Учасники художньої самодіяльності швейної фабрики Галина Аполонська і Олена Партюжак виконують угорський танець.
Фото Д.Бремграєва.
"Дзержинець" 12.04.1951.
В октябре 2015 года общественность Днепродзержинска будет отмечать 70-летие со дня основания Баглейского района.
В юбилейный для района год своими воспоминаниями с читателями газеты «Событие» решил поделиться Почетный гражданин города Днепродзержинска, Почетный председатель городской организации ветеранов Александр Михайлович Михайлов, который с 1970 по 1989 год был директором днепродзержинского молокозавода, а после ухода на пенсию в 1989 году, 25 лет посвятил ветеранскому движению города.
«В апреле 1959 года городские власти пригласили меня в Днепродзержинск на работу, - рассказывает Александр Михайлович. - Я успел поработать на различных руководящих должностях ветеринарной медицины в качестве врача по экспертизе пищевых продуктов, был руководителем мясоперерабатывающего предприятия в Баглейском районе, пока в августе 1970 года горисполком не назначил меня на должность директора Днепродзержинского городского молочного завода.
Работал этот завод многие годы неритмично, там нарушались санитарные нормы, имела место несвоевременная доставка молочных продуктов в торговую сеть и спецпитания на заводы.
Передо мной и коллективом была поставлена задача: в кратчайшие сроки наладить работу завода, улучшить качество молочных продуктов, повысить культуру производства, довести завод до плановой мощности и вывести его в число первых в Днепропетровской области и Украине.
Предприятие в то время объединяло два завода – центральный завод по Белорусскому проезду, занимавшийся производством цельномолочной продукции (молоко питьевое, ряженка, сырково-творожная группа), и цех в Кирпичном переулке по производству сливочного масла, плавленых и деликатесных сыров.
Затем к нам присоединили Щорский молзавод (Криничанского района) на правах цеха.
Также областное управление молочной промышленности закрепило за нами заводы-поставщики сырья (молока, сливок и творогов) – это Верхнеднепровский сырзавод, Пятихатский, Петриковский и Царичанский молочные заводы.
Кроме того, мы много получали неплановое сырье из других областей, где в летнее время на заводах периодически плохо работало или не работало вовсе холодильное оборудование.
В результате проведения огромной организаторской работы и повышения технологической дисциплины, было повышено качество выпускаемых продуктов, и завод через 3 года вышел в передовики среди крупных молочных заводов области и Украины, а через 5 лет, в 1975 году – и Советского Союза.
Большим событием в жизни коллектива завода было то, что Государственная комиссия присвоила трем видам масла фасованного Государственный Знак Качества.
В это время мы освоили мощности завода и вышли на плановую, достигнув небывалых до того времени объемов производства молочных продуктов в сутки: цельномолочной продукции (свыше 25 видов) – 312 тонн; масла сливочного со Знаком качества (сладко-сливочного, любительского и крестьянского, 5 видов) - 10 тонн; сырков плавленых и деликатесных (16 видов, в том числе сыр "Янтарь", сыр с грибами и другие) – 6 тонн.
Замечу, что эта вся продукция выпускалась только из натурального молока без каких-либо консервантов и добавок.
Отдельно остановлюсь на производстве продуктов детского питания (йогурт, сметана фасованная, сырки сладкие с изюмом и другие). Это были витаминизированные продукты.
Как меня, так и весь коллектив радовало, когда в детских яслях, садиках, школах и просто на улицах мы встречали краснощеких деток, выращенных на наших молочных продуктах. А теперь чем кормим?
Мы поставляли все виды молочных продуктов нашему городу, Западной части города Днепропетровска, четырем сельским районам, в холодильники города Киева и Москвы. Масло со Знаком качества нашего завода неоднократно экспонировалось на международных выставках стран СЭВ, Югославии, Германии, Монголии и др. Положительное влияние на совершенствование технологии на предприятии оказал ХХ1 Международный Молочный Конгресс, проходивший в г. Москве в 1982 году, участником которого мне посчастливилось быть.
И, как результат напряженного труда всего коллектива в течение 6 лет, Днепродзержинский городской молочный завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а многие труженики завода - орденами и медалями.
Я горжусь тем, что в разные годы главные специалисты орденоносного предприятия, в том числе и я, выезжали в Киев, Москву и другие города на совещания, выставки, передавая свой опыт работы и перенимая лучшее у других.
