Листая подшивки 50-60-х годов днепродзержинской газеты "Дзержинец" я часто наталкивался на фотографии, автором которых был А.Бахмутский. В большинстве случаев это были портреты известных людей города. Любопытство краеведа подтолкнуло побольше разузнать об этом мастере фотопортрета после того, как я прочитал небольшую заметку о Бахмутском: "Фотографу в темряві доводиться проставляти номера негативів. Писати і не бачити, що ти пишеш - незручно. Крім того, не на місці поставлений номер може зіпсувати негатив. Завідуючий фотомайстернею № 20 А.Бахмутський винайшов і виготовив світловий номератор, що виключає плутанину в замовленнях, прискорює перевірку негативів і забезпечує чіткий контроль виробничої діяльності. Користуватися світлономератором дуже просто. Негативна плівка опускається в щілину номератора до упору. Поворотом рукоятки засвічується черговий номер. Цей винахід дістав високу оцінку в тресті "Укрфото" і найближчим часом світлономератор має бути випущений однією з фотофабрик" ("Дзержинець" 12.07.1958.).
Интернет, хотя и считают всемирной "помойкой" новостей, но это и неоценимая помощь при поиске нужных людей. Через соцсеть "Одноклассники" вышел на человека, знавшего А.Бахмутского и предоставившего номер мобильного телефона ныне здравствующего его сына Петра. Не откладывая дело в долгий ящик, позвонил по указанному номеру и объяснив суть вопроса, договорился о встрече с Петром Аркадьевичем Бахмутским, проживающем в Днепродзержинске. Предупредив, что хотелось бы узнать как можно больше о жизненом пути его отца. Такая встреча состоялась. И вот, что рассказал потомок известного днепродзержинского фотографа.
ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТ ФРОНТОВЫХ ГАЗЕТ
"Отец, Аркадий Петрович, родился 28 июля 1910 года в селе Каменское, - рассказывает Петр Аркадьевич Бахмутский. - Его родители выходцы из Бахмутки, что на Донбассе. Когда они переехали в Днепродзержинск я не знаю. Знаю только что в семье было трое детей. Отец - средний ребенок. Старший брат Григорий Петрович на шесть лет старше моего отца. Кстати, у нас в роду традиция: дедушка - Петр Аркадьевич, отец - Аркадий Петрович, я - Петр Аркадьевич. У папы была еще младшая сестра, где-то года 1914-15 рождения. К сожалению я не знаю ее имени. Но слышал, что дети Григория Петровича живут где-то в России. Связей никаких не осталось. Отец умер первый, 29 июля 1963 года (похоронен он на кладбище 55-го блочка. - прим. автора), то есть на следующий день после своего дня рождения. Не знаю в какой школе отец учился, но знаю, что он закончил семь классов. После школы поступил работать учеником в частную фотографию, которая находилась на Базарном спуске, неподалеку от старой проходной Днепровского металлургического завода. До войны была какая-то реконструкция Базарного спуска и частную фотографию закрыли. А открыли на проспекте Пелина государственное фотоателье № 20. Там отец и проработал заведующим всю свою сознательную жизнь. Другого места работы не было. Вообще-то он по документам фотограф-художник. Много своих работ: портретов, пейзажей, отправлял на различные выставки. На старых выпускних фотографиях школьников, учащихся техникумов, института на виньетках были фотографии видов Днепродзержинска. Есть там и вид ночного металлургического завода имени Дзержинского со стороны Днепра. Эту фотографию я запомнил, потому что с отцом ходили ее снимать. Причем несколько ночей подряд. Фотографировали завод со стороны старого речного причала, откуда катера уходили на Кривец, в Николаевку и в другие места. Причал немного выдвинут вперед и с него просматривалась неплохая панорама завода.
Моя старшая сестра сейчас живет в Израиле. Я с ней связался накануне этого интервью и мы повспоминали некоторые моменты из биографии папы. Думаем, что он с детства увлекался фотоделом, поэтому и связал свою жизнь с этой работой. Очень много фотографий он сделал с китайскими специалистами, работавшими тогда на заводе. У меня в памяти отложились воспоминания о заводских стендах, на которых экспонировались папины фотоработы. При переезде сестры и мамы в Израиль пропало очень много фотографий. И мне не осталось, и с собой они не все увезли.
