотя такой коворкинг, в первую очередь, им нужен. Таким образом, мы показываем свое стремление идти навстречу IT компаниям и ждем от них ответных шагов.

От малого к крупному бизнесу

- Как идет работа с малым бизнесом?
- Малый бизнес – с одной стороны, самая большая проблема в нашей стране, а с другой стороны, это самая большая возможность для роста. В ЕС и США доля малого бизнеса –50-60%. У нас – 5 или 7 процентов. Поэтому наше государство зависит от промышленно-финансовых групп: от того, как они платят налоги, от того, платит ли зарплату градообразующее предприятие. Пример тому «Восток Руда» в Желтых Водах. Не нравится этому предприятию цена на продукцию, оно решает ее подержать на складе. Полгода продаж нет – дохода нет – зарплат нет – налога на прибыль нет – бюджет города не выполняется. Правильнее с точки зрения устойчивости любой системы – ее высокая дисперсионность. Точек опоры должно быть больше, чем две, и чем больше, тем лучше. Поэтому малый бизнес должен развиваться и должен быть основой всего. Мы открыты для любых предложений, которые могут помочь в этом процессе. Есть горячая линия губернатора, обращения на сайте, приемные дни у специального советника, который ими занимается. Большой бизнес просит создать инвестиционный совет при губернаторе. Скорее всего, создадим такой и для мелких предпринимателей. Крупный бизнес и сам разберется. Главное – не мешать.
- Не везде. Южмаш ведь тоже крупное предприятие...
- Есть нормальный бизнесовый подход. Это такое же предприятие, как любое другое. Если предприятие терпит убытки, то им должна заниматься облгосадминистрация? Каждым в области? Да, ЮМЗ – уважаемое предприятие, визитная карточка Днепропетровщины, но там же есть свой менеджмент. Если он не справляется со своей работой, то на обычном коммерческом предприятии директора увольняют, ставят другого, принимают программу развития, берут кредит в банке и дальше пошли. Это, кроме того факта, что ЮМЗ, вообще-то, подчиняется не ОГА, а Космическому агентству, но помощи требует именно от ОГА. Причем помощи в виде «мы должны выиграть тендер на поставку троллейбусов в Днепропетровск». Что значит должны? У нас рыночная экономика, а не обязаловка. Делайте лучшие троллейбусы, и будете выигрывать тендеры на их поставку по всей стране.
По ЮМЗ есть классический пример с их тракторами. Часть области сельскохозяйственная, есть местный производитель, у которого нет логистического плеча, все здесь. Поэтому мы собрали фермеров в Покровском районе и спросили: вам нравятся трактора Южмаша? Слышим кучу матов. Потом спросили на ЮМЗ: а что вы сделали, чтобы понравиться фермерам Покровщины? Ответ: «а что мы должны делать? Мы – Южмаш. Делаем ракеты». А что вы сделали для продвижения своей продукции на рынок? Запустили лизинговые программы? Работали вместе с фермерами над характеристиками тракторов? Что?
- Что сегодня делается по обороноспособности области? Угроза уже не такая, как раньше, но все же...
- Угроза есть всегда. Российской техники и военных меньше не стало. Но наша область лучше защищена. То, что год назад делалось наугад, сейчас делаем системно. Спасли огромное количество жизней фортификационными сооружениями на границах области.
- С какой самой сложной проблемой столкнулись вы на своей должности?
- Все, по-своему, сложные. Если действовать в рамках существующей системы, ничего невозможно сделать. Например, горячей линии психологической поддержки АТОшников не должно было быть, но она же есть!
- Громоздкость системы – основная проблема. А с сопротивлением системы сталкивались?
- В меньшей степени. Она сопротивляется, но у нас губернатор энергичный и умеет убеждать как никто другой.
- С какого года вы вместе работаете?
- С 1999 года. Познакомились именно в Днепропетровске. Он принимал меня на работу в медиахолдинг. Шестнадцать лет уже вместе работаем.
- Во сколько у вас начинается и заканчивается рабочий день?
- Начинается в 8, а заканчивается не раньше 21 часа.
- Какие качества из бизнеса вам помогли при переходе на государственную службу?
- Возможность прогонять через себя огромные массивы информации, вычленять из них самое главное и структурировать информацию. Плюс умение жестко ставить точные задачи, сроки их исполнения и контролировать их выполнение.

Источник http://zorya.org.ua/glavnoe/sovetnik-ghubernatora-yurij-gholik-esli-dejstvovat-v-ramkah-sistemy-ni-29193.html