На снимке первого выпуска Стахановских курсов вагоновожатых Днепродзержинского трамвая, который состоялся в 1938 году, можно увидеть фотографии тридцати семи выпускников и пяти преподавателей. Есть еще рамки для трех фотографий. Но, увы, их самих нет. А ведь должны были быть. Почему нет фотоснимков?  В голову приходит одна мысль. 1938 год... Сталинские репрессии... Период наиболее массовых репрессий, так называемый "Большой террор", пришёлся именно на 1937—1938 годы. Интересно, кто же из днепродзержинских трамвайщиков тогда попал под их каток?

Фото предоставлено Дмитрием.

 

Курсы_вагоновожатых._1938_год.jpg

В течение трех дней (3-5 апреля) в Днепродзержинской ДЮСШ № 4 проводился учебно-тренировочный сбор национальной команды Украины по пумсэ. Как сообщил исполняющий обязанности главного тренера сборной страны Роман Курысь, в подготовительных сборах участвовали 17 спортсменов. "Наш город представляли София Курысь, Даниил Гаврилов, Кира Грозан, Артем Боженко, Екатерина Макида и Олеся Черненко (на фото), - рассказывает Р.Курысь, тренер Днепродзержинской ДЮСШ № 4. - Остальные бойцы были из Днепропетровска (5 человек), по два - из Запорожья и Одессы, по одному человеку делегировали Киев и Харьков. Мы отрабатывали формальный комплекс пумсэ, работали над ошибками, просматривали варианты, для формирования сильных составов национальной сборной. По результатам сборов определены кандидаты в главную команду Украины, которая будет принимать участие в чемпионате Европы (Сербия, июнь). Уже известно, что в нее точно вошли наши ребята Курысь, Грозан, Черненко и Гаврилов. Окончательный состав сборной Украины будет утвержден по итогам международного турнира "German Open Poomsae", который состоится 23-24 мая в немецком Дрездене. Туда поедут К.Грозан (в индивидуальном комплексе), О.Черненко (парные выступления), С.Курысь (команда). Возможно будет сформирована еще и женская команда".

Текст: Виктор Куленко.

 

Черненко.jpg

В Харьковском дворце спорта "ХТЗ" со 2 по 5 апреля параллельно прошли два чемпионата Украины по кикбоксингу: среди детей, юношей, юниоров, а также среди студентов, в которых приняли участие 480 спортсменов из двенадцати областей. Как рассказал президент областной федерации кикбоксинга Александр Алифардович Панибудьласка, его воспитанники выступили отлично. "На соревнования ездили 12 моих спортсменов, - рассказывает А.Панибудьласка. - В итоге ребята привезли в Днепродзержинск пять золотых, четыре серебряные и три бронзовые медали.

1.jpg

 

Среди юниоров абсолютным победителем стал чемпион Европы 2014 года, кандидат в мастера спорта Владислав Бегун. Он завоевал высшие награды в трех разделах: семи-контакт, лайт и семи-бокс.

4.jpg

Среди старших юниоров в разделах лайт и семи-бокс "серебро" получил Влад Матковский. В возрастной категории "юноши", где разыгрывались награды в двух разделах: семи-контакт и лайт-контакт, от Днепродзержинска выступали два бойца. Абсолютным чемпионом стал перворозрядник Валентин Клинов (2004 г.р.). Меньший за него на год Мирослав Пискун в абсолютной весовой категории 67 кг занял третье место в лайт-контакте.

 

3.jpg

В чемпионате страны среди студентов впервые в таких соревнованиях участвовал 18-летний перворазрядник Александр Колосов. Саша взял бронзовую медаль в разделе "лайт-контакт". "Камээсовец" Александр Годько (1995 г.р.) стал серебряным призером в разделе "фул-контакт". В разделах "семи" и "лайт" бился кандидат в мастера спорта Антон Самаров и занял соответственно третье и второе места".

