1958 21 декабря СШ 35 Фото

В південно-західній частині міста серед нового селища височить великий чотириповерховий будинок. Кожного дня до нього з усіх боків сходяться групи дітей з портфелями. Це нова середня школа № 35 на 880 місць. Вона збудована в минулому році.

В новій школі - великі світлі класи, добре обладнані просторі кабінети фізики, хімії та біології. У великому актовому залі відбуваються вечори відпочинку, збори.

На знімку: школа № 35.
Фото І.Василенка
"Дзержинець" 21.12.1958.

Gp3rs88 4h0

Возможно сейчас мало кто знает о существовании фильма "Иванна", снятого конооператором Алексеем Прокопенко в 1959 году на Киевской киностудии имени А.Довженко. Но в 1960 году лента украинского режиссера Виктора Ивченко была лидером кинопроката в СССР.

Знаментый земляк

Перелистывая подшивки газеты "Дзержинец" я наткнулся на маленькую заметку "Фільм, знятий нашим земляком", датированную 13 февраля 1960 года.

"Київська кіностудія художніх фільмів О.П.Довженка випустила нову картину "Іванна". Поставлена вона за сценарієм відомого львівського письменника лауреата Сталінської премії В.Бєляєва.
В основу фільму покладено фактичний матеріал - розповідь про один з багатьох злочинів католицької церкви, вірного прислужника папського престолу, запеклого буржуазного націоналіста митрополита Андрія Шептицького.
Цей фільм знімав наш земляк - кінооператор Олексій Прокопенко, відомий глядачам на зйомках кінофільму "Надзвичайна пригода".
З понеділка кінофільм "Іванна" демонструватиметься в кінотеатрі "Родина" та Палаці культури металургів". 

Начал искать о нем больше информации, и оказалось, что А.Прокопенко родился в Аулах. А я ведь тоже оттуда родом. И надо было случиться такому совпадению. В интернетовских "Одноклассниках" я спросил своего товарища-аулянина Сергея Молибогу, который находился он-лайн, не слышал ли он о Прокопенко Алексее Ефимовиче. Ответ последовал мгновенный: "Так это мой дядя". Оказалось, что Алексей Ефимович является двоюродным братом его мамы, Любови Кирилловны Молибоги (девичья фамилия Денисенко). Кстати, это моя первая учительница в Аульской средней школе № 1.

Прокопенко1

К огромному сожалению большинство людей очень мало знает о своих корнях. Кто мы и откуда. Кто наши предки, родственники. Все это для нас покрыто таинственной завесой. Вот и Сергей Николаевич мало что помнит. "Знаю, что мамину маму звали Матрена Спиридоновна, а дяди Алеши - Лукерья Спиридоновна, - говорит он. - Еще знаю, что третья сестра, Анна Спиридоновна Бабенко, работала в республиканских органах правосудия. Мама вспоминала, что у дяди Алеши был старший брат Василий, который после войны работал на Днепровском металлургическом заводе. Алексей Ефимович воевал на фронте, был награжден несколькими медалями. После войны пошел учиться во Всесоюзный государственный институт кинематографии. Когда он жил в Киеве, то оказывал хорошую подержку всем племянникам. Я его и видел-то очень мало. Последний раз он приезжал в Аулы ко мне на свадьбу в 1980 году. Но из-за своей загруженности по работе, приехал, поздравил нас и быстро уехал. А после смерти, мы практически потеряли связь с семьей известного родственника. Его жена Раиса Михайловна работала художником-мультипликатором на киностудии. У них остались сын и дочка".

Всю свою жизнь старший брат Алексея, Василий Ефимович посвятил Дзержинке. В двухэтажном, хорошо сохранившимся доме № 12 по улице Красноармейской когда-то жила семья металлургов Прокопенко.В своей книге "Мой дом" о ней вспоминает краевед Игорь Викторович Подзерко:"Василий Ефимович был инженером-прокатчиком, одно время мне довелось работать под его руководством, а его жену Елену Николаевну - из знаменитого на Дзержинке рода Романовых, - знали все заводчане. Долгое время она была бессменным секретарем у директоров завода Фоменко Н.М., Орешкина Г.Г. и Филонова И.Г.".

