С_Днем_ВДВ.jpg

Днём воздушно-десатных войск (ВДВ) в Украине является 2 августа. Поздравляем с Днем ВДВ всех, кто причастен к этому гордому празднику. Желаем всей десантуре голубого неба, полных куполов, мягких приземлений и удачи в жизни и службе.

ВДВ.jpg

"Войска дяди Васи" является одним из неофициальных названий частей Воздушно-десантных войск. Шуточная расшифровка аббревиатуры ВДВ появилось, благодаря легендарному советскому генералу Василию Маргелову, (кстати, Василий Филиппович Маргелов родился в 1908 году в Екатеринославе, ныне Днепропетровск), который командовал этими войсками в период с 1954 по 1959 и с 1961 по 1979 год. Праздник стал отмечаться в честь парашютного десанта на войсковом учении Московского военного округа под Воронежем, когда в 1930 году 12 человек впервые были десантированы с крыла самолета.

Десантнику после первого прыжка выдают «поплавок» - значок с изображением парашюта. После второго прыжка – тельняшку. А после третьего, с оружием, - голубой берет. Береты появились в обмундировании десантников в 1968 году. Эти и другие внедрения появились благодаря командующему Василию Маргелову, которому принадлежат слова, полные романтики, преданности военному делу: "Тот, кто ни разу в жизни не покидал самолёт, откуда города и сёла кажутся игрушечными, кто ни разу не испытывал радости и страха свободного падения, свист в ушах, струю ветра бьющего в грудь, тот никогда не поймёт чести и гордости десантника..."

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

О том, как высадился первый десант парашютистов, вспоминал руководитель этого эксперимента военный летчик Леонид Григорьевич Минов (цитата с сайта выпускников Рязанского училища ВДВ):

"Высадку десанта решено было произвести с самолета "Фарман-Голиаф". Его преимущество перед имевшимися в авиабригаде бомбардировщиками ТБ-1 заключалось в том, что не требовалось человеку вылезать на крыло – парашютисты выпрыгивали непосредственно в открытую дверь. Причем все обучаемые находились в кабине самолета. Чувство локтя товарища успокаивало каждого. Кроме того, выпускающий мог наблюдать за ним, подбодрить перед прыжком. Десантная группа была разделена на два отряда, так как в кабине самолета помещалось не более семи парашютистов. После высадки первых десантников самолет возвращался на аэродром за второй группой. В перерыве между прыжками намечалось сбросить с трех самолетов Р-1 шесть грузовых парашютов с оружием и боеприпасами.

2 августа 1930 г. ровно в 9 часов с аэродрома базирования поднялся самолет. На его борту – первый отряд парашютного десанта. Вместе с нами и руководитель второй группы Я. Мошковский. Он решил посмотреть, где место отделения нашей группы, чтобы потом точно десантировать своих ребят. Вслед за нами взлетели три самолета Р-1, под крыльями которых на бомбодержателях подвешены грузовые парашюты.

Сделав круг, наш самолет повернул к месту выброски десанта, расположенному примерно в двух километрах от аэродрома. Через несколько минут вышли на курс. Я высунулся из двери, чтобы рассчитать точку отделения. Самолет шел против ветра на высоте 300 метров. Внизу, чуть впереди – наша площадка.

Пора.

– Приготовиться! – стараясь перекричать гул моторов, скомандовал я. Ребята тут же поднялись и встали друг за другом, сжимая в правой руке вытяжное кольцо. Лица напряжены, сосредоточены. Как только пересекли площадку, дал команду:

– Пошел!

Бойцы буквально высыпали из самолета, я нырнул последним и тут же дернул кольцо. Посчитал – все купола раскрылись нормально. Приземлились мы почти в центре площадки, недалеко друг от друга. Бойцы, быстро собрав парашюты, подбежали ко мне. Тем временем над головами прошло звено Р-1 и на краю хутора сбросило шесть парашютов с оружием. Мы кинулись туда, распаковали мешки, достали пулеметы, патроны.

