Не дивлячись на несприятливі погодні умови, адже у цей день по-справжньому погода була не льотною, 8 жовтня на авіамодельній базі філії " Умка" Центру позакласної роботи та дитячої творчості (ЦПРДТ), відбулися обласні змагання з авіамодельного спорту.
Для глядачів це було справжнє видовище, а учасники заряджали їх спортивним азартом, показували, що таке чесна конкуренція та жага до перемоги. Окрім команди "Умки" у змаганнях прийняли участь спортсмени з Дніпра, Божедарівки, Вільногірська, Марганцю та нашого рідного Кам'янського. Це був напружений день, справжній екстрім! Вміння володіти літаком продемонстрували юні авіамоделісти - всі вони молодці! Серед них немає переможених, бо кожен учасник здобув необхідний досвід, отримав задоволення і, що найголовніше, відчув, що таке змагання з присмаком адреналіну.
В результаті перше місце у командному заліку отримав колектив з Дніпра ДОЦНТТ і ТУМ. Друге місце зайняли наші хлопці з ЦПРДТ. На третю сходинку п'єдесталу пошани піднялися спортсмени з Божедарівки (філія ДОЦНТТ і ТУМ). У особистих змаганнях серед наших спортсменів також є переможці. Перше місце у класі F-4-B зайняв Давид Пометун. У класі F-2-E перше місце розділили Максим Новодничий і В'ячеслав Живиця. А третє місце у класі F-2-B посів Денис Кузнєцов.
Ірина Байрак
"Быстрее и выше" - под таким девизом в 2007 году прошли чемпионат мира и этап Кубка мира по авиамодельному спорту в Одессе. Быстрый ветер ловили фанаты авиамодельного спорта под Одессой, на территории Коминтерновского района на учебном полигоне пгт. Чорноморское (Чабанка). На соревнования приехали иностранцы не только из дальней и ближней Европы, но и из США, Канады, Аргентины, Австралии, Японии, всего 425 человек из 39 стран мира.
Как рассказал призер этапа Кубка мира днепродзержинец В.Старостенко, у него все ноги остались побитые после этих соревнований. Неровная поверхность земли, ямки, колдобины... Когда бежишь за моделью, то не смотришь под ноги. Представитель английской команды, например, руку поломал, пока преследовал авиамодель. Спортсмен должен обладать качествами бегуна-стайера, потому, что приходится бежать на место приземления модели, забрать ее и отнести на старт следующего полета. Поэтому очень важна перед стартами физическая форма. "На соревнованиях мы пробегаем за своими моделями по полям десятки километров в день", - говорит В.Старостенко.
Соревнования начинались для спортсменов в пять часов утра. Вместо завтрака собирали модели самолетов. У каждого их по 4-5 на случай аварий. В магазинах такие не продают, поэтому все свободное время спортсмены собственноручно конструируют авиамодели. Но не ради кубка и медалей соревновались они пять дней подряд, главное - по словам многих участников соревнований - удовольствие.
Как не удивительно, больше всего участники мирового форума остерегались местных детей, которые наблюдали за соревнованиями и постоянно пытались украсть авиамодели, которые иногда относило далеко ветром.
А спины людей покрылись синяками...
Во время чемпионат мира небо было чистое, ветер слабый. Про такую погоду авиамоделисты говорят - взлетит любая палка, не то что самолет. С легким стрекотом взмывали в небо свободнолетающие, резиномоторные и таймерные модели. У них нет двигателя – вся надежда только на хороший воздушный поток. Модель взлетает и набирает высоту. Потом просто планирует в свободном полете по ветру кругами. Чем сильнее ветер тем дальше она смещается. Средняя дальность полета модели 3-4 километра. Запускали свои модели сразу по два спортсмена. Полет мини-самолетика должен длиться три минуты. Соревнования проходили в семь туров. Потом, если несколько человек слетали, шел флей-плей-офф, в котором каждый тур возрастал на две минуты. В конечном результате, кто дольше в воздухе продержится тот и чемпион. Этим победителем на чемпионате мира по резиномоторным моделям стал Олег Кулаковский из Черкасс. Среди таймерных моделям лучше всех выступил Артем Бабенко (Кривой Рог). В командном зачете первое место заняла сборная Украины. А на этапе Кубка мира В.Старостенко, выступая в одном коллективе с двумя черкасщанами занял второе место.
Но погода не всегда балует спортсменов. В один из тренировочных дней внезапно в небе собрались свинцового цвета тучи. И именно в этом районе из них на землю посыпался град величиной с бильярдные шары. Спортсмены, кто был в поле, инстинктивно начали головы прикрывать моделями. Естественно модели в дребезги. А спины людей покрылись синяками. Температура на месте выпадения осадков опустилась моментально до плюс пяти градусов по Цельсию. Ко всему поднялся еще и ураган. Сорвало несколько армейских палаток, в которых базировлся полевой лагерь авиамоделистов. Прикольно было видеть с машины, мчащейся со скоростью 40 километров в час, как ее обгоняют пластиковые стулья, вылетевшие из этих палаток.
