92 Піаніно

91 Радіо

 

В 50-і роки наявність в квартирі піаніно і радіоприймача вважалося великим добробутом. Михайло Кульвінський мав і те, і інше.

 

68 Після параду

 

Керівництво ДДРЕС після закінчення святкової демонстрації 7 листопада 1950 року.

 

82 Парад

 

Колони трудящих проходять повз трибуну, з якої керівники міста вітають всіх зі святом 33-річчя Жовтневої революції.

 

94 Позаду Прометей

 

Біля огорожі пам'тника "Розкутий Прометей", який знаходиться зліва. Позаду магазин "Гастроном".

Віктор КУЛЕНКО.

 Аношкіна 179 Цирконій

 

Сьогодні ми помандруємо проспектом Аношкіна. Адміністративний корпус державного науково-виробничого підприємства "Цирконій" по проспекту Аношкіна, 179. Верхнє фото. Автор невідомий. 17.07.2014.

 

Підземний перехід

 

Підземний перехід поруч з басейном "МіКомп". 23.07.2010.

 

Вхід на подвіря між будинками 110 і 112 Ленінградська

 

Колись тут був вхід на подвір'я між будинками № 110 і № 112 по проспекту Аношкіна. 30.07.2004.

 

Аношкіна 9

 

Житловий будинок № 9 по проспекту Аношкіна. 24.05.2014.

 Військомат

 

Аношкіна, 3-А. Тут знаходиться міський військомат. На вікнах металеві грати із зірками ще радянського зразка. 24.05.2014.

Текст і фото Віктора КУЛЕНКА.

Dniprovi porogy 1

 

В повідомленні розглянуто відомі з першоджерел гідрографічні об’єкти – дніпровські скелясті утворення в руслі ріки – забори і надана інформація щодо переправ, які свого часу існували в історичній місцевості Романкове.


В сообщении рассмотрены известные из первоисточников гидрографические объекты – днепровские скальные образования в русле реки – заборы и приведена информация о переправах, существовавших в свое время в исторической местности Романково.


The report deals with the well-known hydrographic objects – the Dnieper rock formations in the riverbed and provides information on river crossings that existed in the historical area of Romankovo.


ЗАБОРЫ


Устойчивыми образованиями в русле Среднего и Нижнего Днепра были заборы. Характеризуя особенности гидрографии реки Д. Яворницкий писал: “От порогов надо отличать заборы. Заборами называются те же гряды диких гранитных скал, разбросанных по руслу Днепра, как и гряды порогов, но только не пересекающих реку сплошь от одного берега к другому, а занимающие часть ее, преимущественно с правого берега, и таким образом оставляющие с другого берега свободный для судов проход”. В исследуемой местности Д. Яворницкий называет заборы Пристань – против села Шошиновки; Кобылья и Аульская – против села Аул Екатеринославского уезда; Косова – против местечка Романкова [1, c. 49].
Две аульских заборы были серьезным препятствием для движения судов. В связи с развитием пароходного сообщения между Киевом и Екатеринославом в 1842-1850 г.г. в месте расположения забор были построены две каменистые насыпи (рис .1), сместившие основное русло Днепра к безопасному левому берегу. В настоящее время все заборы и насыпи затоплены Днепродзержинским водохранилищем. Увидеть прибрежную часть Сошиновской заборы Пристань можно на фотографии периода Второй мировой войны (рис. 2). В результате разрушения части плотины Днепрогэса в Запорожье в 1941 году уровень воды в Днепре частично снизился, а затопленные ранее заборы “вышли” на поверхность. Верхушки скал днепровских забор, как и порогов, отличались характерной обтекаемой формой – результатом тысячелетней работы природы над весьма неподатливым материалом.

Мал.1

Рис. 1. Затопленные Днепродзержинским водохранилищем насыпи на заборах у села Аулы, отмеченные на электронной навигационной карте UA8NO435 “Аванпорт Каменское” (лист альбома 3531-16А) и отмеченные стрелками.

Аули


Рис. 2. Переправа у заборы “Пристань” возле села Шошиновки в октябре 1943 года. Бойцы Советской армии стоят на скалистих выступах заборы, вышедших на поверхность в результате частичного сброса воды из верхнего бьефа Запорожской гидроэлектростанции в 1941 году.


