В Днепродзержинске, напротив железнодорожной станции Баглей высится монумент в виде штыка. Это - братская могила красноармейцев, погибших в Гражданскую войну при обороне станции. На памятнике надпись:"Героям-червоноармiйцям, якi загинули смертю хоробрих в боях за Владу Рад на станцii Баглей у 1919 роцi".
К сожалению, до сих пор так и не удалось узнать фамилии всех, кто похоронен в этой братской могиле, хотя поиски и исследования велись долгие годы. По словам очевидцев, под памятником похоронены красноармейцы, погибшие не в одном бою, а в разное время. Их останки собирали из разных могил и перезахоронили в братскую могилу в 1925 году, над могилой установили обелиск. Долгое время считалось, что Гавриил Николаевич Баглей, чьим именем названа станция, район и улица в Днепродзержинске, а также улица в Днепропетровске, погиб в 1919 году и похоронен в этой могиле. Но потом выяснилось, что у Баглея был однофмилец, помощник начальника станции. Весной 1919 года он, якобы, был смертельно ранен под Сухачевкой, и его похоронили в братской могиле вместе с несколькими красноармейцами. По другим сведениям он погиб в перестрелке с деникинцами на станции в июне 1919 года.
А сам Гавриил Николаевич Баглей был комиссаром Юго-Западной дороги и умер от сыпного тифа в 1920 году.
Очевидцы вспоминали, что первые могилы красноармейцев появились на станции в мае 1919 года после наступления атамана Григорьева. Также весной 1919 года на станции Запорожье-Камянское во время налета деникинской конницы погибло много матросов из бронепоездов, находившихся в тупике на заправке. Летом того же года здесь хоронили матроса. В конце мая или начале июня 1919 года в бою с конным корпусом генерала Шкуро, наступавшем на станцию, в степи погибли 18 красноармейцев, которых хоронили на следующий день. В начале 30-х годов, во время строительства подстанции на месте могилы, останки бойцов перезахоронили в братскую могилу.
История самой могилы сложилась весьма драматично. Когда в 1941 году немцы захватили Днепродзержинск, обелиск взорвали. Восстановили памятник в 1945 году. На нем тогда была надпись "14 мая 1919 года в боях за Советскую власть, защищая ст. Запорожье-Камянское от нашествия белогвардейских банд Деникина, погибли смертью храбрых 18 воинов Красной Армии из отряда отважного командира Баглея. Слава героям гражданской войны, воинам героической Красной армии, отважным Баглейцам".
Нынешний памятник, в виде штыка, был установлен на братской могиле 12 мая 1967 года, накануне празднования 50-летия Октябрьской революции. Его автор - днепродзержинский архитектор Иван Федорович Власенко.
МАТРОС БАГЛЕЙ
Николай Иванович Павлов в то время возглавлял штаб «Поиск», созданный комсомольцами Баглейского коксохимического завода. Целью его было установление имен тех, кто похоронен в братской могиле, на которой сооружен монумент в виде штыка.
На гранитном обелиске, установленном в 1945 году, была надпись «14 мая 1919 года в боях за Советскую власть, защищая ст. Запорожье – Камянское от нашествия белогвардейских банд Деникина, погибли смертью храбрых 18 воинов Красной Армии из отряда отважного командира Баглея. Слава героям гражданской войны, воинам героической Красной армии, отважным Баглейцам».
СТРАНИЦЫ ПОИСКОВОГО ДНЕВНИКА
Николай Павлов сохранил дневник поиска, письма участников гражданской войны, свидетельства очевидцев тех событий, копии архивных документов.
В Днепропетровске проживала Анна Ивановна Баглей, жена комиссара, именем которого названы станция, район и улица в Днепродзержинске, а также улица в Днепропетровске. Глинобитную мазанку на ул. Ласточкина, 54 она построила в 1938 году. Вместе с ней проживал сын с семьей. Пенсия ее составляла 21 рубль, и чтобы прокормить себя, женщина нанималась няньчить соседских детишек.
Обком партии, куда комсомольцы обратились по поводу помощи бедствующей вдове героя гражданской войны, сообщил, что, выйдя повторно замуж, Анна Ивановна утратила право на пенсию за мужа. На этом внимание партийных органов было исчерпано.
Бывший начальник вокзала ст. Баглей Николай Федорович Король рассказал, что в братской могиле под обелиском похоронены красноармейцы, погибшие в разное время. Их останки были перезахоронены из могил в братскую могилу в 1925 году. Тогда же был установлен на ней и обелиск. Во время войны он был взорван оккупантами, восстановлен уже в послевоенное время.
В ходе поисков баглейские комсомольцы узнали, что было два человека с фамилией Баглей. Григорий Матвеевич Голобородько хорошо знал одного из них, военного коменданта станции в 1918–1919 гг. Однажды тот «воспитывал» его старшего брата Петра, на пьяную голову выгнавшего из дома жену с ребенком. «Если через час не явишься ко мне вместе с женой, я тебя расстреляю», – заявил комендант.
Весной 1919 года комендант станции Баглей был смертельно ранен под Сухачевкой, и его похоронили в братской могиле вместе с несколькими красноармейцами.