 

6.jpg

Сборная Днепропетровской области стала второй в общекомандном зачете. Кроме кикбоксеров из "СБК", остальные ее бойцы завоевали 12 золотых медалей, 8 серебряных и 6 бронзовых. Надо отметить, что Александр Панибудьласка выполнял функции старшего рефери на чемпионате среди детей, юношей и юниоров.

 

7.jpg

ПРИЗЕРЫ-ДНЕПРОДЗЕРЖИНЦЫ

ПЕРВОЕ МЕСТО

55 кг - Бегун Владислав (семи-контакт)
55 кг - Бегун Владислав (лайт-контакт)
55 кг - Бегун Владислав (семи-бокс)
до 40 кг - Клинов Валентин (семи-контакт)
до 40 кг - Клинов Валентин (лайт-контакт)

ВТОРОЕ МЕСТО

55 кг - Матковский Владислав (лайт-контакт)
55 кг - Матковский Владислав (семи-бокс)
65 кг - Годько Александр (фул-контакт)
85 кг - Самаров Антон (лайт-контакт)

ТРЕТЬЕ МЕСТО

67 кг - Пискун Мирослав (лайт-контакт)
до 60 кг - Колосов Александр (лайт-контакт)
85 кг - Самаров Антон (семи-контакт)

ШТРИХ

РАЗДЕЛЫ КИКБОКСИНГА

СЕМИ-КОНТАКТ (ограниченный).
Характеризуется запрещением сильных ударов. Можно сказать, что это условный поединок. Он носит прерывистый характер, так как после проведения чистого удара рукой или ногой судья останавливает бой и начисляет очки. Предпочтение отдается ударам ногами, и выше всего из них, оцениваются прыжковые удары. Спортсмены стараются работать ногами с дальней дистанции.

ЛАЙТ-КОНТАКТ(легкий).
Вид кикбоксинга, в котором запрещены сильные, акцентированные удары руками и ногами. Из-за этих ограничений темп боя выше, чем в фул-контакте. Победа присуждается спортсмену, продемонстрировавшему лучшую технику работы рук и ног и, соответственно, нанесшему большее количество ударов.

ФУЛ-КОНТАКТ(полный).
Вид кикбоксинга, в котором удары ногами и руками наносятся без ограничений силы, в полный контакт. Также, как и в боксе, отсчитываются нокдауны, возможны нокауты.

Текст: Виктор Куленко.

"Судя по номеру состава 567-568 это работники трамвайного депо № 2, - рассказывает Дмитрий Рейдер. - В 1977 году трамвай пришел с Чехословакии в Днепродзержинск, а в 1990-м году был передан в Запорожье.
Бампер с алюминевой накладкой (старая модификация), лесенка у второй двери должна быть, и люки в крыше шырокие".

 

34.jpg

Из Киева в Вышгород и Днепропетровск полетят суда на подводных крыльях! Первый пробный рейс намечен на середину-конец мая.
Об этом сообщают «Вести».
«Мы планировали начать навигацию уже в этом месяце, но проект стопорится. Покупка катеров заняла больше времени, чем мы рассчитывали, — рассказывает «Вестям» Сергей Москаленко, замгендиректора компании «Днепровский экспресс», — Мы планируем купить «Метеор» в Румынии, и, по нашим расчетам, он придет к нам в начале мая. Катер, который мы покупаем, называется «Адмирал-1». Но, что интересно, изначально это судно носило имя «Василий Засенко», до 95-го года оно работало именно на линии Киев — Днепропетровск. Потом рейсы между областями закрыли, и в начале 2000-х наш «Метеор» ушел работать на Дунай».
Сергей говорит, что «Метеоры» в Днепр (и обратно в столицу) будут отчаливать в 7 утра. Время в пути — 9–10 часов. Стоимость билета — примерно 300 грн (поезд «Интерсити +» добирается до Днепропетровска за 5 часов за такую же цену). Предполагается несколько остановок — например, в Черкассах, Каневе, Кременчуге. «Такие тарифы не окупят наших расходов. Но мы не хотим спугнуть первых клиентов высокими ценами. На самоокупаемость будем выходить плавно, к тому же наш маршрут может быть удобен для жителей Днепропетровской области вместо маршруток, — признается Москаленко. — Еще мы планируем имиджевый маршрут: Киев — Вышгород. Стоимость билетов будет доступной всем, но какой именно, сказать пока не могу. Запустим его также в середине-конце мая»

 

Метеор.jpg

В этом году днепродзержинский трамвай празднует свое 80-летие.

