Набережная Ленина в 1970 годы

Сегодня облик, развитие, перспективы Днепропетровска неотделимы от реки, на которой расположен наш город, — красавца-Днепра. Ассоциативная связь города с рекой многократно подчеркнута во множестве символов, топонимов, названий.
Экономика города во многом зависит от реки. Практически все ведущие спортивные команды города называются «Днепр». В обиходе горожане давно называют свой город «Днепром». Да и самое вероятное новое (в свете пресловутой декоммунизации) название нашего города — именно Днепр.

Однако не всегда дружба города с рекой были столь крепкими и неразрывными. И зарождался город отнюдь не на берегах Днепра–Славутича. И в последующей истории Днепр долго воспринимался «задворками», промышленной окраиной города, а отнюдь не его смысловым центром и украшением.

Об истории интересных, порой парадоксальных взаимоотношениях Днепра и пока еще Днепропетровска, роли великой реки в становлении и развитии нашего города нам по традиции расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д.И.Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Река и её пороги определили наличие первых городских поселений

«Роль реки Днепр в истории оседлой и урбанистической жизни в Надпорожье трудно переоценить, – рассказывает Максим Кавун. – Уникальное географическое положение — излучина перед порогами в ареале современного Днепропетровска, – определило как сам факт наличия многих поселений, так и особенности их истории.

Днепропетровск находится в Днепровском Надпорожье — географическом микрорегионе, расположенном перед Днепровскими порогами. Всего их было 9, и они давно покоятся на дне Днепровского водохранилища, после пуска ДнепроГЭСа в 1932 г. А до этого целыми тысячелетиями именно эта географическая ситуация кардинально влияла на историю края. Собственно, два узла — перед порогами, и после порогов (в районе Кичкас–Хортица), — всегда были пунктами переправ и соответственно наиболее интенсивно обжиты в разные эпохи. Еще с древнерусских времен фиксируется такая особенность: перед порогами те, кто плыли по Днепру, выгружали на берег грузы, отдыхали и продолжали путешествие сухопутным путем до Хортицы, где снова переходили на воду.

Наводнение 1931 года

Наводнение 1931 года

Самый древний город на территории Днепровского Надпорожья — город славян–уличей (некоторые авторы называют его Пересечень, хотя в источниках он остался безымянным), сформировался как раз на участке перед Днепровскими порогами. Он существовал в VIII–XIII веках. В нем не было укреплений, там торговали между собой славяне и кочевники. Он протянулся полосой около 7 км на месте впадения Самары в Днепр (ныне ареал села Старая Игрень).

Казацкие поселения были также непосредственно органично связаны с реками Днепр и Самара. Они возникали непосредственно в местах перевозов — переправ через Днепр. Самарская переправа, которая фиксируется еще в XIV–XV веках, послужила причиной формирования здесь города Самарь (позднее Новобогородицкая крепость, Старая Самарь) и целого куста поселений. А наличие другого перевоза на Днепре послужило причиной основания именно здесь городского поселения Новый Кодак на правом берегу и ряда сел (Ломовка и другие) на левом берегу.

Ну и, конечно же, казацкие слободы в основном были обязаны своим возникновением великой реке. Например, Лоцманская Каменка, известная в документах с 1740-х годов. Она и была «лоцманской столицей», центром общины легендарных специальных перевозчиков, о которых упоминает еще византийский император Х-го века Константин Багрянородный в своем трактате «Об управлении империей». Другие слободы — Диевка, Сухачевка, также строились по берегам Днепра. Слобода Половица, на месте которой расположен центр современного Днепропетровска, была основана около 1743 г. в низинной части у подножия будущего главного холма Екатеринослава — Соборной горы.

Казаки, правда, знали многие особенности великой реки, которая не всегда была благосклонна к жителям. Во время сезонных наводнений Днепр, выходя из берегов, причинял серьезные разрушения и убытки. Вот почему в той же Половице прибрежная полоса оставалась незастроенной, жилища располагались на расстоянии нескольких сотен метров от реки.

Из-за реки Екатеринослав переносили с одного места на другое

В ранний период истории Екатеринослава река фактически определяла параметры развития города.

Первый Екатеринослав был основан в 1776 г. на реке Кильчень при впадении её в реку Самару, в восьми верстах от левого берега Днепра. Город–крепость расположили среди самарских лесов и болот. Через несколько лет, после 1783 г., необходимость в городе–крепости отпала, да плюс ко всему выяснилось, что город регулярно затапливается наводнениями. Да так, что специально вызванный штаб-доктор Шенгофель сделал заключение считать эту территорию «вредною для здоровья людей, неудобною и гибельною для благосостояния жителей».

В 1784 г. официальным указом Екатерины II Екатеринослав перенесли на правый берег Днепра. Г.А. Потемкин избрал для города новое место – в самой излучине реки. Предполагалось, что огромная гора (Соборная) и будет центром нового города. Город был спроектирован по канонам европейского классицизма — без укреплений и открытым к реке. На генеральном плане архитектора Ивана Старова 1792 года по кромке главного холма проходил огромный бульвар, рассчитанный на созерцание днепровских панорам. Да и вообще вся концепция нового города была основана на восприятии его с днепровских просторов. На планах Клода Геруа (1786) и Ивана Старова (1792) город развернут к реке, и в нагорной, и в низинной части. А на генеральном плане города 1817 г. шотландского архитектора Вильяма Гесте — навсегда была задана основная линия развития города вдоль Днепра.

В раннем Екатеринославе город откровенно «не ладил» с рекой

Однако в конце XVIII века, когда начал формироваться губернский город Екатеринослав, отношения «река–город» даже можно назвать очень сложными. После смерти Потемкина в 1791 году строительство города застопорилось, гора осталась незастроенной почти на полвека. И город быстро спустился к реке, от которой он первоначально так силился уйти, и подняться на гору. Интересно, что в раннем Екатеринославе (до середины XIX века) проявилась такая тенденция: река очень сильно влияла на развитие города, но больше по негативной схеме.