 A8lVSQwVWs

На фото из архива С.Молибоги: слева направо Василий и Алексей Прокопенко со своей мамой Лукерьей Спиридоновной.

Фильм, преданный анафеме

Фильм "Иванна", повествующий о трагической судьбе молодой девушки — дочери священнослужителя, партизанке, был снятый в далеком 1959 году. Вот цитата из воспоминаний Инны Бурдученко, сыгравшей главную роль: "Картина имела огромный успех не только в стране, но и за рубежом. Ходили, например, упорные слухи, что фильм предал анафеме Папа Римский Иоанн XXIII, поскольку главная героиня по сценарию отрекается от Бога. Первыми это известие привезли футболисты, которые тогда находились в Риме на Олимпийских играх".

Вспоминает директор картины Григорий Чужой: "Фильм о девушке, которая погибла, порвав с церковниками, стал лидером проката 1960 года, лауреатом Всесоюзного фестиваля. Удивительные глаза Инны смотрели с афиш и обложек журналов. Но для группы фильм "Иванна" оказался роковым. Микола Бажан, вернувшийся из Италии, принес Виктору Иларионовичу Ивченко (режиссеру фильма. - прим. автора) газетную вырезку - послание Папы Римского по поводу нашего фильма. Фильм был показан в Польше, но тут же запрещен митрополитом Вышинским. Поддержку своей позиции он нашел в Ватикане - Папа Римский проклял фильм и всех его создателей в специальном послании".

cover

Фотоколлаж vkino.net

Ватикан усмотрел в этом ересь и клевету на христианскую мораль. После проклятия злой рок стал преследовать создателей картины - один за другим ушли из жизни несколько человек. 15 августа 1960 года выполняя опасный дубль в сцене пожара на съемках еще одного антирелигиозного фильма "Так никто не любил" погибла (с неуспевшим еще родиться ребенком) актриса Инна Бурдученко, сыгравшая роль Иванны. А ровно через три года 15 августа погиб в автокатастрофе и отец неродившегося ребенка Игорь Кирилюк. Под колесами троллейбуса нашел смерть сын художника-постановщика Юферова, при загадочных обстоятельствах умерла жена оператора комбинированных съемок Илюшина, от неизвестной болезни скоропостижно скончалась дочь автора сценария Беляева. Ушли второй режиссер, декоратор, заместитель директора фильма. Да и у Виктора Илларионовича Ивченко начались осложнения с сердцем.

Конечно, эти трагические события можно назвать притянутыми за уши, совпадением. Но факты остаются фактами.

ДОСЬЕ

Прокопенко Алексей Ефимович, кинооператор.
Родился 19 ноября 1925 г. в селе Аулы (Днепропетровская область).
Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1985).
Окончил операторский факультет ВГИКа (1955, мастерская А.Гальперина).
Участник Великой Отечественной войны. Награжден медалями.
В 1955—1985 — оператор-постановщик Киевской киностудии имени А.Довженко.
Педагог КГИТИ имени И.К.Карпенко-Карого (с 1966), профессор (1995).
Ушел из жизни 30 января 2009 года. Похоронен 2 февраля на Байковом кладбище.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1955 "В один прекрасный день" (пом. оператора)
1956 "300 лет тому..." (второй оператор)
1956 "Пропал безвести" (второй оператор)
1958 "Ч.П."(оператор)
1959 "Иванна" (оператор)https://www.youtube.com/watch?v=b7rVggeX2hU 
1962 "Здравствуй, Гнат!" (оператор)
1963 "Серебряный тренер" (оператор)
1965 "Вниманию граждан и организаций" (оператор)
1967 "Десятый шаг" (оператор)
1969 "Падающий Иней" (оператор)
1970 "Путь к сердцу" (оператор)
1973 "Абитуриентка" (оператор)
1974 "Второе дыхание" (оператор)
1980 "Поезд чрезвычайного назначения" (оператор)
1981 "История одной любви" (оператор)
1982 "Казнить не представляется возможным" (оператор)
1984 "Твое мирное небо" (оператор)
1994 "Экскримация" (худ.рук.)