Что касается Романковской заборы Косовой, то фактически забор в районе бывшего села две: Верхняя русловая, представляющая собой скопление подводных скал на овальной площадке (рис. 3) и Нижняя Романковская – та самая Косая забора, давшая название ближайшей местности. Косой называли эту забору потому, что гряда камней, составляющая забору, отходила от правого берега в виде широкой латинской буквы V. Крылья заборы направлены в разные стороны поперек и вдоль русла. Часть Косой заборы пострадала в результате проведения пиротехнических работ при очистке русла и береговой линии. В настоящее время обе Романковские заборы затоплены Днепровским водохранилищем, зона подпора которого до строительства Среднеднепровской (Днепродзержинской) ГЭС заканчивалась в Щуровке. Здесь же необходимо уточнить следующее – Косая забора не “кут, розташований поряд із Заборою [2, c. 58]”, не затока Дніпра, що мала назву Кобиляче горло” [3, c. 145], а гидроним – название каменистой гряды в русле Днепра. Кстати, эта гряда находится ниже по течению бывшего залива Конское горло, ушедшего под воду рукотворного моря. А вот топоним Забора относится к прибрежной территории Романкова у Косой Заборы – это местность у подножия Романковского холма с корпусами Днепровского технического университета.

Мал.3


Рис. 3. Затопленные Днепровским водохранилищем Романковские заборы, верхняя и нижняя (Косая, Косова) на электронной навигационной карте Днепра UA8NO430 (лист альбома 3530-1). Верхняя русловая указана одной стрелкой, Косая нижняя – двумя.


Каменистый берег Днепра в районе Косой заборы правильно указан на фотографии в топонимическом словаре [2, c. 59]. Выше по склону находился небольшой гранитный карьер, добыча камня в котором велась до второй мировой войны. В настоящее время карьер находится за гостиничной оградой. А вот пешеходный мост на пляжный безымянный остров и сам остров, показанный на фото в том же словаре и на той же странице [2, c. 59], к местности Забора отношения не имеют. Территория, на которой находится современная зона отдыха от подножья Романковского холма до речного вокзала была намыта земснарядами и благоустроена в 60-х годах XX века. До строительства ГЭС городской пляж Днепродзержинска находился на левом берегу в основном в пределах от дебаркадера залива Кривец (вверху) до Будковского залива (внизу). Наплыв на пляж отдыхающих особенно в выходные праздничные дни был таким, что пассажирские катера не справлялись с перевозками. Поэтому для доставки пассажиров на левобережный пляж и обратно речпорт использовал даже грузовые самоходные баржи.
Учитывая создавшуюся ситуацию, городские власти приняли обоснованное решение обустроить пляжную зону на правом берегу, для чего был привлечен ряд подрядных организаций, прежде всего мощную тогда Гидромеханизация. До намыва песка на месте пляжного” острова была отмель, в межень появлявшейся из воды в виде косы. В начале острова не было – огромный намытый пляж тянулся от Романковского водозабора почти до речного вокзала. От спуска современной улицы Семашко вниз по течению был образован залив с выходом у речного вокзала. Впоследствии выход из залива пересыпали, устроили асфальтированную автодорогу, разместили торговые павильоны, а выход в залив прорыли сверху и построили пешеходный мост. Так образовался остров, существующий и в настоящее время. А рукав Днепра между островом и правым берегом зовут по старой памяти “пенсионным” заливом. Залив в свое время по причине доступности пользовался популярностью у зимних рыболовов пенсионного возраста. Для облегчения пользования пляжем существовавшая в городе воинская часть устраивала понтонный мост со стороны речного вокзала.


