Краєзнавець Любов Алексієвська передала дві фотографії 50-х років, на яких зображені працівники педагогічного колективу Дніпродзержинської вечірньої російської школи робітничої молоді № 6, яка знаходилася неподалік від Палацу культури ім.Горького. Ці фото виставлені в розділі "Школа № 6 вечірня" ФОТОГАЛЕРЕЇ.
На іншому знімку перша зліва Тамара Григорівна Гунченко (власниця двох фотографій), яка викладала українські мову та літературу. А остання в цьому ряді Осипенко (Єрікіна) Ольга Семенівна вчителька математики, потім працювала бібліотекарем. До речі, вона - бабуся чоловіка Любові Алексієвської. Прізвища інших вчителів Тамара Григорівна не пам'ятає.
Віктор КУЛЕНКО.
1946 год. Первый заезд в пионерский лагерь в селе Щуровка (Днепропетровская область). В центре сидит 20-летняя старшая пионервожатая лагеря Надежда Дмитриевна Пытель. Во втором ряду сверху первый справа Виктор Щап (в свое время работал главным инженером ТЭЦ ДМК).
В книге "Мандрівки старим Кам'янським" известного краеведа Николая Чабана есть рассказ "Чому знепритомніли городові?". В нем описывается ситуация, связанная с санитарным состоянием улиц, когда весной и осенью образовывалась беспросветная грязь. И приводится курьезный пример, когда в ноябре 1912 года на главной улице Каменского в... грязи застрял экипаж с местным судьей. И только с прокладкой брусчатки на Гимназической улице (улица Пелина, а ныне Гимназический проспект, - прим. автора) она изменилась.
Вот что пишет Н.Чабан: "А по правді сказати, якщо змогли влаштувати бруківку по Гімназичній вулиці такі небагаті люди, як пани М'якушкін, Татарцев, Сметанников, то невже такі пани, як Козловський, Лімбах та інші, які беруть за свої квартири не копійки, а досить солідні куші, не змогли б дати своїм квартирантам принаймні невеликі зручності? Адже в їхніх будинках містяться крамниці, банк, кондитерська і тому подібні торгівельні заклади, які від невилазної осінньої грязюки зазнають чимало прикрощів...". Читая эти строчки, меня заинтересовала фамилия Мякушкин. Есть у меня товарищ с такой фамилией. Решил спросить, не имеет ли он отношения к вышеуказанному человеку. И оказалось, что это о его прадеде Петре Николаевиче Мякушкине писали в газете 1912 года. Сметаников был кумом у Петра Мякушкина, а Татарцев их общим другом. А брусчатка на Гимназическом проспекте существовала до тех пор, пока на нее не уклали асфальт.
"Когда началось строительство металлургического завода мой прадед Петр Николаевич Мякушкин приехал из Решетиловки, что на Полтавщине, а его будущая жена Владислава Станиславовна Мациевская из Кракова, - рассказывает Виктор Мякушкин. - Отец Станиславы Владиславовны был воеводой, имел земли под Краковом. Мякушкины стали одними из переселенцев, формировавших население Каменского.
Семейство Мякушкиных во время посещения Голты. 27 декабря 1906 года.
После их приезда нужно было построить дом. На покупку земельного участка сохранился документ, подписанный свидетелем сделки Ильей Брежневым, отцом Леонида Брежнева (сейчас в этом доме находится Бюро ритуальных услуг и документы у его владельца, - прим. автора).
В доме № 19 сейчас находится бюро ритуальных услуг.
Стены кирпичного дома планировались под строительство двухэтажного здания, но построили добротный одноэтажный дом (Гимназический проспект № 19) на 8 комнат. Петр Николаевич владел швейной мастерской. В большой комнате была приемная. В ней находились зеркала, стояли манекены, которые мы еще застали. В дальних комнатах жили прадед с прабабушкой и их пятеро детей: Людмила, Евгения, Анна, Виктор и Владимир, который умер в детском возрасте от туберкулеза легких. Бабушка Лёдя (Людмила) вспоминала, что при строительстве дома поклали в каждый угол по золотому червонцу.
Евгения, Анна, Людмила Мякушкины
В швейном бизнесе Петра Мякушкина работали 9 человек, не считая детей, занятых разогреванием утюгов. Сам же прадед отвечал за дизайн, фасон, снимал мерки. В его задачу также входила связь с комивояжерами, завозившими английское сукно, фурнитуру.
Товарный знак швейной мастерскоя П.Н.Мякушкина.
Клиентом Петра Николаевича был сам директор завода Макомаский Адольф Станиславович. Он подарил прадеду за хорошую работу настольную лампу, которая до сих пор находится в рабочем состоянии.
Светильник, подаренный А.Макомаским до сих пор находится в рабочем состоянии.
Мне врезались в память рассказы бабушки, которая вспоминала жалобы отца на то, что было много работы при пошиве жилеток. И еще он не любили золотые червонцы, которые очень быстро протирали карманы.
До революции прадед был членом яхт-клуба. Бабушка Людмила рассказывала, что будущий муж приревновал в яхт-клубе ее к какому-то офицеру и был большой скандал.
Петр Мякушкин - член яхт-клуба.
