Елена Николаевна Егорова http://proza.ru/2008/08/29/15
Дзержинский о себе
Интересно почитать дневники, письма и речи Дзержинского. Его “дневник заключенного”, который он вел в Варшавской цитадели в 1907-1908 гг., производит тягостное впечатление. Там описывайся будни узника в одиночке, который перестукивается с соседями, нервничает порой на допросах. Дзержинский возмущается заковыванием заключенных в кандалы, суровыми приговорами, побоями, казнями, предательствами среди членов Польской социалистической партии (ППС). Однако при внимательном прочтении понимаешь, это относится к террористам ППС, за которыми числятся налеты, грабежи и убийства. К Дзержинскому, который такую тактику не поддерживает, относятся корректно, хорошо кормят. Вообще, из всех тюрем, где он сидел, физически тяжелые условия, судя по письмам, дневникам и воспоминаниям друзей, были только в Орловской губернской тюрьме, а в Ковно, где Дзержинского якобы избивали, он “имел все необходимое даже в большем количестве, чем на воле”.
В письмах к старшей сестре Альдоне Булгак Дзержинский много пишет о любви и сострадании к людям, особенно к обездоленным детям: “Только детей как жаль!.. Я страстно люблю детей...”. Он пишет: “Я всей душой стремлюсь к тому, чтобы не было на свете несправедливости, преступления, пьянства, разврата, излишеств, чрезмерной роскоши, ...чтобы не было угнетения, братоубийственных войн, национальной вражды... Я бы хотел обнять своей любовью все человечество, согреть его и очистить от грязи современной жизни...”
Письма из Женевы полны лирическими описаниями пейзажей, сентиментальными воспоминаниями о детстве в Дзержинове, краткими упоминаниями о работе. Дзержинский осуждает ложь и лицемерие, размышляет о порочности буржуазной семьи. Письма к жене Софье Сигизмундовне (Зосе) полны любви к ней и сыну, заботой о маленьком Ясике, которого Дзержинский называет “мое солнышко”.
Однако не только любовью пронизаны письма Дзержинского, но и ненавистью к существующему строю, к богатству одних, которое, по его мнению, является причиной нищеты других. Он мечтает низвергнуть это общество, чтобы построить жизнь по собственным идеалам. В письмах ярко выражен воинствующий атеизм Дзержинского, который в детстве был религиозен и даже мечтал стать священником. Альдона оставалась верующим человеком и считала Феликса “заблудшим”. Он пишет ей: “Мне не нужно успокаивать вашей верой свою душу и свою совесть... ибо я здесь, на земле, нашел счастье... Я ксендзов [3] проклинаю, я ненавижу их... Я борюсь с ними не на жизнь, а на смерть, и поэтому никогда не пиши мне о религии, о католицизме, ибо от меня услышишь лишь богохульство...” Сильная энергия разрушения заключена в этих словах.
В 1918 г. в письмах к жене в Швейцарию Дзержинский пишет: “Я нахожусь в самом огне борьбы... Мысль моя заставляет меня быть беспощадным, и во мне твердая воля идти за мыслью до конца... Гражданская война должна разгореться до небывалых размеров, ... и моя воля - бороться и самому быть беспощадным...” “А здесь танец жизни и смерти - момент поистине кровавой борьбы, титанических усилий...”
В апреле 1919 г. на тревожное письмо сестры Альдоны, потрясенной страшными картинами войны и кровавой репутацией любимого брата, Дзержинский отвечает: “Я остался таким же, как и был, хотя для многих нет имени страшнее моего. Любовь сегодня, как и раньше, все для меня... Меня ты не можешь понять. Солдата революции, борющегося за то, чтобы не было на свете несправедливости...”
Казалось бы, эти письма характеризуют Дзержинского как стойкого и последовательного борца за светлое будущее, но когда понимаешь, что за словом “беспощадный” стоит “красный террор”, а другими словами, государственный терроризм со всеми ужасами репрессий и массовых убийств мирного населения, попрания общечеловеческой морали, образ “рыцаря революции” покрывается кровавыми пятнами.