О похоронах какого-то командира вспоминали и другие участники событий, в частности Василий Александрович Черноусов, бывший машинист депо, Алексей Алексеевич Шевченко, сын рабочего станции.
Карп Яковлевич Азаров рассказал, что в начале 30-х годов работал десятником на станции и ему поручили выкопать котлован в 10 метрах от здания. Там были обнаружены останки красноармейцев, которые перезахоронили в братскую могилу под обелиском.
Радченко Елена Елисеевна была очевидцем расстрела камянских комсомольцев в 1918 году, которых из пулемета расстреляли за железнодорожной насыпью немцы.
Зинаида Антоновна Куницкая вспоминала как весной 1919 года на станции Запорожье-Камянское во время налета деникинской конницы погибло много матросов из бронепоездов, находившихся в тупике на заправке.
То, что было два Баглея, подтвердил Николай Филиппович Мясоедов. Баглей, похороненный на станции, был в матросской форме, воевал на бронепоезде. Николай Филиппович беспризорничал в то время. Однажды Баглей подошел к нему, обнял за плечи: «Ничего. Вот закончится война. Будешь учиться в школе. Станешь настоящим человеком». Здесь же, на станции похоронены Сухомлинов и Сорокин. Николай Филиппович запомнил Сорокина потому, что тот дал ему полный солдатский котелок каши, которую ватага голодных мальчишек тут съела. По его словам, могил на станции было несколько.
О том, что был второй человек с фамилией Баглей, высокий широкоплечий матрос, подтвердила и жена комиссара станции Федора Филипповича Мясоедова – Нюся Ивановна. Она рассказала, что в июле 1919 г. на станцию наступали деникинцы. Ее муж и его помощник матрос Баглей вступили с ними в перестрелку, во время которой Баглей погиб.
Григорий Михайлович Золотухин рассказал, что первые могилы красноармейцев появились на станции в мае 1919 года после наступления атамана Григорьева. Он также вспомнил, что летом хоронили матроса. В 1918 году немцы расстреляли кассира станции Медведева. В том же году гайдамаки расстреляли какого-то человека в кожаной куртке.
Участник гражданской войны Григорий Николаевич Ковалев рассказал, что накануне захвата Камянского деникинцами в конце мая или начале июня 1919 года конный корпус генерала Шкуру налетел на ст. Запорожье-Камянское. В степи неподалеку от станции погибли 18 красноармейцев, которых хоронили на следующий день. Мародеры сняли с них обмундирование. В последствии, в начале 30-х годов, во время строительства подстанции на месте могилы, останки бойцов перенесли туда, где был установлен обелиск.
Анна Кононовна Стельмах, бывшая телеграфистка станции Запорожье-Камянское, хорошо помнила Баглея-матроса. По ее словам он был командиром бронепоезда, погибшим под ст. Сухачевка. Его тело привезли завернутым в брозент и похоронили на станции, на месте теперешнего обелиска под винтовочные залпы матросов.
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ
В дневнике много воспоминаний. Но, не смотря на тщательные поиски в архивах, так и не удалось найти ни одного документа, касающегося погибших и похороненных на станции. Не удалось узнать и имени отчества матроса, запомнившегося многим камянчанам. Осталась в памяти только фамилия Баглей. Иногда его называли Баглай. Кто этот 25-летний матрос, откуда? Пожар гражданской войны стер следы.
Но большинство свидетелей тех событий сходятся в том, что матрос Баглей все же похоронен на станции.
Его знали и помнили многие. И когда станцию переименовали, вполне возможно, что железнодорожники и жители станционного поселка восприняли это как должное воздание памяти матроса Баглея, никак не связывая с именем комиссара Николая Баглея.
Кто-то утверждал, что вначале на обелиске были имена камянчан, похороненных в братской могиле. Но разрушение обелиска во время оккупации не позволяло восстановить их.
Наверное, во время восстановления, появилась надпись о красноармейцах, погибших 14 мая 1919 года в степи под станцией в бою с деникинцами. А поскольку старожилы хорошо помнили командира бронепоезда, погибшего приблизительно в то же время, то связали его имя с отрядом бойцов, похороненных в братской могиле.
Накануне празднования 50-летия Октябрьской революции на месте братской могилы был сооружен мемориал.
ДОСЬЕ
Гавриил Николаевич Баглей (1887–1920)
Рабочий Нижнеднепровских железнодорожных мастерских Екатерининской железной дороги. Член РСДРП с 1912 года. Член исполкома Екатерининской дороги с 1917 года. Делегат чрезвычайного Всероссийского съезда железнодорожных рабочих. Председатель Военно-революционного штаба по охране перевозок на Екатерининской дороге. С лета 1919 года комиссар Юго-Западной дороги. Умер от сыпного тифа в 1920 году.
ШТРИХ
* В 1923 году по решению Екатеринославского губкома КП(б)У станция Запорожье-Камянское переименована в станцию Баглей.
* Указом Президиума Верховного Совета Украины от 9 октября 1945 года именем Г.Н. Баглея назван район г. Днепродзержинска.
Автор: Людмила ГЛОК