Во-первых, быстро выяснилось, что надежды на экономическое развитие города не оправдались. И одной из главных тому причин было то, что транзитному судоходству мешали знаменитые Днепровские пороги ниже Екатеринослава. Парадокс, но, несмотря на это, основные виды получения прибыли в раннем Екатеринославе зависели от Днепра — это лесная торговля. Это была единственная развития отрасль экономики города до 1880–х годов. Лес, сплавлявшийся по Днепру, выгружали по всему участку береговой линии в пределах Екатеринослава. Вся прибрежная полоса была занята пристанями, лесопилками, складами, лабазами. Нынешняя площадь возле цирка, перед новым мостом, на планах Екатеринослава XIX века фигурирует как «Лесная площадь».

Наводнение начала ХХ го века

Наводнение начала ХХ-го века

Вот как описывалась приднепровская полоса в 1910 г.: «Прибрежная часть города отлично видна с железнодорожного моста и насыпи. Она тянется дугой по обе стороны моста и холмистым скатам города, спускающимся к Днепру. Начинаясь выше вокзала под названием Фабричной слободки, она кончается у Потемкинского сада под названием Каменьев. Возвышенная по краям, она в срединной части, начиная с Петербургского переулка и кончая Литейной улицей, представляет низменную, почти ровную площадь, затопляемую во время разлива Днепра… Берег Днепра от железнодорожного моста, кончая Литейной улицей — один сплошной лесной склад. Это центр лесного рынка, где происходит продажа, скупка и распилка леса. Сюда приплывают плоты, здесь они разгружаются. На берегу несколько лесопилок, заваленных днем и ночью работой, особенно в летнее время. Вообще днепровский берег крайне запущен и засорен. Благодаря отсутствию всякого надзора, он в последнее время превратился в сплошной свалочный пункт».

Вид на реку с лесосплавом вид с Амурского моста

Вид на реку с лесосплавом, вид с Амурского моста

Весной 1914 года местная газета «Южная Заря» отмечала: «Если позабыть немного географию, то, находясь в Екатеринославе, можно не догадаться, что Екатеринослав стоит на Днепре. И подойти к нему и подъехать трудно».

Таким образом, почти сто лет река Днепр была и «мачехой» и «кормилицей» Екатеринослава. Лесная торговля существовала и после строительства железнодорожного моста в 1884 г. и начала «промышленного бума». Сразу две улицы в Екатеринославе носили имя Лесопильная: одна затем называлась Провиантской (ныне Пастера), а вторая в советское время называлась Краснозаводской, а в 2015 г. стала улицей Белелюбского.

Во-вторых, город Екатеринослав, почти целиком располагавшийся в низинной приднепровской части, постоянно преследовали наводнения. Это был настоящий бич Екатеринослава.

Весной выходивший из берегов Днепр затапливал огромную территорию. Достаточно сказать, что уровень воды на Екатерининском проспекте (ныне Д. Яворницкого) достигал иногда одного метра. Лодки плавали на главном проспекте, а также на прилегающих улицах. Эта апокалиптическая картина сейчас кажется иллюстрацией к книге в стиле фэнтази, но еще сто лет назад она была реальностью нашего города.

Почти сто лет действовал «живой» мост, а первый постоянный мост построили только в 1884 году

Трудности и перипетии переправы через Днепр — отдельная тема в истории Екатеринослава. Сейчас кажется невероятным, но до 1884 года не существовало мостового перехода через Днепр от Кременчуга до Херсона! Переправа через Днепр у Екатеринослава осуществлялась по так называемому «наплавному мосту». Впервые такой мост был открыт в 1796 г., то есть 220 лет назад. Мост состоял из полениц дров, связанных друг с другом, и имел длину около 500 саженей (более одного километра). Причем, когда его сильно загружали, то он частично погружался в воду, и люди и вещи намокали. Больше того, этот мост сам по себе менял место — в разное время он располагался в разных местах от места Старого до Нового моста. На одном из старейших фото Екатеринослава 1870-х годов этот мост находится прямо на линии современного Нового моста.

И только в 1884 году два берега Днепра соединило чудо техники — мост имени Императора Александра III. Он был тогда третьим по длине в Европе. Спроектировал его выдающийся мостостроитель Н.А. Белелюбский. На Всемирной выставке в Париже в 1889 г. мост получил Гран–при. В 1919 и 1941 годах мост взрывали. Современный мост, восстановленный в 1955 году лишь отдаленно напоминает прежний, сохраняя только силуэт. Официальное название моста — Амурский.

В XX веке построили всем привычные теперь мосты через Днепр: Мерефо-Херсонский железнодорожный (в 1932 г., восстановлен в 1951 г.), Кайдакский (в 1982 г.) и Южный (в 2000 г.).

С тридцатых годов XX века город начал поворачиваться лицом к Днепру

До середины прошлого века прибрежная часть нашего города напоминала один сплошной лесной склад. Историки и архитекторы традиционно высоко оценивают генеральные планы Екатеринослава за развитие идей «идеального города». Но в них был, пожалуй, один существенный недостаток: ни в одном генплане не было и намека на днепровскую набережную, так как в тех условиях это было чем-то из области фантастики.

И только в 1933 году был принят новый генеральный план Днепропетровска, согласно которому город должен был занимать гигантскую территорию, примерно одинаковую и на правом, и на левом берегу Днепра. Кстати, территориальные размеры города согласно этому плану до сих пор не реализованы. Именно в этом плане впервые заложена идея — главным проспектом города становился не проспект Карла Маркса (ныне Яворницкого), а огромная набережная по обоим берегам Днепра.

Важный фактор, благодаря которому стало возможным устройство Набережной — ввод в строй плотины Днепрогэса в 1932 г. Днепровские пороги были затоплены, открылось судоходство в среднем и нижнем течении реки до устья. Уровень воды в пределах города был стабилизирован, что избавило город от постоянных разрушительных наводнений, последние из которых были в 1917 и 1931 годах.

В 1934 г. началось строительство первой очереди Набережной. До 1941 г. успели выполнить лишь участок от улицы Серова (ныне Фабра) до Литейной, до парка Шевченко так и не дошли.

