1 февраля 1936 года постановлением Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета (ВУЦИК) город Каменское «по просьбе днепропетровских и украинских организаций» (так в тексте документа) был переименован в Днепродзержинск.
1934 год. Верхний ряд крайний слева - С. Реденс.
Никаких мотивов переименования днепропетровские и украинские организации в своей просьбе не указали, также нет названия самих этих организаций. В настоящее время официальной версией, почему Днепродзержинск носит имя одного из самых кровавых персоналий советской истории, является следующая: переименование произошло в связи с вкладом «железного Феликса» в пуск Днепровского завода в Каменском и десятилетием со дня его смерти. Однако, данной доктрине противоречит такой простой факт, что десятилетие со дня смерти Дзержинского наступило в июне 1936 года, но никак не в феврале. Да и вклад Дзержинского в пуск Каменского завода вызывает массу возражений и является, скорее, мифотворческим.
На протяжении 1923 года город Каменское находился в постоянной напряженности: будет ли работать завод. Чтобы не закрыть предприятие, требовалось загрузить его заказами и хотя бы на первых порах оставить на активной консервации. Несмотря на очевидность последствий, вышло постановление Главметалла о закрытии Днепровского завода, о чем в середине декабря 1923 года опубликовала газета «Экономическая жизнь». На экстренном заседании парторганизации завода было принято решение: протестовать против убийственного решения Главметалла и оставить предприятие на минимальной металлургической программе. Позицию каменчан поддержал и секретариат губкома КП(б)У.
В январе 1924 года председатель завкома А. Белецкий едет в Москву на пленум союза «Металлист», чтобы пояснить ситуацию на заводе, его готовности к производственной деятельности и попробовать добиться отмены решения о закрытии предприятия. По возвращении, 28 марта 1924 года на открытом общем собрании членов и кандидатов Каменской организации КП(б)У Белецкий сделал доклад о результатах поездки.
«После Пленума мне пришлось обратиться к Председателю ВСНХ, который сказал: если пустить Днепровский завод, то нужно остановить Юзовский завод. В дальнейшем наш завод будет работать также на активной консервации». (ГАДО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 129. Л. 263).
Вопрос завис в воздухе. Председатель ВСНХ проблему не решил, и завод все так же функционировал с минимальной нагрузкой. Одновременно своими силами производился ремонт основных цехов, хотя распоряжений на этот счет не поступало.
Историческая справка: с 2 февраля 1924 года по 20 июня 1926 года председателем ВСНХ состоял Дзержинский Феликс Эдмундович.
В начале 1925 года «Югосталь», в состав которой входил и Днепровский завод в Каменском, приняла расширенную производственную программу. И в связи с потенциальными возможностями ДГЗ, Екатеринославский райком ВСНХ постановил ходатайствовать в Украинский комитет ВСНХ о необходимости и выгодности пуска доменных печей. В феврале на ДГЗ (управляющий заводом Н. И. Шмидт) был введен в строй проволочный стан, в начале апреля – 3-я мартеновская печь, 28 апреля – первая доменная печь. С этого дня завод в Каменском из числа законсервированных предприятий перешел в разряд действующих.
Усилия заводчан увенчались трудным успехом: Днепровский государственный завод, а вместе с ним и город Каменское, были спасены.
Ну а лавры, как водится, достались другим. На митинге 28 апреля, посвященному пуску доменной печи №1, было принято решение избрать председателя ВСНХ Феликса Дзержинского почетным горновым первой домны и навечно внести его имя в списки металлургов завода.
В сентябре 1925 года Советское правительство приняло постановление о присвоении заводу имени почетного горнового ДП-1. Так Днепровский завод в Каменском превратился в ДГЗ имени Ф.Э. Дзержинского.
После кончины председателя ВСНХ в июне 1926 года расширенный пленум Каменского районного партийного комитета постановил ходатайствовать перед центральными партийными органами о переименовании Каменского в город Дзержинск. Однако, первый блин вышел комом. Центральные партийные органы предложение не поддержали, и еще десять лет город Каменское носил имя, данное ему при рождении.
