1 июня 2004 года наш земляк Виктор Анатольевич Бобок в составе альпинистов сборной России покорил высочайшую вершину планеты Эверест (Джомолунгма). В том же году во время кратковременного пребывания в Днепродзержинске с ним было сделано это интервью.
Автор интервью (справа) с Виктором Бокбком во время его пребывания на родине.
- Виктор Анатольевич, расскажите о покорении Эвереста. Чем уникально восхождение по северной Стене вершины?
- Прежде всего хочу сказать, что покорить Эверест нельзя. Можно взойти на вершину и спуститься с нее. Гора может пустить и отпустить. Нас она пустила и отпустила. Этому способствовал ряд мероприятий, проведенных нашей командой. Волей случая я попал в сборную России по альпинизму. Я оказался единственным украинцем в составе сборной России.
На данный момент, это восхождение на вершину по северной Стене относится к самой сложной категории - 6-Б. На Эверест россияне проложили три маршрута. Это рекорд. У американских альпинистов проложено два маршрута, восходители других стран пользуются одним.
Целью коммерческой экспедиции была прокладка маршрута и съемка фильма о восхождении на Эверест. 1 июня 2004 года в 9.20 по китайскому времени на вершину Эвереста поднялись я и Виктор Володин. Мы были последней парой восходителей из членов нашей альпинистской сборной, кому покорилась СЕВЕРНАЯ СТЕНА ЭВЕРЕСТА.
Проложено много новых маршрутов, но это был абсолютно новый. По нему пытались взойти несколько команд из Японии, Швейцарии, Испании. Но все потерпели фиаско. Это было первое удачное восхождение.
Экспедиция на Эверест длилась три с половиной месяца. Мы вылетели из Шереметьево 25 февраля, а вернулись 9 июня. Но это был уже финальный этап. А в 2003 г. мы экспедицией в составе пяти человек съездили в Непал и провели разведку. Приобрели пермит (право на восхождение). В данном случае пермит был на высоту до 7 тыс. м. Долезли где-то до отметки 6800 метров, пощупали, как говориться, Стену, посмотрели что нам нужно будет в техническом плане для дальнейшего восхождения. И уже в финальной части на вершину взобрались 8 счастливчиков, в том числе и я. Когда-то в детстве я читал книжки об Эвересте, но тогда и в мечтах не было повторить путь ее первооткрывателей Хиллари и Шерпы. Потом с годами, когда я начал профессионально ходить в горы появилась мысль это сделать.
- Что вы почувствовали, когда взошли на вершину мира?
- Когда мы прошли уже всю Стену и осталось сделать последних три шага, я остановился, а мой напарник забежал на вершину. Он крикнул, чтобы я тоже стал на самую маковку Земли. Но на меня накатили такие чувства, что вот все то к чему я стремился, о чем мечтал все сбывается. Было очень интересно ощущать себя на вершине мира. Понял, что вот она высшая точка, высотный полюс Земли - 8848 метров. Выше вершин нет и в ближайшее время не предвидится.
- Почему вы говорите, что не предвидится? Высота гор разве меняется?
- В этом году китайцы провели экспедицию и установили огромную стелу на которой выбили цифры "88..". А недавно провели специальное измерение и остальные две цифры добют, когда будет известна точная высота Эвереста. Горы ведь как и люди растут. Да и у китайцев своя специфика измерения. В прошлом году нам после восхождения выдали сертификат на котором была указана высота вершины - 8848 м 13 см. А вот Шиша Пангма (предыдущий восьмитысячник на который я ходил) имеет высоту 8013 метров. Для наших альпинистов цифра 13 не представляет никакого суеверия. А вот китайцы умудряются писать высоту то 8012, то 8014 метров. Но только чтобы чертова дюжина нигде не фигурировала.
- Альпинизм в вашей жизни занимает очень большое место. А как вы начали заниматься этим видом спорта?
- Сначала я занимался не альпинизмом, а горным туризмом в Днепродзержинском клубе туристов при ДМК в далеком 1979 году. Моим крестным отцом по занятию альпинизмом был конструктор из Дзержинки Александр Воловик. Он показал как это интересно делать восхождения в горы. Во время горного похода взошли на несложную вершину категории 2-А и назвали ее Комсомольской. Мне очень понравились те чувства, которые ты испытываешь при покорении вершины горы. Простые бытовые вещи воспринимаются совсем по другому. И начинаешь ценить жизнь совсем иначе.