И вот уже в небе вновь появился наш "Фарман" со второй группой. Как и было запланировано, группа Мошковского покинула самолет на высоте 500 метров. Приземлились они рядом с нами. Понадобилось всего несколько минут, и 12 десантников, вооруженных двумя ручными пулеметами, винтовками, револьверами и гранатами, были в полной готовности к боевым действиям..."

ПОЛОСКА БЕЛАЯ, ПОЛОСКА ГОЛУБАЯ

...В ноябре 1941 года Маргелов, ранее служивший в стрелковых частях, был назначен командиром 1-го Особого лыжного полка моряков Краснознаменного Балтийского флота. Морпехи приняли командира, что особенно подчеркивало обращение к нему по флотскому эквиваленту звания майор – товарищ капитан 3-го ранга. Маргелову же запала в сердце удаль "братишек". Для того чтобы десантники переняли славные традиции старшего брата – морской пехоты и с честью их продолжали, Василий Филиппович впоследствии добился, чтобы десантники получили право носить тельняшки. Маргелова вообще вполне заслуженно называют десантником № 1. А ВДВ расшифровывают как «войска дяди Васи». Что же касается моей версии, то случаи перевода пилотов из состава морской авиации в ВВС действительно были.

fa8443a78db5b65ac9b01c2b9b6f5c52.jpg

Впервые тельняшки были вручены десантникам при следующих обстоятельствах. Они описаны в книге Ф.А. Лушникова "Братья Доронины":

"...Летом 1959 года на сборах начальников ПДС (парашютно-десантной службы. – Прим. авт.) под руководством И.И. Лисова впервые проверили на практике реальность массового десанта на воду. Погода была хреновая – дождь и ветер 12–14 м/с с порывами до 16 м/с. Первым бортом прыгали офицеры штаба во главе с генералом Лисовым. Прыгали с высоты 450 метров. Крайним прыгал полковник В.А. Устинович. Так вот, после того, как он последним вылез из воды на берег после приземления и поздравив всех, достал из-за пазухи морские тельняшки! И со словами «к титулу воздушные десантники нам можно теперь смело добавить морские» вручил каждому тельняшку".

С тех пор этот ритуал стал в ВДВ традицией. Официально же первыми тельники надели бойцы частей и соединений Воздушно-десантных войск, принимавшие в 1968 году участие в событиях в Чехословакии.

Внедрению десантных тельняшек активно противодействовал адмирал флота СССР А.А. Горшков. Видимо, ревновал. Но Маргелову удалось отстоять свою идею, и с тех пор бело-голубые полоски прочно заняли свое место на груди десантников.

ДЕСАНТУРЕ - ОТ ГОРЦЕВ ШОТЛАНДИИ

Еще один символ ВДВ – голубые береты берут свое начало в далеких XVII и XVIII веках. Тут Степаныч со мной согласился, поскольку как и я, любит покопаться в исторической литературе. Эту моду ввели отдельные части шотландских горцев армии Великобритании, личный состав которых носил шапочки, напоминающие береты. Вообще же головной убор, который люди знают под именем «берет», был широко распространен в стране басков, на территории Франции и Испании примерно в то же время. Интересно, что по-итальянски берет так и называется – basco. Более или менее широкое распространение этих головных уборов в вооруженных силах началось в Первую мировую войну. По некоторым данным, французские танкисты начали носить разные версии мягких басконских беретов вне строя и при выполнении заданий.

В СССР береты появились у морской пехоты в 1963 году. А потом, как и тельняшка, он перекочевал к десантникам. В советских воздушно-десантных войсках к ношению изначально предполагался берет малинового цвета – согласно общемировой традиции, по которой в армиях большинства стран именно такой берет был символом ВДВ. С июня 1967-го введены два варианта берета. При повседневном обмундировании планировалось ношение головного убора защитного цвета с красной звездой. А малинового – в качестве парадного головного убора. Но береты цвета хаки не прижились.

Малиновые же в начале 1968 года заменили голубыми – символизирующими небо и больше подходящими частям ВДВ".

Источник: http://minsknews.by/blog 

 

_Monument_to_Vasily_Margelov_Dnepropetrovsk_070861_.jpg

Монумент В.Ф.Маргелову на набережной в Днепропетровске