Новое, грандиозное строительство Набережной развернулось с конца 1950-х годов от небольшого участка, выполненного еще до войны. Велось оно сразу в двух направлениях: к парку имени Шевченко и к речному порту. Под руководством Б.Я. Мильмана был построен участок до Старого моста. С использованием шлаковых отвалов и путем намыва песка было устроено подножие Набережной, в котором скрыт коллектор. Кардинально изменил свой облик берег Днепра в районе парка имени Шевченко. Там, где гранитные скалы раньше подступали к самой воде, появилась береговая полоса. По всей длине Набережной были устроены бульвары, сходы к Днепру, установлены фонари, ограды, несколько памятников. Набережная превратилась с тех пор в один из важнейших градостроительных объектов города.

Набережная 1960 е бульвар вид от Нового моста в сторону Амурского

Набережная 1960-е бульвар, вид от Нового моста в сторону Амурского

Интересно, что Леонид Брежнев в своей книге мемуаров «Возрождение» упомянул и о судьбе днепропетровской набережной: «Интереснее всего, пожалуй, сложилась, судьба набережной. Сейчас это красивейшее место в городе, а тогда фашисты оставили от нее одни развалины. Я представлял себе эту набережную отстроенной. Но хозяйственники, вникая в радужные перспективы, только головами качали: «Кто же доживет увидеть такую красоту?» Почти все и дожили!».

Городские кварталы вдоль Набережной начали застраиваться с 1963 года. Центральный участок Набережной формировался как единый ансамбль. В 1965 г. поднялось первое в городе общественное девятиэтажное здание института Укргипромез. В 1968 г. открыта двенадцатиэтажная гостиница «Днепропетровск» на 650 мест. Знаковым, хотя и недостроенным объектом Набережной является многострадальная гостиница «Парус», «строящаяся» уже 40 лет. Неподалеку от «Паруса», прямо в водах реки, построили небольшое, но выразительное круглое сооружение — ресторан «Поплавок».

В семидесятые годы XX века грандиозную набережную стали развивать и продлевать в двух направлениях: на восток, в сторону Мандрыковки и Лоцманской Каменки, и на запад, через заводскую зону до Новых Кайдак и Диевки. С использованием гидронамыва увеличили берег Днепра вдоль бывших сел Мандрыковки и Лоцманской Каменки. Так формировалась линия Набережной Победы, которая получила свое название в 1978 году. Участок Набережной в западном направлении получил название Набережная Заводская. Он доходит до жилых массивов Красный Камень, Коммунар, Парус. Так сформировалась уникальная прибрежная магистраль длиной 23 километра – гордость Днепропетровска.

Основные жилмассивы города ориентированы на реку

Днепр, который эстетически не играл практически никакой роли в Екатеринославе, в середине XX века с устройством Набережной выходит в Днепропетровске на градостроительную и архитектурную сцену. Отныне все более-менее значимые градостроительные новации были увязаны или, как минимум, учитывали наличие реки Днепр.

В 1970-1980-х годах вся градостроительная активность в Днепропетровске так или иначе была завязана на реке Днепр. Строительство прибрежных жилмассивов, развернувшееся, начиная с 1969-1971 годов, фактически трансформировало структуру города.

1960 е набережная с узкоколейкой от моста

1960-е набережная с узкоколейкой от моста

Основанный в 1971 году жилмассив Победа расположился на приречной насыпной зоне, — фактически на территории, отвоеванной у реки. В том же году началось строительство жилого массива «Петровский», который разделялся на три жилмассива «Красный Камень», «Коммунар» и «Парус». Этот район протянулся лентой вдоль реки. Здесь в комплексе предполагалось строительство грандиозного гидропарка, так и не реализованное до сих пор.

С 1985 г. на левом берегу Днепра началось возведение жилмассива «Фрунзенский». Он должен был стать «днепропетровской Венецией», как писали в газетах, иметь целую сеть каналов, по аналогии с популярным тогда киевским массивом «Русановка». Нашей «Венецией» Фрунзенский не стал, но важна сама идея ориентировки на реку. В 1974 году был основан жилмассив «Солнечный», архитектура которого (четыре шестнадцатиэтажки с желтой облицовкой и другие здания) полностью увязана с Днепром и ориентирована исключительно на восприятие с днепровских просторов.

Солнечный 1980 е

Солнечный 1980-е

Два века пароходства по Днепру и речной вокзал–шедевр

Первый пароход на Днепре появился в 1823 году. С 1846 г. на Днепре стали ходить пароходы крупного промышленника С.И. Мальцева, которые строились в селе Людинове на реке Болве, притоке Десны. Есть предположение, что именно пароходы Мальцева первыми появились у Екатеринослава. В 1858 г. было образовано «Общество пароходства по Днепру и его притокам» (затем называлось «Первое пароходное общество»), пароходы которого делали рейсы выше Днепровских порогов. Тогда было открыто регулярное движение однотрубных грузопассажирских пароходов по Днепру между Екатеринославом и населенными пунктами, лежащими в верховьях реки. В 1892 г. создано «Второе общество пароходства по Днепру и его притокам».

Как уже говорилось, в связи с развитием в Екатеринославе лесной торговли речной транспорт был очень развит, а Лесные пристани в центре были самым шумным местом. Со строительством железной дороги речной транспорт (и грузовой, и пассажирский), конечно, в дальнейшем уже никогда не занимали главное место в экономике. В августе 1927 г. было принято решение о строительстве в Днепропетровске нового речного порта. Он был сдан в эксплуатацию в ноябре 1933 г., и был в то время одним из крупнейших на Днепре, с длиной причальной стенки 3 километра.

В советское время интенсивно развивался речной пассажирский транспорт. В 1952 г. было построено изящное здание речного вокзала в стиле «сталинского ампира». Это был прямоугольный двухэтажный корпус с башенкой в центральной части. Весной 1960 г. в Днепропетровский речной порт прибыл первый теплоход на подводных крыльях типа «Ракета». В 1980 году Днепропетровский речной порт по объему перевозок занимал второе место на Днепре после Киева. Весной того же года в речном порту, втором после Запорожского, начался регулярный прием грузовых судов типа «река–море».

прогулка по Днепру 1950 е

Прогулка по Днепру 1950-е годы

В 1982 г. на его месте был открыто новое здание речного вокзала (архитектор Веснин), которое долгие годы величали одной из местных архитектурных сенсаций. Во-первых, здание своим силуэтом напоминает гигантский корабль, остановившийся на вечную стоянку. Во-вторых, оно развернуто перпендикулярно Днепру. Здание речного вокзала возводилось с учетом располагающейся рядом недостроенной гостиницы «Парус», и вместе они составляют крупный архитектурный ансамбль 1970–1980-х годов. Правда, в последнее время большая площадь здания речного вокзала сдается в аренду и занята офисными учреждениями.