Дзержинский глазами друзей
Наибольший интерес вызывают публикации конца 1920-х гг., когда воспоминания друзей не были еще гладко “причесаны”. В биографии, составленной в 1929 г. соратником и давним другом Дзержинского Феликсом Коном, любопытны такие эпизоды. По словам самого Дзержинского, в детстве он был настроен националистически, “мечтал о шапке-невидимке, чтобы, став невидимым, уничтожить всех “москалей”. Из этой книжки мы узнаем, что сначала Дзержинский “работу в массах сводил к экономической борьбе, и только в последствии, уже в ссылке, стал на путь Ленина”, а не сразу, как сказано в официальной биографии. В Ковно он был выдан полиции вовсе не провокатором, а просто молодым неподготовленным рабочим, которому неосторожно дал нелегальную брошюру.
У Дзержинского были актерские способности. При побеге из Верхоленска, он с товарищем едва не утонул в реке и ловко разыграл сочувствующих ему крестьян, представившись купцом: крестился, молился, воздавал хвалу Господу за спасение. Вот где пригодились Дзержинскому детские воспоминания! Потом он язвительно подтрунивал над наивными крестьянами.
Другой эпизод свидетельствует о том, что Дзержинский обладал даром психически влиять на людей. Во время переезда из Варшавы в Орел в 1914 г. заключенные пели революционные песни, за что их лишили пайка. Требования к конвою остались безрезультатными. По настоянию Дзержинского пришел начальник конвоя, который заявил, что если они будут протестовать, то он прикажет в них стрелять. Распахнув рубашку, Дзержинский крикнул: “Мы не боимся ваших угроз! Стреляйте, если желаете быть палачами!” “Это было сказано с такой внутренней силой, что начальник остолбенел... Воцарилось гробовое молчание... Глаза начальника встретились с метавшими молниями глазами Дзержинского. Это была своего рода бескровная дуэль. Начальник отвернулся и ушел из вагона. Час спустя нам были доставлены хлеб, селедка и махорка”.
В сборнике “Страж Октября”, вышедшем в 1926 г. сразу после смерти Дзержинского, опубликованы статьи его ближайших друзей по работе - Рыкова, Петерса, Радека и других. Александр Рыков называет Дзержинского “личностью, выточенной из одного куска”, подчеркивает целостность его натуры. Яков Петерс, сподвижник Дзержинского в ВЧК, передает поражающую цинизмом фразу Ленина: “Когда умирает человек, его хоронят, зарывают глубоко в землю, иногда посыпают известью, чтобы труп не вонял, а перед нашими глазами умирает целое общество, оно остается на поверхности, его никто не зарывает, это умирающее общество своей вонью заражает иногда слабых, кто к нему прикасается”. Дзержинский не был слабаком, в отличие от некоторых своих товарищей.
“Даже коммунистов не всех, кого намечали, удавалось вовлечь в работу ВЧК, - пишет Петерс, - ...неприятно было идти на обыск, видеть слезы на допросах, особенно тем товарищам, которые сами еще недавно были на допросах у жандармов и полиции... И Дзержинскому немало приходилось уговаривать товарищей идти на работу в ВЧК”. В другом месте Петерс рассказывает, что когда осенью 1918 г. некоторые коммунисты, не одобрявшие жестокость ВЧК по отношению к населению, “в печати и на собраниях стали выступать против ВЧК, говоря, что наступила пора ограничить права ВЧК в области непосредственной расправы, - тов. Дзержинский глубоко возмущался...”
Старый сподвижник Дзержинского Карл Радек так передает слова “железного Феликса”: “ЧК должна защищать революцию, даже если меч ее при этом случайно попадет на головы невинных”. Однако во время террора “карающий меч” опускается на головы невиновных вовсе не случайно, а закономерно - в целях устрашения. Само слово “террор” означает “страх”, “ужас”.
“Тем, кто знал Дзержинского, известно, как нелегко давалась ему его беспощадность, - пишет Радек, - ... И только глубокое убеждение в том, что всякое мягкосердечие может причинить бедствия и страдания миллионным массам позволяло ему опускать непоколебимо меч революции... Разрушение и насилие было для него только средством, а само существо Дзержинского - это была глубочайшая тоска по строительству новой жизни”.