Во время революции, прадеда грабили и экспрооприировали те, кому он бесплатно ставил новогодние елки и дарил подарки. Петра Николаевича забрали в ЧК, что-то конфисковали и выпустили. Но чекистам показалось этого мало, и вскоре они пришли снова, начали требовать еще. Продержали в ЧК уже две недели. Всем этим заправлял Михаил Арсеничев. После этого Петр Николаевич заболел чахоткой. Когда власть поменялась и в город пришли петлюровцы, они сделали заказ на пошив красных гетьманских шапок. Когда начались еврейские погромы, прадед прятал в собачьей будке одного знакомого еврея. Петр Николаевич Мякушкин умер примерно в 1933 году относительно молодым. Был похоронен на кладбище, которое находилось на территории нынешнего городского парка отдыха".
Текст: Виктор КУЛЕНКО.
На главном фото: Петр Николаевич Мякушкин и Владислава Станиславовна Мациевская. 20 мая 1902 года.
1987 год. Ученица Днепродзержинской музыкальной школы № 4 Рада Саверская и преподаватель Нелли Максименко-Колесниченко проводят репетицию перед академическим концертом.
"Музыка родилась вместе со мной, - рассказывает Нелли Антоновна. - Тяжелое послевоенное детство. Мама Елена Ананьевна Колесниченко, служащая Госбанка, была знатной певуньей. Она говорила, что "Катюшу", "Огонек" и другие песни военного времени я четко и чисто пела с двух лет. В общеобразовательной школе № 33, что на ГЭСе я была постоянной участницей концертов и конкурсов в качестве солистки. Меня часто награждали грамотами. Музыкального инструмента не было. Да и откуда ему было взяться, ведь росла без отца, погибшего на войне. А у родной сестры мамы, тети Нади, муж был военный, и привез для своей дочки пианино старенькое, т.к. он все время переезжал с гарнизона в гарнизон. Вот мне и разрешили "пользоваться" этим инструментом. До поступления в музшколу, я дома устраивала родственникам и соседям концерты. Одним пальцем подбирала известные песенки на радость маме и гостям. В 10 лет мама привела меня тогда в единственную в городе музшколу, которая открылась еще в 1947 году в правом крыле СШ № 16. Вступительные конкурсы в то время были "дикие". К тому же учебный год уже начался. С большой неохотой согласилась меня прослушать комиссия вместе с директором школы. А я им такой концерт выдала! Начала с плясок. Сказали - это не надо, луше пой. А меня и просить-то не надо было. Пела без остановок все что знала, не могли остановить. Не помню уже что там говорили обо мне, но в итоге приняли в музыкалку. Трудно было преподавателю меня учить. Я старалась доказать, что все сама могу, и ноты мне не нужны. Пока не дошло до меня, что я ничего не знаю. Но потом все пошло как по маслу. Закончив учебу, поступила в Полтавское музыкальное училище. Затем по распределению поехала работать в музшколу города Пирятин Полтавской области. Отработав два года, вернулась домой и проработала в музыкальной школе у директора Николая Григорьевича Квака 20 лет. Позже школа стала называться пятой. По переезду на постоянное место жительства на левый берег перешла в ДМШ № 4, откуда и ушла на пенсию. Много учеников воспитала. Главное, старалась прививать вкусы и любовь к музыке. Разные были детки, и ленивые, и трудолюбивые, со средними музыкальными данными и очень способные к музыке. Многие получили профессиональные знания, окончив музучилища и консерватории. Горжусь особенно талантливыми учениками, как Таня Фетисова, Галя Козлова, Лена Мамедова, Саша Шмидт, Алла Прожуган, Наташа Костюкова, Ира Байдуж, Оля Чернецкая. Много осталось фото моих учеников. Просматриваю иногда и вспоминаю. Как ни странно, помню ручки каждого ребенка. Вот так пробежала вся моя жизнь в музыке с детками. Естественно, приучала своих деток к музыке. И дочь и внуки тоже закончили музыкальные школы. Профессионалами не стали, хотя внук закончил еще и музучилище. Я считаю, что самое главное предназначение музыкальной школы - приобщать детей к прекрасному".
Когда-то очень распространенным в школах города было такое мероприятие как культпоход в театр. Об одном из таких посещений театра имени Леси Украинки у жителя немецкого города Кобленец Григория Орлика в домашнем архиве осталась фотография.
"Театр в городе любили, - рассказывает Г.Орлик. - Когда вышла книга Натана Рыбака "Тяжелый песок", где упоминается Днепродзержинский театр, все жители говорили об этом с гордостью. В 1955 году нас, учеников четвертого класса школы № 16 старшая пионервожатая Екатерина Григорьевна повела на спектакль, названия которого я уже не помню. Спектакль типичный советский. Лето. Черное море. Артек. Гурзуф. На заднем плане видна декорация горы Медведь. Водили нас этим же составом ещё на один спектакль. Это "Сватання на Гончарiвцi" Квiтки-Основ'яненка. К сожалению я не знаю имен двух актеров и двух актрис театра, которые сфотографировались с нами напамять. Да и всех одноклассников уже не могу вспомнить. На снимке в первом ряду слева направо сижу я, в красной кофточке наша пионервожатая, седьмая - Таня Гура. Во втором ряду первая справа стоит Наташа Ефименко. Она закончила наш индустриальный институт, работала на ДМК, а сейчас живет в Израиле. Справа от высокой актрисы стоит Лена Гребень (Литовченко). Работала в музыкальной школе, что возле СШ № 16. Сейчас живет по улице Галины Романовой. Справа от актрисы в светлом платье - Света Попова".