Юлиус Скалик
1919 год. Молодая Советская республика сражалась с полчищами интервентов и белогвардейцев. Гремела гражданская война.
В цехах Днепровского завода каменские металлурги построили бронепоезд «Радянська Украйна». Сверкая свежепокрашенными пушечными башнями, бронепоезд вышел из заводских ворот и был взят на вооружение революционными войсками Южного фронта, перекрывавшими путь деникинцам, рвавшимся к Москве.
Экипаж бронепоезда был интернациональным. Башней главного калибра командовал украинец Георгий Коваленко, машинистом паровоза был назначен русский Петр Латышев, пулеметчиками и артиллеристами — поляки Константин Яндовский, Франц Маклес, Иосиф Шкода, подрывниками — немец-спартаковец Карл Раш и румын Васили Никуло. Командовал бронепоездом чех Юлиус Скалик. Бойцы звали его Илюшей.
Георгий Коваленко, Петр Латышев, Франц Маклес и другие бойцы бронепоезда были металлургами Днепровского завода.
Священная борьба за светлое будущее трудового народа объединила людей разных национальностей в единую боевую семью. Не все бойцы свободно говорили по-русски, но им было достаточно трех слов: «Ленин», «Революция», «Победа». Победа или смерть!
В августе 1919 года командование Южного фронта дало команде бронепоезда «Радянська Украша» задание выйти в район Курск—Орел, откуда деникинцы готовили удар на Москву.
Юлиус Скалик решил встретить белых на станции Змиев. Ранним утром разведка донесла, что против «Радянсько! Украши» вышли три бронепоезда белых. Скалик задумался.
— Слушай, Илюша,— сказал машинист Виталий Куницкий,— у меня есть мысль: отцепим паровоз от вагона-кухни, прицепим его к одной из бронеплощадок. Будет у нас два бронепоезда.
Юлиус Скалик обнял бойца.
- Спасибо, Виталий,— сказал он,— ты честно служишь революции!
Теперь уже два бронепоезда ринулись на врага. Георгий Коваленко метко стрелял из пушки главного калибра. Загорелся один бронепоезд белых. Команда его начала разбегаться.
— Артогонь перенести на бронепоезд № 2,— командовал Скалик,— команду пе.рвого расстрелять из пулеметов.
Опять прогремели пушечные выстрелы. Другой бронепоезд деникинцев запылал. Третий отступил.
Когда Юлиус Скалик зашел в башню главного калибра, он увидел, что Георгий Коваленко бинтует себе голову. По щеке его текла кровь.
- Гриша, друг, дай я перевяжу тебя.
- Ничего, Илюша, я сам,— ответил Коваленко.— Ты лучше на себя посмотри.
Шинель Скалика была пробита осколками. Его ранило в ногу...
Купянск, Валуйки, Юзовка, Геническ, Чонгар, Сиваш. Новые и новые бои с деникинцами, врангелевцами, бандами Махно.
...Отгремела гражданская война. Начали зарастать травой фронтовые дороги. Бойцы-металлурги возвратились на родной завод. Многотысячной армией они подняли его из руин. Запылал огонь в домнах и мартенах, загрохотали прокатные станы.
Заводу было присвоено славное имя Феликса Дзержинского. Бывшие воины-металлурги показывали теперь пример в труде и в учебе. В тридцатых годах слесарь, бывший артиллерист Георгий Коваленко закончил Днепропетровский металлургический институт. Вечернее отделение этого института закончил также бывший начальник пулеметной команды бронепоезда «Радянська Украша» Иван Шиманский. Работали и учились многие бывшие бойцы «Радянськой Украйни».
- Мы часто вспоминали своего чешского друга Юлиуса Скалика,— рассказывает Георгий Николаевич Коваленко,— но сведений о нем долго не имели. Но вот осенью 1957 года в адрес Днепродзержинского горсовета пришло письмо из Чехословакии. Его написал Скалик. Оказывается, после победы Советской власти в нашей стране он выехал к себе на родину и жил в поселке Крижаны. В годы Великой Отечественной войны принимал участие в партизанском движении, награжден чехословацким орденом Красной Звезды и медалями. Вот какой он, наш боевой друг! С тех пор я начал регулярно переписываться со Скаликом. В первом письме послал своему бывшему командиру фотографию нашего бронепоезда и его команды. Вскоре я получил от него ответ, много фотографий.
В 1959 году, накануне 42-й годовщины Великого Октября, я отослал Юлиусу поздравление и групповую фотографию друзей. Вот что написал мне Юлиус Скалик.
Георгий Николаевич одевает очки, берет письмо и читает:
«Крепко жму ваши руки. Поздравляю всех боевых товарищей. Нужно неутомимо сплачивать нашу дружбу. Меня радует мощь Советского Союза — крепость мира и социализма. Запуск спутников Земли, космических ракет, строительство атомных электростанций и ледокола «Ленин» вызывает у нас чувство гордости.
Дорогой друг! Я часто смотрю на твою фотографию и вспоминаю 1919 год, тяжелые бои под Орлом. Помнишь, тогда в моей фронтовой шинели в один день появилось двенадцать дырок...
Выпьем большой бокал вина за славное прошлое и светлое будущее.
Ваш командир Илюша.
16 октября 1959 года,
Крижаны, 80
Чехословакия».
Источник infodz.com.ua
P.S. В 1962 году Юлиус Скалик умер. Днепродзержинский горисполком в январе 1966 года принял постановление присвоить имя чехословацкого коммуниста Юлия Скалика новой улице в юго-западном жилом массиве. Эта улица является как бы продолжением Балтийской улицы, начиная от улицы Димитрова, и проходит вдоль 5-го и 6-го микрорайонов.