Борьба за секунды и метры начинается в творческих лабораториях
Для тех, кто считает, что строить и запускать модели самолетов - занятие "несерьезное", нелишне будет напомнить фразу из легендарного фильма "Крестный отец" Френсиса Форда Копполы об одном из боссов итальянской мафии: "...У него было безобидное хобби - авиамоделизм". Хобби это действительно безобидное и, увы, весьма недешевое. Но очень увлекательное. Тем более, если рядом оказывается талантливый и опытный преподаватель. Кто в детстве занимался конструированием авиамоделей и запускал их в полет, тот понимает, что это не так просто. Расчет самих элементов модели, ювелирная сборка и, самое главное, умение правильно запустить модель – все дается упорным трудом, терпением и временем. Создание модели это кропотливая и трудоемкая работа. На ее создание уходит минимум пара месяцев. Долговечность работы зависит от погоды во время выступлений. Она может продержаться один полет, а может держаться и в течение года. Комплектующие для модели обходятся недешево. Для резиномоторных самолетов, к примеру, специальную резину можно купить только в США. В СССР ее делали на предприятиях ДОСААФ, которые уже давно развалились. Основным материалом в изготовлении авиамодели является дерево пало де бальса, с легчайшей древесиной, которое растет в Южной Америке. Кстати, из нее был построен знаменитый плот "Кон-Тики" путешественника Тура Хейердала. Еще применяется углепластик, кевлар, всевозможные бумаги. Вес модели - 70 граммов, 10 граммов - мотор. Мотор можно легче делать, но не тяжелее. А модель - наоборот.
Авиамодельный спорт - это не просто хобби
Но авиамоделизм - это увлечение на всю жизнь, и никакие трудности настоящих его фанатов не останавливают. Авиамоделист Виктор Старостенко, возвращаясь с работы, отдыхает часа два, а затем идет в авиамодельную мастерскую. И так все последние годы... Всего в США насчитывается около 8 миллионов официально зарегистрированных (!) авиамоделистов. Самый популярный класс на Западе - радиоуправляемые самолеты. В Украине он, по понятным - экономическим - причинам, не так развит. Кстати, несмотря на то, что промышленность с лихвой утоляет спрос американцев на дорогие летающие "игрушки", популярностью там пользуются модели, вручную собранные в России и на Украине. Потому что собраны они "звездами" авиамодельного спорта.
Нам до масштабов Запада далеко. Количество детей, занимающихся в центрах технического творчества системы образования, сократилось в десятки раз по сравнению с советскими временами. Но соревнования авиамоделистов в Украине проходят регулярно. Конечно, в зрелищности они уступают футболу или хоккею. Как говорят сами участники, это действо рассчитано "на любителя". Точнее, на подготовленного зрителя. Но уж если ты знаком с правилами и хотя бы немного - с "технологией" полетов, то удовольствие гарантировано. А для самих участников соревнований борьба за очки, секунды и метры начинается в творческих лабораториях. Сделать модель, способную показать высокий результат, - задача не из легких. Здесь пригодятся и школьные знания по математике, физике, и даже по аэродинамике. По мнению В.Старостенко, авиамоделизм - это прежде всего захватывающее соперничество интеллектов.
В настоящее время авиамодельный спорт остается одним из наиболее популярных и привлекательных для молодежи. Занятие авиамоделизмом способствует развитию у нее технической смекалки, профессиональных навыков, пробуждает интерес к техническому и изобретательскому творчеству, формированию научно-технической элиты страны.
СПРАВКА
Старостенко Виктор Анатольевич. Председатель Днепродзержинского ОСОУ. Родился 23 ноября 1973 г. в Днепродзержинске. Учился в СШ № 12. Авиамоделизмом стал заниматься с 1984 года в клубе юного техника на ул.Бойко, 10. Первый наставник - Сергей Николаевич Панасенко. Первая награда - золотая медаль чемпионата Днепропетровской области. С 1993 г. выступает на этапах Кубка мира. Неоднократный чемпион и обладатель кубков Украины, Одессы, Харькова, им. Антонова, серебряный призер соревнований в Швейцарии (2003 г.), Германии (2006 г.). В 2006 г. завоевал переходящий Суперкубок Украины. Чемпион мира (2011 г.). Мастера спорта по авиамодельному спорту - 1998 г.
На фото: Анастасия Вивчар (Тернополь) и В.Старостенко.