Эта фраза раскрывает причину того, почему чувствительный мальчик, который не мог обидеть даже кошку и мечтал стать священником, превратился в беспощадного и безжалостного “железного Феликса”. В нем с детства жила ненависть ко всему, что, на его взгляд, было причиной несправедливости - богатству, эксплуатации, религии... А ненависть - сила разрушительная, она прежде всего растлевает душу. Созидательного пути Дзержинский не видел. Сначала он потерял веру в Бога и стал ненавидеть священников. А “без Бога все позволено”, как писал Достоевский. Поэтому все, кажущиеся плохим, можно разрушить для достижения счастья в собственном понимании, не считаясь со средствами. Ради этой благой цели можно лукавить, обманывать, брать заложников и убивать, даже если “случайно” это будут невиновные: женщины, дети, старики, поскольку. наказания для облеченного сильной властью на земле нет, а Божьей кары якобы не существует. Несправедливый мир Дзержинский вместе со своими соратниками уничтожал еще большей несправедливостью, искоренял страдания, причиняя еще большие страдания и смерть миллионам своих соотечественников. Любя людей вообще, он ненавидел дворян, буржуазию, духовенство, казачество, настороженно относился к крестьянам, не считаясь с тем, что и они все люди, и они имеют право на жизнь и счастье, а не только пролетарии. Поистине, “дорога в ад выстлана благими намерениями”.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Шесть команд приняли участие в областной спартакиаде по легкоатлетическому кроссу среди вузов первого-второго уровня аккредитации: Новомосковский колледж Днепровского государственного аграрно-экономического университета, транспортно-экономический колледж и монтажный техникум из Днепра, Криворожский колледж национального авиационного университета, а также две команды из Каменского - колледж физвоспитания и металлургический колледж. Соревнования прошли в последний день весны в Баглейском парке, находящемся возле ДК "Химик".
Каждая команда была представлена десятью спортсменами. Как рассказал тренер ДКФВ Сергей Гужва, в итог записывались по восемь лучших результатов, показанных юношами на дистанции 1000 метров и девушками - на 500 метров. В результате лучшей командой стал наш колледж физического воспитания. Вторая команда Каменского, металлургический колледж, замкнула шестерку участников. В команде-победительнице выступали: Игорь Книжник, Никита Коваль, Юлия Соколова, Владислав Селянкин, Марина Тютюнник, Анна Сегал, Александр Скрипник, Богдан Милаш, Александр Шпиленко, Бычек Александр. Надо отметить, что в индивидуальных результатах вся призовая тройка девушек была составлена спортсменками ДКФ.
РЕЗУЛЬТАТЫ СИЛЬНЕЙШИХ КРОССМЕНОВ
500 метров
1 - Соколова Юлия - ДКФВ (1.32,5)
2 - Сегал Анна - ДКФВ (1.35,5)
3 - Тютюнник Марина - ДКФВ (1.38,1)
1000 м
1 - Кузнецов Евгений - ДТЭК (2.57,5)
2 - Пливчук Дмитрий - ДТЭК (3.00,6)
3 - Книжник Игорь - ДКФВ (3.01,5)
МЕСТА, ЗАНЯТЫЕ КОМАНДАМИ
1 - ДКФВ (172 очка)
2 - ДТЭК (107)
3 - ДМТ (77)
4 - Новомосковский колледж (52)
5 - ККНАУ (47)
6 - ДМК (26)
Текст: Виктор КУЛЕНКО.
Фотоальбом https://vk.com/album84493189_232645679
31 мая состоялось заседание киноклуба медиа-просвещения по правам человека Docudays UA «Прометей» при юношеском отделе центральной Каменской библиотеки им. Т. Шевченко, в котором приняли участие студенты медицинского училища.
Для просмотра был выбран фильм «Когда-нибудь мы станем счастливыми» (режиссера Павла Высочански, Польша, 2011).
В ленте рассматриваются важные и острые проблемы человеческой жизни, среди которых бедность, преступность, нарушения человеческого достоинства. Главным героем является молодой парень - Даниэль, живущий в небольшом городке в Польше - Липин. Юноша мечтает снять фильм, и делает все для этого. Чтобы снять ленту, он покупает мобильный телефон, а затем и краденую видео камеру; пропуская уроки в школе, снимает своих знакомых, расспрашивая об их мечте.
Второй сюжетной линией фильма является тема взаимоотношений между Даниэлем и его харизматичной бабушкой, которая его воспитывает, ведь родители отказались от опеки над мальчиком.
Фильм вызвал бурное обсуждение в членов киноклуба. Работая в группах, они называли права людей, которые были нарушены в ленте.
