В пионерских лагерях самым уважаемым всегда был Первый отряд. В нем обычно собирались пионеры - старожилы лагеря, юноши и девушки на излете пионерской юности. Фактически уже не пионеры, отличавшиеся взрослостью от остальной лагерной детворы, имевшие много привилегий и послаблений в соблюдении строгого лагерного режима. Первый почти приравнивался к спортотряду, который вообще относился к лагерю номинально и жил своей жизнью, подчиняясь спортивному распорядку.
"Я помню пионерлагерь "Дзержинец" с тех времен, когда Днепр в районе города был просто полноводной рекой, а не дурно пахнущим (особенно в первые годы, когда слой зеленой взвеси из перегнивающих органических останков покрывал водную поверхность) и безобразно растолстевшим образованием под названием Днепродзержинское водохранилище, - рассказывает 64-летний Михаил Либенсон, жетель израильского города Холон. - Я даже помню последнюю лагерную смену в Паньковке, после которой лагерь исчез под толщей днепровской воды. Вокруг лагеря оставили небольшую лесную зону, а дальше весь лес был уже спилен и картина сотен пеньков, уходящих правильными рядами за горизонт, вызывала чувство незащищенности и не ясный внутренний страх.
На следующее лето детей металлургов Дзержинки принимали различные лагеря области. Так я познакомился с родным краем. А какие яблоки там были! Местные жители приносили их к воротам лагеря продавать. Вкус этих ароматных сладких плодов остался для меня яблочным эталоном на всю жизнь. В детство легко вернуться: надо сесть на катер и поплыть к месту, где Самара впадает в Днепр. Потом только смотреть на какой пристани встать. Лагерь был направо, нужно идти налево, в ближайшее село. Там на рынке купить яблок (думаю, они их так и продают в скрученных бумажных кульках), сунуть нос в кулек и не вынимать его пока не высохнут слезы. Вот и весь рецепт возвращения в детство. Идти на запах.
В новый "Дзержинец" я вернулся уже подростком. Но в Первом отряде я так никогда и не был. У меня был очень правильный отец. Из всех добродетелей на первое место он ставил честность и никаких отступлений не допускал ни во какое благо. Я перешел в десятый класс и формально, по возрасту, лагерь мне уже не полагался. Сколько я не упрашивал отца, не доказывал, что едут мои одноклассники, едут друзья и знакомые - ничего не помогло. В профком за путевкой он не пошел. А смена была интересной. Все "переростки", понятно, попали в Первый отряд да еще, к восторгу девочек, в лагере отдыхали музыканты культового в то время среди школьников ВИА "Фортуна". Было весело. Но без меня. В то последнее школьное лето я оказался на Острове..".
ФУТБОЛЬНАЯ КОМАНДА ПИОНЕРЛАГЕРЯ "ДЗЕРЖИНЕЦ". 1968 год.
С мячом на земле сидит наш вратарь Сергей Бурхан, который долгое время заведовал спорткомплексом "Дзержинка". Слева от него покойный Вася Макаров ("Макар"), в конце 70-х - начало 80-х годов возглавлял комсомольскую организацию ДМК. Справа от вратаря "Макара" неразлучный друг Саша Рыбченко ("Рыба"). Он потом работал на ДМК в универсальном цехе электриком. Оба учились в СШ № 5. Рядом с Рыбченко мой одноклассник Саша Бойко (тоже покойный). Он был страстным радиолюбителем-коротковолновиком. Одно время работал вместе со мной в Дворце пионеров, вел радиокружок. Затем преподавал физику в школе. А в верхнем ряду справа от вожатого, с орлиным взором, стою я...