Я отдал 30 лет своего труда Баглейскому району и всему Днепродзержинску, и считаю, что наш завод внес большой вклад в историю города и в здоровье горожан. Считаю, что гормолзавод достиг таких высоких производственных показателей благодаря сплоченности коллектива (700 человек) и добросовестному отношению к труду, высокому профессионализму его работников.
Завод многие годы являлся базовым по подготовке кадров. У нас постоянно проходили производственную практику студенты Киевского и Одесского технологических институтов, учащиеся Харьковского, Полтавского, Белоцерковского техникумов молочной промышленности.
На базе маслоцеха велась научная работа Киевским технологическим институтом по качеству масла.
Таким Днепродзержинский гормолзавод был до развала Советского Союза».
«В 1989 году, достигнув 60 лет, я ушел на пенсию, - продолжает вспоминать Александр Михайлов. - А после 1991 года гормолзавод "прихватил" директор фирмы "Наукова". С тех пор там производили всего 15 тонн молока (вместо 312 тонн), масло- и сырцехи закрыли, оборудование раскурочили, а с 2004 года завод был остановлен совсем. Теперь он никому не нужен и постепенно разрушается.
Считаю, что завод можно восстановить, не только для города, но и для области, взяв его в коммунальную собственность».
«Сейчас в Днепродзержинск молочные продукты завозят из других городов, областей и даже из других государств. В них много различных суррогатов, добавок и консервантов. Вот так и живем...» - с грустью говорит мой собеседник.
В конце нашей беседы Александр Михалович поздравил с 70-й годовщиной основания Баглейского района всех тружеников гормолзавода, а также всех жителей района и аппарат Баглейского райсовета.
Вагоностроителей Днепродзержинска часто называют пионерами новой техники. И не безосновательно. При решении многих технических и технологических вопросов они шли неизведанными, а часто и довольно тернистыми путями.
Так было и с внедрением электросварки.
До 1923 года вагоны выпускались только цеольноклепаной конструкции. Но клепка уже отживала свой век. В конце 1929 года завод приобрел сварочную машину, которая была установлена в механическом цехе. Первым сварщиком стал Михаил Николаевич Савенков. Вскоре у него появились надежные помощники: А.Д.Судак, И.А.Анилин, П.П.Гурцев и многие другие. Они быстро овладели новой техникой, творчески решали многие технологические вопросы.
Интересное предложение внесли мастер И.И.Крупицкий и сварщик М.Н.Савенков. Сварочную машину они оборудовали четырьмя стабилизаторами, водяными реостатами, а в качестве ионизатора применили раствор соляной кислоты, изготовив из пластины оцинкованого железа "ножи". Машину перенесли в сварочное отделение (деревянная пристройка возле прессового цеха) и приспособили ее для обслуживания четырех сварочных постов. Производительность агрегата повысилась в несколько раз. На машине освоили сварку триангелей, рессорных державок, упорных угольников тягового аппарата, подушек тягового устройства, буферных стаканови многих других деталей и узлов.
А через год голубой огонек электросварки появился непосредственно в вагоносборочном цехе. С ее помощью изготовляли лбовые и боковые стенки хоппера грузоподъемностью 25 тонн и другие узлы различных вагонов.
В 1932 году вагоносборочный цех пополнился четырьмя новыми сварочными машинами марки СМГ-1. Наладили изготовление электродов. Новаторы производства успешно освоили сварку электродами. Многих молодых электросварщиков для повышения квалификации послали на передовые предприятия страны, где в этом деле был накоплен большой опыт.
Заметно расширилось и электросварочное хозяйство завода. Появилось несколько новых сварочных аппаратов типа СТ-2.
Внедрение электросварки позволило значительно улучшить технологию, оздоровить условия труда, намного увеличить выпуск вагонов. В 1931 году на заводе изготовили 275 платформ грузоподъемностью 25 тонн. Они предназначались для перевозки углей, однако были пригодны и для других сыпучих грузов.
В тридцатых годах перевозки на железных дорогах страны заметно увеличились. С каждым днем вводились в строй новые предприятия. Развивалось сельское хозяйство.
15 июня 1931 года ЦК ВКП(б) принял специальное решение об очередных задачах железнодорожного транспорта. ЦК указал Народному Комиссариату Путей Сообщения на необходимость реконструкции железнодорожного транспорта и, в частности, на введение большегрузного подвижного состава, 50-60-тонных вагонов, применения автосцепки, автотормозов и т.д.
Вагоностроительным заводам нужно было перестраиваться. В это время и началась реконструкция Каменского вагоностроительного. На первых порах возникли трудности в материально-техническом снабжении и те, которые всегда бывают при освоении новой продукции. Годовое плановое заданиеосталось не выполненным.