Текст: Виктор КУЛЕНКО.

Фото с домашнего архива С.Н.Молибоги.

"Говорить Дніпродержинськ". Цими словами розпочинає свої передачі редакція місцевого радіомовлення, яку очолює журналіст О.Парахневич.
Раніше радіопередачі проводилися на громадських засадах один раз на тиждень. Тепер випуски редакції радіодомовлення можна почути в понеділок, середу, четвер і п`ятницю о 18 годині 40 хвилин.
 
В.Павленко.
"Дзержинець" 19.12.1969.

На подвір'ї автотранспортного підприємства № 03111 можна побачити новий синій автобус. Привабливий він і в середині. Зручні сидіння, великі вікна пропускають багато світла.

Це перший швидкісний автобус нової конструкції ЛАЗ-695М, що надійшов недавно у наше місто. З нового року 15 таких автобусів вийдуть на маршрут № 5 "Прометей - соцмісто", що значно поліпшить обслуговування пасажирів.
С.Орлянська
"Дзержинець" 20.12.1969.

ПХЗIMG 4489

Стоит ли возвращаться в прошлое - Приднепровский химический завод празднует 65 лет.

Думаю, стоит – не круглая, но дата – это повод поговорить о многом: о статусе ветеранов ПХЗ, неоспоримо заслуживающих больших льгот (да и большего общественного уважения), судьбе ДК Горького (ныне ДК им. Брежнева, но в глубоком застое), о состоянии Горплощадки, БАМа, СК «Победа», конкурсе Центра мониторинговых исследований Украины по развитию промплощадки ПХЗ (нашего мнения могут опять не спросить). Да и о том же бюсте М.П. Аношкину или памятном знаке «Останки бронепоезда на запасном пути». Все это – тема нашего будущего, поэтому будем внимательней к прошлому. На всякий случай…

В середине 90-х, когда об истории Приднепровского химзавода выпустили первую – уже можно было рассекретить документы и воспоминания - книгу под редакцией Юрия Кузовова (и последнюю – былое могущество и светлые перспективы уже не просматривались), вызвала она неоднозначные отклики. Не всех первопроходцев, передовиков упомянули, предали гласности сведения об авариях. В общем, и сейчас остается это издание раритетом.

С воспоминаниями Г. Оленченко, ветерана ПХЗ, бывшего заместителя директора ГП «Аммофос» по охране труда, подготовленных автором к публикации в одной из городских газет, тогда же, в конце девяностых, власти поступили безжалостно, сократив более чем наполовину – нечего накручивать страсти и подвергать сомнению неоспоримые заслуги предприятия. Доказать непрошенным «цензорам», что никто и никогда на эти заслуги не замахивался, было невозможно.

В некотором смысле «оспоримыми» остались судьбы людей, работавших на ПХЗ, и наследие завода в виде 46 млн тонн радиоактивных отходов. Об этом не так давно вспомнил один из мэров (середины нулевых годов), не поддержавший инициативы ветеранов ПХЗ установить в городе бюст первого директора завода М.П.Аношкина.

Наш ответ американским ястребам

Из воспоминаний Григория Оленченко, ветерана труда ПХЗ:

"6 августа 1945 г. на японский город Хиросиму, а затем и на Нагасаки были сброшены американские атомные бомбы. 20 августа 1945 года решением Государственного комитета обороны СССР создается специальный комитет по разработке ядерного оружия. В начале 1948 года на площадке ниже азотно-тукового завода в течение одной недели было снесено село в 230 дворов и начато строительство ПХЗ (жители села были переселены на «6-ю сотню», в Таромское, Карнауховку и бараки по улице Колеусовской). В марте 1949 года на заводе получен первый уран, в августе 1949 года на полигоне в Семипалатинске взорвана первая в СССР атомная бомба.

