Благодаря таланту и труду молодых художников, заброшенное здание на проспекте Аношкина заметно преобразится
Несмотря на близость к центру и удобную транспортную развязку, здание на проспекте Аношкина 12а уже много лет пустует: полуразрушенный дом приковывает внимание горожан своим аварийным состоянием и ужасным внешнем видом. Преобразить руины некогда жилого дома взялись активисты городского центра молодежной организации «Фундация Региональных Инициатив» совместно с ДОМГО «МИКС». Руководителем и инициатором этого проекта стал Александр Рыбалка: «Идея преобразить город родилась в начале мая: решил написать письмо мэру в общественной приемной. В своем обращении я подробно описал проект и попросил поддержки. Позже мы связались по телефону, и он дал «добро». Узнав, что реализация проекта осуществима, я начал активно искать художников».
Реализацией проекта «Раскрась свой город» занялись молодые, талантливые и неравнодушные к судьбе родного города художники - Стас Саулевич (псевдоним Relaks) и Тимур Левченко (Timo). Ребята занимаются искусством уже более десяти лет, а потому их работа выглядит не только красиво, но и профессионально. В течение месяца им удалось изобразить на фасаде красочное панно, выполненное в цветовой гамме городского флага: изображение мистического городского шпиля, руку Прометея с факелом и надпись «Відчуй кольори свого міста». Все материалы, необходимые для проведения работ, художникам выделили городские власти.
В своем интервью Стас и Тимур рассказали читателям «Репортера» о себе и поделились планами на будущее.
О творческих поисках молодых художников
- К сожалению, не у всех художников получается заниматься исключительно творчеством. Как вам удается совмещать?
Тимур Левченко (Далее Т.)- Искусство пока не приносит серьезного дохода, а потому параллельно занимаюсь ремонтными работами и продажей вещей в Интернете.
Стас Саулевич (Далее С.)- Я работаю заправщиком, график там гибкий - сутки через трое, но хотелось бы реализовать себя в творчестве, чтобы это приносило доход. Уверен, что пересечения хобби и работы – залог счастья. Сейчас стараюсь двигаться в этом направлении: меньше сна и больше работы.
- Как начинался твой творческий путь?
Т. – В детстве все рисовали мелом на асфальте, но я не забросил, а стал развиваться в этом направлении. Первая моя работа появилась в 2004 году на одном из серых, ничем не примечательных зданий: на стене написал «Кто ты?» и изобразил звезды, планеты. Эта работа не была профессиональной, а материалы не отличались качеством. В то время приходилось использовать самые дешевые баллончики черного цвета. В итоге получался низкоуровневый стрит-арт – искусство в самых зачатках. Позднее старался вкладывать в работы не только силы, но и идею.
- Что вдохновляет на творчество?
Т.- Буквально все: поток настроения, солнце, вкусный или не вкусный чай. Муза приходит во всех форматах и символах. В наших головах образовываются интересные образы, которые мы выплескиваем на стены. Фасады – наиболее объемные и лаконичные полотна, которые нам доступны. Мы никогда не воспринимаем дома как серые коробки, в которых живут люди.
С.– Иногда просыпаешься и просто хочешь рисовать. Многие спрашивают у меня, что это за чувство - «желание рисовать». Я могу это объяснить просто: берешь в руки кисти и начинаешь работать. Как говорится, глазам страшно, а рукам неймется. А результат бывает разный - иногда положительный, а иногда нет. В любом случае присутствует самокритика, которая двигает и руководит художником.
- Возникают ли ситуации, когда музу приходится долго ждать?
Т. - Иногда действительно ловлю себя на мысли что устал, но мне всегда приятно заниматься любимым делом, невзирая ни на что. Это непередаваемое ощущение, а возможно именно это и есть счастье.
- Бывало ли такое, что вдохновение полностью покидало тебя?
С. – В моей жизни был сложный период, когда я бросил рисовать. Это было в 2007 и продлилось почти 4 года. После этого было сложно набрать былую «форму»: руки заново привыкали к работе и искусству. Сейчас жалею об этом: за эти годы мог отточить мастерство и набраться опыта.
- Настроение оказывает влияние на искусство?
Т. – Жизнь зачастую напоминает полосы зебры, и «черный» период конечно был. Это состояние растянулось на некоторое время: тогда я более внимательно следил за техникой. Работы получались красивые в исполнении, но мрачные, без глубокого посыла. Сейчас эти «негативные» работы я закрасил, их больше нет.
С. – Главное - получать удовольствие от процесса работы. Я очень самокритично отношусь к своим работам, даже когда слышу от людей положительные отзывы. Но в большинстве случае результат меня устраивает.
- Как считаете, есть ли необходимость в профессиональном художественном образовании для достижения творческого результата?
С. – Я - самоучка, но сейчас, спустя 10 лет, пришел к тому, что мне художественная база просто необходима. Сейчас занимаюсь в художественной школе, и чувствую, что знания, полученные там, открывают передо мной новые возможности.
Т. – Образование необходимо, ведь следует стремиться к профессионализму. При большом желании, конечно, можно освоить науку и дома, но не у всех хватает на это терпения. Для себя я выбрал гибридный путь: занимаюсь самообразованием, но посещаю уроки в художественной школе. Там мой наставник Сергей Бабич. Мы со Стасом ему многим обязаны: он прививает нам любовь к искусству и помогает направить полученные знания в нужное русло. Занятиям уделяем несколько дней в неделю, по два часа. Теория, вперемешку с практикой обязательно даст результат.