Не справился коллектив завода и с производственным планом в 1932 году. В основном это объяснялось отсутствием металла. В первом квартале завод недополучил 14 тысяч тонн проката. Особенно плохо выполнял наряды соседний Днепровский металлургический завод имени Дзержинского, который поставил только 23 процента предусмотренного металла. На 28 процентов выполнил заказ Краматорский металлургический . Однако было бы ошибкой объяснить отставание только плохим материально-техническим снабжением. Были и другие очень веские причины. Ведь в тот период завод реконструировался. Строились новые цехи, вводились в строй новые мощности, совершенствовалась технология.
3 сентября 1932 года вопрос о реконструкции завода имени газеты "Правда")обсуждался на заседании горкома партии. Основное внимание было обращено на обеспечение завода стройматериалами для фасонно-сталелитейного и малярно-сдаточного цехов и своевременную сдачу их в эксплуатацию.
И все же темпы работ на заводе постепенно возрастали. В 1932 году было выпущено 1637 вагонов, в том числе, 134 двухосные платформы, 1451 двухосный хоппер грузоподъемностью 25 тонн и даже 52 хоппера грузоподъемностью 50 тонн. По сравнению с предыдущим годом выпуск вагонов увеличивался на 17 процентов. Однако запланированный прирост производства еще не достигался.
Двухосный хоппер
В начале лета 1933 года Б.Н.Васильева отозвали в Москву. На должность главного инженера был назначен А.А.Герцов. Нужны были действенные меры для преодоления отставания.
Источник: книга "Днепродзержинский вагоностроительный" С.Скоробогатов, Э.Френкель, А.Ребенок, Е.Лазаренко. "Промінь" Днепропетровск, 1969 г. стр. 13-14.
8 квітня в Дніпродзержинському енергетичному технікумі відбулася VІІ регіональна науково-практична конференція з екології серед студентів вищих навчальних закладів І-ІІ рівня акредитації на тему «Земля не нам належить – ми Землі».
Конференція проводилася в межах роботи регіонального об'єднання викладачів екології. В ній прийняли участь 11 навчальних закладів І та ІІ ступеню акредитації та представники Комунального закладу «Спеціалізованої школи з поглибленим вивченням іноземних мов І ступеня – гімназії №11, у кількості 3 учасників. 30 студентів представили 23 доповіді.
Жюрі конференції:
Пікареня Дмитро Сергійович – доктор геологічних наук, професор кафедри екології та охорони навколишнього середовища Дніпродзержинського Державного технічного університету.
Павличенко Артем Володимирович – кандидат біологічних наук доцент кафедри екології Національного Гірничого університету.
Малярчук Анжеліка Василівна – голова обласного ОМО викладачів екологїї.
Плохій Віктор Іванович – начальник відділу соціальної екології та раціонального використання природних ресурсів управління охорони навколишнього природного середовища Дніпродзержинської міської ради.
МІСЦЯ, ЯКІ ЗАЙНЯЛИ УЧАСНИКИ КОНФЕРЕНЦІЇ
Секція «Молодий еколог»
1. Комунальний заклад «Спеціалізована школа з поглибленим вивченням іноземних мов І ступеня – гімназія №11
Волнянський Михайло, учень 11-Б класу
Керівник Карпічев Є.А
Тема: «Впровадження енергозберігаючих технологій на електротранспорті при застосуванні суперконденсаторів».Комунальний заклад «Спеціалізована школа з поглибленим вивченням іноземних мов І ступеня – гімназія №11. (диплом першого ступеню).
2. Плетенець Єлізавета, учениця 9-Б класу
Керівник Гавриліна В.В, Карпічев Є.А.
Тема: «Розробка екологічного дружнього гідрогелю для руйнування пестицидів» (диплом другого ступеню)
3. Комунальний заклад «Спеціалізована школа з поглибленим вивченням іноземних мов І ступеня – гімназія №11
Савченко Олександра, учениця 9-Б класу
Керівник Мартем'янова І.С.
Тема: «Аналіз проблеми сміттєзвалищ та полігонів в Україні» (диплом третього ступеню).
МІСЦЯ СЕРЕД СТУДЕНТІВ ВИЩИХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДІВ І-ІІ РІВНЯ АКРЕДИТАЦІЇ
Диплом першого ступеню
1. Дніпродзержинський енергетичний технікум
ст. Голуб Тетяна, Синявський Максим
керівник Біленко К.М.
