Ровесники комбината
2 марта (по старому стилю – 17 февраля) 1889 г. на Днепровском металлургическом заводе в Каменском была задута первая доменная печь, и с тех пор именно от этой даты ведется летоисчисление истории предприятия, вместившей труд более чем шести поколений металлургов.
Вслед за первой 8 июня (ст. стиль) была пущена вторая доменная печь. Тот год, как следует из «Описания Днепровского завода» – книги, увидевшей свет в 1908 году, явился своего рода парадом введенных в строй новостроек. Были пущены: бессемеровское и сталепрокатное отделения – 17 июня; пудлинговое – 18 июля; железопрокатное – 5 ноября; мартеновское – 4 декабря, листопрокатное – 29 декабря. Все эти подразделения – ровесники комбината. И о них, первоначальном периоде их работы пойдет речь в данной публикации.
ДОМЕННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Во все времена основой фундамента металлургического комплекса завода был доменный цех. Его первая печь – полезным объемом 356 куб. метров. Такой же была и вторая домна. Обе печи, совершенно одинаковые, шотландской системы, с отдельно сложенным горном. По оценкам современников, доменные печи Каменского завода принадлежали к числу самых больших, существовавших в то время.
30 октября 1892 года, 16 июля 1893 года и 20 ноября 1899 года поочередно дали первый чугун доменные печи №№ 3, 4 и 5. Позднее началось строительство шестой доменной печи. Доменные печи пронумерованы были в том порядке, в каком производилась их постройка.
Переднюю часть заводской территории, обращенную в сторону станции Тритузная, занимали склады сырых материалов. Для разгрузки кокса, руды и известкового камня имелось 11 эстакадных мостов. Кроме доменных, в 1889 году были пущены также коксовые печи – всего 152.
Нагревание вдуваемого в печи воздуха производилось в восьми аппаратах Витвеля и шести аппаратах Каупера. Дутье обеспечивалось шестью воздуходувными паровыми машинами. С 1897 года, с момента строительства электрических станций, началась широкая электрификация приводов всех технологических агрегатов завода и газодувных машин. В этом было преимущество Днепровского завода перед другими предприятиями.
С 1889 по 1905 годы на заводе в Каменском было выплавлено 153.522.032 пуда чугуна. Количество рабочих доменного отделения достигало 2356, из них 938 человек работали на печах, 163 – при котлах, 186 – при машинах, 264 – в мастерских, остальные (805 человек) – при вспомогательных работах. В течение первого десятилетия (до 1899 года) печи №№ 1, 2, 3 и 4 перестраивались дважды. При этом как профили печей, так и их отдельные части подвергались существенным изменениям.
К 1913 году завод имел в своем составе пять работающих и одну неработающую доменную печь. Было выплавлено 412 тысяч тонн чугуна.
В 1925 году после продолжительной консервации, вызванной революционными событиями и гражданской войной, доменному цеху суждено было начать свою деятельность вторично – 28 апреля заново задута доменная печь № 1. Позднее была достроена шестая доменная и реконструирована третья печь, на которой выполнена механизация загрузки шихтовых материалов. Но все равно долгое время, как вспоминали старые доменщики, основными орудиями труда в цехе оставались лопата, вилы, кувалда. На всех операциях преобладал тяжелый физический труд. На рудном дворе работали катали, подвозившие к печам ими же груженые вагонетки с коксом, рудой, известняком; разбивщики (они дробили руду, известняк молотком). Были в иерархии каталей клетьевые, задачей которых было поставить нагруженные взвешенные вагонетки на клети вертикального паровоза-подъемника. На верхней площадке печи (колошнике) «хозяйничали» колошниковые (верховые) катали, загружавшие шихту в доменные печи через засыпные аппараты. Вагонетка, груженая коксом, весила, к примеру, 25 пудов, вагонетка с рудой – 35 пудов. И каждый каталь должен был доставить к печи за смену 40-45 вагонеток.
Вот таким вкратце был прародитель нынешнего доменного цеха, вся последующая история которого сопряжена с героическим трудом многих поколений доменщиков, бывших и остающихся на передовых позициях в совершенствовании производства, улучшении использования действующих агрегатов и качественных характеристик чугуна.
БЕССЕМЕРОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Оно помещалось в четырех зданиях, в первом из которых находились вагранки для переплавки чугуна, во втором – собственно бессемеровская мастерская, в третьем – воздуходувные машины, аккумулятор и насосы, в четвертом – вентиляторы. Если говорить более детально об оснащении отделения, то это шесть вагранок, два семитонных конвертера и столько же гидравлических кранов с ковшами для стали, четыре крана для подъема болванок, паровозик в девять тонн для подвозки ковшей с чугуном и два паровозика грузоподъемностью шесть тонн для отвозки болванок, две воздуходувных машины по 250 сил и столько же машин для вентиляторов, четыре вентилятора Рута на 300 кубических метров воздуха в минуту каждый.