- А почему вы уехали жить в Москву?
- Ну, это сложная семейная перепития. На фоне разных стремлений, в том числе и ходить в горы, я переехал в 1991 г. жить в столицу СССР. А затем последовало отделение всех республик. Так я и остался жить в России.
- Ну, а зачем вам нужно рисковать жизнью поднимаясь на высоченные горы?
- Увлечение альпинизмом позволяет посмотреть весь мир. Ведь это не просто самоцель взойти, забежать на вершину, а затем спуститься. Интересно изучить нравы населения, посетить достопримечательности, пообщаться с людьми. Я, например, изучил уже несколько языков. Главное не комплексовать в этой жизни и тогда все получиться, иметь какую-то цель и к ней стремиться. У каждого в жизни должна быть своя вершина.
Предвкушая ваш вопрос могу сказать где я беру деньги на восхождения. Вообще вничего не вкладывая в этой жизни невозможно ничего и получить. Вначале я вкладывал свои знания и умение, т.е. опыт своих восхождений, какие-то наработки. Зарекомендовал себя с этой стороны. Меня заметили и пригласили в состав экспедиции. На заработанные деньги я езжу взбираться на вершины. Опыт поднятия на семитысячники у меня есть еще по восхождениям на таковые в СССР. А вот на вершины повыше я учился подниматься на Шиша Пангма. Тогда же у меня подспудно созрела мысль взойти на Эверест. Для восхождения на Шиша Пангма я выложил из собственного кармана 8 тыс. долларов. Но теперь, после того как я побывал на Эвересте, все поменялось. Если раньше я искал спонсоров, то теперь наоборот, на меня устроили тендер. Я не успеваю прийти в одну контору, как уже дергают в другую. Сейчас питерская фирма "Red Fox" предлагает очень выгодные условия.
- Если во время восхождения ваш напарник заболел, а вершина вот рядом, рукой подать. Как вы поступите в таком случае?
- Этика альпинистов очень суровая. Еще не было случая, чтобы на высоте выше 8 тыс. м. кого-то спасли. Человек не способен там поднять больше 15-20 кг. Спасая тащить на себе взрослого мужчину там невозможно. Вопрос спасения дискутируется уже давно. Рассуждая сидя на диване и побывав самому в такой ситуации вещи разные. Здесь два выхода. Или ты садишься рядом с умирающим и ждешь такой же участи или продолжаешь двигаться к цели. Третьего не дано. Поэтому каждый выбирает сам решение. Или ты остался там навсегда или прошел мимо человека с поломанной ногой, которому ничем не можешь помочь. Это специфика высотного альпинизма. На высоте ниже 7 тысяч метров у нас есть опыт спасения людей, да и техника позволяет. А вот что касается выше этой отметки, мы пока бессильны...
- А много погибло ваших друзей во время восхождений?
- На Эвересте нас Бог миловал. А так есть конечно. К этому надо относиться философски. Ведь в транспортных происшествиях гибнет много людей. И тем не менее, никто не отказывается пользоваться транспортом. Или бывает, что на голову падает сосулька...
- Правда, что шерпы самые лучшие носильщики в мире?
- Как носильщики - да. Ведь представители этой национальности практически все рождены на высоте пяти тысяч метров над уровнем моря. У них даже есть приставка к имени по которой можно понять, что данный человек рожден на высоте 5 тыс.м. Люди выросшие в таких условиях адаптированы к данной местности. Мы на такой высоте задыхаемся от недостатка кислорода, а они там в футбол играют. Шерпы разделяются на носильщиков, которые несут груз просто по тропе и на высотных, которые работают непосредственно на маршруте. Так как у нас маршрут был очень сложным в техническом плане, то мы взяли всего 3 носильщика. По моему мнению они не справились со своей задачей. Шерпы поднялись всего три раза. Два раза на 7 тысяч и один раз на 7800 метров. Принесли всего по два кислородных баллона.
- Вы поднимались в кислородных масках?