Речпорт

Сегодня река Днепр по-прежнему активно участвует в архитектурной и градостроительной жизни города. Несколько этапов реконструкции Набережной прошли, начиная с 2005 г. Продолжают активно обсуждаться перспективы застройки левобережной приднепровской зоны с продолжением Набережной. Конечно, сегодняшние рыночные реалии несколько снизили значимость собственно эстетических факторов в оформлении пространства. Однако ряд крупных развлекательных комплексов ориентированы прежде всего на Днепр («Бартоломео», «Coast» и другие).

Панорама Набережной

Как видим, «город на Днепре» повернулся лицом к великой реке не сразу. В XX веке между рекой Днепр и городом установились весьма органичные, не конфликтные отношения, которые, хочется надеяться, будут продолжаться и в дальнейшем. Ну а если город станет-таки «Днепром» на Днепре, то сам бог велел нам учитывать красоты великой реки и жить с ней в мире и согласии», – завершает свой рассказ Максим Кавун.

Текст: Владимир Городченко
Источник http://gorod.dp.ua/news/116127 

karpovich

В плену дворцовых интриг, или просто «пленные» Николая Колючего. Иначе не назовешь отчетно-выборную конференцию, которая состоялась во дворце «Металлургов» КСК «Дзержинка».

После того как председатель КСК «Дзержинка» Иван Карпович вышел из профсоюза «Металлистов» и перешел в профсоюз «Металлургов» с инструкторами и тренерами спортклуба, директор ПКСЦ Сергей Бурхан, которого поставил на эту должность Н. Колючий, решил по команде сами догадались уже кого, любыми способами расправиться с инакомыслящими работниками спортклуба, не побоявшимися встать против режима и системы, у которых есть еще честь и совесть, сообщает http://kstati.dp.ua/content/v-plenu-dvorcovyh-intrig-ili-prosto-plennye-nikolaya-kolyuchego  Приглашенных председателей комиссий и членов профкома профсоюза «Металлургов» и журналистов охрана долго не пускала на собрание, мотивируя тем что новый профсоюз хочет сорвать проведение собрания, ссылаясь на распоряжение Евгения Абакулкина. Хорошо спланированное шоу, иначе его не назовешь, началось с самого утра. Оказалось что молодые тренеры, перешедшие в профсоюз «Металлургов», не могут принимать участия в голосовании, потому что три года не платили профсоюзные взносы, и в этом директор ДЮСШ Татьяна Котова обвинила председателя спортклуба И. Карповича. Далее еще веселей: четыре человека, записавшиеся в выступающие, выслушав отчет за 8 лет председателя спортклуба, обрушили шквал критики в адрес И. Карповича и все в один голос признали неудовлетворительной его работу за отчетный период. В частности, Алла Булаева в своем выступлении задала вопрос председателю спортклуба, сколько человек занимается в тренажерном зале? Размахивая папкой с бумагами, не дав ответить И. Карповичу на вопрос, быстро сообразила или вспомнила, что тренажерный зал платный. Она сама там сидит до темноты, до последнего клиента и зарабатывает деньги, сами догадались кому. Потом вышел Александр Горбачев пресс-атташе и заговорил о Спартакиаде комбината: мол, много вопросов по ее проведению и нужно разработать новое положение. Тут произошла промашка подготовленного выступления, которое ему кто-то написал, Саша не знал, что положение о проведении Спартакиады комбината на 2016 год было утверждено в марте генеральным директором ПАО «Днепровский меткомбинат» и согласовано с председателями двух профсоюзов, «Металлургов» и «Металлистов». До этого на протяжении более 10 лет утверждал положение о проведении спартакиады всеми «любимый» директор ПКСЦ Сергей Бурхан, а председателем оргкомитета спартакиады комбината был Евгений Абакулкин. Так какие претензии к председателю спортклуба?, если ни один вопрос не решался без согласования и решения С. Бурхана.
«Кто они такие эти физорги и спортсмены с цехов, как я сказал, так и будет» - крылатая фраза директора Бурхана.
Дальше вышел к трибуне человек, который служил верой и правдой С. Бурхану, его бывший водитель Коля Беляев, который из-за своего страха забыл текст и долго не мог начать свою речь и связать предложения, зато в конце дал оценку работе председателя спортклуба - «неудовлетворительно». После таких выступлений можно было уже не сомневаться в результатах голосования, собрание проголосовало за уже упоминавшегося Евгения Абакулкина, недавно уволившегося с должности зам. председателя профкома «Металлистов». Николай Колючий нашел хорошее место своему бывшему заместителю, сделав себе подарок ко дню рождения. А работники культуры и спорта в очередной раз попали в «плен» к Колючему, Бурхану, а теперь еще и Абакулкину. Посмотрим теперь, какое отношение будет у этой троицы к работникам КСК «Дзержинка», перешедшим в профсоюз «Металлургов» и не испугавшихся угроз и увольнений.
Михаил Муромов.
Фото газеты "Событие".

 

Саенко

Архитектор Юлия Саенко (бывшая в 2007-2011 годах главным архитектором Днепропетровска) прошла конкурс на должность начальника управления градостроительства и архитектуры, главного архитектора Днепродзержинска, сообщает kstati.dp.ua ссылаясь на «Днепр вечерний».
Конкурсная комиссия Днепродзержинского горсовета 6 апреля официально поддержала ее кандидатуру на эту должность. Согласно предусмотренной законодательством процедуры, окончательное решение теперь должен принять мэр Днепродзержинска Андрей Белоусов. Председатель Конкурсной комиссии Татьяна Завгородняя рассказала, что найти квалифицированные кадры на руководящие должности в горсовете нелегко. Зарплата небольшая, а вот ответственность, с учетом сегодняшнего законодательства, - очень серьезная.
"Радует, что смогу вернуться к работе в родном регионе. Пока еще утверждение в должности не произошло, идет спецпроверка. Думаю, утверждение состоится к майским праздникам", - отметила Юлия Саенко. 