Но что же такого произошло в начале 1936 года, что послужило причиной переименования целого города? Для этого нам придется вернуться на восемнадцать лет назад в Каменское. В январе 1918 года в Каменском установлена советская власть. Однако, в связи с угрозой оккупации юго-восточной части Украины австро-венграми, наш земляк-революционер Станислав Реденс по поручению ЦК КП(б)У был командирован в Москву для передачи ценностей Госбанка. Можно только представить, какие сокровища переправлены украинскими большевиками в соседнюю страну, насколько был истощен золотой запас Украины.
Сдав добро московским товарищам, Реденс по праву становится чекистом и знакомится с Дзержинским. Чем-то приглянулся председателю ВЧК молодой, ревностный соотечественник, и он делает Станислава не только своим личным секретарем, но и секретарем Президиума ВЧК. Головокружительный поворот! Дзержинский же стал для Реденса всем: кумиром, другом, отцом.
Станислав Реденс (слева)
Но время не располагало к сантиментам. Дзержинский отправляет Реденса в Украину, в горнило гражданской войны, наделив Станислава Францевича чрезвычайными полномочиями. Феликс Эдмундович дает ему команду из 79 сотрудников московской ВЧК. Одесса, Киев, Харьков, Крым. Реденс становится председателем Одесской губчека. И жемчужина у моря обагрилась кровью красного террора.
Знакомство с сотрудницей Одесской ЧК Анной Аллилуевой переросло в сердечную склонность и завершилось браком. Эта связь сделала Реденса свояком Сталина, ибо они женились на родных сестрах. В 1920 году в Харькове, где Реденс возглавил губернскую чека, вновь пересеклись пути двух поляков-революционеров, учителя и ученика. Дзержинский по персональному поручению Ленина приехал наводить порядки в Украине, что стоило жизни сотням украинских патриотов. Похоже, что свою новую должность Реденс получил специально «под Дзержинского», на период пребывания того во второй малороссийской столице. Ибо после отъезда вождя в Москву, Реденс тут же возвращается в Крым.
Приняв впоследствии назначение председателя ВСНХ, Феликс Дзержинский не забывает преданного друга и вновь предлагает Реденсу стать своим помощником и секретарем Президиума ВСНХ. Точное повторение ситуации 1918 года! Станислав Францевич, ставший к тому времени не кем-нибудь, а председателем ГПУ Крыма, ни минуты не колебался – работать рядом с Дзержинским, делать жизнь с товарища Дзержинского было для него высшей наградой.
В 1925 году Дзержинский награждает Реденса боевым орденом Красного Знамени. В начале того же 1925 года, как гласит предание, к главе совнархоза прибыла делегация из Каменского с просьбой выделить средства на расконсервацию Днепровского завода. Реденс способствовал решению вопроса, проводив каменчан к своему могущественному шефу и дав блестящую характеристику каждому из них. Именно этот эпизод лежит в основе официальной версии о решающей помощи Дзержинского в деле пуска Днепровского завода. Версия, не подкрепленная ни одним документом. Пуск Днепровского завода явился результатом экономических процессов, когда стране, приходящей в себя после гражданской войны и разрухи, опять понадобился металл.
Но через год Дзержинский умер. Для Реденса перестало сиять солнце. Он запил. Однако, со смертью «железного Феликса» карьера каменского чекиста не оборвалась. Вступил в действие механизм родства с великим кормчим. И Станислав Францевич стремительно поднимается по ступеням иной служебной лестницы. Его поразительный взлет – просто реальное воплощение советской мечты: кто был никем – тот станет всем! Секретарь Коллегии и управляющий делами Наркомата Рабоче-крестьянской инспекции СССР с награждением ордена Трудового Красного Знамени, затем полпред ОГПУ по Закавказью, председатель Закавказского ГПУ, председатель ГПУ Белоруссии. Страшно представить, сколько оборванных судеб лежит на его совести. В июле 1931 года он уже председатель ГПУ Украины и один из главных организаторов голода в республике, унесшего несколько миллионов жизней. На его родине в Каменском именем Реденса назвали давшую первый ток ГРЭС.