На третий день с начала войны отца призвали в армию, где он прослужил до октября 1945 года. Сначала служил рядовым, потом стал сержантом, командовал взводом саперов. И кроме всего прочего он выполнял обязанности фотокорреспондента, снимая для "Боевого листка" и фронтовых газет. Будучи на фронте, сделал очень много фотографий. Дома было масса негативов, связанных с военным временем. После смерти отца, через военкомат, к нам обратились с Министерства Вооруженных Сил СССР на предмет остались ли какие-то фотоматериалы дома. Все чем интересовались военные, мама (Рива Львовна Бахмутская родилась 27 декабря 1911 года в селе Каменское. Умерла и похоронена в Израиле в 2004 году. - прим. автора) сдала в военкомат. Его фотоработы вошли в книгу "Боевая комсомольская", которая вышла после смерти отца. Оставалось много фотографий сослуживцев. Есть снимки сделанные в Берлине возле рейхстага. Кстати, это последние боевые фото, сделанное отцом. Когда я учился где-то в 4-5 классе, будучи в Днепропетровске, мы с отцом ехали в трамвае и он увидел своего бывшего помощника начальника политотдела по работе среди комсомольцев Ивана Холодова (на верхнем фото слева А.Бахмутский, посередине И.Холодов). Оказалось, что тот получил после окончания войны юридическое образование и работал заместителем военого прокурора Днепропетровской области. Именной экземпляр книги "Боевая комсомольская" мне подарил Холодов, написав на титульном листе: "Пете Бахмутскому. Прочти эту книгу. В ней описан боевой путь части, в которой в годы Отечественной войны служил твой отец. И.Холодов. 19 мая 1966 г.".
За боевые заслуги Аркадий Петрович Бахмутский награжден орденом Красной Звезды и семью медалями (есть "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина").
ПЕТР БАХМУТСКИЙ О СЕБЕ
"Я учился в СШ № 6. Потом Днепродзержинский металлургический техникум. Потому что нужно было получать специальность. Оканчивая техникум осталось дипломирование. И я параллельно окончил школу, получил среднее образование. В 1965 году поступил на вечернее отделение в Днепродзержинский индустриальный институт им. М.Арсеничева. Принимал активное участие в подготовке первых выступлений институтского КВНа.
Четыре курса института, потом два года армии. Учебку прошел в Десне Черниговской области по воинской специальности механик-водитель танка. Полтора года нес службу в Гончаровом Круге. Это на границе между Черниговской и Брянской областями, где партизанил во время войны Ковпак (на Бондаревских болотах). Там в свое время был огромный гарнизон: два танковых полка, ракетная часть, саперы. А когда начались в 1968 году события на острове Даманском, что на советско-китайской границе, его весь сняли и отправили туда. Когда я после учебки попал в гарнизон, то у нас и техники-то никакой не было. Мы ходили в открытые боксы и подначивали друг друга, говоря, что здесь должен стоять твой танк. После демобилизации вернулся на ДГЗ в "Днепрдомнаремонт", где я в принципе начинал работать с 1965 года - год в ЦРМО, четыре в сантехнических мастерских "Домнаремонта".
Когда в 1971 году у меня появилась семья, понадобилась более серьезная зарплата. Перешел работать на аглофабрику, где проработал 26 лет.
Я фактически вырос в фотоателье, где работал отец. Он был и директором, и фотографом одновременно. С ним работали ученики Фроя Портной (его сын Александр работал начальником инструментального цеха на ДГЗ. Когда заболели родители, они уехали в Израиль. Потом и сын переехал туда досматривать стариков. - прим. автора), Григорий Аврутин (люди старшего поколения помнят дядю Гришу, крупного мужчину невысокого роста. - прим. автора) который перешел в фотоателье, после открытия дома быта "Лада". Много работало в ателье ретушоров, лаборантов. Визуально вспоминаю их, но фамилии уже не помню.
СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ
В "Песне военных корреспондентов" Константина Симонова фотоаппарат "Leica" упоминается в первом куплете:
От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы ни скитались мы в пыли.
С "Лейкой" и блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
Не знаю каким фотоаппаратом отец снимал на войне, возможно это была "Leica". Но у меня до сих пор остались фотоаппараты, которые отец привез с фронта. Это наша смейная реликвия. Я ее не отдам даже в музей. Есть немецкий фотоаппарат Contax. После Второй мировой войны компания Zeiss Ikon была разделена на две части: западногерманскую и восточногерманскую. Производство камер было перемещено в Дрезден. Часть сборки фотоаппаратов Contax осуществлялась на оптическом заводе Zeiss в Йене. Вывезенное в счет репараций в СССР оборудование, оснастка, документация и промышленный задел были использованы как основа для производства дальномерных фотоаппаратов "Киев".
Текст: Виктор КУЛЕНКО.