Первые годы бессемеровское отделение было совмещено с примыкавшим к нему сталепрокатным отделением, где помещались молотовая, бандажепрокатная, рельсопрокатная и отделочная мастерские. Именно сюда направлялся бессемеровский металл для производства рельсов от 11 до 26 фунтов в погонном футе, осей – паровозных, тендерных и вагонных, балок, швеллеров, лемехов, лопат.
В 1890 г. было произведено 32,1 тыс. тонн бессемеровской стали, а через шесть лет, в 1896 г., производство увеличилось до 65,1 тыс. тонн.
Трудовая биография этого цеха, как и его коллектив, поистине уникальны. Решающую роль сыграл бессемеровский цех в послевоенном возрождении Дзержинки. Цех был пущен 21 декабря 1949 года. Очевидный выигрыш во времени выплавки стали, относительная простота процесса, малая потребность материальных и энергоресурсов на производство 1 тонны стали – все эти факторы были использованы бессемеровцами. Через шесть лет к трем имеющимся в цехе конвертерам добавился четвертый, и уже в 1961-1962 гг. бессемеровцы выплавили 1 млн. 14 тыс. тонн стали.
Надо сказать, что, кроме бессемеровского, металлурги Днепровского завода мастерски владели также пудлинговым, тамасовским и мартеновским способами производства стали. Причем, в пудлинговом отделении, помимо обыкновенных пудлинговых печей с топками, работали печи системы Днепровского завода с генераторами и рекуператорами. Печи Днепровского завода и печи системы Pietzka работали с дутьем. Пудлинговые крицы, как указывают технические источники того времени, обжимались под тремя паровыми молотками в 2,5 тонны каждый. Прокатка обжатых криц в полосы шириною 2'', 3'', 4'' и 5'' при толщине от 15 мм до 18 мм производилась на обжимном стане.
Для производства мартеновского литого железа и стали, а также стальных отливок завод располагал 8-ю печами Сименс-Мартен. Печи №№ 1-4 располагались в старом мартеновском отделении, печи №№ 6-8 – в новом.
После ввода в действие кислородно-конвертерного комплекса бессемеровский цех, а вместе с ним и дореволюционные мартеновский № 2, огнеупорный и довоенный мартеновский № 3 были выведены из эксплуатации. Навечно остались в летописи предприятия имена послевоенных руководителей бессемеровского – Д.П.Ульянова, возглавлявшего цех в 1952-1963 гг., А.И.Трусеева, стоявшего у руля почти 20 лет, до самого закрытия цеха в 1983 г.
ЖЕЛЕЗОПРОКАТНОЕ И ЛИСТОПРОКАТНОЕ ОТДЕЛЕНИЯ
Первоначально в составе железопрокатного отделения были крупносортный, среднесортный, мелкосортный и проволочный станы. В дальнейшем, по свидетельству современников, железопрокатное отделение располагало двумя среднесортными, мелкосортным и проволочным станами. В железопрокатном отделении прокатывались обручное, шинное, круглое, каретное, шаблонное железо, рудничные рельсы и проч. Из профилей специального назначения следует упомянуть железо колосниковое, оконное, зетовое для жней, грядильное для плугов, штабиковое железо для заварки ободов колес, рельсовые крепления и т.д.
Для производства листового и универсального железа служила листопрокатная мастерская. Здание ее было продолжением старого мартеновского отделения, откуда и поступала большая часть металла для прокатки.
Широкое народнохозяйственное применение имел разнообразный сортамент упомянутых станов и в последующие годы. На двух мелкосортных станах «330», «280» и проволочном «260» производились угловые профили, квадрат для железнодорожных костылей, оконнорамный переплет № 5, бортовые кольца колес автомобилей, проволока-катанка диаметром 6,5 мм.
В 60-е годы прошлого столетия морально устаревшие и физически изношенные старые прокатные станы были выведены из строя. Начиная с 1967 г., были демонтированы все три листопрокатных стана, тонколистовой стан «1400», в 1976 г. – среднелистовые «1800» и «1600». С 1971 по 1986 гг. закрыты три стана железопрокатного цеха. В 1971 г. – проволочный «260», продукция которого не соответствовала требованиям стандарта. В 1985-1986 гг. закрыты мелкосортные станы «280» и «330». И таков непреложный закон жизни – старое неизбежно уступает дорогу новому. Но в анналах истории труд цехов-старожилов останется навсегда.
Л.КЛЮЧ, сотрудник музея истории комбината
Фото из фондов музея