 

БегDSC 0440

Год назад ушел из жизни преподаватель Днепродзержинского колледжа физического воспитания Анатолий Анатольевич Бабиченко. В память о нем с этого года проводится легкоатлетический кросс на 800 метров (любимая дисциплина Анатолия, где он имея результат 1 мин. 52 сек. в 1978 году выполнил норматив кандидата в мастера спорта, - прим. автора).

Бабиченко Анатолий

А.А.Бабиченко

7 апреля на стадионе СК "Промінь" 58 спортсменов разыграли переходящий кубок памяти тренера Анатолия Бабиченка. Открывая соревнования, старший судья Светлана Наволочко отметила, что не всем дано показывать такие результаты, которые в свое время были у Анатолия Анатольевича, но к этому надо стремиться. Что и предпринимали все участники прошедшего кросса. Из пяти забегов среди 32-х девушек, третий оказался самый сильнейший, в нем бежала победительница Юлия Соколова. Среди четырех забегов юношей лучшее время (чуточку не дотянул до результата А.Бабиченка. - прим. автора) показал Игорь Книжник.

КнижникDSC 0423

Член сборной Украины намного опередил второго призера. Ему и был вручен переходящий кубок. Интересно, что Игорь после девяти классов учебы в школе села Спасское, что на Кировоградщине, поступил в ДКФВ на отделение футбола. "Вообще-то в футболе у меня перспектив не было, - рассказывает Игорь. - Мне понравилась легкая атлетика, чем, собственно, я и занимаюсь. Мне нравится бегать средние дистанции. Выступая нынешней зимой на чемпионате Украины на дистанции 3000 метров я показал личный рекордный результат 8 минут 31 секунда и вополнил норматив кандидата в мастера спорта. А в беге на 1500 метров мое лучшее время 4 минуты 13 секунд. В эту субботу буду участвовать в кроссе, который состоится в Новомосковске. Надеюсь показать высокий результат. Но главный старт будет в конце месяца в Черкассах, где пройдет чемпионат Украины".

Перед подведением итогов кросса судьи, участники забегов, болельщики минутой молчания почтили память своего коллеги и тренера Анатолия Бабиченка. Все призеры соревнований, как юноши, так и девушки, получили грамоты.

ПРИЗЕРЫ СОРЕВНОВАНИЙ

ДЕВУШКИ

БегDSC 0425

1 - Соколова Юлия (группа № 32) - 2.32,6
2 - Ярмола Виктория (группа № 32) - 2.45,8
3 - Тютюнник Марина (группа № 25) - 2.46,7

ЮНОШИ

БегDSC 0432

1 - Книжник Игорь (группа № 33) - 1.52,4
2 - Селянкин Владислав (группа № 22) - 2.14,4
3 - Бычек Александр (группа № 32) - 2.19,4

Текст: Виктор КУЛЕНКО.

Фотоальбом https://vk.com/album84493189_230748007?rev=1

ФигольIMG 8562


Второе занятие «школы выживания» прошло в юношеском отделе центральной библиотеки им. Т.Г. Шевченко. Организатор – практикующий тренер Владимир Бойко.
По словам Владимира Бойко, вдохновением для организации этих уроков послужил журналистский проект, начатый Валентином Фиголем еще в 2007 году на местном ТВ, и продолжившийся в газете «Событие».
Рассматривали основные проблемы, с которыми неизбежно сталкивается любой человек в государстве, попавшем в полосу безвременья. Вне зависимости от его географического положения, социального устройства и исторической эпохи. Я уверен, что точно те же проблемы стояли перед населением во времена Ивана Грозного, и после революции 1917 года, и после гражданской войны в Америке, и после последней войны в Европе. То есть во всякое время, когда старый уклад жизни уже сломан, а новый еще не налажен. Более всего бьют по отдельному гражданину страны: БЕЗРАБОТИЦА, ОТСУТСТВИЕ СРЕДСТВ К СУЩЕСТВОВАНИЮ, ИНФЛЯЦИЯ, РАЗВАЛ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ - рассказывал Владимир.
Вообще в нестабильном, равно как конкурентном, обществе очень важно умение мыслить стратегически. То есть с позиций завтрашнего, а еще лучше послезавтрашнего дня, а не следующей секунды. Тогда можно успеть не одну яму соломкой застелить. В смысле не с одним потенциальным работодателем познакомиться. И при внезапном увольнении отделаться синяками в форме перевода с одного места работы на другое... Главным оружием против безработицы является приобретение новых, востребованных на рынке работ, профессии.
Перед студентами выступили журналист Денис Кравец, который рассказал об эксперименте «выжить на минималку», который ставил над собой.
Начнем с самой главной статьи расходов — с питания. В качестве первого шага составьте недельное меню. Которое будет повторяться в течение месяца. Сбалансируйте белки, жиры, углеводы и отпущенные на них финансы. Ваш стол при наиболее достижимой дешевизне должен быть максимально разнообразным и включать в себя все требуемые пищевые элементы. Какие? Прочитайте в специальной, посвященной рациональному питанию, литературе. Вы должны знать, что будете есть сегодня, завтра и послезавтра. Спонтанное меню — очень затратное меню. Вы, как всякий нерационально экономный человек, вначале будете голодать пару дней, а потом, сорвавшись, купите какие-нибудь деликатесы и лишитесь денег на несколько последующих обедов. Голод не помогает экономии средств. На самом деле голод очень затратен. Потому что после него следует обжорство. И перевод продуктов питания, а значит, денег, на, простите, массовое производство вторичных отходов.
Экономист Татьяна Сташкова, предложившая свою методики выживания в городе. С чего им начать экономическое выживание? С непопулярной у среднестатистического обывателя меры: с умения считать деньги. Умеем мы считать деньги? Нет! Абсолютно не умеем! Особенно те, у кого их мало. Попросите любого нашего бедняка вспомнить свои траты. Сказать, куда ушла эта, которой не хватило до конца месяца, “полусотня”. Пора учиться считать. Бедняк думает, что считать деньги надо только тогда, когда их много. А когда мало — все равно, считай не считай... Хотя все как раз наоборот. Чем меньше средств, тем большего контроля они требуют!