ПЕРЕПРАВЫ


Начиная сверху по течению Днепра следует указать историческую Романову переправу ниже подножья Романова кургана [4], ныне п.г.т. Днепровское. Историческую потому, что переправа обслуживала правобережные ветки старых Крымского и Крюковского шляхов.
В известной монографии [5, c. 37] Д. Яворницкий в перечне 22 днепровских переправ и бродов, получивших историческую известность, отметил переправу “… Романковскую против села Романкова…”. Здесь следует уточнить два момента. Первый касается известности Романовой переправы – благодаря Г. Боплану и последующим переводам его “Описания Украины” [6] гидрографический объект получил не только запорожскую, но и международную известность. Второй момент касается ошибочной локализации переправы в указанной монографии, о чем сообщено в работе [4].
Кроме основных пользователей переправы запорожцев, чумаков и купцов географические особенности объекта использовали также и татары, исходя из сугубо тактических соображений. Выше Романовой переправы берег Днепра был обжит и укреплен, поэтому ближайшая Мишуринрогская переправа была опасной. Опасной для татар была и нижняя относительно Романовой Будилово-Таволжанская переправа, указанная Д. Яворницким против порога Будиловского и заборы Таволжанской [5, c. 37], поскольку пороги и нижнее Запорожье были вотчиной запорожцев. Поэтому попасть в левобережную Украину на меже Дикого поля представлялось целесообразным, хотя, судя по сведениям Ф. Макаревского [7, c. 50], такие рейды для захватчиков часто заканчивались весьма плачевно.
Во-первых, прилагательное “историческая” вполне применимо к древней переправе, вошедшей в историю второй мировой войны, однако под другим названием и некоторым смещением вверх по течению реки. Взвод разведчиков Советской Армии в сентябре 1943 года форсировал Днепр именно в месте Романовой переправы. На правом берегу место высадки десанта – болотистая местность, вероятно исток бывшей ветки (рукава) Днепра-Прогной. Для немцев высадка десанта практически на болоте была полной неожиданностью, что и определило успех операции. За один месяц с переброской подкреплений Аульский плацдарм был расширен в сторону Сошиновской автодороги, проходящей южнее Романового кургана между балками Марчинковой (у Д. Яворницкого Бошной) и Мамраковой. У заборы Пристань напротив автодороги была наведена Сошиновско-Аульская переправа для переброски на правый берег войск и тяжелого вооружения.
Вторая переправа местного значения существовала ниже ухвостья острова Кобылячий (название XX века). На карте 1890 г. к этой переправе показана дорога (рис. 4). Во время экспедиции Г. Боплана ниже по течению ни острова, ни переправы поблизости от Романовых острова и переправы не было [6].

Романково

Рис. 4. Дорога из романковского подселка Аулы к переправе, расположенной ниже острова Кобылячий, указана стрелкой. Фрагмент трехверствой карты 1890 года, крадрат XXVI-13.


Третья переправа также местного значения, используемая в первой половине и середине XX века, проходила через бывший остров Великий-Романков-Самосеев. Место переправы показано на рисунке Г. Кузнецова в книге Н. Булановой [8, c. 10].
Таким образом, судя по описанию Г. Боплана и картографическим материалам XIX-XX веков, в исторической местности Романково существовали три переправы, относящихся к разному периоду времени и разному месту.
Первая, отмеченная Г. Бопланом Романова переправа XVII века, имела отношение к правобережному Крюковскому и пересекающему Днепр Крымскому шляхам. В работе [4] было показано местонахождение переправы в ухвостье бывшего острова Романов-Большой Москалев.
Вторая Нижнеаульская или Верхнероманковская, подъезд к которой был зафиксирован на трехверстовой карте конца XIX века, находилась в ухвостье острова Кобылячий – новообразования в русле Днепра, возникшего в результате строительства насыпей на Аульских заборах.
Третья Нижнероманковская, проходившая через остров Самосеев (Великий, Романков по Д. Яворницкому), использовалась в первой половине XX века до начала строительства ГЭС. Как выход из создавшегося положения, вызванного строительством гидросооружения, за восточной межой старого Романково была организована новая “механизированная” переправа. От района речного вокзала Каменского (Днепродзержинска) в бывший залив Кривец (в настоящее время рукав) на левом берегу (напротив Романково) ходил буксирный катер с несамоходной баржей с автомобилями, мотоциклами и пассажирами. Переправа работала до появления автодорог через плотину ГЭС. Пассажиров обслуживало грузовое такси – бортовой грузовик с лавками поперек кузова.


ВЫВОДЫ


1. В отличие от озер речной поймы каменистые гряды в русле Днепра – заборы являются устойчивыми образованиями. В зоне затопления Среднеднепровской ГЭС в окрестностях старого Романково находятся три правобережные заборы – Пристань у бывшего села Сошиновки (Шошиновки), Кобылья и Аульская против села Аулов. В районе Романковского холма (поселок ГЭС) Днепровским водохранилищем затоплены две Романковских заборы – Верхняя и Нижняя, Косая (Косова по Д. Яворницкому). Заборы были украшением ландшафта и серьезной помехой для судоходства. Исходя из необходимости обеспечения безопасности судоходства все заборы в окрестностях Романково существуют в затопленном состоянии.
2. Исторической (Романовой по Г. Боплану) являлась переправа, находившаяся ниже Романова кургана в ухвостье Романового острова. Эта переправа под названием Аульско-Сошиновской и прилегающая к ней местность вошли в историю Второй мировой войны как место захвата плацдарма и форсирования реки Днепр войсками Советской Армии в 1943 году.