Студенты поделились своими собственными мечтами и сделали вывод, что нужно идти к своей цели, мечтать, и не останавливаться на достигнутом.
Татьяна Доронина, заместитель директора по маркетингу и рекламе ЦБС Каменского
Игорь Гиркин заявляет об отсутствии поддержки режима Путина в России. По мнению террориста, судьба Путина предрешена.
Бывший так называемый министр обороны "ДНР" Игорь Гиркин придал огласке Политическую декларацию о создании "Общенародного национального движения" под своим руководством, передает http://joinfo.ua/inworld/1169685_Igor-Girkin-Putin-kapituliruet-zhdet-sudba.html со ссылкой на социальную сеть В Контакте.
На странице социальной сети один из организаторов "донбасской вакханалии" заявляет о неготовности нынешней кремлевской власти представлять интересы русских и бороться за идеалы построения "великой русской империи" на просторах почившего Советского Союза. Последние действия и заявления Кремля подвергаются Гиркиным осуждению и рассматриваются не иначе как предательство.
Освобождение Надежды Савченко и разговоры о возвращении Донбасса под политическое влияние украинских властей, по словам Гиркина, являются "жалкой возней" и не могут расцениваться как действия истинной российской власти.
Еще недавно, как и большинство российских граждан, Гиркин превозносил "гений" Путина, считая его "вождем нации". Риторика изменилась. Считающий теперь себя защитником России и "русского мира" Гиркин, приравнивает российского президента к уровню беглого украинского "коллеги" Януковича и предрекает обоим судьбу сербского диктатора Милошевича.
Как известно, Слободан Милошевич был обвинен в ряде военных преступлений и умер в тюрьме во время суда Гаагского трибунала.
В связи тем, что, по мнению Гиркина, Путин больше не является представителем интересов России и русского народа, вновь созданное "Общенародное национальное движение" объявило об отказе в своей поддержке нынешнему российскому президенту.
Гиркин заявляет об отсутствии политической цели прихода к политической власти любым способом, а только при поддержке "русского народа", который окажет "движению" политическое доверие.
Вважається, що вперше свято дитини організував ще в 1925 році китайський консул в США, в місті Сан-Франциско. Він запросив до себе на свято Дуань-у-цзе дітей китайського походження, у яких не було батьків. Вони зачаровано дивилися на свято човнів-драконів, отримували подарунки і були щасливі. Подібні свята стали проводитися щороку. Чи ця подія або якась інша - історія замовчує - послужила відправною крапкою для оголошення 1 червня Міжнародним днем дітей. Про свято голосно сказали в тому ж 1925 році в Женеві, на Всесвітній конференції з питань добробуту дітей.
Цикл заходів, присвячених Дню захисту дитини, був проведений в бібліотеці - філіалі №5.
Бібліотекарі відвідали дитяче відділення Центру первинної медичної допомоги № 1, що на Лівобережжі, де провели піар-акцію "Книги, які мають бути в кожній оселі". Книги Євгена Комаровського "Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников", Вікторії Горбунової "Виховання без нервування" та посібники для батьків Надії Александрової "Дитина від одного до трьох років" та "Все про шкідливе харчування" привернули найбільшу увагу батьків.
Далі за програмою у нас була арт - галерея малюнків на асфальті, в якій взяли участь відвідувачі бібліотеки. Дітям завжди подобається пробувати себе в ролі художника. Вони з великим задоволенням брали участь у творчому процесі створення святкової бібліотечної галявини.
Найбільш витримані учасники мали можливість поласувати морозивом із свіжою полуницею.
На майстер - клас "Лялька-мотанка - берегиня роду", який проводила активний член родинного читацького клубу "Джерело" Ірина Лук'янішина були запрошені діти-сироти з дитячих будинків сімейного типу та постійні читачі філіалу.
Лялька-мотанка здавен була оберегом в українській родині. Кожна матір робила для своєї дитини ляльку, щоб та гралась.
Мотанка є втіленням добра і лагідності, посередником між бабусею та онукою, старшим та молодшим поколінням. Тому в ній, зробленій нашвидкоруч, щоб заспокоїти, зайняти дитину, чи виготовленій старанно, як подарунок на свято, закладений родовий, етнічний фактор любові і сподівань, віри в добро та захист від злих сил.