Татьяна Доронина, Заместитель директора по рекламе и маркетингу Днепродзержинской ЦБС

ПОЛИЦИЯIMG 8550

Якщо Вас цікавить реформа Національної поліції України, або Ви бажаєте познайомиться з патрульними поліцейськими свого району, дізнатись про права та обов’язки поліцейських – завітайте до бібліотек Дніпродзержинська.
У квітні 2016 р. бібліотеки проводять серію заходів, спрямованих на побудову довіри до української поліції та підвищення обізнаності городян про діяльність Національної патрульної поліції, розуміння її ролі у вирішення нагальних місцевих проблем. Заходи проходять із залученням патрульних поліцейських, прес-служби патрульної поліції у м. Дніпропетровську, депутатів різних рівнів, ЗМІ, громадськості.
В рамках проведення Всеукраїнського проекту "Моя нова поліція: громадська підтримка реформи національної поліції" 5 квітня юнацький відділ Центральної міської бібліотеки ім. Т.Г. Шевченка провів зустріч по скапу з патрульними поліцейськими з Дніпропетровська, з метою ознайомити присутніх з роботою нової поліції та створити комунікативний простір для взаємодії молоді та громади з патрульною поліцією, пояснити її значення у повсякденному житті.

ПОЛИЦИЯMG 8552


Зустріч проходила у форматі ролевої гри , де були розглянуті ситуації: крадіжка в магазині, порушення громадського порядку (занадто голосно звучала музика у квартирі), розпивання спиртних напоїв на дитячому майданчику з коментарями поліцейського.
На початку зустрічі бібліотекар Лариса Лощенкова провела "Правову абетку" з молоддю, щоб показати рівень правових знань. Під час проведення вікторини використовувалась книжкова виставка "Зростаємо громадянами", потім слово було надане гостям.
Основний висновок зустрічі: нова поліція покликана служити та захищати!

Теяна Дороніна, заступник директора по рекламі та маркетингу Дніпродзержинської ЦБС.

0oNu2r84Lmc

Перед большим туром по Франции с программой из произведений современных украинских композиторов выступит АРТУР НИКУЛИН, лауреат международных конкурсов фортепиано (Бельгия). В его фортепианной программе: С.Борткевич «Элегия», «Баллада», В.Косенко «Пассакалия», «Этюд fis-moll», В.Сильвестров «Соната №2», Л.Дычко «Замки Луары», А.Нежигай «Соната для фортепиано».

У днепродзержинцев есть редкая возможность послушать своего земляка. Из-за плотного концертного графика пианист очень редко выступает дома. Это его первый концерт на Днепропетровщине с 2011 года. В родном Днепродзержинске Никулин планирует выступить осенью нынешнего года.

Артур Никулин закончил Днепродзержинское музыкальное училище, Львовскую Национальную музыкальную академию им. Н. Лысенко, где учился в классе у выдающегося пианиста, заслуженного артиста Украины Йожефа Ерминя.

 

Так же стажировался у известных современных пианистов: Н. Штаркмана, М. Петухова, М.Крушельницкой, Б.Гетцке, Т.Дюссо, Э.Рейес.

С 2014 года – ассистент профессора Элиан Рейес в Брюссельской королевской консерватории.

Активно гастролирует на Украине и за рубежом, играл в лучших концертных залах Польши, Швейцарии, Франции, Германии, Нидерландов. Выступал с известными камерными и симфоническими оркестрами Украины.

Артур Никулин лауреат Первого международного конкурса молодых пианистов в Нидерландах (Энсхеде, 2001 год, третья премия), международного конкурса "Искусство 21-го века" (Киев - Ворзель, 2002 год, третья премия), международного конкурса им. Ф. Шопена (Днепропетровск, 2006 год, первая премия), международного конкурса "Музыкальный фейерверк в Баден-Вюртемберге" (Баден-Баден, 2013 год, Гран - При), международного конкурса-фестиваля современной фортепианной музыки памяти Бориса Лятошинского (Париж, 2014 год, приз за лучшее исполнение произведения украинского композитора).

Приглашался на престижные международные фестивали современного искусства, как "Контрасты" (Львов), "КиевМузикФест" (Киев), ГОГОЛЬфест (Киев), "Музыкальные премьеры сезона" (Киев), "Варшавская осень" (Варшава), "Травневі музичні зустрічі" (Кировоград), фестиваль памяти Святослава Рихтера на родине пианиста (Житомир), фестиваль музыки Валентина Сильвестрова (Берн, Швейцария).

Тесно сотрудничает с выдающимися современными композиторами Валентином Сильвестровым, Лесей Дычко, Владимиром Рунчаком (Украина), Владимиром Беляевым (Россия), Дмитрием Чесноковым (Россия-Франция), Николя Бакри (Франция), является первым исполнителем их фортепианных и камерно-инструментальных произведений.

Ni6vOqoHtXc

top photo

С начала марта официально стартовало интернет-голосование конкурса «Мисс Украина 2016» Miss Online. Победительница онлайн-конкурса, набравшая максимальное количество голосов, получит приз в 50 000 грн и будет участвовать в финале «Мисс Украина-2016».

В числе девушек, сражающихся за победу в Miss Online, есть и красавицы из Днепродзержинска.

24-летняя Ольга Олейник родилась, училась и работает в Днепродзержинске. «С юных лет восторженно смотрела на моделей, и хотела быть на их месте», - пишет девушка о себе

Олейник Ольга.

21-летняя Марина Ефимова также родилась и выросла в Днепродзержинске, а сейчас учится в областном центре на экономическом факультете Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры.

Ефимова Марина

18-летняя Анастасия Олейник постигает азы акушерского дела в Днепродзержинском медучилище.

Олейник Анастасия

А ее одногодка Татьяна Черкашина, закончив школу №36, решила, что ее судьба и призвание быть учительницей. Девушка поступила в г. Кривой Рог в педагогический университет, на учителя младших классов. Сейчас она студентка 2 курса.

Черкашина Татьяна

20-летняя Екатерина Клопот живет в Днепродзержинске, работает бухгалтером в учебном заведении, и получает высшее образование в Полтавском университете экономики и торговли. «Люблю путешествовать по миру, познавать для себя новые горизонты. Как и каждая девушка я мечтаю стать независимой (открыть развивающие центры для детей), счастливой и чтоб мои близкие гордились моими успехами».