… Предприятию поочередно давали разные названия: завод шлаковых удобрений, хозяйство Аношкина, объект №906, Приднепровский химический. В те времена сопутствующими проблемами особо не утруждались – вторичными были заботы о защите рабочих, населения, реки Днепр. Слова "экология" не существовало".

Из очерка ветерана ПХЗ Юрия Кузовова:

"Международная обстановка не допускала промедления с осуществлением атомного проекта, поэтому строительство велось «силовым» методом: на объекте работали депортированные немцы и заключенные трех исправительно-трудовых лагерей. Строили очень быстро и качественно. Этому способствовало предложенное условие: при выполнении графика ввода сооружений каждый день работы засчитывался за три дня срока заключения. Так что темпы строительства были просто сказочными. Первоочередные объекты, а также жилье на Колеусовской и Соцгороде построили всего за 2 года…"

Без права знать правду

Из воспоминаний Г. Оленченко:

"Рабочие, инженерно-технические работники низшего и среднего звена не знали и не имели права знать, с каким сырьем и конечным продуктом они работают. В цехах были постоянные разливы и переливы радиоактивной пульпы, которая попадала в ливневую канализацию, уровни в аппаратах поддерживались «вручную»…

Из очерка Ю. Кузовова:

"…Очень много хлопот доставлял нам первый участок (цех №22), где стояли огромные, на 70 кубометров аппараты для разложения шлака. В них то и дело ломались мешалки, образовывались «козлы», забивались трубопроводы. Переливы были каким-то бедствием, которое преследовало участок с неотвратимостью рока. А все – из-за неопытности и озорства молодых аппаратчиков. По тем, почти военным порядкам, смену никак нельзя было сдать, если допускался перелив. Поэтому часто устраивались авралы – вся смена дружно ликвидировала перелив, убирала с пола урановую пульпу, используя совковые лопаты, ведра, а то и собственные резиновые сапоги, снятые с ног. Сюжет прямо-таки для фильмы ужасов! Но тогда не думали о смертельной радиации – выполнить бы план и сдать смену вовремя. Только спустя много лет, когда бывшая молодежь поседела и перешла в разряд ветеранов, стали известны причины некоторых «роковых» переливов. Постаревшие аппаратчики сознались, что после бессонных ночей, проведенных на танцевальном пятачке, у них не было никаких сил часами следить за показаниями приборов на участке – глаза слипались. Тогда они догадались «рационализировать» процесс. Вместо того, чтобы таращиться на уровнемер, «рационализатор» взбирался на крышу аппарата и… укладывался там спать. А в отрытый люк свешивал свою голую ногу.

Горячая, кислая и радиоактивная урановая пульпа постепенно поднималась, достигала пятки, от такого «импульса» работяга просыпался и бежал регулировать подачу потока в аппарат. Но бывало, и не просыпался – молодой сон крепок…"

О бедной экологии замолвите слово

Из воспоминаний Г. Оленченко:

"Открытый склад урановой руды располагался прямо на восточной площадке завода. Урановая пыль раздувалась ветром. В воздухе постоянно висела радиоактивная пыль, орошение не проводили. В июле 1952 года Третьим Главным управлением при Минздраве СССР были утверждены первые нормы предельно-допустимых уровней облучения работающего персонала. Эта допустимая норма облучения была в 7,5 раз выше, чем сейчас. В 1953 году завод был обследован специалистами отдела биофизики Института гигиены труда и профзаболеваний СССР. Были выявлены: запыленность радиоактивной пылью рабочих мест на уровне 200-300 норм, содержание радона в воздухе – 35 норм, загрязненность рук, тела, спецодежды ураном – 130-300 норм.

…Изначально уран извлекался из шлака. В доменной печи №6 Днепровского металлургического завода переплавляли криворожскую руду, в которой содержалось до 0,7% урана. В 1982 году демонтаж и захоронение этой домны провело Министерство обороны СССР. По имеющимся данным, за 40 лет работы ДП-6 умерли почти 12 тысяч человек. Нужен был уран любой ценой.

