Людмила Завойко, единственный представитель Днепродзержинска на первом международном фестивале современной украинской песни "Червона рута" в 1989 году стала свидетелем, как на горкоме партии в Черновцах вывесили желто-голубой флаг, и впервые увидела милицию, разгонявшую резиновыми палками людей одетых в цвет будущего флага Украины.
Кроме удовольствия можно еще было получать и деньги
"Родители познакомились на комсомольской стройке Каховской ГЭС, - рассказывает Людмила. - А уже на следующий год после моего рождения они поехали строить Днепродзержинскую гидроэлектростанцию, да так и остались там жить. Я училась на Днепрострое в СШ № 33. Пела в школьном хоре, пробовала себя в танцевальном, драматическом кружках. А когда был набор в вокально-инструментальный ансамбль в Доме учителя, без раздумий поняла, что это мое. Благодаря нашему руководителю Льву Петровичу Друлю у меня полностью раскрылся певческий талант. Он все время повторял, что мне надо учиться в музыкальном училище. Просил родителей, чтобы они отпустили меня после 8 класса в музучилище. Я даже ходила на прослушивание. Но все упиралось в то, что там были только духовой факультет и дирижерско-хоровой, о котором мама говорила - "Баян на плечі і пішла". Вот если бы был вокальный, то я показала свой норов, и родители мне не были б преградой".
1972 г. Школьные годы. "На гитаре играет Володя Зайцев, клавишные - Андрюша, ударные - Толик, с микрофоном Наташа, слева - я".
19 января 1974 года
Но Люду тянуло к активной песенной жизни. В Доме учителя в основном были репетиции, и очень редко концерты в школах. "Как-то мне предложил Володя Зайцев, с которым часто пересекались на разных фестивалях, ходить к ним в клуб Романково, - рассказывает Людмила. - Надо было петь на танцах. Мало того, кроме удовольствия можно еще было получать и деньги. Так я стала петь в вокально-инструментальном ансамбле "Горизонт".
1972 г. Слева Людмила Завойко, справа Наталья Носач.
1974 г. Во время поездки к строителям канала "Днепр-Донбасс"
Наталья Носач и Людмила Завойко
Я всю жизнь пою
Где бы Людмила не работала, что бы не делала, а петь она не прекращала. Выступала на различных смотрах, конкурсах, фестивалях. Но главный ее успех пришел к ней в 1989 году. "26 июля мне позвонили из обкома профсоюза торговли и попросили поучаствовать в одном конкурсе в котором будут исполняться только украинские песни, - вспоминает Л.Завойко. - Согласившись, я поинтересовалась, а какие именно песни должны быть - народные или популярные современные. "Понятия не имею, но три песни надо спеть", - услышала в ответ. Звонок был в среду, а в субботу уже начинался конкурс".
Середина 1980 годов. Ансамбль "Радуга" (сотрудницы универмага по пр. Ленина). У каждой исполнительницы было платье разного цвета. Хотя узор был одинаковый у всех. Четертая слева Людмила Завойко.
В ДК металлургов ей дали клетчатую плахту, бархатный жупанчик вишневого цвета, синие сапожки, а на голову нацепила ленту. Дома перед зеркалом девушка спела несколько украинских песен. Приехав в Днепропетровск, в парке Чкалова Людмила увидела огромный транспарант с надписью "Перший міжнародний фестиваль української сучасної пісні і музики "Червона рута"... Но деваться уже было некуда. И она решила спеть а-капелла "Ой, у вишневому садочку". "Настроилась, сняла ленточку, вышла и спела а-капелла "Ой, у вишневому садочку", - говорит Людмила. - Один из членов жюри сразу прибежал за кулисы и стал восхищаться тембром моего голоса".
В заключительный день конкурса Людмила узнала, что значится среди победителей. "Можете представить мое изумление, когда объявили, что Гран-при не дали никому, первое место присудили композитору и певцу из Кривого Рога Владимиру Грицишину, а второе место дали мне и еще одному парню из Днепропетровского музыкального училища", - говорит Людмила Завойко.
На фестивале пользовались успехом песни протеста
Приятной неожиданностью для Людмилы стало известие, что она, как один из победителей от Днепропетровской области, едет в сентябре 1989 года в Черновцы на международный конкурс. "Я поехала вместе с музыкальной группой из Днепропетровского университета, трио "Калина" и Владимиром Грицишиным, - вспоминает с ностальгическими нотками в голосе Людмила Завойко. - Поселили нас в общежитии Черновицкого университета. Потому, что все отели были отданы иностранцам и вип-персонам. Сам конкурс проходил в парке культуры и отдыха. Членами совета жюри был Назарий Яремчук, Тарас Петриненко и другие известные люди.