- Где сейчас можно увидеть ваши работы?
С. – Мои граффити можно увидеть на улицах нашего города, с подписью «Relaks». Одна из моих работ выполнена вблизи стадиона школы №4. Что касается холстов, все они хранятся дома, сейчас я их собираю, чтобы позднее организовать выставку.
Интересные сведенья о ребятах
- Как родные и близкие относятся к вашему творчеству?
С.- Родные очень сильно меня поддерживают. Когда работаю, часто беру с собой сестру. Ее зовут Вера. Согласитесь: «поддержка Веры» звучит невероятно символично.
Т. – Мои родственники для меня все: они поддерживают и влияют на меня. Это, в совокупности с моим стремлением, дает свои плоды в творчестве.
- Тимур, ты популярен в городе. Это тебя изменило?
Т.- Нет, но это сильно стимулирует меня: не могу отступать назад и давать слабину. Уверен: если взялся за дело - иди до конца. Жизнь исключительно для себя похожа на темный лес.
- Тимур, а ты планируешь организовать собственную выставку?
Т.- Я негативно отношусь к тщеславию и не хочу собирать вокруг себя культ личности: лучшая зона для выставочных экспонатов – город, в котором я родился. В дальнейшем мои работы, возможно, появятся на страницах интернет-блогов.
- Какая твоя работа наиболее эффектна?
Т. – На сегодняшний момент такой работы еще не создано: я убежден, что все самые сильные работы еще впереди. Все, что я делаю сейчас - проба пера.
- Полотна каких художников вам по-душе?
Т.- Многие картины повлияли на меня: это и классики и современные муралисты. Первыми на ум приходят Пикассо, Микеланджело и Ван Гог. Из современников нравятся работы Etam Crew, Pixel Pando. Особенного внимания заслуживает Aryz: несмотря на «серую» тематику, преобладающую в его картинах, каждая из деталей наделена смыслом. Его техника вызывает восхищение: он умеет играть цветом, используя пастельные тона. Знаете, это невероятно сложно: брать контрастом и яркостью может даже новичок.
С. – Я люблю абстракцию, а потому мне нравится сюрреализм Сальвадора Дали. Из современных художников, могу назвать PEETA, REVOK, Sofles. Особенно выделю швейцарца DARE – его стиль был эталоном для многих муралистов. К сожалению, он умер от рака в 2010 году.
- Каким видите свой творческий путь в дальнейшем?
С. – Сейчас об этом говорить сложно, но мне бы хотелось выполнить еще несколько крупных проектов, более серьезных с художественной точки зрения. Из ближайших планов – мой первый мастер-класс по каллиграфии на Голубом озере. Там мы планируем установить несколько холстов на мольберты, а участникам выдать маркеры, краски и кисти.
Т. – Не хочу хвататься за фасады культурных центров дальше Днепра. Первым делом необходимо заняться родным городом, и только после этого можно разукрашивать мир. Думаю, последующие проекты будут другого формата и уровня .
- Здание для следующего проекта уже заприметили?
Т.- В нашем городе присутствует огромное количество старых, требующих возрождения, построек. Речь идет даже о тех здания, где бездарно нанесена однотонная краска. Все эти фасады трепещут и просят руки и кисти художника.
С. – Я заприметил одно здание в центре города и уже согласовал свои планы с его владельцем. Что там будет нарисовано пока останется в секрете.
Интересные факты, о работе в проекте «Відчуй кольори свого міста»
- С какими материалами работаете на фасаде Аношкина?
С. – На этом фасаде присутствуют пентофталевые эмали и аэрозольная краска. Используем валики и кисточки.
- Почему решили изобразить именно шпиль?
Т. –Мы решили взять самый интересный и узнаваемый фрагмент нашего города, который может привлечь внимание. Мы хотим дать понять людям, что наш город не такой серый и мрачный, как может показаться на первый взгляд.
- Какой главный посыл этой работы?
Т. – Мы ходим оживить родной город и сделать его ярче, ведь каждый из нас должен понимать, что у Каменского есть второй шанс.
- Будет жалко, если здание снесут?
Т.- Жалость - это низкое чувство, разлагающее намерения, целеустремленность и внутренний задор.
С. - Главное, что мы осуществим задуманное, и работа будет запечатлена на фото – это останется. Не стоит загадывать наперед: нужно просто делать красиво, ярко и насыщенно.
СПРАВКА
Стрит-арт ( от англ. Street art — уличное искусство) — направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер. К стрит-арту относится граффити, некоммерческие постеры, трафареты и различные скульптурные инсталляции.
Граффити (от итальянского graffito) — изображения или надписи на стенах и других поверхностях. К граффити относят все виды уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от просто написанных слов до изысканных рисунков. Наибольшее распространение получил стиль спрей-арта, являющий собой граффити, выполненное аэрозольной краской.
Мурал арт – являет собой граффити-изображения на каких либо крупных поверхностях. Отличительной чертой этого стиля является упор на символические образы: художники воплощают в своих рисунках персонажи и образы, несущие скрытый смысл и подтекст. По сути, мурал – это наиболее значимая единица измерения современной уличной живописи.
Мурал арт популярен не только в нашем городе, но и во всем мире. Отслеживать новости этого вида искусства можно на официальном портале журнала Street Аrt News. По версии этого издания первое место в рейтинге Топ-10 заняла настенная роспись в Неаполе, а гигантский киевский мурал «Лабиринт», выполненный Рустамом Qbic удостоился почетного, четвертого места.
Автор: Ирина Спивак
Источник http://nashreporter.com