Последние несколько лет постоянные слушатели радиостанции «МиКомп» привыкли начинать свой день вместе с диджеем Андреем Дашкевичем, чей голос они узнают даже в общественных местах. В обычной жизни ведущего зовут Михаил Акуленко и вне эфира он такой же, как и на работе: веселый, общительный, активный. Мы встретились с ним на «его территории» - в светлом офисе радио «МиКомп», по случаю профессионального праздника – Дня работников радио, телевидения и связи, который в Украине отмечают 16 ноября, пишет https://www.5692.com.ua/news/1873363
Когда мечты становятся явью
- Знаете, многие люди включают для «фона» телевизор, но в моей семье всегда было заведено иначе, - делится воспоминаниями Михаил, откидываясь на спинку офисного кресла. – Я привык к радио с детства: мне нравилось это «дело». Тогда, в подростковом возрасте, лет в 14-15, у меня была мечта: работать на радио.
Но прежде чем стать радиоведущим и исполнить детскую мечту, Михаил прошел достаточно долгий путь в поиске себя: дважды поступал в университеты на «точные» специальности, но так и не закончил образование.
- Моя работа – совокупность всей деятельности, которой я занимался, - душевно улыбаясь, делится Михаил. – Участие в КВН и «Лиге смеха» дали мне ту базу, которая была необходима для дальнейшей работы на радиостанции. На радио «МиКомп» я попал в мае 2015 года.
События двухлетней давности Михаил помнит отчетливо: прийти на прослушивание ему посоветовал близкий друг – Влад Грановский, который на тот момент работал на радио «МиКомп».
- Когда шел на первое прослушивание, я уже не рассматривал работу диджея так, как в детстве. Но результаты понравились главному редактору и меня взяли на стажировку. Очень скоро я ввязался в музыкально-развлекательную эйфорию радиостанции и начал вспоминать детство: как мечтал побывать на радио, посмотреть, что и как происходит. В более сознательном возрасте мне казалось, что такая работа требует огромной подготовки, которой у меня нет. Уже после первого прослушивания, главный редактор объяснила, над чем мне нужно поработать, какие моменты в речи, поведении и языке нужно «подтянуть».
Во время стажировки, которая длилась месяц, молодой диджей, тогда еще без опыта работы, понял важную истину: «Достичь можно любой цели, если запастись терпением и уверенностью. Нельзя сходить с выбраного пути».
Первые дни работы на радиостанции не обошлись без переживаний: работа в прямом эфире подразумевает живое общение с тысячами слушателей.
- Перед первым выходом в эфир я сильно волновался от осознания того, что именно меня в эту минуту слушает множество людей. Становилось, как это модно говорить, «стремно». Но волнение быстро исчезло: любые ошибки и оговорки, которые случаются во время прямого эфира, нельзя замечать и делать на них акцент. Правильнее идти дальше, ведь уверенность – та черта характера, которая просто необходима для работы на радио.
- Получается, что боязнь эфира – самое сложное в начале карьеры? – спрашиваю я.
- Думаю, да, ведь волнение – основной враг диджея. Начинающему ведущему нужно верить в себя и быть «красавчиком».
Забавная характеристика навела меня на дополнительный вопрос:
- Как это - быть «красавчиком»?
Михаила такой вопрос нисколько не удивил, не заставил растеряться. Улыбнувшись, он спокойно пояснил свое мнение:
- «Красавчик» – сборное понятие, в которое входит уверенность, импровизация, искрометность и остроумность. Кроме того, ведущему-«красавчику» нужно поднимать интересные темы во время эфира - это привлекает радиослушателей и добавляет передаче интереса.
О «человеческой» работе
- В начале карьеры многие люди, выбравшие для себя творческие профессии, сталкиваются с непониманием родных и близких, которые по-доброму, но настоятельно, советуют выбрать «нормальную» работу. Возникали ли такие ситуации в жизни популярного диджея?
- Да, когда я начал работать на радио, родные говорили мне «классно, что ты этим занимаешься, но лучше бы нашел «человеческую» работу, занимался чем-то более полезным», - становясь более серьезным, говорит Михаил.– Для большинства людей работа в подобных сферах кажется чем-то особенным, что светит только «избранным». У них создается впечатление, что обычным людям попасть на такую работу слишком сложно.
- Сейчас, спустя 2 года на радио, родные и близкие поддерживают тебя?