Тема: «Поліетиленовий пакет чи біопакет.Економія чи екологія»
Диплом другого ступеню
1.Дніпродзержинський енергетичний технікум
ст. Чала Анна
керівник Бочка Л.Ф.
Тема: «Вплив нікотину на здоров'я людини та на навколишнє середовище»
2.Вільногірський технікум Національної металургійної академії України
ст. Орел Олександр
керівник Підбуртна Т.В.
Тема: «Екологічний стан східних регіонів України»
3.Дніпродзержинський технологічний коледж ДДТУ
ст. Блотницька Аліна, Галушка Марія
керівники Курусь О. В., Швед С.М.,
Тарасова І.Ю.
Тема: «Вплив складових гелів для душу на організм людини»
Диплом третього ступеню
1.Комунальний вищий навчальний заклад Дніпродзержинське обласне музичне училище
ст. Кизь Ангеліна
керівник Коваленко Т. І ,
Тема: «Чого ми не знаємо про спалювання листя»
2.Дніпродзержинський технологічний коледж ДДТУ
ст. Ворощук Дмитро, Щелкіна Аліна
керівники Проценко О.В., Коломиєць В.В.
Тема: «Совместная реагентная утилизация отработанных электролитов гальванического производства хромирования, никелирования и травления стали с возращением их компонентов в сферу производства»
3.Дніпродзержинський енергетичний технікум
ст. Куриленко Людмила
керівник Судак О.П.
Тема: «Дослідження якостей майонезу в домашніх умовах»
4. Дніпродзержинський металургійний коледж
керівник Хмарук Ю.М.
Яворська Інна
Тема: «Водомазутная эмульсия: способы сжигания и екологический ефект»
Джерело: dndzdet.com
8 квітня на базі Дніпродзержинського енергетичного технікуму відбулась VII регіональна науково-практична конференція з екології серед студентів ВНЗ I-II ступеня акредитації. Студентка групи КВ-13 Дніпродзержинського металургійного коледжу Інна Яворська (керівник викладач Ю.М.Хмарук) за високий рівень представленої роботи нагороджена дипломом третього ступеня.
Джерело: koledg.in.ua
Директор металлургического завода имени Дзержинского И.П.Манаенков как-то пригласил к себе инженеров Б.Н.Васильева и А.А.Герцова. Он рассказал, что скоро должен вступить в строй соседний коксохимический завод. Для того, чтобы доставлять кокс на эстакады дменного цеха, нужны саморазгружающиеся вагоны.
Это было нелегкой задачей. Ведь в то время саморазгружающиеся вагоны в стране не выпускали. Когда же их решили заказать за границей, то капиталистическая фирма, учитывая создавшееся положение, заломила непомерно высокую цену, установив явно не подходящие сроки поставки.
- Нам нужно обойтись без иностранных фирм, - сказал И.П.Манаенков. - Вот если бы самим сконструировать и построить такие вагоны. Может быть попытаетесь? Быстрее разработайте чертежи и постройте опытный вагон. Если вас постигнет неудача, претензий не будет. Смело беритесь за дело и, я уверен, что с этой задачей справитесь.
То была первая конструкторская работа. Главный инженер завода Борис Николаевич Васильев подобрал технические журналы и имевшиеся проспекты иностранных фирм. После коллективного обсуждения нескольких конструкций остановились на хоппере, который имеет наиболее простой и надежный механизм разгрузки. Чтобы ускорить строительство, решили использовать раму 20-тонных крытых вагонов, которые в то время выпускал завод, а для механизма разгузки - ручной привод, так как не все паровозы были оборудованы компрессорами. Конструкция механизма была универсальной, и в дальнейшем этот механизм можно будет перевести на пневматику.
Через несколько дней подготовили чертеж будущего вагона. И.П.Бардин одобрил его. Рабочие чертежи разрабатывали конструкторы технического отдела.
Прошло три недели, и в цехи передали заказ на изготовление деталей для опытного вагона. День и ночь конструкторы проводили в цехах. Следили за изготовлением деталей, направляли недоделки в чертежах, давали консультации рабочим. Детали обрабатывали вне всякой очереди. Собирать хоппер поручили лучшей бригаде.
А еще через три недели первый опытный хоппер передали для промышленных испытаний. Прошли они успешно. И.П.Манаенков и И.П.Бардин горячо поздравили вагоностроителей с победой.
Для завода имени Дзержинского было изготовлен 50 хопперов. Так была решена проблема доставки кокса из коксохимического завода.