Клопот Екатерина

Интернет-голосование в рамках Miss Online проходит до 12:00 1 августа 2016 года. Проголосовать за наших девушек можно на сайте конкурса http://missukraine.ua  в рубрике Miss Online.

Источник: http://sobitie.com.ua 

Aero cover


Сенсаційну для України та світу подію, що трапилася наприкінці березня в Індії, українська преса, на жаль, такою не побачила і не представила громадськості. Проте саме в рамках великої міжнародної виставки Defexpo India 2016 в Гоа індійське міністерство оборони та низка компаній підписали з Україною 15 меморандумів про виробництво 500 транспортних літаків та про довгострокове постачання газотурбінних установок для індійських військових суден, пише http://www.epravda.com.ua/publications/2016/04/5/588368/ 

Це відбулося на тлі раніше замороженого спільного з Росією проекту щодо спорудження військово-транспортного літака Multi-role Transport Aircraft (MTA) та відмови від російського обслуговування морських суден.
Тематика Defexpo India 2016 охоплює озброєння для сухопутних військ та військо-морських сил, включаючи засоби протиповітряної оборони, армійську авіацію, продукцію подвійного призначення.
Виставка є визначальною для всієї Південної та Південно-Східної Азії. Вона проводиться раз у два роки і цього разу була дев'ятою. Участь у виставці беруть понад 600 компаній з усього світу, а її експозиція займає площу понад 40 тис кв м.
Українська делегація, очолювана державним концерном "Укроборонпром", представила майже 40 видів продукції, розробленої та виробленої українськими підприємствами.
Вироби привезли Київський, Житомирський та Львівський бронетанкові заводи, КБ "Луч", ДП "Антонов", акціонерна холдингова компанія "Артем", Завод артилерійського озброєння, "Зоря-машпроект".
Відвідувачі побачили українські БТР-3, "Дозор-Б", Ан-132, Ан-148, Ан-178, моделі новітніх зразків оборонної продукції, які скоро надійдуть у серійне виробництво.
За словами генерального директора "Укроборонпрому" Романа Романова, концерн "має значні потужності для виконання великих замовлень та виробництва інноваційної зброї і повністю відкритий до співробітництва за всіма напрямками".
У рамках виставки відбулося вісім успішних переговорів з міністром оборони Індії та вищим командуванням збройних сил.
Як пише у ці дні російська преса, успіх України став наслідком "агресивного маркетингу української делегації". Попри неприховувану недоброзичливість до України низки видань, вона ж подає чимало позитивних коментарів до цієї події російських експертів авіапрому.
Заголовки матеріалів здіймають справжній лемент: Україна відвоювала Індію в Росії! Індійсько-українські угоди водночас стали центральною темою провідних політичних та економічних індійських видань.
Натомість українська преса подала цю подію як щось тривіальне: ось, мовляв, паслася бура корова, а молоко від неї було біле. Побували, підписали 500 чи 5 літаків - це не надто важливі деталі. А кого українці обійшли, кого залишили з облизнем - про це взагалі ніде не мовиться. Нічого надприродного, ніякої сенсації.
Утім, тема висвітлення подій на Defexpo India 2016 - не найцікавіше. Важливіше те, що відбувалося на виставці.

ab5aad2 22

Фото ua-today.com

У кого - досягнення та угоди, у кого - чергові провали

Індійська Reliance Defence Ltd та український авіаційний держконцерн "Антонов" домовилися про спільне створення багатофункціонального транспортного літака для потреб військових, десантників, а також комерційного використання в Індії. Йдеться про 500 машин загальною вартістю 5,3 млрд дол упродовж 15 років.
За повідомленням Reliance Defence Ltd, вона спільно з українською державною корпорацією "Антонов" пред'являтиме до проекту "різні вимоги, в тому числі для створення пасажирського літака на 50-80 місць у базовій конфігурації, а також у всіх варіаціях, в тому числі для транспортних та інших військових цілей".
Вже визначене місце виробництва літаків - перший індійський інтегрований Аерокосмічний технопарк в аеропортовому центрі Міхан міста Нагпур, штат Махараштра, в Центральній Індії. Це визначено стратегічною концепцією уряду Індії із спеціальною назвою: створювати все на території своєї країни.
У цій оперативності - ще один ляпас Росії. Мовляв, поки росіяни теоретизують щодо "імпортозаміщення", Індія здатна приймати рішення і діяти. Все робити у себе своєю робочою силою, а імпортувати лише технології та послуги фахівців.
Партнерство з українськими фахівцями з їхніми технологіями передбачає розробку військового літака середньої вантажопідйомності для виконання оперативно-тактичних і стратегічних завдань з двома турбовентиляторними реактивними двигунами. Літак повинен злітати з коротких злітно-посадкових смуг і віддалених необладнаних аеродромів, в тому числі з ґрунтовою поверхнею.
"Невелика кількість тактичних можливостей літака компенсується сучасною авіонікою і навігаційними системами з електродистанційною системою управління, що застосовуються в будь-яку погоду і час доби", - додають в Reliance Defence Ltd.
Угоду уклали голова правління Reliance Defence Аніл Амбані і перший заступник секретаря Ради з нацбезпеки та оборони України Олег Гладковський, який відповідає за військово-технічне співробітництво та експортний контроль. Аніл Амбані - відомий в Індії магнат, власник Reliance Group.
Військово-повітряні сили Індії експлуатують понад 100 транспортних літаків Ан-32 українського виробництва і недавно вирішили продовжити строки їх експлуатації.
Також є угода про створення в Індії спільних підприємств з модернізації та ремонту радянських протиповітряних систем - зенітних ракетних комплексів "Квадрат", "Стріла-1", "Тунгуска", "Шилка", переносних комплексів "Голка", "Стріла-2".
За оцінками українських експертів, щорічний обсяг військових контрактів з Індією становить 100 млн дол. У найближчі три роки цей показник планується збільшити до 500 млн дол. Зокрема, українські фахівці пропонують Індії спільно розробляти реактивну систему залпового вогню з дальністю до 100 км.
Ці факти свідчать про рівень українських досягнень - і технічних, і маркетингових. В українців є кому, з чим і ким співпрацювати на рівні світових вимог.