Меня удивили песни, исполнявшиеся на фестивале. Если у нас дома мы пели лирику, то там больше песни носили характер протестов, которые пользовались большим успехом. Например, когда в песне звучали слова о том, что "відібрали мову", то зрители вскакивали и размахивали огоньками зажигалок. Для меня это было шоком. Я тогда была абсолютно далека от политики, как и все жители нашего региона. Я не ожидала такого. Думала приехали, попели, потусовались и разъехались. Но не тут то было. Дома у нас застой был полнейший, а там уже был всплеск и выплеск. А когда Виктор Морозов спел песню, в которой говорилось об экологической трагедии произошедшей в Черновцах (о неизвестной болезни, когда одновременно в городе облысели более 90 детей, замалчивали тогда. Сейчас это заболевание официально называется химической экзогенной интоксикацией. - прим. автора), у меня аж мурашки по коже поползли".
Еще раз Людмила пересеклась с Морозовым на вечере памяти Ивасюка в церкви. "Песни памяти о нем пели под гитару прямо в церквушке при университете, - рассказывает Людмила. - Церквушка не могла вместить всех желающих. Виктору Морозову места не хватило и он поставил стульчик рядом возле меня. Мы тогда пообщались так ни о чем. Виктор уже тогда в своих музыкально-театрализованных представлениях высмеивал коммунистическую власть, чем значительно способствовали подъему национального сознания в Украине накануне независимости. Насколько я знаю, Морозов 5 октября того же года впервые исполнил публично, со сцены Львовской филармонии, запрещенный тогда национальный гимн "Ще не вмерла Україна".
Уже чувствовалось, что грядут какие-то изменения
Конкурс продолжался, но никого из Днепропетровской делегации не приглашали выступать. "А нам очень хотелось петь, - говорит Людмила. - Потом объяснили, что неожиданно для всех приехало очень много конкурсантов, и что жюри физически не может всех прослушать. Поэтому от каждого региона будут брать только тех, кто занял первое место. В конце концов организаторы фестиваля нашли выход. Предложили поехать с выступлениями по районам Черновицкой области. Побывали мы в Глыбоцком районе. Там была не такая жизнь как у нас на востоке Украины. Люди жили более богато. Меня очень удивило и поразило, что у них уже тогда в школе был компьютерный класс.
Вернулись мы в Черновцы, когда проходил гала-концерт. Непривычно было видеть просто ходивших по городу людей, одетых в украинские национальные костюмы. Там впервые я увидела настоящиее милицейские резиновые палки, которыми утихомиривали протестующих людей. При входе на стадион обыскывали, потому что были взрывы. Об этом не писали в прессе. Утром перед гала-концертом я увидела, что на здании горкома партии вместо красного советского флага на ветру трепещет желто-голубое полотнище. Был такой скандал! Девушек, ходивших в синих юбочках и желтых кофточках хватала милиция и куда-то увозила. На стадионе люди вели себя раскованно, пели песни протеста. Уже чувствовалось, что грядут какие-то изменения".
Телевидение СССР снимало этот гала-концерт. И Людмила попала в объектив, где ее в красивом костюме показали крупным планом. Сидела она, оказывается, на трибуне с семьей Владимира Ивасюка. "Места на трибунах были уже практически заняты, - рассказывает Завойко. - Но я, вся такая видная из себя 33-летняя девушка, отодвинула милиционера, стоящего на входе стадиона, и жестом пригласила всю нашу Днепропетровскую делегацию. Мы пошли и сели на маленькой трибунке, которая предназначалась для родных и самых близких людей Ивасюка, сидевших выше нас".
1989 год
Гала-концерт показывали по телевидению глубокой ночью, чтоб не все могли видеть происходящее. "Милиция хватала людей с жовто-блакитными флагами или в одежде такого же цвета и вытаскивала за пределы стадиона. Посреди футбольного поля люди в украинских костюмах начали водить хоровод. Сначала к ним никого не подпускали. Но милицейский кордон не в силах был сдержать теснивших, и толпа прорвав его, ринулась на поле. Потом нам объясняли, что это был националистический шабаш".
Дома Людмила, отчитываясь на профсоюзном собрании о поездке, рассказывала о том, что в Черновцах чуть ли не восстание происходило. "Говорю, что через год-два к нам это тоже прийдет, - вспоминает она. - Но никто всерьез этого не воспринимал, у людей в глазах была такая скука, такой застой. Меня никто тогда не услышал. Или может быть просто они ничего не поняли".
Текст: Виктор КУЛЕНКО