Трамвай - самый первый общественный вид транспорта в Днепродзержинске и пока-что единственный, обеспечивающий право на бесплатный проезд пассажиров льготных категорий.

Трамвайное движение в городе было открыто в 1935 году. Ранее в Днепродзержинске действовало 9 трамвайных маршрутов, но после страшной аварии 2 июля 1996 года линия по ул. Чапаева была закрыта, а половина трамваев КТМ города - списана, из-за этого были отменены также "пиковые" маршруты. Сейчас в Днепродзержинске действуют 4 трамвайных маршрута №1;2;3;4. Днепродзержинск - самый маленький город Украины, использующий трамваи Т3, КТМ-8, КТМ-8М и Татра-Юг, а также самый большой город Украины без троллейбусов.

Уже к середине 30-х годов минувшего века на местном уровне активно обсуждалась проблема отсутствия в Каменском общественного транспорта. Основная масса горожан работала на металлургическом заводе. В любое время года и погоду им приходилось своим ходом следовать из ближних поселков в центр города, преодолевая пешком по 10-20 километров. В апреле 1934 года делегация уехала в Москву к наркому С. Орджоникидзе с ходатайством об оказании помощи в строительстве первой трамвайной линии в городе Каменском. Нарком дал «добро», профинансировав строительство первой линии.

Первая очередь трамвайного маршрута в нашем городе (по капризу чиновников переименованная в «четвертый») была проложена 78 лет тому назад, в 1935 году. Проектировал маршрут инженер-конструктор Днепровского металлургического завода И. Т. Новиков, позднее занимавший пост председателя Госстроя и заместителя председателя Совета Министров СССР. Начальником строительства первой очереди был К. В. Пащенко. Первым директором трамвая (так тогда называлась эта должность - прим. автора) был В. И. Зубинский, поработавший всего лишь год в этой должности.

К Октябрьским праздникам была построена первая очередь трамвайной линии, которая проходила от новопостроенного цементного завода через улицы Спортивную, Сыровца до улицы Украинской. 27 ноября 1935 года состоялся праздничный митинг в честь открытия трамвайной линии в Каменском.

 

Пуск_трамвая_1935.jpg

Первое трамвайное депо, находившееся на улице Коммунарной, имело одну смотровую канаву, пару путей отстоя и гараж. В те годы трамвайные вагоны в день перевозили 40 тыс. горожан. А население всего города тогда составляло 140 тыс. чел.

 

Территория_первого_Депо_на_улице_Комунарной.jpg

Всего через год была построена уже вторая очередь: ул. Украинская - ул. Колхозная (Лермонтова). В 1938 г. была построена третья очередь от улицы Колхозной до улицы Колеусовской. Трамвайная линия связала коксохимический завод им. С. Орджоникидзе с центром города. На следующий год была пущена четвертая очередь по маршруту пр. Ленина - ул. Октябрьская (Юбилейный проспект) - ул. Народная (район улицы Чапаева).

Таким образом, в 1939 году заработал уже второй маршрут, связавший центр города со спальными районами, продолжавший свое развитие в направлении единственной на то время в городе железнодорожной станции - Баглей. На втором маршруте работали только одиночные вагоны (моторные), так как на опасном спуске по проспекту Ленина ненадежно было выпускать двухвагонные поезда (моторные с прицепами). Альтернативы трамваю в те времена вообще не было. Людей утром будил звонок первого трамвая, а ночью они засыпали под звонок последнего.