- Да, мои родные пересмотрели свое отношение. Они поняли, что я выбрал такой путь. От моей работы у них только позитивные впечатления. Вообще, радио «МиКомп» существует достаточно давно и огромное количество людей, работавших здесь ранее, пошли по этой стезе дальше – начали работать на крупных радиостанциях столицы. Я думаю так: радио – магическое место, которое оставляет отпечаток на всех сотрудниках.
Со временем Михаил начал чувствовать себя в эфире гораздо увереннее и даже нашел универсальные рецепты от возможных конфузов.
- Курьезные ситуации в прямом эфире периодически возникают и будут возникать в дальнейшем, ведь моя работа связана с людьми. Если есть 10-15 секунд на то, чтобы придумать искрометный ответ – хорошо, а если времени нет – импровизирую на ходу.
Засмеявшись, Михаил припоминает забавный случай из практики:
- Как-то дозвонившийся человек попросил спеть в прямом эфире. Петь априори не просто, а вот если нет голоса и слуха…, - не переставая улыбаться, Михаил продолжает. – Получается дикое действо. Но меня радует, что такие люди есть, и что они смелые.
- Есть люди, которые, дозвонившись на радио, пытаются поставить ве-дущего в тупик, показать, насколько они остроумны?
- Да, такие люди тоже есть, но в общении с ними нужно найти моментальный компромисс и свести возможный конфликт на «нет».
Получается, что юмор – универсальный способ решить проблему? - спрашиваю у Михаила.
- Конечно! Юмор – такая штука, которая спасает везде и всегда, а потому конфликты сглаживаю именно так. Но если в прямом эфире происходит что-то максимально критичное, например, слушатель решил сказать что-то неприемлемое, озвучивает призывы к войне или что-то в этом роде, мы выключаем связь и благодарим за телефонный звонок. Потом добавляю «так делать нельзя, вы нехороший мальчик /девочка».
Хочется еще больше, хочется еще круче
У людей, далеких от радиоэфиров, может сложиться впечатление, что в работе радиоведущего нет ничего сложного: сидишь себе в теплом офисе, «починяешь примуса», не трудишься в горячем цеху. Но на самом деле, дела обстоят иначе: рабочий день диджея не знает и минуты покоя:
- На «МиКомпе» радиоведущий выполняет достаточно большой объем работы: ведем передачи, принимаем заказы на музыку, общаемся с радиослушателями, передаем «приветы». До самого завершения смены я нахожусь в постоянном движении: что-то делаю, говорю, придумываю.
Вдохновение, необходимое для такой творческой и насыщенной работы, молодой диджей сравнивает с аппетитом и охотно делится своим виденьем:
- Вдохновение появляется от того, что ты получаешь кайф от самого процесса работы, как аппетит, который приходит во время еды. Когда занимаешься эфиром, выполняешь заказы, играешь в игры, общаешься со слушателями – как будто заводишься изнутри. Хочется еще больше, хочется еще круче. Получается так: ты заводишься с самого утра и до конца рабочего дня продолжаешь синтезировать энергию и позитив, которые достаются радиослушателям.
Про энергию и позитив Михаил не преувеличивает: его речь быстрая и живая, а потому собеседник постепенно привыкает и подстраивается под этот ритм. Такая манера общения характерная для людей, ведущих активный образ жизни. Радиоведущий именно такой человек – помимо основной работы он успевает совмещать сразу несколько видов деятельности: вести корпоративы, участвовать в КВН. Но жесткий график имеет свои особенности, ведь для простых жизненных радостей остается крайне мало времени.
- Стараюсь использовать время максимально эффективно, ведь КВН и «Лига смеха» отнимают уйму времени. Я считаю, что для того, чтобы чего-то добиться, нужно посвящать делу 95, а то и 100% времени. Делать это нужно так, чтобы не опаздывать в других сферах. Свободное время стараюсь посвящать семье и любимой, ведь с друзьями я успеваю увидеться и на работе.
Достаточно трудно представить человека, особенно творческого, который может быть продуктивным 24 часа в сутки. Ведь порой творческие люди склонны чередовать излишнюю активность с полным бездельем.
- Действительно ли не возникает необходимости в праздном «ничегонеделанье»?
- О-о-очень возникает, - широко улыбаясь говорит Михаил. - Иногда мой график слишком напряженный и после я чувствую себя крайне вымотанным, как морально, так и физически. В таких случаях мне нужно минимум полдня, чтобы восстановиться: просто полежать и ничегошеньки не делать. Наверное, если рассматривать распределение времени с точки зрения прагматики – это плохое занятие, но оно необходимо, чтобы нормально трудиться в дальнейшем и заниматься тем, что нравится и приносит удовольствие.