В 1932 году С. Реденс совместно с С. Косиором получили задание разработать специальный план ликвидации «основных кулацких и петлюровских контрреволюционных гнезд». И только в одном ноябре тридцать второго председатель ГПУ Украины, согласно разработанному плану, провел аресты около двух тысяч руководящих работников колхозов. После этого Сталин предлагает дать Реденсу другой участок работы, и того переводят начальником УНКВД Московской области. Здесь он возглавил «мероприятия», последовавшие после убийства С. Кирова по очистке Москвы от разного рода оппозиционеров и «непролетарских элементов». Тут наш Станислав Францевич не сплоховал, и в ноябре 1935 года ему присваивают звание комиссара госбезопасности первого ранга. Только пятеро чекистов того времени удостоились столь высокого отличия.
На правах родственника, Реденс вхож в дом Сталина. Пик карьеры и влиятельности! На этом этапе изучения биографии нашего земляка можно опять вернуться к вопросу: почему именно Каменское переименовано в Днепродзержинск, и почему именно в 1936 году? Почему не десятью годами раньше, когда умер Дзержинский? Почему не Павлоград, Кривой Рог? Харьков, в конце концов. Ведь после окончания гражданской войны не один Днепровский завод стоял на консервации, и помощь по программе «Югостали» оказали многим предприятиям тяжелой промышленности юга Украины. Да и триста тысяч рублей, якобы отпущенных с помощью Дзержинского, хватило лишь на то, чтобы восстановить часть железнодорожных путей, эстакад и отремонтировать две доменные печи, но никак не весь завод.
И что за странность формулировки: переименовать город Каменское в Днепродзержинск «по просьбе днепропетровских и украинских организаций»? Выходит, организации Каменского не просили переиначить название города? Известно, что когда в конце тридцатых годов раскручивалось всесоюзное дело «Польской организации войсковой», ее видных «членов» допрашивали на предмет связи с Дзержинским. То есть, покойный Феликс Эдмундович проходил, как потенциальный «враг народа», один из тех, кто якобы стоял у истоков ПОВ. Но в 1934-1936 годах ситуация была иной.
Кубик Рубика неожиданно складывается, если соединить чувство благоговения и преданности к своему бывшему хозяину с тем положением и могуществом, каким обладал Реденс, начиная с 1934 года. Может быть, он был единственным человеком, кто по-настоящему любил «железного Феликса» и мечтал увековечить его имя. А тут уж, с его-то, Реденса, возможностями, как говорится, дело техники. Почему именно Каменское? Да потому, что это родной город Реденса, его юность, у него там братья и сестры, дядя, заменивший ему отца. И прекрасный повод: завод, называемый «Дзержинкой», которому Феликс Эдмундович оказал некогда финансовую помощь.
Кроме того, существовала еще одна интересная деталь. На карте Украины до 1934 года буквально по соседству находились два города: Каменское и Зиновьевск. К началу 1936 года бывшие советские вожди Л. Каменев и Г. Зиновьев являлись настоящими политическими трупами. Арестованные и осужденные в 1934 году по делу «Московского центра», в августе 1936 года их приговорят к смертной казни за участие в «Антисоветском объединенном троцкистско-зиновьевском центре». В 1934 году город Зиновьевск был переименован в Кировоград. И хотя название города Каменское никакого отношения ко Льву Борисовичу Каменеву-Розенфельду не имело, но уж больно такое соседство городов резало глаз. Чем не дополнительный повод к переименованию?! А само безликое название «Днепродзержинск», естественным образом, было заимствовано от старшего брата «Днепропетровска», прозванного именем еще одного врага украинского народа Григория Петровского.
Представленная версия переименования Днепродзержинска не более умозрительна, нежели официальная, и в этом плане имеет право на существование до решающих документальных подтверждений исторической истины.
Постскриптум: согласно исследованию, проводившемуся газетой «Комсомольская правда» (Украина) (номер от 25.01.2011), создатель ВЧК Феликс Дзержинский в иерархии наиболее кровавых наркомов Советского государства имеет следующий рейтинг: по осужденным – 6-е место (59 тысяч 876 человек); по приговоренным к высшей мере наказания – 4-е место (8 тысяч 291 человек). Как поется в известной песне: «Это наша с тобою страна, это наша с тобой биография».
Александр Слоневский, член Национального общества краеведов Украины
Источник: www.sobitie.com.ua