 

Первый_трамвай_города.jpg.jpeg

Цифры

Стоимость первой очереди - 1,5 млн рублей.
Длина пути - 12,5 км.
Уложено шпал - 18450 штук.
Установлено 400 опор контактной сети.
Куплено 6 моторных и 6 прицепных вагонов серии «Х» Мытищинского производства.
Стоимость второй очереди - 1,2 млн руб.
Длина построенной очереди составила 9,7 км.
В 1939 г. первый маршрут обслуживало около 15-20 единиц, которые были сцеплены и работали двухвагонными поездами.
Второй маршрут обслуживали 4 одиночных вагона.

Дмитрий Рейдер

Всі мабуть бачили трамвай, пофарбований у голубу та червону фарби, що ходить по першому маршруту. На ньому чіткий, виразний напис: "Комсомольсько-молодіжний поїзд".
Якщо ви зайдете у друге депо трамвайного управління трамвая і заведете розмову про комсомольсько-молодіжний поїзд, молодь вам з гордістю скаже:
- Це наш поїзд!
Чому? Ось про це і хочеться розповісти.
На комсомольських зборах, які відбулись з нагоди взяття зобов'язань по особистому вкладу в будівництво комунізму, Віктор Мельниченко в своєму виступі запропонував:
- Давайте відремонтуємо комсомольсько-молодіжні поїзди своїми силами.
Збори ухвалили в післяробочий час відремонтувати поїзди. Закінчується зміна, а комсомольці і молодь додому не збираються, а приходять до свого молодіжного.
Добре працювали молотобоєць В.Мельниченко, токар С.Браковенко, бригада слюсарів А.Бондаренка. За електроустаткування взялися комсомольці В.Рябець та В.Каверін, а столярні роботи сумлінно виконував Д.Мохов. Багато зусиль доклали З.Курочкіна та Л.Гиродищенко, щоб поїзд був пофарбований краще від усіх. Активну участь у ремонті взяли комсомольці Дубина, Броханова, Кондратенко, Кучма, Чернявський.
Так комсомольці другого депо з гордістю можуть сказати про поїзд.: "Це наш", бо відремонтували його самі в неробочий час.
Хороший подарунок підготували трамвайники XIV з'їздові ВЛКСМ.

В.Полторацький, секретар комсомольської організації управління трамвая.
"Дзержинець" 05.04.1962.

"Художники - народові" - девіз Х Всесоюзної художньої лотереї 1983 року, виставка виграшів якої відкрилася 4 квітня в Москві.
Більше двох мільйонів виграшів одержали власники щасливих білетів за двадцять років існування Всесоюзної художньої лотереї. Двісті тисяч - така кількість виграшів ювілейного, десятого, випуску. Кращі з них представлені у Виставочному залі на вулиці Уральській, 6.
Тут твори живопису і графіки, скульптури і декоративно-прикладного мистецтва, створені відомими майстрами багатонаціональної радянської художньої культури.
Тираж виграшів відбудеться 14 грудня в Москві.

(Кор.ТАРС).
"Дзержинець" 06.04.1983.

ПРОСПЕКТ НАШЕЙ МОЛОДОСТИ

 

1931_год.jpg

Проспект Пелина. Бывший Гимназический проспект, названный так потому, что здесь а начале 20-го века были построены мужская и женская гимназии - теперь это два корпуса технического лицея № 1, отметившего в октябре 2007 года 100-летний юбилей.

В ХХ веке этот проспект был главной улицей нашего города. С развитием населенного пункта - от маленького казацкого села Каменское до индустриального четвертьмиллионного Днепродзержинска - центр общения населения смещался с улицы Набережной, сохранившейся в маленьких домишках возле речного порта, на улицу Вокзальную, находящейся между станцией Тритузная и западной проходной металлургического комбината. В середине прошлого века центром города был уже проспект Пелина. Получилось так, что с развитием города его жители все дальше оттеснялись промышленными предприятиями от Днепра, а теперь центральная улица Сыровца еще больше удалилась.