Українська лялька тим унікальна, що вона — така ж, яка була тисячі років тому!
Міжнародний день захисту дітей - це не тільки веселощі, сміх, пісні і розваги. Це ще й можливість для дорослих голосно заявити про своє бажання зробити щось хороше для тих дітей, яких потрібно захищати.
До речі, прийти в найближчий дитячий будинок з подарунками, розвагами, запрошенням до творчості, спортивних змагань може будь-яка людина. І ви! І це теж буде данина святу захисту дитини від важких обставин життя.
В сквері, який знаходиться біля кінотеатру "Мир", за підтримки Кам'янського міського голови Андрія Білоусова, 4 червня пройде турнір з козацького двобою, присвячений героям АТО. Змагання організовані керівництвом СК "Герц-ММА" при участі Дніпропетровської обласної федерації козацького двобою Української федерації бойових мистецтв, ГО "Патріот-2015" та фанатів футбольного клубу "Сталь". Початок о 16:00.
Відбулося засідання краєзнавчого товариства "Кам'янське - Дніпродзержинськ", яке присвячене поверненню місту історичної назви Кам'янське.
Запрошеним гостем на цьому засіданні був Ігор Олександрович Кочергін - український історик, краєзнавець, голова Дніпропетровської обласної організації Національної спілки краєзнавців України, кандидат історичних наук, доцент.
Вітав кам'янчан з поверненням історичної назви, жалкував, що таке не вдалося у Дніпрі. Вважає, що це пов'язано з малою інформативністю мешканців та стислими термінами перейменування. Тим не менш, вважає сучасну назву обласного центру компромісною. Трошки цитат: "ми не забудемо 20 століття, але повертаємо пам'ять і про 19, і про 18-те століття", "маніпуляція свідомістю дає владу над масами" - це добре розуміли совєти, тому найбільша хвиля перейменувань відбулася у 20-ті роки. Ще вирували в Україні числені повстання, ще лилася кров, був голод 22-го року, розруха, а комуністам треба було "назвами замаркувати простір".
Наступним доповідачем став Олександр Юлійович Слоневський, який прочитав уривки з різних глав своєї нової книги. Книга, звісно, присвячена історії Кам'янського і планується до друку до Дня міста. Читання проходило в супроводі перегляду історичних світлин.
Закінчилися збори ще одним переглядом фотографій вже з коментарями і спогадами учасників стосовно побаченого. Дуже вразила та розчулила тяглість поколінь - на світлинах були прабабусі, дідусі, батьки присутніх на засіданні містян. Багато світлин передано з приватних архівів кам'янчан.
Олена Залевська
Джерело http://bibliopazlu.blogspot.com
Подведены итоги Днепродзержинской региональной спартакиады среди студентов вузов первого-второго уровня аккредитации. Как сообщил главный судья спартакиады Иван Якименко, девять днепродзержинских коллективов и команда Эрастовского аграрного колледжа разыгрывали призы по десяти видам спорта (легкая атлетика, легкоатлетический кросс, шашки, настольный теннис, шахматы, баскетбол, гиревой спорт, волейбол, аэробика, мини-футбол). По итогам всех соревнований первое место заняли сборная металлургического колледжа и выступавшая вне конкурса команда физкультурного колледжа. Вторыми стали спортсмены индустриального колледжа. На третьем месте остановились представители технологического колледжа.
МЕСТА, ЗАНЯТЫЕ КОМАНДАМИ
1 - металлургический колледж
1 - физкультурный колледж
2 - индустриальный колледж
3 - технологический колледж
4 - медицинский колледж
5 - экономический колледж
6 - энергетический техникум
7 - коммерческий техникум
8 - музыкальный колледж
9 - Эрастовский аграрный колледж
Текст: Виктор КУЛЕНКО.
Завершились полуфинальные встречи Кубка Каменского по классическим шахматам. В клубе "Юные таланты" встречались пары Станислав Шандыга - Вадим Евсевич, Антон Волков - Сергей Титов. О напряженности этих игр говорят их результаты. Обе встречи завершились боевой ничьей 1:1. И только по дополнительным партиям победы 2:0 одержали В.Евсевич и А.Волков (на фото). Эти шахматисты в субботу, 4 июня, и разыграют титул обладателя кубка города.
Текст: Виктор КУЛЕНКО.