Вскоре каменские вагоностроители получили еще один почетный заказ - изготовить 200 таких же вагонов для Магнитостроя. А в октябре 1931 года, на 15 дней раньше срока направили в ЦК ВКП (б), ВНСХ СССР и редакцию газеты "Правда" свой трудовой рапорт: вагоны для строительства Магнитки изготовлены и отправлены по назначению
Источник: книга "Днепродзержинский вагоностроительный" С.Скоробогатов, Э.Френкель, А.Ребенок, Е.Лазаренко. "Промінь" Днепропетровск, 1969 г. стр. 11-12.
"После окончания средней школы я учился в индустриальном техникуме по специальности обработка металлов резанием. А затем 20-летним пошел в армию и служил с 1962 по 1965 год в вонской части, что возле Тюратам (поселок Ленинский), недалеко от Байконура, - рассказывает днепродзержинский шахматист Святослав Москаленко. - Это был центр, где перед полетами собирались все советские космонавты. Мы по прибытию в часть после вечерней поверки впервые наблюдали в небе светящееся облако, которое поднималось от горизонта и становилось все шире и шире. Как нам потом объяснили, что это происходит после запуска ракеты в космос. И это явление затем видели почти ежедневно. 16 июня 1963 года нам сообщили, что в космос полетела женщина, Валентина Терешкова. В трех километрах от нашей части находился транспортный аэродром. И если в небе видели самолет с красной полосой, то это означало, что на правительственном борту привезли космонавтов. Нас в поселок Ленинский никого не пускали. Но я в 1964 году однажды там побывал, так как играл на первенство округа по шахматам. Я имел тогда первый разряд. Самое интересное, что тогда произошел один смешной случай. Захожу я на второй этаж Дома офицеров в комнату, где проводился шахматный турнир. И вдруг ко мне подбегает молоденький лейтенант и начинает носовым платком чистить мои ботинки. Я просто дар речи потерял. Оказалось, что 25-26-летние офицеры играли в шахматы, и проигравшие должны были первому, кто войдет в комнату, почистить обувь. А в турнире я, тогда еще перворазрядник, занял пятое место среди 18-ти игроков".
Текст: Виктор Куленко
"После окончания средней школы я учился в индустриальном техникуме по специальности обработка металлов резанием. А затем 20-летним пошел в армию и служил с 1962 по 1965 год в вонской части, что возле Тюратам (поселок Ленинский), недалеко от Байконура, - рассказывает днепродзержинский шахматист Святослав Москаленко. - Это был центр, где перед полетами собирались все советские космонавты. Мы по прибытию в часть после вечерней поверки впервые наблюдали в небе светящееся облако, которое поднималось от горизонта и становилось все шире и шире. Как нам потом объяснили, что это происходит после запуска ракеты в космос. И это явление затем видели почти ежедневно. 16 июня 1963 года нам сообщили, что в космос полетела женщина, Валентина Терешкова. В трех километрах от нашей части находился транспортный аэродром. И если в небе видели самолет с красной полосой, то это означало, что на правительственном борту привезли космонавтов. Нас в поселок Ленинский никого не пускали. Но я в 1964 году однажды там побывал, так как играл на первенство округа по шахматам. Я имел тогда первый разряд. Самое интересное, что тогда произошел один смешной случай. Захожу я на второй этаж Дома офицеров в комнату, где проводился шахматный турнир. И вдруг ко мне подбегает молоденький лейтенант и начинает носовым платком чистить мои ботинки. Я просто дар речи потерял. Оказалось, что 25-26-летние офицеры играли в шахматы, и проигравшие должны были первому, кто войдет в комнату, почистить обувь. А в турнире я, тогда еще перворазрядник, занял пятое место среди 18-ти игроков".
Текст: Виктор Куленко
Видала першу продукцію фабрика кулінарії відділу робітничого постачання заводу імені Дзержинського. Щодня з кондитерського цеху в торговельну мережу відправляють 500-900 кілограмів виробів.
У великому приміщенні фабрики, збудованному по вул. Димитрова, незабаром відкриються також м'ясний та овочево-рибний цехи. В них виготовлятимуться напівфабрикати для робітничих їдалень, для реалізації населеннючерез магазини. Фабрика обслуговуватиме не лише заводські їдальні та магазини. В перспективі її потужність буде доведена до 40 тонн продукції на добу. Це повністю забеспечить потреби населення нашого міста.
О.Андрієнко
"Дзержинець" 11.04.1970.