В газете "Ведомости" от 24 мая 2000 г. приводились любопытные факты, что в начале прошлого века в доме № 2 функционировал электротеатр "модерн", в домах №№ 4 и 6 размещались магазин и гостиница, № 9 - дом фельдшера Орловского, № 12 - дом священника, № 13 - дом пристава Сытина, № 16 - детский приют, № 17 - дом Поляковых, № 19 - дом Мякушкиных, № 23 - дом Галагана, № 25 - земская телефонная станция и почта, № 29 - школа православного приюта.

Проспект начинался Базарной или Красной площадью. На ней в 1922 году был установлен памятник скульптора А.Я.Сокола"Прометей". Здесь в братской могиле похоронены каменчане, погибшие в борьбе за советскую власть, а в 1943 году - погибшие подпольщики и воины-освободители Днепродзержинска. 

Примечательно, что на этом первом проспекте города все было первым: гастроном № 1, ремесленное училище № 1, фотография № 1, прикмахерская № 1, средняя школа № 1, хлебзавод № 1. 

В сороковых-шестидесятых годах прошлого века проспект Пелина был в Днепродзержинским Крещатиком или Дерибасовской. Вечерами по широкому тротуару между улицами Кирова и Розы Люксембург фланировала молодежь.

В то время на проспекте, я насчитал по памяти, было 6 киосков, торговавших газированной водой и папиросами. С 1946 года и до конца 2009 года простоял только один киоск на углу с улицей Карла Маркса. В ХХI веке он оставался единственным напоминанием о прошедших годах, когда горожане в жаркие летние дни, идя с пляжа (кстати, тоже уже несуществующего), утоляли жажду шипучей "чистой" или с сиропом газировкой.

В послевоенное время в доме № 2 на первом этаже был молочный магазин с примыкавшим к зданию деревянным павильоном, где можно было насладиться мороженым в стеклянных вазочках, позже в этом помещении находился магазин "Лира". В нем наше поколение покупало фотоаппараты "Комсомолец", электропроигрыватели грампластинок и первые массовые телевизоры "Рекорд". На втором этаже этого дома жил Ефим Гринберг, работавший в доменном цехе, впоследствии ставший Главным доменщиком Минчермета СССР.

В блоке домов №№ 4 и 6-8 на втором этаже долгое время оставлись гостиница "Красная", а на первом этаже был гастроном. Теперь там разместились пивные, игровые автоматы и мебельные магазинчики.

На проспекте Пелина находились вечерний металлургический институт им.Арсеничева (№ 16), металлургический техникум (№ 29), редакция городской газеты "Дзержинец" (№ 5), кинотеатр "Пролетарий" ("Родина") (№ 7), милиция (№ 1), КГБ (№ 13), прокуратура (№ 25), руководящие органы Днепровского района (№ 65).

Перед войной был построен четырехэтажный красивый дом № 18. В нем, в основном, жили руководители Дзержинки. Жили также первый секретарь ГК КПУ Г.С.Павлов, впоследствии занимавший высокие посты в партийной иерархии СССР, В.А.Подзерко - парторг компартии на заводе, бывший потом председателем профсоюза металлургов страны и вице-президентом Всемирной Федерации профсоюзов, В.В.Щербицкий, в бытность руководителем парторганизации нашего города.

В доме № 27, во дворе которого теперь установлена пивная, жил замечательный врач А.В.Коваленко, известный в литературных кругах Украины и за ее пределами тем, что создал перевод на украинский язык "Слово о полку Игореве".

Дом № 40 знаменит тем, что в нем жила семья Брежневых.

В доме № 41 жил А.Н.Чечуро, бывший начальником доменного цеха, а затем главным инженером завода, главным доменщиком Министерства черной металлургии Украины, лауреат Государственной премии СССР.

В конце проспекта сохранились два двухэтажных дома - № 69 и № 71. Это первые в нашем городе дома, построенные в 1927-1928 годах за частные средства, - в основном специалистов-металлургов - так называемый "жилкоп". Большинство владельцев этих квартир в 1937 году были репрессированы. После войны в домк № 69 жил главный энергетик Дзержинки Б.И.Вахович.

