Почти 30 лет назад в Днепродзержинске был введен в действие третий в Украине (по тем временам) картодром. Но из-за развала Советского Союза он так и не был полностью достроен. Об истории возникновения спортивно-технического сооружения рассказал бывший тренер-преподаватель по картингу Владимир Вечер.
ЗАСТРЕЛЬЩИКОМ СТРОИТЕЛЬСТВА КАРТОДРОМА БЫЛ ВЯЧЕСЛАВ КРИКУН
В 1986 году, в середине перестройки, из горкома комсомола в городской ДОСААФ перешел Вячеслав Васильевич Крикун, возглавивший его. "Слава реорганизовал три городских спортивно-технических клуба в один, который начал работать при городском комитете ДОСААФ, - вспоминает В.Вечер. - Создание секций картинга в Днепродзержинске приходится на 70-е годы. Молодые ребята Саша Иванов, Сережа Иванов и начали заниматься этим видом спорта чуть позже. В 1987 году встал вопрос о строительстве картинговой трассы в нашем городе. В Украине официально существовали две таких трассы, именно как спортивные сооружения: в Киеве - "Чайка", и в Полтаве. Правда, в Одессе, Лозовой и некоторых других городах тоже имелись картинговые дорожки, но они были детского типа. Вячеслав Крикун стал продвигать строительство картодрома у нас в городе. До этого мы тренировались на асфальтированных дорожкиах возле стадиона "Буревестник" (между заливом и стадионом. - прим. автора). Правда, соревноваться мы конечно там не могли. В 1987 г. я ездил в Киев в ЦК ДОСААФ, в подрядную организацию, которая строила "Чайку". Привез оттуда документы на картинговую трассу. Тогда ведь никто из нас не знал с чего начинат и что делать. Мы обсуждали, думали, спорили как начинать строить. Крикун договорился с "Укргражданстройпроектом" (ул.Запорожская), чтоб сделали чертеж трассы. И уже в конце 1989 г. на свежезаасфальтированных дорожках появились первые картинги, а в мае следующего года мы провели первый чемпионат области. Было примерно человек 60 участников. В основном это были картингисты из Днепропетровска и Днепродзержинска. У нас в городе тогда функционировали три картклуба: ДОСААФ, гороно (клуб юных техников на ул. Мира, 40) и КЮТ ПХЗ (позже - "Умка")".
НЕВАЖНЫ СПОРТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ВАЖНА МАССОВОСТЬ
Два года на картодроме проводились чемпионаты области. Своим ходом на соревнования картингисты не ездили. Использовали для перевозки картов грузовики. "На начало 1988 г. для секции, в которую входили спортсмены из гороно и ДОСААФ, я разрабатывал прицеп к грузовику "ГАЗ" на 27 картов, чтоб на гонки возить их все вместе, - рассказывает Владимир Вечер. - То есть, от одного клуба мы могли везти три команды. Но это был голый энтузиазм. Нужно было самому строить. Я договорился на ДМК, привез материалы, которые проскладировали. Но из-за всяких нештатных ситуаций эта затея так и не была осуществлена. Потому что перед нами уже ставились другие задачи. Например, не просто развивать секцию, а создать спортивную команду. Работникам картодрома надо было показывать результаты, а не заниматься массовым спортом. Хотя и ДОСААФ и гороно были ориентированы на массовость. То есть, организации покупали технику, нанимали тренеров и чем больше будет у вас ребят, тем это будет лучше. Неважны результаты, главное для галочки массовость создать. Как и во всем тогда. Хорошо конечно если ребята становились призерами. Но не это было главное. Главное кружок, количество его членов, посещаемость. Государство на это денег не жалело. Но для тех, кто хотел заниматься спортом серьезно, естественно, надо было вкладывать свои личные средства. Правда, тогда было попроще, мы жили в городе-заводе. У нас были очень хорошие связи по изготовлению и доставанию деталей. Практически на каждый завод был официальный и неофициальный доступ. Все наши просьбы поддерживались и приветствовались. Когда ты приходил к начальнику, мастеру или просто к токарю, и просил сделать какую-то очень точную деталь, то они брались и гордились, что именно к ним обратились спортсмены. Значит они высокопрофессиональные специалисты".