Библиографический список:
1. Яворницкий Д.И. Вольности запорожских казаков. – СПб. – 1898. – 405 с.
2. Кам’янське та його околиці середини XVIII – початки XX ст.: топонімічний словник / [авт.-упоряд. Н.М. Буланова, О.М. Самойленко, Л.А. Кравцова]. – Дніпропетровськ: ІМА-прес, 2010. – 108 с.
3. Алексієвська Л.В. Кам’янське-Дніпродзержинськ “від А до Я”: Краєзнавчий енциклопедичний довідник. – Дніпропетровськ: Пороги, 2015. – 344 с.
4. Крячко Г.Ю., Валуева Н.Н. О местонахождении некоторых географических объектов в исторической местности Каменское-Романково-Верхнеднепровск. – Режим доступа: http://disk-sport.com/index.php/istoriya/4959-o-mestonakhozhdenii-nekotorykh-geograficheskikh-ob-ektov-v-istoricheskoj-mestnosti-kamenskoe-romankovo-verkhnedneprovsk 
5. Яворницький Д.І. Історія запорізьких козаків. 1 том. – Львів.: Видавництво “Світ”, 1990. – 319 с.
6. Г.Л. де Боплан. Опис України // Пер. з фр. Я.І. Кравця, З.П. Борисюк. – К. – 1990. – Режим доступу: http://litopys.org.ua/boplan/opys.htm 
7. Макаревський Ф. Матеріали для історико-статистичного опису Катеринославської Єпархії. Церкви та приходи минулого XVIII століття. – Д.: Дніпрокнига. – 2000. – 1080 с.
8. Буланова Н.М. Кам’янські етюди в стилі ретро. Видання друге, оновлене і доповнене. – Дніпропетровськ: ІМА-прес, 2011. – 240 с.


Авторы Г.Ю. Крячко, Н.Н. Валуева

1956 Іван Галенко на стадіоні Металург

 

1956 рік. Виступ гімнаста Івана Галенка на стадіоні "Металург". Верхнє фото.

 

Карім в гри проти Донецька

 

07.05.2010. Перша ж поява Ламара Каріма в Дніпродзержинську справило ефект вибуху бомби: зоряний БК "Донецьк" з величезним трудом виграв у БК «ДніпроАзот», але з Ламар донеччанам впоратися так і не вдалося - 32 очка і миттєве визнання дніпродзержинських уболівальників. І в подальшому невисокий (178 сантиметрів) атакуючий захисник БК "ДніпроАзот" регулярно підтверджував свій клас, постійно входячи в число лідерів Суперліги за набраними очками і результативними передачами.

 

1990

 

1990 рік. Стадіон "Буревісник". Свято "Зимовий Дніпро-90", в якому брали участь представники 40 міст СРСР.

 

 

Вечер с кубком и флагом

08.07.2915. Виступаючи в німецькому місті Дессау на 50-й відкритій міжнародній гонці з водно-моторного спорту в класі RN 2000 дніпродзержинець Володимир Вечір зайняв перше місце в класі глісер. На фото Володимир з прапором України.

 

Каграманян і Бержанскас

 

13.10.2012. Боксери Нвер Каграманян і Томас Бержанскас.

Текст Віктора КУЛЕНКА.

69 Парад ДДРЕС

 

Святкова колона трудящих ДДРЕС на параді. Верхнє фото. 07.11.1950.

 

61 Біля входу в парк Шевченка

 

Біля входу в парк Шевченка. 07.11.1950.

 

64 На Дніпрі

 

Катання на човні по Дніпру. Позаду панорама металургійного заводу і ДДРЕС. Верхнє фото. Літо 1950 р.

 

80 Парад прапори

 

З прапорами на параді. 07.11.1950.

 

83 Парад духовики

 

В святковій колоні попереду делегації вагонобудівного заводу імені газети "Правда" йде духовий оркестр. 07.11.1950.

Віктор КУЛЕНКО.