- Зона смерти находится на высоте 8 тыс. метров. Как сама зона она не страшна. Туда можно забежать и убежать. Но как последствия этих высотных восхождений - отмирает кора головного мозга, начинаешь терять память. А впоследствии можно потерять трудоспособность. Без кислородной маски можно взойти, но смысла я не вижу. Вероятность остаться лежать на Эвересте большая. Я раньше побывал без маски на восьмитысячнике и сейчас ощущаю последствия. Поэтому мы одели рюкзаки с баллонами и взошли на вершину мира.
- Были ли у вас неудачные восхождения? И как вы снимаете стресс после неудач?
- Что такое неудачное восхождение? Не поднялся на гору, ну и ладно. Лучше сто раз вернуться, чем однажды остаться на вершине. Это мой принцип, который я исповедываю давно. А стресса здесь никакого нет. Наоборот, это же счастье, что я вернулся. Не взошел сейчас, взойдешь позже. Гора стояла и будет стоять. А жизнь - она дается один раз.
- Вы являетесь альпинистом со стажем. А награды какие-нибудь имеете?
- Я - кавалер ордена "Лед и пламя". Еще в советские времена выполнил норматив кандидата в мастера спорта и являюсь единственным альпинистом в составе сборной России, побывавшей на Эвересте, с таким званием. После восхождения на Эверест, на презентации нашего фильма, выступал министр спорта России В.Фетисов, который пообещал всех наградить званием заслуженного мастера спорта России. Прошло уже сколько времени, но никто ничего не дал. Я вообще отношусь равнодушно ко всяким регалиям. Главное, что я был на вершине мира. А дадут мне заслуженного или перезаслуженного меня это не интересует.
- Существует такое мнение, что в Гималаях живут снежные люди, которых зовут "йети". Вам не приходилось сталкиваться с этими гоминоидами?
- Мне эта тема очень интересна и я побывал в Непале в знаменитых монастырях где демонстрируют череп йети, его шкуру, скальп. Есть ряд исследований, которые говорят, что это все остатки животных отдельного вида медведей. А местные жители верят в снежного человека и еще в полторы тысячи богов. Все мы ведь верим во что-то. Лично я не видел йети и отношусь к его существованию скептически.
- Альпинизм это постоянные переезды. Как домашние относятся к этому?
- Могу сказать, что дети гордятся моими восхождениями, а супруга разделяет мои интересы.
- Что связывает вас сейчас с Днепродзержинском?
- Здесь живет моя мама и сыновья. Стараюсь ежегодно их навещать. Хотя не всегда получается.
- С украинскими альпинистами поддерживаете отношения?
- Раньше поддерживал отношения с трагически умершем в минувшем году Михаилом Туркевичем. В Москве проживает несколько украинских альпинистов, которые зарабатывают деньги на восхождения С ними постоянно сталкиваюсь. Часто пересекаются наши пути с украинскими альпинистами в Крыму, когда выезжаю на отдых. Я никогда не прерывал связей с людьми со своей родины.
- В самом начале беседы вы упомянули, что альпинисты народ не очень суеверный. А лично вы верите в какие-нибудь приметы?
- Наверное нет. Ко всему надо подходить трезво и взвешенно, делать выводы и принимать грамотные нормальные решения.
- А чем в свободное время любите заниматься?
- Погонять на виндсерфинге, на велосипеде. Я живу рядом с Серебряным Бором. Специально покупал квартиру, чтобы рядом была зона отдыха и где можно было бы проводить тренировки. Там же находится Строгинская пойма, водное пространство где постоянно гуляют волны. Вот там и гоняю на виндсерфинге. Катаюсь на роликовых коньках, очень люблю горные лыжи с переходом в альпинизм, так называемый ски-альпинизм. Это когда лыжи тащишь на себе на вершину, а затем спускаешься на них вниз.
- У вас уже очень богатый опыт восхождений. Не думаете ли вы написать мемуары?
- Есть уже даже название к будущей книге - "Мои семь вершин". Но это случится когда я взойду на высочайшие вершины всех континентов.
- Песенные строчки "Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути" это о вас. Ваши задачи минимум и максимум?
- Минимум, как я уже сказал, взойти на все высочайшие вершины континентов. А максимум... Пока не буду разглашать тайны. Хотя идеи уже есть. Я привык расставлять приоритеты. В сентябре попробую съездить в Австралию. А в ноябре, если найду спонсоров, попытаюсь покорить высшую точку Антарктиды пик Винсона, высотой 4897 метров.
Беседу вел Виктор Куленко