Проспект Пелина видел и радость и горе - по нему шли праздничные колонны трудящихся города в первомайские и октябрьские дни; по нему везли репрессированных днепродзержинцев в 30-40-е годы в дом № 13, где размещался отдел НКВД-КГБ, и к пристройке у ворот стояли очереди родственников арестованных с передачами.

Значительные события происходили на проспекте Пелина в годы оккупации.

Владельцем фотопавильона (он был расположен в глубине между домами №№ 3 и 5) стал В.П.Лапшин. Это было предусмотрено еще до прихода фашистов - в стену фотолаборатории был вмонтирован радиоприемник от легкового автомобиля "ЗИС-101". Подпольщик записывал сводки Совинформбюро о положении на фронте и отдавал их называвшим пароль людям. Кроме этого, он сохранил и передал "компетентным органам" фотонегативы с изображением немецких чиновников и их пособников, которые у него фотографировались. Однако через некоторое время после освобождения города эти "компетентные органы" арестовали уже награжденного партизанской медалью В.П.Лапшина, обвинив его в сотрудничестве с фашистами, продержали в тюрьме 2 месяца и только после очной ставки с арестованным фашистом, который не подвердил вымысел о сотрудничестве, выпустили на свободу. Эту историю рассказал мне в 1955 году сам Владимир Петрович Лапшин и показал свою трудовую книжку со штампом о его судисости, которой не было"

В доме № 43, с выходом на улицу Карла Маркса, жила подпольщица П.К.Светальская. Ее квартира была явочной, а в сарае дома хранились выкраденные у оккупантов оружие, бланки документов и др. Вещи. Через улицу напротив, в доме № 20 была конспитративная квартира "окружного проводу" ОУН, в доме № 47 находились гестаповцы, да и само гестапо находилось недалеко, в № 29, т.е. П.К.Светальская жила буквально во вражеском окружении.

В марте 1943 года патриотка Полина Кирилловна Светальская была арестована немцами и расстреляна как партизанка-подпольщица. Ее имя невечно отлито на бронзовой плите монумента "Прометей".

По проспекту Пелина 25 октября 1943 года с западной стороны в город вошел передовой отряд наших бойцов. о рассказу очевидца Н.М.Кушлянского, это были неказистые с виду, уставшие, заросшие щетиной солдаты. За ними на проспект въехал "джип" и остановился возле школы № 6. Из машины вышел человек в длинной шинели и военой фуражке, сказав: "Дальше я пешком пойду! По родной земле". Это был первый представитель советской власти в освобожденном Днепродзержинске Семен Сергеевич Смирнов. Сразу же возле СШ № 1 была установлена карта европейской части Советского Союза, на которой учитель географии Александра Алексеевна Петриченко флажками-булавками отмечала продвижение фронта. Она же рассказывала последние известия от Совинформбюро. Ведь городское радиовещание еще не было восстановлено.

А теперь наш самый первый проспект, на котором сохранились дома прошлого века, молчаливые свидетели всей истории города, находятся в заброшенном состоянии: разваливающиеся строения, разбитые и грязные тротуары с зияющими канализационными ямами, и почему-то на кажди шагу какие-то магазинчики по продаже автозапчастей и сомнительного качества мебели. Даже студенты - наши дети и внуки - вынуждены "перекусывать" пивом и чипсами в подворотне 1-го корпуса технического университета, а бывшую рядом "Вареничную" в доме № 18 кто-то "прихватизировал" под какой-нибудь очередной "мебельный салон".

Хочется надеяться на то, что восторжествуют патриотизм и гражданственность чиновников города, и проспект Пелина будет радовать своим видом горожан и гостей Днепродзержинска.

"Источник: книга "Мой город" И.В.Подзерко. "ИМА-пресс" Днепропетровск. 2011 г. стр. 64-69.