…Первые в СССР санитарные правила работы с радиоактивными веществами были разработаны и утверждены только в 1960 году. А до этих правил каждый действовал по своему разумению.

…Для контроля за промсанитарией была создана специальная СЭС, медсанчасть находилась на балансе предприятия, и работники этих структур, руководствуясь режимом совершенной секретности, практически не могли результативно вмешиваться в вопросы радиационной безопасности и экологии, не имели права вместе с лечащими врачами ставить истинные диагнозы заболеваний, связанных с внутренним и внешним переоблучением персонала".

Из очерка Ю. Кузовова:

"…Однажды в 1954 году трясина-плавун (в овраге ниже цеха №5) прорвала ограждение и селевым потоком хлынула на железнодорожные пути «Правдинской» ветки и крайней хаты села Карнауховка на его западной окраине. Несколько дней тогда откапывали попавший в селевой плен паровоз с двумя вагонами и несколько близлежащих хат. Позже отселенные сельчане вспоминали, что в тот год очень уж хорошо уродили их огороды…"

О быте и отдыхе

Из очерка Ю. Кузовова:

"…Еще в начале строительства ПХЗ в первую очередь возвели 29 бараков на улицах Колеусовской, Лазо, Центральной и Берии (названия улиц даны в первозданном виде). Затем, в 1948-1950 гг., застроили жилыми домами Соцгород: улицы им. Сталина (ныне Менделеева), Харьковскую (ныне Колюбаева), Южную (ныне пр. Конституции), О. Кошевого, Тульскую, Берии (ныне Киевская). Всего 106 домов, в основном двухэтажных. Перекресток улиц Сталина и Берии был центром заводского поселка, здесь находились радиоузел, медпункт, поселковое ЖКУ, продовольственный магазин («Огонек») и столовая №2. Надо всем этим возвышался памятник Ленину. Вождь с постамента указывал дорогу в светлое будущее, устремив перст на восток (вниз по ул. Берии). Позже построили школу №14 и административное здание ЖКУ, после чего культурный центр переместился туда. Поменял адрес и памятник Ильичу (уже в 1982 г. его заменили на гранитный). Памятник развернули лицом к народу – к трамвайному пути. С памятником проще: его легко развернуть в соответствии со сменой генеральной линии партии…"

Строил завод солидно: вдоль проспекта - пятиэтажные дома с элементами сталинского ампира, внутри кварталов – малоквартирные 2-3-этажные дома
Горплощадка обогатила культурную жизнь Днепродзержинска Дворцом культуры им. Горького, который сдали в эксплуатацию в 1955 году.

ДК Горького1

О жилмассиве БАМ

Из очерка Ю. Кузовова:

"…О жилмассиве БАМ стоит рассказать подробнее. Его сооружение началось в 1974 году методом «народной стройки». Очередникам, ждущим квартиры, она выделялась в виде «полуфабриката» – ячейки в кирпичной коробке. Все остальное надо было достраивать самим, такой метод позволил сократить сроки строительства, хотя и привел к значительному перерасходу стройматериалов.

…Приезжие, да и днепродзержинцы, часто недоумевают: почему район прозвали БАМом? Окрестили так строящийся поселок очередники-застройщики. Расшифровывали название по-разному: «Большая Авантюра Маруси» (по имени председателя завкома М. Заварюхиной) или «Бережной, Агафонов, Максименко» (по фамилиям секретарей парткомов). А прижилось это название потому, что поселок был действительно самым удаленным заводским жилмасивом.

Из эпилога книги о ПХЗ:

"…Хочется, чтобы наши надежды на возрождение ПХЗ сбылись, и все мы продолжали гордиться своим предприятием". Июнь 1977 года.

По теме: Президиум республиканского совета Украинского общества охраны природы в 1998 году наградили ПХЗ за первое место в соцсоревновании (в отрасли охраны природы).

Ирина Уварова

Источник http://sobitie.com.ua