Как известно, Юлиан Семенов для создания своего романа «Майор «Вихрь» в начале 60-х работал в архиве Главного разведывательного управления КГБ СССР, где знакомился с делами диверсионно-разведывательных групп, действовавших в Польше. Одной из них была группа «Висла», командовал которой Алексей Лотов.
Мне посчастливилось быть знакомой с Алексеем Александровичем Лотовым, возглавлявшим с декабря 1958 года и до своей кончины в июне 1985-го Днепродзержинское управление треста «Гидромеханизация». Организация гремела своими производственными показателями и мне, тогда работавшей в отделе экономики и промышленности газеты «Дзержинец», часто приходилось общаться с ее руководителем. Строгий и требовательный Алексей Александрович был человеком скромным. И если бы не его друг собкор «Днепровской правды» Николай Игнатьевич Пискун, я бы никогда не узнала, что он – «Собинов», командир «Вислы», один из разведчиков, ставших прообразом культового киногероя.
С задания не вернулся
Биография Алексея Александровича полна эпизодов для создания военных фильмов. Недавно, вчитываясь в документы на сайте Центрального архива Минобороны РФ, нашла имя сержанта Лотова в списках братской могилы деревни Малые Пруды на Орловщине. Дата гибели 2 июля 1942 года совпадает с датой в донесении пропавших без вести при выполнении спецзаданий бойцов 308 стрелкового полка 23 стрелковой бригады НКВД.
Из биографической справки командира группы «Висла»: 1920 г.р., родился с г. Собинка Ивановской области, член ВЛКСМ, окончил два курса Московского гидрометеорологического института, по комсомольской мобилизации работал на строительстве 2-й очереди Московского метрополитена в 1938 г. Добровольно вступил в истребительный отряд Кировского района г. Москвы. В октябре 1941 года принят в спецшколу при УНКВД по Московской обл. на диверсионное отделение по минно-подрывному делу. Несколько раз направлялся в тыл противника в составе диверсионных групп.
20 апреля 1943 года был направлен в распоряжение Украинского штаба Партизанского движения. С 5 мая 1943 г. Направлен в тыл противника в партизанское соединение генерал-майора Ковпака, где работал инструктором минно-подрывного дела и командиром диверсионной группы. После ранения в октябре 1943 г. Отправлен в госпиталь в г. Москву. После излечения возвратился в распоряжение Партизанского штаба, которым вновь был направлен в тыл противника с диверсионной группой, где пробыл до 15.07.44.
Группа Лотова тогда была заброшена на Западную Украину. Как рассказывал Алексей Александрович, в тех же лесах действовал и отряд УПА. Там тоже знали, очевидно, о чекистской группе. Но ни одни, ни другие встреч не искали. Пока не начались проблемы с продуктами. Оружия у диверсантов хватало, но тол есть не будешь. Пришлось искать контакты с бандеровцами. Договорились встретиться в сельском кабачке и без оружия. Два командира сели за стол переговоров, когда ввалились немцы. Все, мелькнула мысль, заманили и сдадут! Но тут из-за соседнего стола поднялись парубки и, обняв непрошенных гостей, потащили тех подальше, приглашая выпить. Прикрыли. Командиры договорились обменять продукты на оружие. Встретились у речки. На одном берегу – бандеровцы, на другом – чекисты. Подводы пошли через брод навстречу друг другу. Оба отряда держали друг друга на прицеле. Так же, не опуская оружия, пятясь, отошли каждый в «свой лес».
Группа «Висла»
22 сентября 1944 г. под грифом «совершенно секретно» в Москву было послано спецдонесение НКГБ УССР «По выведению в тыл противника группы «Висла» в составе 9 человек, сформированная из бойцов украинских партизанских отрядов. В ночь на 21 сентября с Львовского аэродрома она была доставлена в район в 50 км от Кракова. Перед «Вислой» поставлена задача о выполнении»диверсионных и специальных мероприятий в тылу противника на территории Западной Польши»
3 октября в 10 км от города Гжанов партизаны «Вислы» взрывают машинное отделение, паровые котлы и трансформаторы завода, выпускающего серную и азотную кислоту. Никто из 200 рабочих не пострадал.
7 октября на железнодорожной линии Краков-Закопане был заминирован участок. В результате пущен под откос курьерский поезд из 16 вагонов, в котором погибли около 200 немецких офицеров и высокопоставленных чиновников.
29 октября – взорван железнодорожный мост с составом из 50 вагонов на перегоне Оселец- Макув. Эшелон был забросан термитными кеглями. Отчего возник пожар и начали взрываться боеприпасы. В результате были уничтожены 2 паровоза, 17 вагонов с техникой и боеприпасам, 3 танка, 5 автомашин, 40 орудий. Движение было остановлено на 2 суток.
18 января 1945 года совместно с польскими партизанами разгромлен словацкий гарнизон в селе Зубжица. В штабе захвачены оружие и документы.
В октябре 1944 года группа «Висла» установила контакт с отрядом Армии Крайовой и с отрядом Армии Людовой. Они выделяли проводников, передавали часть своих явочных квартир, принимали участие в совместных операциях, снабжали сведениями о противнике.
30 января 1945 года в район действий «Вислы» вступили части Советской Армии.
За 4 месяца ( 21.09.44 - 30.01.45) группа выросла до 52 человек за счет военнопленных и местного населения. 28 октября был ранен и взят в плен, а затем казнен Юрий Шнайдер.
«Партизанское строительство»
Эта история связана со строительством левобережья. По воспоминаниям Генриха Яковлевича Кузнецова, который тогда был зампредом Днепродзержинского горисполкома, партизанский опыт Лотова пригодился при подготовке песчаной «подушки» для новых микрорайонов.
Все понимали, что в Кабминах и Генпланах УССР и СССР долго будут идти согласования. А ведь песок должен слежаться, чтобы на нем можно было строить высотки! Это, конечно, была еще та авантюра! Но начальник СУ «Гидромеханизация» А.А. Лотов поставил земснаряд, как когда-то ставил мины, - у всех на виду, но незаметно. Управляющий трестом В.П. Шмаков «спартизанил» 500 тонн труб нужного диаметра. Начальник горэлектросети И.Я Ситницкий и начальник СУ «Днепроэлектромонтаж» подпольно обеспечивали земснаряд электроэнергией. Кто мог заподозрить, что в декабре 1969 года, за год до утверждения Генплана строительства, в Днепродзержинске начали уже работать над его осуществлением!
Ну, а уже с началом левобережья, Алексей Александрович 12 лет был бессменным членом исполкома Днепровского районного совета депутатов.
К боевым наградам добавился орден Трудового Красного Знамени и звание Заслуженного гидромеханизатора СССР. Его имя внесено в «Энциклопедию гидромеханизации СССР и СНГ», изданную в 2010 году.
Текст: Лора ГАУК