ЗАВЕРШЕНИЕ ЭПОХИ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
С развалом Советского Союза закончилось финансирование практически всех добровольных общественных организаций. Завершилась эпоха развитого социализма. Украина, как и практически все постсоветские государства, оказалась не готова к суровой действительности. "По плану на картодроме должно было быть бетонное ограждение, водо- и электроснабжение, - продолжает вспоминать Владимир. - Уже были вырыт котлован под боксы для картингов. Но развалился Союз и прекратилось финансирование этого проекта. А после пожара, который в 1990 году полностью уничтожил клубные мастерские, находившиеся в костеле, ребята разбежались зарабатывать деньги кто куда. Ушли Сергей и Александр Ивановы. Я (тренер-преподаватель по картингу. - прим. автора) остался один".
С 1992 года перестали проводиться официальные соревнования по картингу, организовываемые через ДОСААФ. "Но мы создали инициативную группу, которая начала проводить соревнования на картодроме самостоятельно, - говорит тренер. - Через комитет ДОСААФ оформляли документы, согласовывали с городскими властями. Но это была не инициатива идущая сверху от ДОСААФ, а снизу. Практически за картодромом никто не смотрел. В 1993-94 годах там все заросло самосеянным тополинным лесом. Мы иногда выезжали на уборку трассы. Спиливали дикорастущие деревья. Поддерживали, чтоб можно было хоть дважды в году (весной и осенью) потренироваться и провести соревнования. Это была площадка со свободным на нее допуском. В 1993 году вышло постановление о возвращении всех культовых сооружений религиозным общинам. На территории костела тогда находились водномоторная, картинговая и немножко просуществовавшая дельтапланерная секции. Нас выселили оттуда. В 1997 г. при помощи Александра Иванова мы провели Всеукраинскую гонку. Съехалось полстраны. Бывший председатель ГСТК Виктор Скала еще шутил, что мы там чемпионат мира устроили. Через горисполком мы договорились, чтоб скосили траву на территории. Выезжали уборочные и поливальные машины. Правда, некоторые ребята, которые начали гоняться в международных классах, возмущались качеством дорожек. Кричали: "Фи, тут так трясет! Разве это картодром? Вот лучше поехать в Полтаву". На что я отвечал: "Ребята, вы сначала научитесь ездить на картингах. И не надо плеваться на то, что под боком находится. Если у вас есть лишние деньги, то выезжайте в Полтаву. А безденежные спортсмены с радостью ждут выступлений на нашем картодроме. Даже если там есть бугры от корней проросших деревьев это не повод хаять нас. Нужно поправлять положение".
ПОРТРЕТ БРЕЖНЕВА - КАК ТАЛИСМАН ДЛЯ ДНЕПРОДЗЕРЖИНСКИХ КАРТИНГИСТОВ
Энтузиасты поддерживали состояние трассы как могли. Ежегодно на первое мая Владимир Вечер приглашал всех гонщиков Днепропетровщины на маевку. "Ребята приезжали, разбивались по классам и проводили интересные тренировки, - рассказывает он. - А осенью на день освобождения Днепродзержинска от немецко-фашистских захватчиков, официально через горисполком, проводили гонки "Гран-при Днепродзержинск" или, как мы шутя называли, чемпионат мира по Днепропетровской областии и ее окрестностей".
Примечательно, что на всех соревнованиях, как талисман, присутствовал портрет нашего земляка, Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Большая фотография еще с начала 70-х годов висела в помещении бывшей школы ДОСААФ, которая размещалась в католическом костеле св.Николая. Этот портрет неизменно приезжал с досаафовцами на все соревнования. И что интересно, на состязаниях любого уровня, там где он присутствовал, к нашим гонщикам приходил успех. "Я всегда говорил молодежи: "Не забывайте, что наш земляк Леонид Ильич почти четверть века руководил огоромной страной. Это что-то да значит!", - говорит Владимир Вечер. Последний раз портрет был вывешен в 2006 г. на тополе, который рос напротив линии старта возле судейской палатки.
"В том году мы проводили совместно с Андреем Чупининым (руководитель обласной федерации картинга. - прим. автора) и Сашей Ивановым соревнования, - завершает рассказ В.Вечер. - Много было гонщков из Киева, Полтавы, Харькова. В то время федерация картинга и автоспорта Украины начали разделяться, были кулуарные разборки богатых людей. Поэтому в проведении данной гонки были свои интересы".
В 2009 г. картодром перешел в аренду Днепропетровского кооператива "Спортивная деревня", который сейчас превратил его в сооружение с лучшей картинговой трассой Украины, длинной 1300 метров.
Текст: Виктор КУЛЕНКО.
Фотоальбом гонок 2006 года http://vk.com/album84493189_222780336