Актеры в силу своей профессии куда чаще простых людей сталкиваются с необъяснимыми явлениями, отчего можно понять их суеверие и особое внимание к приметам. Одну из таких историй припомнила Лариса Андреевна Латунная, уроженка Днепродзержинска, которая с конца 50-х до середины 80-х годов вместе с мужем играла на сцене Луганского областного русского драматического театра.

Осечка

 

То были времена, когда каждая постановка проходила строгую цензуру, а на репетициях часто присутствовал парторг, отслеживавший каждую реплику.

 

- Мы ставили «Овода», - рассказывает Лариса Латунная. – Спектакль был приурочен к 65-летию выхода в свет романа Этель Лилиан Войнич. Главную роль исполнял молодой и очень талантливый актер Гриша Банников, которому прочили большое будущее. Я играла его возлюбленную Джемму. Хотя мне на ту пору было уже тридцать, выглядела я значительно моложе, и мне всегда давали роли влюбленных. Между нами тогда даже промелькнула какая-то искра и чуть-чуть не переросла в любовь. И если бы не последующие события, которые отвлекли внимание от лирики, в моей семье могла бы возникнуть серьезная драма.

 

Интригующе улыбнувшись, Лариса Андреевна продолжает:

 

- Заканчивался спектакль сценой, когда взвод солдат должен расстрелять приговоренного к смерти бунтовщика. Репетиции прошли нормально, партийные боссы одобрили постановку, и состоялась премьера. Мы отыграли как положено. И вот – финальная сцена. Солдаты выстраиваются перед раздетым до пояса Оводом, слушают его пламенную речь, затем по команде поднимают ружья и стреляют мимо, не желая его убивать. Командир кричит на них, выхватывает пистолет и… по сценарию он должен самолично убить Овода. Офицер нажимает на курок – а в ответ тишина. У дяди Лени, рабочего сцены, который должен был в этот момент произвести выстрел за кулисами, произошла осечка. Чтобы спасти положение, офицер кричит: «Так умри же, гад!» и жмет на курок еще раз. И вновь тишина. Зрители с любопытством ждут, чем закончится сцена. Саранский, исполняющий роль офицера, чтобы потянуть время, поворачивает пистолет дулом к себе и дует в ствол, словно прочищая его, - и в этот момент раздается выстрел. Ему ничего не остается, как упасть, чтобы сохранить эффект достоверности. Растерянные таким поворотом дела солдаты уносят его за кулисы, а оставшегося без надзора Овода, ожидавшего и так и не получившего пули, один из актеров, опомнившись, «добивает» прикладом.

 

О необычном финале тут же стало известно в обкоме, и постановщика вызвали на ковер, потребовав объяснений столь вольного передела пьесы. Ему грозило увольнение и даже, если бы удалось доказать его злонамеренность и издевательство над революционным героем (а именно это ему могли приписать, расскажи он правду о двух осечках), то и заключение. Поэтому режиссер соврал, будто такой финал был запланирован и был предназначен для того, чтобы еще больше поднять авторитет Овода. Дескать, мало того, что солдаты отказались его расстреливать, так и командир после двух неудачных попыток осознал то, что собирался сделать, и покончил с собой.

 

- А зачем Овода прикладом-то? – строго вопросили партийцы. – Словно это не революционный борец, а свинья какая-то.

 

- Мы подумали, - на ходу сочинял режиссер, - что удар прикладом означает не смерть, а посвящение. И люди поймут. Как в рыцари посвящали раньше ударом копья или меча, так солдаты таким образом выразили свое восхищение казнимым и посвятили в свои герои.

 

- Это очень сложно, - вынес вердикт чиновник. – Надо бы упростить. А еще лучше – вернуться к классике. Вам никто не позволял ее править.

 

- Вернемся, - пообещал режиссер.

 

Послепремьерный показ состоялся на третий день, и на него явилась целая партийная делегация из восьми человек, занявшая первый ряд. Всё шло по плану, пока дело не дошло до развязки. И вот – финальная сцена. Произвести в нужный момент выстрел за кулисами взялся сам помощник режиссера. Офицер театрально жмет на курок своего бутафорского пистолета, помреж давит на спуск настоящего, заряженного холостыми патронами. И ничего. Офицер нажимает вторично, и вновь глухо. Чиновники в первом ряду застыли от напряжения. Помня об ошибке, офицер не стал на этот раз дуть в дуло, а заглянул в ствол правым глазом, словно проверяя, отчего заклинило механизм (боссы боссами, но положение надо было спасать), и тут грянул выстрел. Офицеру ничего не оставалось, как опять грохнуться на пол. Солдаты, дрожа от волнения, унесли его, оставив Овода без присмотра, раз добивать его нельзя.

 

После окончания спектакля – вновь разнос. На этот раз, как главреж ни оправдывался, его уволили, пообещав, что вслед за ним разгонят и весь состав. Его место временно занял режиссер из Москвы.