Як коментують березневу авіабудівну сенсацію росіяни?

Директор агентства "Авіапорт" Олег Пантелєєв назвав спільну розробку літака з українськими фахівцями реалістичною. "В "Антонова" є практично готове сімейство літаків у різних сегментах: Ан-148, Ан-158 і Ан-178. Це майже готова лінійка літаків, що укладається в діапазон, про який йде мова в угоді", - каже він.
На думку директора агентства, цю лінійку літаків на вимогу індійської сторони можна доопрацювати з точки зору вибору агрегатів та бортового радіоелектронного обладнання. Крім того, в Індії та України є хоч і не ідеальний, але досвід співпраці з ремонту і модернізації транспортних літаків Ан-32.

a7a8118 33

Стенд українського авіаційного держконцерну "Антонов" на Defexpo India 2016. Фото ua-today.com

Що буде із замороженим індійсько-російським проектом - спільним підприємством з виробництва багатоцільового транспортного літака MTA?
Угоду про розробку і будівництво MTA Росія та Індія уклали у 2007 році. Виробництво планували розгорнути і в Росії, і в Індії. Обидві сторони повинні були інвестувати в СП по 300 млн дол. Для ВПС Росії хотіли зробити 100 машин, для Індії - 45, ще 60 літаків планували продати в "треті країни".
Чому цей виробничо-торговий ґешефт не вдався? Причинами призупинення проекту Індія назвала вимогу різкого збільшення вартості розробки транспортника з боку Росії і невдоволення ВПС Індії низкою технічних характеристик МТА.
За визначенням Пантелєєва, проект МТА "мало не з народження вирізнявся неабиякою млявістю, і доцільність його реалізації викликала сумніви". Ще б пак! За вісім років росіяни лише торгувалися щодо вартості розробки замість того, щоб довести до належного стану технічні характеристики свого літака.
Пантелєєв резюмує: "Індія може отримати більш поступливого партнера, який на відміну від Росії не буде виторговувати преференції за складом бортового обладнання та ступеня участі своїх виробників в проекті".
МТА - не єдиний гіркий досвід Індії. У грудні 2015 року індійське аудиторське агентство CAG підготувало експертний висновок про експлуатацію місцевими пілотами куплених у Росії винищувачів Су-30МКІ.
За цими висновками, показник льотної придатності російських машин значно нижчий за норму, оскільки низка агрегатів літаків даного типу часто ламається.
CAG стверджує, що в середньому із 210 Су-30МКІ, які експлуатує Індія, від 115 до 126 винищувачів постійно знаходяться на землі через необхідність їх ремонту. За даними індійського міноборони, з моменту експлуатації було втрачено шість машин "Сухого". Про це повідомляє американське видання Defense News.
Основною причиною частих поломок Су-30МКІ фахівці CAG називають брак деталей до літаків, велика частина яких виробляється в Росії. Проблема з агрегатами для цього літака в індійців виникає через бюрократію, яку розвели Рособоронекспорт та індійське міноборони.
Процес подачі заявки на запчастини довгий, він може тривати багато місяців. Крім того, Рособоронекспорт не зацікавлений постачати дрібні партії запчастин, тоді як індійській стороні найчастіше потрібні саме такі партії деталей.
Чому б не створити сервісний центр на індійській території, де б зберігався повний набір запчастин на два-три літаки, який би постійно поповнювався? Його можна було б зробити у вигляді спільного підприємства. Про це йшла мова в ході недавнього візиту індійських журналістів до Москви.
Однак питання в тому, хто цей сервісний центр буде фінансувати. Навіть "розібрані" дві-три машини - це десятки мільйонів доларів. Делі веде з Москвою переговори про те, щоб відкрити на індійській території підприємства із збирання необхідних запчастин. Тож від "Сухого" тут ще не відмовилися.
Проте відмова від МТА - не єдиний випадок, коли Індія після довгих переговорів з Росією вибирає іншого постачальника літаків. Так, на початку 2016 року в Індії вирішили придбати французькі Rafale замість російських МиГ-35.

Час російської монополії вичерпано

Російська та світова преса, висвітлюючи недавні події на Defexpo India 2016, залементували також через ще одну українську маркетингову "зухвалість".
У центрі емоцій опинився відомий російський крейсер-авіаносець "Адмірал Горшков". Тепер, після переобладнання, він має індійську назву - "Вікрамадітья". "Адмірал Горшков" спустили на воду в СРСР у 1982 році, а в 2004 році Росія продала його Індії. У листопаді 2013 року його передали ВМС Індії.
За повідомленням керівника військово-морських проектів ДК "Укроборонпром" Миколи Гордієнка, Індія допустила Україну до участі в оборонних програмах, і "ми запропонували нові методи обслуговування радянського авіаносного крейсера "Адмірал Горшков", які на 50% дешевші, ніж російські пропозиції".

2042c08 2975627 original

Фото bmpd.livejournal.com

Для Індії, яка відома у світі своєю заощадливістю та звичкою на всьому економити, 50% здешевлення - це неабиякий фактор привабливості. За висновком видання Defence News, Україна робить агресивні спроби порушити російську монополію на співпрацю з Індією, пов'язану з ремонтом та обслуговуванням військової техніки.
"Ми тут, щоб допомогти позбутися головного болю, з яким Індії одній не впоратися. Майже десять років Росія люто блокувала наші спроби. Ми запропонували безліч рішень, здатних дати нове життя зброї радянського часу, оскільки ми - початкові виробники обладнання", - заявив радник "Укроборонпрому" Петро Федорук.
Річ не лише у цьому судні. Українці зважилися на щось більше, системне. Індійським військовим Україна може допомогти ремонтувати газотурбінні установки суден. Потужності та кваліфікований персонал для цього має миколаївський завод "Зоря-машпроект". Це визнають і російські експерти.
За словами заступника директора "Укроборонпрому" Артура Херувімова, Індія хоче організувати спільну з Україною військово-технічну комісію для сервісного обслуговування радянського озброєння. Наразі це плани, але і вони дають Москві підстави для хвилювань. Час російської монополії вичерпано і в цій сфері.

Тарас Колесник, для ЕП. Авторський проект "Росія у власному дзеркалі"