 

Ознакомившись с ситуацией, он решил сам руководить выстрелами, а для верности запасся двумя пистолетами. Финальной сцены ждали с замиранием души. В зале опять сидели партийные боссы, которым было любопытно, чем в конце концов закончится история.

 

Опять щелчок курка – и тишина. Повторный щелчок – глухо. У режиссера дал осечку один пистолет и другой, в отчаянии он вновь попытался пальнуть из них, и в конце концов, приложив руки к губам, громко крякнул, имитируя звук выстрела. Офицер в это время держал пистолет дулом вверх, и получилось, что он вновь не расстрелял Овода.

 

Попахивало скандалом. Никто не знал, что именно объяснял режиссер партийным чинам, только спектакль в конце концов сняли.

 

Корректор реальности

 

Вскоре после этого уволился и исполнитель роли Овода Гриша Банников. Он подался в Москву, где устроился в театр Сатиры, и несколько лет исправно трудился на его легендарных подмостках. А в середине 80-х неожиданно узнали, что он, бросив лицедействовать, записался в… экстрасенсы. Окончил какие-то курсы, съездил на Гималаи и стал практиковать.

 

В те времена это становилось модно. И денег приносило куда больше, чем актерская игра, пусть и в самых престижных театрах. В 90-е годы на сеанс к бывшему актеру приехала и Лариса Латунная. У нее разболелись ноги – последствия холодных сквозняков, которые всегда гуляют по сцене, и долгих стояний на ледяном полу. Муж к тому времени умер, а сама она после выхода на пенсию перебралась в Днепропетровск к детям и внукам. Бывшие парнетры по сцене созвонились, и состоялась встреча.

 

Во время этой встречи Гриша и рассказал, что происходило в те далекие годы во время постановки «Овода». Он понял это лишь тогда, когда стал обученным экстрасенсом. Сам дар предвидения и возможности влиять на реальность он ощутил в московском театре, где с его появлением то и дело стали происходить курьезные случаи. Однажды, как рассказал Григорий, он играл злого мага в сатирической пьесе начинающего автора. По ходу действия он должен был проклясть (разумеется, понарошку) одного визиря, запрещавшего магу заниматься его делами и выдворявшего чародея за пределы страны, но когда, гневно сверкнув глазами, Григорий произнес проклятие, на исполнителя роли визиря упала сорвавшаяся сверху балка с крепящимися к ней декорациями – тот совершенно случайно за мгновение до этого отступил в сторону. После чего с ним случился сердечный приступ, и ему надолго пришлось расстаться со сценой.

 

- Я слишком глубоко тогда вошел в роль, - пояснил Григорий Ларисе Андреевне, - и то, что говорилось по сценарию, стало исходить из глубины моей души. Своего сценического врага я проклял взаправду и этим чуть не убил.

 

-А в Харькове? – напомнила ему Лариса Андреевна. – Тоже колдовал?

 

- Никакого колдовства, - покачал головой Григорий. – Просто я так вошел в роль Овода, что всеми фибрами души противился расстрелу, пусть даже чисто сценическому, поэтому пушки за кулисами и молчали, а стреляли лишь тогда, когда пистолет в руках офицера не был направлен на меня. Подобные фокусы происходили неоднократно и на других подмостках, пока в конце концов я не понял, что, помимо актерского, обладаю и другим талантом – даром менять реальность. Со сцены после этого откровения пришлось уйти, чтобы невзначай не сеять зло.

 

Неизвестно, жалел он о том или нет, только ноги своей бывшей сценической возлюбленной вылечил за два приема.

 

 

Текст: Любовь Романчук

gorod.dp.ua

18.08.41 Работа трамвая в городе остановилась в связи с началом войны. Документы и часть оборудования были вывезены вглубь страны. В период оккупации города трамваи продолжали работать  Правда в середине вагоны были поделены цепями , чтобы отделить места для представителей "Вышей расы".
Во время отступления вывезли 2 трансформатора с тяговой подстанции. Уничтожили путевое хозяйство , 2 грузовые платформы. Были выведены со строя 9 моторных и 7 прицепных вагонов , сняли контактную сеть со столбов длинной 25,5 км. Общая сумма убытков составила - 3581030 рублей. 
Во время оккупации города захватчики задумали подорвать и уничтожить святыню и гордость нашего города - памятник Прометею. Возможно таким образом хотели подорвать дух горожан. Но благодаря работникам трамвайного управления, плану захватчиков не судилось сбыться. Хотя немцы всё-таки успели подорвать колонну на которой стоял памятник. Но переплавить скульптуру Прометея не успели. 
Работники ДТУ Корнеев Д.Л., Усе И.С., Халимов И.Г., Головко И.Д. спасали Прометея от уничтожения. Работники под покровом ночи украли с площади фигуру античного героя. Работники Якимчук М.И., Иванов В.Э. позже засыпали ее  в известковой яме. 
В период 1942-1943 годов директором ДТУ был Могилевский И.И.

Дмитрий Рейдер